УДК 342.25
ББК 67.400.7 (2Рос.Ады)
М 26
П.Н. Марков
Вопросы организации территориального общественного самоуправления в Республике Адыгея
(Рецензирована)
Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению становления территориального общественного самоуправления в Республике Адыгея и ее столице - г. Майкопе, развитию законодательства и нормотворчества в данной сфере, анализу правоприменения различных форм осуществления территориального общественного самоуправления в регионе.
Ключевые слова:
местное самоуправление, территориальное общественное самоуправление, нормативно-правовые акты, конституционные положения, свободная община, хартия местного самоуправления, комитеты территориального общественного самоуправления, сходы граждан, собрания (конференции) граждан.
В Республике Адыгея законодательство о территориальном общественном самоуправлении прошло несколько этапов развития. На первом этапе, в 1995-2002гг., исходя из положений действовавшей в то время редакции Конституции РА, система территориального общественного самоуправления включала в себя комитеты и советы территориального общественного самоуправления, квартальных и старших домов, подчинявшихся органам местного самоуправления. На республиканском уровне отсутствовал специальный закон о территориальном общественном самоуправлении. Второй этап (2002г. - первая половина 2005 г.) характеризовался приведением республиканского законодательства о местном самоуправлении в соответствие с федеральным, что потребовало разработки закона о территориальном общественном самоуправлении. Однако реформа местного самоуправления в Российской Федерации побудила законодателей республики внести существенные коррективы в уже разработанный закон. На третьем этапе был принят Закон Республики Адыгея «О территориальном общественном самоуправлении в муниципальных образованиях» [1]. Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами, Конституцией Республики Адыгея в целях обеспечения прав населения на участие в осуществлении местного самоуправления определяет правовые основы территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях республики. Положения, устанавливающие правовой статус и понятие территориального общественного самоуправления в системе местного самоуправления, определяют следующие основные черты системы территориального общественного самоуправления в Адыгее:
- понятие территориального общественного самоуправления. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам
местного значения. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях непосредственно населением путем проведения собраний и конференций граждан, а также путем создания органов территориального общественного самоуправления;
- правовую основу и основные принципы осуществления
территориального общественного самоуправления. Правовую основу осуществления территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании составляют: Европейская хартия местного самоуправления, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон «О некоммерческих организациях», Закон Республики Адыгея «О местном самоуправлении», устав муниципального образования, устав территориального общественного самоуправления. Основными принципами осуществления территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании являются: законность;
гласность и учет общественного мнения; выборность и подконтрольность органов территориального общественного самоуправления гражданам; широкое участие граждан в выработке и принятии решений по вопросам, затрагивающим их интересы; взаимодействие с органами местного самоуправления муниципального образования; свобода выбора гражданами форм осуществления территориального общественного самоуправления; сочетание интересов граждан, проживающих на соответствующей территории, с интересами граждан всего муниципального образования;
- право граждан на осуществление территориального общественного
самоуправления. Любой гражданин Российской Федерации, достигший шестнадцатилетнего возраста, постоянно или преимущественно
проживающий на соответствующей территории муниципального образования, вправе участвовать в территориальном общественном самоуправлении, получать информацию о деятельности органов территориального общественного самоуправления, по достижении совершеннолетия быть избранным в органы территориального общественного самоуправления;
- систему территориального общественного самоуправления. Система территориального общественного самоуправления муниципального образования состоит из взаимодополняемых друг друга органов различных уровней (комитетов территориального общественного самоуправления, комитетов микрорайонов, жилищных комитетов улиц, кварталов, домовых комитетов и т.д.), обеспечивающих согласование решений по находящимся в ведении территориального общественного самоуправления вопросам;
- территорию осуществления территориального общественного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление осуществляется на определенной части территории муниципального образования: подъезд, дом с прилегающей к нему территорией, группа домов, улица, квартал, микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся муниципальным образованием, и другие территории.
