Научная статья на тему 'Вопросы организации и внедрения управленческого учета в туристическом агентстве'

Вопросы организации и внедрения управленческого учета в туристическом агентстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО / ТУРПРОДУКТ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / ЗАТРАТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тактарова Ю. И.

Управленческий учет способствует эффективному управлению предприятием в условиях конкурентной среды. В статье исследованы основные виды систем управленческого учета в организации, проанализированы причины ее внедрения. Также выделены и рассмотрены основные этапы организации и внедрения управленческого учета в туристских организациях подготовительный, методический, технический и организационный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы организации и внедрения управленческого учета в туристическом агентстве»

144 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

Также, данный счет может служить просто для отражения движения денежных средств по конкретной процедуре, что позволит проследить за всеми тонкостями перечисления.

Предложенные антирисковые мероприятия с использованием единой системы управления (методов бухгалтерского учета и риск-менеджмента) способствуют выявлению и устранению обстоятельств, препятствующих проведению сделки, либо повышающих уровень риска до критической величины.

Таким образом, сегодня в условиях нестабильной экономической ситуации смогут выжить и эффективно функционировать только те компании, которые сумеют быстро адаптироваться к изменениям рыночной среды, в чем им поможет одно из главных конкурентных преимуществ - новый подход в сфере управления рисками.

Список литературы:

1. Деревяшкин С.А. Учетно-аналитическое обеспечение управления предпринимательскими рисками [Текст] / С.А.Деревяшкин. - 2010.

2. Лукасевич И. Финансовый риск [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bizkiev.com/content/view/646/.

3. ИнформЗащита. Новые возможности - новые риски [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/free/finance2003/sol/ infosec/analis.shtml.

4. Контур. Электронный аукцион [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kontur.ru/artides/390.

ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ВНЕДРЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В ТУРИСТИЧЕСКОМ АГЕНТСТВЕ

© Тактарова Ю.И.*

Государственный университет управления, г. Москва

Управленческий учет способствует эффективному управлению предприятием в условиях конкурентной среды. В статье исследованы основные виды систем управленческого учета в организации, проанализированы причины ее внедрения. Также выделены и рассмотрены основные этапы организации и внедрения управленческого учета в туристских организациях - подготовительный, методический, технический и организационный.

Ключевые слова: туристическое агентство, турпродукт, система управленческого учета, управленческие решения, управленческий учет, затраты.

* Магистр экономики кафедры Бухгалтерского учета, аудита и налогообложения.

Бухгалтерский, управленческий учет и аудит

145

В настоящее время большинство руководителей предприятий сходятся во мнении о необходимости ведения управленческого учета, направленного на предоставление достоверной информации для принятия эффективных управленческих решений. В то же время, на практике, менеджеры компаний до сих пор не имеют четкого представления об этом виде учета, что представляет собой основную трудность при организации и внедрении системы управленческого учета.

Организация и внедрение управленческого учета в организациях представляет собой часть общего процесса реформирования системы бухгалтерского учета в России. Актуальность данной темы подтверждается тем, что любое предприятие, в том числе и туристическое агентство, хочет знать какой продукт или услуга имеет наибольший спрос, сколько составляют затраты на его разработку, какая прибыль будет в результате ее продажи.

Проведенный анализ литературных источников показал, что вопросами исследования теории и практики организации системы управленческого учета на предприятиях занимались такие отечественные и зарубежные ученые как: И. Аверчев, М. Вахрушина, Т Карпова, К. Друри, Р. Гаррисон, Т Козырева, В. Керимова, С. Рассказова-Николаева, Р Сухов и др. В то же время, несмотря на полученные результаты по разработке методических рекомендаций по организации управленческого учета, проблема разработки целостной системы управленческого учета в туристических агентствах, учитывающая специфику отрасли, остается нерешенной. Необходимое нормативное, информационное, документальное и методическое обеспечение отсутствует.

Целью исследования является изучение вопросов организации и внедрения управленческого учета в туристическом агентстве.

