Научная статья на тему 'Вопросы организационного управления содержанием практической подготовки в вузах МВД'

Вопросы организационного управления содержанием практической подготовки в вузах МВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PRACTICAL TRAINING / КАЧЕСТВО / QUALITY / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / ОРГАНИЗАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ORGANIZATIONAL MANAGEMENT / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / TEACHING CONTENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеев Сергей Алексеевич, Стахно Роман Евгеньевич

В статье рассмотрены основные стороны организационного управления содержанием в вузах и требования, которые определяют отбор учебного материала для программы практической подготовки. Рассмотрены понятия обобщенной (не зависящей от конкретной ситуации) профессиональной задачи и частной профессиональной задачи. Проведен анализ требований к отбираемому учебному материалу для обеспечения практической подготовки, который позволяет оценить качество содержания практической подготовки определенным набором показателей. Предложена схема развертывания функции управления содержанием практической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеев Сергей Алексеевич, Стахно Роман Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы организационного управления содержанием практической подготовки в вузах МВД»

3. Жуманов И.И., Ахатов А.Р. Нечеткая семантическая гиперсеть контроля достоверности информации в системах электронного документооборота // 4-th AICT. Section 2. IEEE. Tashkent, 2010. Р. 21-25.

ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕМ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗАХ МВД Алексеев С.А.1, Стахно Р.Е.2 Email: [email protected]

'Алексеев Сергей Алексеевич - доктор технических наук;

2Стахно Роман Евгеньевич - кандидат технических наук, кафедра математики и информатики, Санкт-Петербургский университет МВД России, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассмотрены основные стороны организационного управления содержанием в вузах и требования, которые определяют отбор учебного материала для программы практической подготовки. Рассмотрены понятия - обобщенной (не зависящей от конкретной ситуации) профессиональной задачи и частной профессиональной задачи. Проведен анализ требований к отбираемому учебному материалу для обеспечения практической подготовки, который позволяет оценить качество содержания практической подготовки определенным набором показателей. Предложена схема развертывания функции управления содержанием практической подготовки.

Ключевые слова: практическая подготовка, качество, эффективность, организационное управление, обучение, содержание обучения.

ISSUES OF ORGANIZATIONAL MANAGEMENT OF CONTENT OF PRACTICAL TRAINING IN MIA HIGH SCHOOLS Alekseev SA.1, Stahno R^.2

'Alekseev Sergey Alexeyevich - Full Doctor;

2Stahno Roman Evgenyevich — PhD in Technical,

DEPARTMENT OF MATHEMATICS AND INFORMATICS, SAINT PETERSBURG UNIVERSITY OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIAN FEDERATION, ST. PETERSBURG

Abstract: the article considers the main aspects of organizational management of content in higher education institutions and the requirements that determine the selection of educational material for the practical training program. The concepts of generalized (independent of a specific situation) professional problem and private professional problem are considered. The analysis of requirements to the selected educational material for providing practical training is conducted, which allows to evaluate the quality of the content of practical training with a certain set of indicators. A scheme for the deployment of the content management function for practical training is proposed. Keywords: practical training, quality, efficiency, organizational management, training, teaching content.

УДК 681.5.03

Повышение эффективности практической подготовки (ПП) во многом определяется соблюдением принципов отбора и структурирования содержания ПП, конструирования программ ПП. Высокий уровень квалификации руководителей ПП, применение прогрессивных технологий ПП, эффективная организация учебно-познавательной деятельности обучающихся, их интеллектуальный и мотивационный уровень позволяют в основном гарантировать достижение хороших результатов ПП. Но только при условии, если сформированные и развитые необходимые умения, навыки и личностные характеристики, определенные как цели ПП нашли соответствующее отображение в содержании ПП. Результатом недостаточно обоснованного отбора содержания ПП может стать недостаточная эффективность решения обучающимися задач ПП. Устранение этой причины связано с научно-обоснованной разработкой метода отбора и структуризация содержания ПП обучающихся на основе системного подхода к формированию целей и содержания ПП [4, 5].

Анализ педагогической литературы позволяет утверждать, что при определении качественных характеристик содержания ПП необходимо учитывать требования, которые определяют отбор учебного материала для программы ПП:

1. Требования к основным положениям отбора:

- определяющий характер целей ПП,

- соответствие содержания ПП требованиям практической подготовки будущих операторов по управлению системами специальной техники (ССТ), т.е. содержание ПП должно быть обусловлено содержанием их деятельности,

- соответствие содержания ПП современному уровню информационных технологий,

- усиление интегративной функции содержания ПП, выявление и реализация в ее содержании межпредметных связей.

2. Требования к основаниям целесообразности отбора:

- дидактические принципы практического обучения и возможность их реализации на уровне проведения мероприятий ПП,

- возможность обеспечения высокого уровня фундаментальности ПП при ограниченном времени на ее проведение.

3. Требования к отбираемому учебному материалу:

- полнота содержания ПП, т.е. необходимость и достаточность учебного материала, обеспечивающего ее успешную реализацию,

- посильность овладения содержанием ПП обучающимися, приемлемость его трудности и сложности,

- целесообразная информационная емкость содержания ПП,

- использование новых научных фактов и практических результатов, исключение устаревших,

- оптимальность обучающей последовательности задач ПП.

