системе, неизбежно оказывают влияние на качество жизни индивидов, осуществляющих в ней функцию потребления.
Результатом действия экономических методов государственного регулирования на деятельность субъектов хозяйствования в области управления качеством должно быть создание условий для постоянного повышения качества производимой ими продукции. В результате повышения качества происходит рост объемов производства продукции (на внутреннем рынке - вследствие вытеснения аналогов иностранного происхождения, на внешнем рынке - как результат производства продукции сверх того количества, которое необходимо для внутреннего потребления). Это оказывает стимулирующее воздействие на внутриэкономическое развитие страны, поскольку влечет за собой повышение ВВП, налоговых изъятий в государственную казну. Происходит рост занятости и доходов населения, задействованных в производстве продукции. В конечном итоге, создаются реальные предпосылки для роста потребления товаров населением страны в разрезе всех экономических показателей, которые количественно характеризуют качество жизни в аспекте потребления каких-либо продуктов труда. Тенденции изменения показателей потребления продукции, увязанные с ее качеством, под влиянием экономических методов регулирования качества, столь же очевидна: повышение качества продукции означает расширение числа удовлетворяемых через качество данного продукта труда потребностей индивидов и, в конечном итоге, удовлетворение всего комплекса потребностей в нем. Следовательно, методы регулирования, применяемые государством в рыночных условиях хозяйствования, должны рассматриваться не только в контексте влияния на способность субъектов хозяйствования производить высококачественную, конкурентоспособную продукцию, но и с точки зрения влияния на процессы, обеспечивающие качество жизни потребителей этой продукции.
А. В. Катаев
ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОСРОЧНЫМИ СЕТЕВЫМИ ПУЛАМИ
Большинство виртуальных организационных форм имеет временный характер функционирования и ориентировано на выполнение определенного рыночного заказа или проекта. Долгосрочный сетевой пул как форма виртуального предприятия [1] ориентирован на постоянный поиск и выполнение различных рыночных заказов за счет взаимодействия и сотрудничества различных участников, что вызывает трудности в организации и управлении такими виртуальными предприятиями.
Большинство определений виртуального предприятия подчеркивают временный характер предприятия, кооперацию и ориентацию на потребности конкретных потребителей или рыночный заказ, например:
1. «Виртуальное предприятие - это добровольная временная форма кооперации нескольких, как правило, независимых партнеров (предприятий, институтов, отдельных лиц), обеспечивающая благодаря оптимизации системы производства благ большую выгоду клиентам» [1].
2. «Виртуальное предприятие - это временная кооперационная сеть предприятий (организаций, отдельных коллективов и людей), обладающих ключевыми компетенциями для наилучшего выполнения рыночного заказа, базирующаяся на единой информационной системе» [3].
Долгосрочный сетевой пул можно определить как базирующуюся на единой информационной системе динамическую сеть взаимодействующих предприятий
(организаций, отдельных коллективов и людей), обладающих ключевыми компетенциями для поиска и выполнения различных рыночных заказов.
Необходимо также отметить, что основными характеристиками виртуальных форм организации являются [3]:
- открытая распределенная структура;
- гибкость;
- приоритет горизонтальных связей;
- автономность и узкая специализация членов сети;
- высокий статус информационных и кадровых средств интеграции.
Долгосрочный сетевой пул может быть отображен как целеустремленная
организационная система, которая состоит из набора взаимосвязанных элементов. Характеристики элементов системы и характер отношений между элементами определяют свойства системы. Образующие элементы этой системы - это совокупность и взаимодействие отдельных предприятий, обладающих определенными характеристиками и компетенциями, которые позволяют им функционировать как отдельная организация для достижения общей цели.
На рис. 1 приводится модель организации и функционирования долгосрочного сетевого пула как системы целеустремленная организационная системы.
Совокупность различных предприятий
Динамическая сеть
о ° ° > ..............—'ч о
0 0 оЧСоздание сети>
° ^ о о ---------------------
О ° о о > Г) О о
О Оооо
Динамическая организация и функционирований!^™^™
Реструкту-Л _ ^ Г О
Общие
цели
о °
^...ризация...4 о...
о
Рыночная возможность или рыночный заказ
Внутренняя и внешняя конкуренция
Рис. 1. Концептуальная модель организации и функционирования долгосрочного сетевого пула
Под динамической сетью понимается изменяющаяся совокупность предприятий, объединенных общими целями, имеющая четкие границы, принципы и правила взаимодействия, коммуникации, входа и выходы из сети. Динамическая организация понимается как изменяющаяся организационная структура, наиболее отвечающая выполнению рыночных возможностей и рыночных заказов и способствующая достижению поставленных целей долгосрочного сетевого пула в целом.
В условиях объединения разнородных предприятий (групп, объединений, людей) с различными целями, стратегиями и возможным «временем жизни» в сети и ориентацией на постоянный поиск и выполнение различных заказов и проектов создаются определенные трудности в выработке и согласовании целей, разработки различных стратегических решений и, главное, реализации долгосрочной стратегии развития.
Анализ практической деятельности таких виртуальных предприятий показывает, что одним из решений в данной ситуации является создание некого стратегического координационного центра, в состав которого входят
представители основных предприятий, либо привлечение в сеть предприятия, обладающего соответствующими ключевыми компетенциями.
