Научная статья на тему 'Вопросы организации проведения конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы'

Вопросы организации проведения конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1080
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРСЫ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА / MUNICIPAL SERVICE / КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ / PERSONNEL RESERVE / РЕЗЕРВ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ / COMPETITIONS / RESERVE OF ADMINISTRATIVE STAFF

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жданов Ю. А.

Статья посвящена анализу проблемных вопросов проведения конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Челябинской области. Анализируется регламентация порядка проведения конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы (на примере Кыштымского городского округа Челябинской области). Даётся общая оценка состоянию работы, связанной с формированием резерва управленческих кадров муниципальных образований Челябинской области (по состоянию на январь 2009 года), в том числе на конкурсной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization of competitive selections for the opening positions in municipal service

The article is devoted to the analysis of problematic questions concerning the organization of competitive selections for the opening positions in municipal service in the Government of the Chelyabinsk Region. The regulation of the organization of competitive selections for the opening positions in municipal service (Kyshtym City of the Chelyabinsk Region is taken as an example) is analyzed. The general estimation is given to the work connected with the formation of the reserve of administrative staff of municipal unions of the Chelyabinsk Region (January, 2009), including competitive selection.

Текст научной работы на тему «Вопросы организации проведения конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы»

ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСОВ НА ЗАМЕЩЕНИЕ ВАКАНТНЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

УДК 342.25

Статья 17 Федерального закона от 2 марта 2008 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусматривает возможность проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы. Проведение конкурсов рассматривается в законе как один из способов замещения вакантной должности. Положение о конкурсе на замещение должности муниципальной службы включено в данный закон впервые. Действовавший ранее Федеральный закон № 8-ФЗ от 8 января 1998 г. «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» вообще не содержал норм о проведении конкурсов.

Следует с сожалением констатировать, что пока конкурс не стал единственным или преобладающим способом замещения должности муниципальной службы; он лишь применяется наряду с назначением. На государственной гражданской службе ситуация отличается: конкурс распространён гораздо шире, и должности государственной гражданской службы по общему правилу замещаются по конкурсу. Закон Челябинской области «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области», принятый Законодательным Собранием в 2007 году, не содержит правового регулирования конкурсов на замещение должностей муниципальной службы. Тем не менее, в ряде муниципальных образований Челябинской области сложилась успешная практика проведения конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления. Так, например, в Кыштымском городском округе действует конкурсная комиссия в составе 9 человек, принято положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления. В этом городском округе конкурс проходит в форме конкурса документов или конкурса-испытания. При проведении конкурса документов конкурсная комиссия проводит оценку претенден-

Ю. А. ЖДАНОВ

тов на основании представленных ими документов об образовании, трудовой, научной и иной творческой деятельности, прохождении государственной и иной службы. Конкурс документов может проводиться как с участием претендентов (открытый конкурс), так и в их отсутствии (закрытый конкурс). Конкурс-испытание включает в себя прохождение испытания на соответствие муниципальной должности посредством собеседования, тестирования, анкетирования и т.п. О проведении конкурса работодатель представляет в конкурсную комиссию извещение о наличии вакантной должности муниципальной службы и публикует в официальных средствах массовой информации объявление о проведении конкурса. Объявление размещается в информационном сайте работодателя в сети Интернет. В объявлении чётко указываются: наименование вакантной должности муниципальной службы, квалификационные требования, предъявляемые к претенденту, место и время приёма документов, срок, до истечения которого принимаются документы, сведения об источнике информации о конкурсе, дата и время проведения конкурса, место и порядок его проведения. Гражданин представляет на имя работодателя стандартный набор документов (заявление, анкету, паспорт, трудовую книжку, документ об образовании, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, ИНН, заключение мед. учреждения, сведения о доходах и имуществе, иные документы). Указанные документы гражданин представляет в течение 20 календарных дней со дня публикации объявления. Документы, представленные гражданами на конкурс, передаются работодателем в конкурсную комиссию не позднее чем за 2 дня до начала конкурса. По итогам проведения конкурса конкурсная комиссия принимает одно из следующих решений:

- о признании одного из участников победителем конкурса;

- о признании всех претендентов не соответствующими требованиям к вакантной должности муниципальной службы;

- о признании конкурса несостоявшимся.

О результатах конкурса каждому претенденту сообщается в письменной форме не позднее 15 рабочих дней со дня его завершения.

Вопросы проведения конкурсов неразрывно связаны с формированием кадрового резерва муниципальных служащих. В соответствии с поручением полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе губернатором Челябинской области П.И.Суминым даны поручения главам муниципальных районов и городских округов по формированию кадрового резерва. В настоящее время нормативные акты по формированию кадрового резерва приняли все муниципальные районы и городские округа. В кадровом резерве в муниципальных образованиях Челябинской области состоят 1465 человек, из них 835 человек - в резерве управленческих кадров. В качестве примера эффективной работы по формированию кадрового резерва можно привести Магнитогорский городской округ, где включено в кадровый резерв 349 человека, Снежинский городской округ (140 чел.), Верхнеуральский муниципальный район (53 чел.).

Губернатор Челябинской области П.И. Сумин поставил задачу: кадровый резерв (включение в кадровый резерв) должен формироваться исключительно на конкурсной основе. Это является важной мерой по противодействию коррупции, призванной положить начало демократическому, основанному на конкурентных основах, подходу к формированию органов местного самоуправления. Муниципалитетам необходимо прекратить кадровую «чехарду» и перейти к системной работе по подготовке кадров. Правительство Челябинской области ориентировало глав муниципальных районов и городских округов на то, чтобы и замещение должностей муниципальной службы в перспективе должно производиться в основном из кадрового резерва. Этот

процесс уже начался: за последние три месяца в муниципальных образованиях Челябинской области из кадрового резерва были назначены на должности муниципальной службы 69 человек. Сейчас остро встаёт вопрос дальнейшей работы с кадровым резервом: повышение квалификации резерва, проведение стажировок и др., иначе говоря, необходимо наполнить нахождение в резерве конкретным содержанием. Правительство области разработало и направило главам муниципальных районов и городских округов методическое пособие по формированию кадрового резерва. Самое важное в этой работе - гласность проведения конкурсов на включение в кадровый резерв. Поэтому вся информация о проведении конкурсов должна была доступна гражданам на сайтах муниципальных образований в системе Интернет. Большинство муниципальных районов и городских округов Челябинской области, кстати, уже выполнили это требование.

К работе по проведению конкурсов и формированию кадрового резерва на конкурсной основе необходимо отнестись не как к единовременной кампании, а как к выполнению государственной функции, ориентированной на перспективу. В этой связи необходимо формирование законодательной базы, обеспечивающей проведение работы с кадровым резервом (в настоящее время на федеральном уровне такая база отсутствует, но некоторые субъекты Российской Федерации уже приняли или готовятся принять законы о кадровом резерве). Необходимо внесение изменений в Федеральный закон от 2 марта 2008 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», устанавливающих проведение конкурсов в качестве основного способа замещения вакантных должностей на муниципальной службе. Есть необходимость принятия на федеральном уровне закона о кадровом резерве, который бы логично «состыковал» Федеральный закон о муниципальной службе и требование о демократическом, конкурентном формировании кадрового резерва (и назначении на муниципальные должности из кадрового резерва).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.