Целесообразно ввести два понятия:

1) обобщенная (не зависящая от конкретной ситуации) профессиональная задача - это реальная задача управления, описываемая на языке усваиваемой деятельности, которую должен научиться решать обучающийся в ходе ПП;

2) частная профессиональная задача - это учебная задача управления в конкретной ситуации, содержащей описание конкретных объектов, условий, средств и способов деятельности обучающегося.

Система обобщенных профессиональных задач по управлению должна быть включена в модель деятельности специалиста, а система частных профессиональных задач в модель содержания ПП.

Анализ требований к отбираемому учебному материалу для обеспечения ПП позволяет оценить качество содержания ПП определенным набором показателей

К™ = (М, I, Р, С, Б),

где: М- показатель полноты содержания ПП,

I - показатель информационного объема содержания ПП,

Р - показатель посильности для обучающихся содержания ПП,

С - показатель сложности содержания ПП,

Б - показатель трудности содержания ПП.

Рассмотрение перечисленных требований, влияющих на отбор учебного материала в программы ПП, позволяет сделать главный вывод: основополагающим при проектировании процесса ПП и определении ее содержания является согласование системы целей будущей деятельности специалиста и системы целей ПП [1, 2, 3].

Все вышеизложенное позволяет построить схему развертывания функции организационного управления содержанием практической подготовки представленную ниже.

Рис. 1. Схема развертывания функции организационного управления содержанием практической

подготовки

Полнота содержания ПП опирается на принятое в педагогике понятие: ориентировочная основа действия - правила и методы реализации деятельности, т.е. система условий, признаков и параметров, на которые опирается специалист при выполнении любого действия, образующего алгоритм по управлению.

Список литературы / References

1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров: Учеб.-метод. пособие. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. 351 с.: ил.

2. Алексеев С.А., Алексеева Е.К. Построение частных моделей управления качеством содержания и технологии тренажерной подготовки специалистов по судовождению // Журнал университета водных коммуникаций, 2010. № 3. С. 223-234.

3. Алексеев С.А., Примакин А.И. Информационный подход к оценке качества тренажерной подготовки специалистов-операторов АСУ МВД // Региональная информатика «РИ-2010»: Труды конференции. XII Санкт-Петербургская международная конференция. Санкт-Петербург РАН, 20-22 октября 2010 года. Санкт-Петербург, 2011. С. 147-151.

4. Васютина Т.Л., Стахно Р.Е. Применение современных информационных технологий в обучении // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 7. С. 52-54.

5. Хачатурова С.С. Необходимость использования обучающих систем для повышения качества учебного процесса // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 11. С. 61-63.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА ИДЕНТИФИКАЦИИ СЛУЧАЙНЫХ ВРЕМЕННЫХ РЯДОВ НА ОСНОВЕ ГЕНЕТИЧЕСКОЙ НАСТРОЙКИ ПАРАМЕТРОВ Жуманов И.И.1, Холмонов С.М.2 Email: Жуманов[email protected]

'Жуманов Исраил Ибрагимович — доктор технических наук, профессор; 2Холмонов Сунатилло Махмудович — ассистент,

кафедра информационных технологий, Самаркандский государственный университет, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье разработан модифицированный генетический алгоритм (ГА) на основе совмещения, обобщения возможностей и использования свойств генетических операторов эволюционного моделирования. Разработан модифицированный генетический алгоритм, формирующий информативное множество координатных точек в пространстве существования целевой функции идентификации случайных временных рядов (СВР), которые отражают эволюцию и движение точек в сторону оптимальных значений. Предложена методика оптимизации поиска глобального экстремума путем представления общего интервала существования значений переменного параметра в виде сегментов, которые позволяют извлекать нестационарные свойства СВР для выработки специальных правил обработки данных. Исследована эффективность программного комплекса идентификации СВР на основе механизмов настройки параметров по рекуррентным зависимостям, традиционным и модифицированным ГА.

Ключевые слова: нестационарный объект, генетический алгоритм, идентификация, настройка параметров, оператор, диапазон поиска, вероятность решения, число обращений, целевая функция, оптимизация.

INVESTIGATION OF EFFICIENCY OF THE SOFTWARE FOR IDENTIFICATION OF RANDOM TIME SERIES ON THE BASIS OF GENETIC SETTING OF PARAMETERS Jumanov I.I.1, Kholmonov S.M.2

'.Jumanov Isroil Ibragimovich — Doctor of Technical Sciences, Professor; 2Kholmonov Sunatillo Mahmudovich — Assistant, INFORMATION TECHNOLOGIES DEPARTMENT, SAMARKAND STATE UNIVERSUTY, SAMARKAND, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in the article the modified genetic algorithm (GA) is developed on the basis of combination, generalization ofpossibilities and use ofproperties ofgenetic operators from evolutionary modeling. The modified genetic algorithm is developed to form an informative set of coordinate points in existence space of objective function of identifying random time series (RTS), which reflect evolution and movement ofpoints towards optimal values. The technique for optimizing search of global extremum is proposed by presenting the general interval of existence of variable parameter values in the form of segments that allow extraction of non-stationary properties of RTS for developing special data processing rules. The effectiveness of the software complex is studied for identification of RTSs on the basis of mechanisms for tuning parameters by recurrence relations, traditional and modified GA. Keywords: non-stationary object, genetic algorithm, identification, parameter adjustment, operator, search range, decision probability, number of calls, objective function, optimization.

УДК 658.512.011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.