Территория, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливается в пределах территории одного населенного пункта. Обязательными условиями создания территориального общественного самоуправления на определенной территории являются следующие: границы территории территориального общественного
самоуправления не могут выходить за пределы территории муниципального образования; на определенной территории не может быть более одного территориального общественного самоуправления; неразрывность
территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление (если в его состав более одного жилого дома). Территории, закрепленные в установленном порядке за учреждениями, предприятиями и организациями, не входят в состав территории, на которой действует территориальное общественное самоуправление;
- порядок создания территориального общественного самоуправления. Создание территориального общественного самоуправления осуществляется по инициативе граждан, постоянно или преимущественно проживающих на соответствующей территории муниципального образования, численностью не менее трех человек.
Закон Республики Адыгея о территориальном общественном самоуправлении (ТОС) подробно регламентирует все вопросы, связанные как с организацией, так и с конкретной деятельностью территориального общественного самоуправления (порядок проведения учредительного собрания (конференции) территориального общественного самоуправления, порядок выработки и регистрации устава ТОС, полномочий территориального общественного самоуправления, структуры и полномочий органов ТОС, взаимоотношений территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления, финансовоэкономическую основу деятельности ТОС, гарантии деятельности, ответственность и прекращение деятельности органов ТОС).
Особое место в формировании и организации деятельности органов территориального общественного самоуправления имеют нормативно-правовые акты самих муниципальных образований. Конституция Российской Федерации, федеральные законы, конституции (уставы) субъектов РФ и региональные законы устанавливают принципы и границы деятельности местных органов власти, тогда как уставы и иные нормативные акты органов местного самоуправления закрепляют конкретные функции территориального общественного самоуправления, определяют формы участия граждан в реализации своих прав на уровне муниципалитетов.
В Республике Адыгея до сих пор идет сложный процесс формирования качественно новой системы местного самоуправления. Во всех муниципальных образованиях республики за исключением города Майкопа фактически отсутствует документальная база, регулирующая вопросы организации и деятельности территориального общественного самоуправления. Практически все уставы муниципалитетов республики содержат абсолютно схожие положения, определяющие систему территориального общественного самоуправления
В соответствии с Уставом муниципального образования «Город Майкоп»[2] под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением муниципального образования посредством проведения собраний и конференций граждан, а также через создание его органов. Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации. При этом территориальное общественное самоуправление и его органы не являются структурами органов местного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезда многоквартирного жилого дома, многоквартирного жилого дома, группы жилых домов, жилого микрорайона, сельского населенного пункта, с учетом требований, при которых территория, где осуществляется территориальное общественное самоуправление, не может входить в состав другой аналогичной территории. В соответствии с уставом органы территориального общественного самоуправления могут являться юридическими лицами.
Устав города определил основные направления деятельности органов территориального общественного самоуправления:
• представление интересов населения;
• обеспечение исполнения решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
• осуществление хозяйственной деятельности по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
• внесение в органы местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов.
В свою очередь, органы местного самоуправления города обязаны осуществлять содействие органам территориального общественного самоуправления в осуществлении ими своих полномочий, оказывать им правовую, организационную и иную помощь.
После принятия Закона РА о территориальном общественном самоуправлении муниципальным образованиям рекомендовалось разработать и принять положения о территориальном общественном самоуправлении. Однако из всех муниципалитетов Адыгеи лишь Совет народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп» своим Постановлением утвердил Положение о территориальном общественном самоуправлении в муниципальном образовании «Город Майкоп» [3].
В соответствии с ним принципами осуществления территориального общественного самоуправления в Майкопе являются: законность, гласность, учет общественного мнения, выборность и подконтрольность органов территориального общественного самоуправления гражданам, широкое участие граждан в выработке и принятии решений по вопросам, затрагивающим их интересы, взаимодействие с органами местного самоуправления города, свобода выбора гражданами форм осуществления ТОС, сочетание интересов граждан, проживающих на соответствующей территории, с интересами граждан всего муниципального образования.
Таким образом, депутатский корпус города, определяя место территориального общественного самоуправления в системе городского самоуправления, воспроизвел положения ФЗ «Об общих принципах осуществления местного самоуправления в РФ» и Закона РА «О местном самоуправлении», что позволило выстроить систему территориального общественного самоуправления в городе, не вступая в противоречие с федеральным и республиканским законодательством.
Система территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании «Город Майкоп» определяется населением соответствующей территории самостоятельно, состоит из взаимно дополняющих друг друга органов различных уровней и может включать в себя общие собрания (сходы) граждан, конференции граждан, комитеты ТОС, квартальные и домовые комитеты, квартальных уполномоченных, старших домов и иные органы общественной самодеятельности.