Основные функции (ключевые компетенции) такой группы (предприятия), которая концентрируют свои усилия на стратегическом планировании и управлении компетенциями других участников сети, можно разбить на три основные блока:
1. Организационно-управленческие функции - организация и управление процессом развития сетевого пула, координация выполнения отдельных заказов и проектов.
2. Маркетинговые функции - организация поиска рыночных заказов, привлечения клиентов, реализации продуктов или услуг и т.п.
3. Функции управления динамической сетью.
Остановимся подробней на функциях управления динамической сетью и организации выполнения отдельных рыночных заказов.
Основой долгосрочных сетевых пулов являются динамические партнерские сети, которые призваны обеспечить быстрый отбор партнеров и организацию их в единую систему для выполнения конкретного рыночного заказа или проекта.
Процедуры оценки, отбора и объединения партнеров должны учитывать такие цели и возможные конкурентные преимущества виртуальных предприятий, как:
- скорость выполнения рыночного заказа;
- снижение совокупных затрат;
- более полное удовлетворение потребностей заказчика;
- гибкая адаптация к изменениям окружающей среды;
- нижение барьеров выхода на новые рынки.
Для эффективного выполнения отдельных заказов необходимо разработать систему отбора и объединения партнеров. В этой связи должны решаться две взаимосвязанные и взаимодополняющие задачи:
1. Привлечение новых участников динамической сети, обладающих ключевыми компетенциями для эффективного выполнения отдельных задач, возможных рыночных заказов и проектов и для функционирования виртуального предприятия в целом.
2. Оптимальный отбор и объединение исполнителей и партнеров, обладающих ключевыми компетенциями для выполнения конкретного рыночного заказа в соответствии с целями и задачами проекта.
Вторую задачу условно можно разбить на следующие этапы:
1. Определение необходимых ключевых компетенций и ресурсов, требующихся для выполнения задач и требований проекта.
2. Поиск среди участников динамической сети потенциальных исполнителей и партнеров, обладающих требуемыми ключевыми компетенциями и ресурсами для выполнения рыночного заказа.
3. Оценка ключевых компетенций и ресурсов потенциальных исполнителей и партнеров с целью отбора партнеров, которые наилучшим образом могут выполнить определенные задачи.
4. В случае отсутствия в динамической сети подходящих ключевых компетенций и ресурсов производится поиск и оценка потенциальных исполнителей и партнеров вне динамической сети.
5. Привлечение потенциальных исполнителей и партнеров
6. Оптимальный отбор исполнителей и партнеров в соответствии с целями и задачами проекта, ограничениями по времени, стоимости, качеству исполнения и т.п.
7. Объединение исполнителей и партнеров для выполнения рыночного заказа или проекта.
Первая задача усложнена тем, что для ускорения и улучшения качества
выполнения заказа необходимо формировать динамические сети потенциальных партнеров без привязки к конкретному рыночному заказу и при достаточно размытых требованиях к компетенциям потенциальных партнеров. Другими словами, участники динамической сети не мотивированы конкретным рыночным заказом и могут долгое время ожидать его появления. Следовательно, необходима разработка соответствующих механизмов поиска, оценки, отбора, привлечения и объединения участников динамической сети.
В этой связи были выделены основные стимулы и возможности, способствующие привлечению участников динамической сети:
1. Получение новых заказов, которые участнику самому было бы практически невозможно получить (выход на новые рынки).
2. Доступ к специализированной и специфической информации (методики, ранее проведенные исследования, различные базы данных и др.)
3. Повышение уровня (качества) своих услуг за счет использования опыта и знаний партнеров.
4. Расширение перечня услуг и предложения комплексных решений за счет включения услуг и продуктов партнеров.
5. Уменьшение издержек и сроков выполнения заказов за счет привлечения ресурсов партнеров.
6. Участие в выполнении заказа, который сам участник выполнить не смог бы (участие в комплексных и крупных проектах).
7. Получение дополнительного дохода за счет предоставления партнерам своих неиспользуемых ресурсов.
Таким образом, для эффективной организации и управления виртуальных предприятий необходима разработка соответствующих методов и процедур поиска, оценки, отбора, привлечения и объединения участников динамической сети и партнеров для выполнения отдельных заказов. Для решения второй задачи в виртуальных предприятиях используются методы и подходы, разработанные и используемые в сфере управления проектами, которые требуют адаптации под особенности организации и функционирования виртуальных предприятия. Первая же задача требует более детальной проработки и разработки соответствующих механизмов и процедур.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Вютрих Х.А., Филипп А.Ф. Виртуализация как возможный путь развития управления// Проблемы теории и практики управления. №5. 1999.- С. 45-49.
2. Катаев А.В. Вопросы формирования динамической сети участников виртуальных предприятий сферы информационных и консалтинговых услуг// Системный анализ в проектировании и управлении. Часть I. - СПб.: Изд-во «Нестор», 2004.
3. Катаев А.В. Анализ управления организации и управления виртуальных предприятий. - Таганрог: Известия ТРТУ, 2001.
А.Н. Моисеева
ПРОБЛЕМЫ И ПОИСК ПУТЕЙ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ
Самой серьезной трудностью в становлении местного самоуправления является недостаточность финансовых средств для полноценного и сбалансированного развития муниципальных образований.