Результаты исследования. В современной экономической литературе определение сущности «управленческий учет» представлено разными подходами, в частности, как: направление производственного учета; самостоятельное направление бухгалтерского учета; информационная структура, которая основана на данных хозяйственного учета; составной элемент системы управления предприятием; система контроллинга [3-4, 10].

Наиболее полным, на наш взгляд, является определение, предложенное Д. Волошином, где отмечено, что управленческий учёт представляет собой наблюдение, оценку, регистрацию, измерение, обработку, систематизацию и передачу информации, в основном о расходах и результатах деятельности субъекта хозяйствования в интегрированной системе учета, нормирования, планирования, анализа и контроля для формирования полной информационной базы внутренними пользователями с целью принятия оперативных и прогнозных управленческих решений [3].

На сегодняшний день в большинстве отечественных туристических агентствах управленческий учет еще не представляет собой целостную систему сбора, анализа и передачи информации руководству для принятия с ее помощью краткосрочных и долгосрочных решений.

146 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

Бахрушина М. выделяет следующие причины внедрения управленческого учета в организациях - достижение определенного уровня управленческой культуры и осознание руководством недостатков имеющейся системы управления [2]. В частности, к числу таких недостатков относятся: отсутствие механизма планирования работы компании и оценки рентабельности, как направлений деятельности, так и отдельных продуктов; «прозрачной» системы учета затрат; несовершенство системы внутренней отчетности; отсутствие методики проведения анализа и принятия управленческих решений, которые связаны с разработкой продукта, формированием цен и др.; отсутствие мотивации сотрудников и низкий уровень ответственности персонала; отсутствие механизма управления подразделениями компании.

Важным вопросом при организации управленческого учета в любой компании, в том числе в туристическом агентстве является выявление его видов. Так, О.В. Ковалева, в зависимости от вида деятельности выделяет такие системы управленческого учета: операционная, инвестиционная и финансовая [6, с. 59]. В свою очередь, И. Аверчев при определении видов управленческого учета предлагает следующие критерии: временные рамки управления; цель и задачи собственников; жизненный цикл развития компании [1, с. 39-41]. Матвийчук М. делит управленческий учет на две системы - автономную и интегрированную. В первой системе затраты в финансовом учете группируются по экономическим элементам, в управленческом учете - по статьям калькуляции, вторая система характеризуется ведением управленческого и финансового учета в общей системе бухгалтерского учета [10, с. 279]. Т. Карпова предлагает наиболее полную классификацию видов систем управленческого учета, при этом она отмечает, что выбор системы управленческого учета зависит от размера компании и решений руководителей. В зависимости от этих критериев предложены следующие системы: систематического и проблемного учета; монистической и автономной систем; оценки продуктов по полным и ограниченным затратам; учета фактических и нормативных данных; оперативного и стратегического учета [4, с. 42-43].

В настоящее время можно в экономической литературе выделяют несколько вариантов организации управленческого учета. Так, в зависимости от выбора плана счетов выделяют три способа организации учета [10]: 1) расширение действующего плана счетов и его адаптация к требованиям финансового и управленческого учета; 2) принятие нового плана счетов в соответствии с которым все счета делятся на счета финансового учета, управленческого учета и внебалансовые; 3) использование действующего плана счетов.

Второй подход к организации управленческого учета представляет собой его организацию в системе бухгалтерского учета. При этом, в международной практике существуют следующие варианты: 1) использование специальных объединенных счетов для отражения взаимосвязи между управленческим и финансовым учетом; 2) применение оперативного метода для

Бухгалтерский, управленческий учет и аудит

147

отражения взаимосвязи между двумя видами учета (вне системы бухгалтерских счетов), управленческий учет по отношению к финансовому является полностью автономным; 3) объединение управленческого учета с оперативным, ведение управленческого учета без применения бухгалтерских счетов. Расходы учитываются бухгалтерией; 4) введение единого плана счетов в финансовый и управленческих учет [10].