Полномочия территориального общественного самоуправления в городе Майкопе определяются на основе устава территориального общественного самоуправления и договора между городской администрацией и Комитетом территориального общественного самоуправления о передаче территориальному общественному самоуправлению отдельных полномочий муниципального образования «Город Майкоп» с использованием средств местного бюджета. Из довольно объемного перечня полномочий органов территориального общественного самоуправления необходимо выделить ряд важнейших, затрагивающих основные сферы жизнедеятельности населения соответствующей территории:
• защита прав и законных интересов жителей;
• внесение в органы местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов;
• содействие в проведении акций милосердия и благотворительности органами местного самоуправления города, благотворительными фондами, гражданами и их объединениями, участие в распределении гуманитарной и иной помощи;
• в установленном законом порядке оказание содействия правоохранительным органам в поддержании общественного порядка на территории осуществления ТОС;
• работа с детьми и подростками;
• внесение предложений в органы местного самоуправления по вопросам, затрагивающим интересы граждан, по использованию земельных участков на территории осуществления ТОС под детские и оздоровительные площадки, скверы, площадки для выгула собак, а также для других общественно полезных целей;
• общественный контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой и
пожарной безопасностью, состоянием благоустройства на соответствующей территории;
• участие в общественных мероприятиях по благоустройству территории;
• информирование населения о решениях органов местного самоуправления;
• организация досуга населения;
• изучение общественного мнения по вопросам жизнедеятельности территории;
• содействие работе народных и санитарных дружин, товарищеских судов.
Кроме того, территориальное общественное самоуправление, являющееся юридическим лицом, обладает следующими правами:
- создание объектов коммунально-бытового назначения на территории осуществления территориального общественного самоуправления в соответствии с законодательством за счет собственных средств, добровольных взносов, пожертвований населения, иных юридических и физических лиц;
- осуществление функций заказчика по строительным и ремонтным работам, производимым за счет собственных средств на объектах территориального общественного самоуправления;
- определение в соответствии со своим уставом штата и порядка оплаты труда
работников органов территориального общественного самоуправления.
Территориальное общественное самоуправление вправе осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством, уставом ТОС, решением собрания (конференции) граждан.
Новое Положение в отличие от предыдущего [4] не содержит конкретного перечня обязанностей органов территориального общественного самоуправления, что на наш взгляд является недостатком этого нормативного акта. Однако, проанализировав его текст, можно придти к выводу, что такими обязанностями являются: при организации и проведении общих собраний (сходов), конференций граждан органы ТОС обязаны информировать население и органы городского самоуправления о таких акциях и обеспечивать реализацию принятых решений; ежегодно отчитываться перед жителями территории об итогах своей деятельности; представлять в органы городского самоуправления отчет о расходовании выделяемых из городского бюджета средств; осуществлять прием граждан, обращающихся с заявлениями, предложениями и жалобами.
Система территориального общественного самоуправления в г. Майкопе является многоуровневой. Высшим органом ТОС являются собрания (сходы) или конференции граждан, проживающих на соответствующей территории. Особенностью конференции граждан является участие в ее работе не всего населения территории, а его представителей, которые делегируются собранием жителей подъездов, домов, дворов, кварталов, улиц, либо - по результатам сбора подписей жителей. При этом установлены нормы представительства для участия в конференции граждан: до 5000 человек - 1 представитель от 40 жителей; до 7000 - 1 от 50; до 10000
- 1 от 70; более 10000 - 1 от 100. Сама конференция считается правомочной при условии участия в ее работе не менее двух третей представителей.
Собрание (конференция) граждан является формой непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия граждан в осуществлении территориального общественного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Адыгея. Собрание (конференция) граждан может созываться органами местного самоуправления муниципального образования «Город Майкоп», органами территориального общественного самоуправления или инициативными группами граждан по мере необходимости, но не реже одного раза в год. В случае созыва собрания (конференции) инициативной группой граждан при наличии на данной территории территориального общественного самоуправления численность инициативной группы граждан не может составлять менее десяти процентов жителей территории. Собрание (конференция) граждан, созванное инициативной группой граждан, проводится не позднее тридцати дней после письменного обращения инициативной группы граждан в комитет территориального общественного самоуправления (КТОС). В работе собрания (конференции) могут принимать участие граждане, проживающие на территории осуществления территориального общественного
самоуправления, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Граждане Российской Федерации, не проживающие на территории территориального общественного самоуправления, но имеющие на территории соответствующего территориального общественного самоуправления недвижимое имущество, принадлежащее им на праве собственности, также могут участвовать в работе собраний (конференций) с правом совещательного голоса.