Необходимо отметить, что учет в туристских компаниях имеет ряд отличий, связанных с особенностью туристского продукта, что соответственно, влияет на организацию и процесс внедрения управленческого учета. К особенностям туристского продукта относятся: неосязаемость, неотделимость от источника, несохраняемость, непостоянство качества, разнообразие, сезонность, продажа туристской услуги и ее потребление не совпадают во времени, территориальная разобщенность потребителя и производителя туристской услуги на рынке, комплексность, уникальность, высокая эластичность спроса на туристские услуги и др. [5, 7, 8].

Как свидетельствует проведенный нами анализ, в большинстве предложенных учеными организационно-методологических моделях управленческого учета выделено три составляющие: методологическая, организационная и техническая [2, 4, 7, 10]. В методологической части отражаются объекты и принципы управления, в организационной - выделяются субъекты управления и их роль в системе управленческого учета, в технической -указываются технические средства, с помощью которых будет работать система управленческого учета.

Процесс организации и внедрения управленческого учета в практику туристических компаний можно схематически представить в виде модели (рис. 1), в которой отражена взаимосвязь учета, анализа, бюджетирования и контроля и указаны этапы организации управленческого учета - подготовительный, методический, технический и организационный.

На подготовительном этапе организации управленческого учета проводится анализ внешней и внутренней среды деятельности компании, выявляются ее слабые и сильные стороны, конкуренты, предлагаемые на рынке турпродукты, оценивается размер самой компании. Обязательный элемент этого этапа - выделение центров ответственности в компании.

Методический этап включает классификацию затрат, доходов и видов себестоимости турпродукта, выбор оптимальной системы учета и калькуляции себестоимости турпродукта, расчет себестоимости турпродукта. Отметим, что пункты, касающиеся классификации, калькуляции и расчета себестоимости турпродукта - применимы только к туроператору, который в отличие от турагента занимается разработкой туристского продукта, а не его реализацией. Все остальные вопросы, касающиеся выбора показателей анализа затрат, методики их расчета, выбора видов бюджетов и методики их составления, видов контроля, признания доходов и финансовых результатов

148 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

в управленческом учете являются обязательными элементами при организации управленческого учета, как в турагенстве, так и у туроператора. При этом доходы, расходы и финансовые результаты в управленческом учете целесообразно учитывать по центрам ответственности (сегментам), видам турпродуктов, а информацию по активам и пассивам отдельно отражать в соответствии с потребностями финансового и управленческого учета. Процесс бюджетирования должен учитывать специфику турпродукта, сезонные колебания, влияние социально-экономический условий.

Технический этап связан с разработкой форм и порядка ведения внутрихозяйственной отчетности. В практической деятельности туристских организаций рекомендовано применять карточку тура, также такие регистры как: журнал учета продаж туров, журнал бронирования, а также сводные журналы по учету продаж и бронированию туров [9].

Техническое обеспечение может быть представлено программой 1С: Турагентство, в котором представлены такие отчеты, как «Отчет о финансовом результате», «Отчет о структуре денежных средств», «Отчет о мероприятиях», «Отчет по заявкам», «Отчет по эффективности менеджеров». Также в данную программу встроена CRM-система, которая позволяет вести подробный учет всех контактов с клиентами, система e-mail и SMS рассылок клиентам. Данные о новом клиенте вносятся один раз, впоследствии, на основании данного документа создаются печатные формы договоров, приходные накладные, счета на оплату и т.д., что позволяет существенно сэкономить рабочее время менеджера, особенно в «высокий» сезон.

Отсутствие необходимых инструкций по организации управленческого учета в компании затрудняет процесс его внедрения. Поэтому обязательным условием организационного этапа является разработка внутренних положений, которые обеспечивают необходимой информацией сотрудников, а также создание специальных отделов и выделение исполнителей по внедрению управленческого учета.

Выводы. Внедрение управленческого учета позволяет контролировать собственные денежные средства туристской организации. В то же время управленческий учет в турагентстве требует особого внимания, что обусловлено низким уровнем маржи бизнеса и большим потоком клиентских платежей в высокий сезон. Организация системы управленческого учета должна включать в себя следующие процессы: оперативное и стратегическое планирование и прогнозирование; бюджетирование; разработка форм управленческой отчетности; управленческий анализ и контроллинг. Обязательными условиями для обеспечения эффективного внедрения системы управленческого учета являются: наличие финансовых и временных ресурсов; высококвалифицированные специалисты; участие в процессе внедрения руководителей для выявления потребностей в необходимой для них информации для принятия управленческих решений.

Бухгалтерский, управленческий учет и аудит

149

Подготовительный

этап

Этапы организации управленческого учета

Анализ

ассортиментного

ряда

турпродуктов

Выделение

центров

ответственности

Методический этап

Классификация затрат, доходов и видов себестоимости турпродукта

Выбор оптимальной системы учета и калькуляции себестоимости турпродукта

Выбор метода распределения косвенных затрат и расчета себестоимости турпродукта

Выбор показателей анализа затрат, методики их расчета

Признание доходов и финансовых результатов в управленческом учете

Определение порядка ведения управленческого учета активов и пассивов компании

Технический этап

Разработка форм первичных и сводных документов по объектам управленческого учета, плана счетов, графика документооборота, форм бюджетов и внутрихозяйственной отчетности

Установление периодичности и последовательности заполнения регистров учета и управленческой отчетности, проведение анализа, контроля и бюджетирования

Выбор

программного обеспечения для автоматизации управленческого учета

Разработка организационной структуры отдела управленческого учета, установление регламента его работы и исполнителей

Организационный этап

Разделение обязанностей между сотрудниками центров ответственности и отделом управленческого учета, установление связи между ними и другими службами компании

Разработка внутренних положений и методических рекомендаций, должностных инструкций по организации управленческого учета

Рис. 1. Схема организации и внедрения управленческого учета в туристской организации

Источник: составлено автором.

150 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

Список литературы:

1. Аверчев И.В. Управленческий учет и отчетность. Постановка и внедрение / И.В. Аверчев. - М.: Вершина, 2006. - 512 с.

2. Вахрушина М.А. Управленческий учет-1: учебник / М.А. Вахрушина, С.А. Рассказыва-Николаева и [др.]. - М.: БИНФА, 2011. - 141 с.

3. Волошин Д.А. Совершенствование и развитие системы управленческого учета на предприятии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lawmix.ru/ bux/57546 (дата обращения: 17.05.2015).

4. Карпова Т.П. Управленческий учет: учебник/ Т.П. Карпова. - М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2004. - 351 с.

5. Киптенко В.К. Менеджмент туризма: учебник [Электронный ресурс] / В.К. Киптенко. - К.: Знання, 2010. - Режим доступа: http://pidruchniki.com/ 13761025/turizm/osnovni_ponyattya_ upravlinski_ kategoriyi_turizmu (дата обращения 18.05.2015).

6. Ковалева О.В. Методологические основы системы управленческого учета / О.В. Ковалева //Финансовые исследования. - 2001. - № 3. - С. 55-60.

7. Козырева Т.В. Управленческий учёт в туризме: учебное пособие / Т.В.Козырева; Российская международная академия туризма. - М.: Советский спорт, 2011. - 156 с.

8. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз. - М.:Юнити-Дана, 2007. - 1046 с.

9. Сухов Р.А. Управленческий учет в туристских организациях: дисс. ... канд. экон. наук / Р.А. Сухов. - Москва, 2000. - 166 с.

10. Матвшчук М.З. Теоретичт аспекта функцюнування управлшського облшу на шдприемсга / М.З. Матвшчук // 1нновацшна економша. - 2013. -№ 6. - С. 299-305.

финансовый учет дебиторской

ЗАДОЛЖЕННОСТИ В ООО «КЛИМАТ КОНТРОЛЬ»

© Тезикова Н.В.*

Тамбовский филиал Московского государственного института культуры,

г. Тамбов

Статья посвящена анализу проведения финансового учета дебиторской задолженности организации.

Ключевые слова финансовый учет, дебиторская задолженность, состав дебиторской задолженности, финансовая отчетность.

Развитие российской экономики в рыночных условиях хозяйствования, ее интеграция в мировое экономическое сообщество способствует повыше-

Доцент кафедры «Менеджмент СКД», кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.