Собрания правомочны, если в них принимает участие не менее половины граждан, проживающих на территории осуществления территориального общественного самоуправления. При численности жителей на территории территориального общественного самоуправления более 300 человек проводится конференция граждан. Конференция правомочна, если в ней принимает участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. За десять дней до дня проведения собрания (конференции) граждан о его созыве в обязательном порядке уведомляются администрация города и Совет народных депутатов.
К компетенции собрания (конференции) граждан относятся следующие вопросы:
• решение об учреждении или прекращении деятельности территориального общественного самоуправления;
• выборы органов территориального общественного
самоуправления, заслушивание отчётов об их деятельности;
• установление структуры органов территориального общественного самоуправления и внесение изменений в состав органов территориального общественного самоуправления;
• принятие устава территориального общественного
самоуправления;
• утверждение программы деятельности территориального общественного самоуправления по социально-экономическому развитию соответствующей территории и отчёта о её исполнении;
• утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;
• рассмотрение и утверждение отчётов о деятельности органов территориального общественного самоуправления;
• выступление с нормотворческой инициативой в органах местного самоуправления муниципального образования «Город Майкоп»;
• отзыв отдельных членов органов территориального общественного самоуправления;
• решение других вопросов, затрагивающих интересы граждан соответствующей территории.
Решения собраний (конференций) граждан принимаются большинством голосов присутствующих, оформляются протоколом, в
течение десяти дней доводятся до сведения органов местного самоуправления муниципального образования «Город Майкоп» и подлежат обнародованию за счёт средств территориального общественного самоуправления. Решения собраний (конференций) граждан территориального общественного самоуправления для органов местного самоуправления муниципального образования «Город Майкоп», юридических лиц и граждан, а также решения его органов, затрагивающие имущественные и иные права граждан, объединений собственников жилья и других организаций, носят рекомендательный характер. Решения собраний (конференций) граждан территориального общественного самоуправления или его органов, не соответствующие законодательству Российской Федерации и законодательству Республики Адыгея, муниципальным правовым актам, могут быть отменены в судебном порядке.
Для организации и непосредственной реализации функций, принятых на себя территориальным общественным самоуправлением, собрание (конференция) граждан избирает подотчётные собранию (конференции) органы территориального общественного самоуправления - комитет территориального общественного самоуправления и контрольноревизионную комиссию (ревизора) территориального общественного самоуправления. Кроме указанных органов, если на территории территориального общественного самоуправления проживают менее 300 человек, могут быть избраны уполномоченные выборные лица территориального общественного самоуправления. Форма работы органов территориального общественного самоуправления или уполномоченных выборных лиц, порядок принятия ими решений устанавливаются территориальным общественным самоуправлением самостоятельно и отражаются в его уставе.
Таким образом, можно говорить о том, что процесс правовой регламентации территориального общественного самоуправления в Республике Адыгея еще не закончен. С одной стороны, это является нормальным и позитивным обстоятельством, т.к. постоянное совершенствование законодательства только приближает граждан к реальному управлению своей территорией. Однако, с другой стороны, постоянные изменения в законодательстве не дают возможности населению и органам территориального общественного самоуправления сосредоточиться на практическом решении насущных проблем поселений.
Примечания:
1. О территориальном общественном самоуправлении в муниципальных образованиях: Закон Республики Адыгея от 31.03.2005 № 295.
2. Устав муниципального образования «Город Майкоп»: принят на 54 сессии Совета народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп». Постановление № 622 от 6.05.2005 г.
3. О Положении о территориальном общественном самоуправлении в муниципальном образовании «Город Майкоп»: постановление Совета народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп» № 611 от 27.04.2005 4. Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении в г. Майкопе: постановление Совета народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп» от 28. 02. 2003, № 55.