Научная статья на тему 'Вопросы организации единого реестра судебных экспертов в государствах - членах ЕАЭС'

Вопросы организации единого реестра судебных экспертов в государствах - членах ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
643
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ЭКСПЕРТ / ЕДИНЫЙ РЕЕСТР ЭКСПЕРТОВ / ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЕРТУ / СУДОПРОИЗВОДСТВО / FORENSIC EXAMINATION / EXPERT / UNIFIED REGISTER OF EXPERTS / REQUIREMENTS FOR THE EXPERT / LEGAL PROCEEDINGS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дьяконова О.Г.

Обращение к экспертам в связи с необходимостью решения вопросов на основе применения специальных знаний с каждым годом все чаще происходит в судопроизводстве, а также при осуществлении налогового и таможенного контроля, обеспечении доказательств нотариусом. Проблема выбора судебного эксперта надлежащей компетенции и опыта одна из самых сложных для лиц (органов), ведущих процесс. В научной литературе предлагаются варианты ее решения, но в настоящее время на практике такой выбор нередко осуществляется по формальным признакам. В статье рассматриваются вопросы организации единого для всей страны реестра судебных экспертов. При определении критериев формирования реестра автор исследует принципы организации подобных реестров в государствах членах Евразийского экономического союза. Рассматривая критерии, по которым в реестры могут быть включены эксперты, автор убеждается в необходимости формирования реестра с учетом информативности, правильности и полноты отраженных сведений, а также обеспечения безопасности эксперта. Проведенное исследование позволило автору сформулировать критерии требования к экспертам, претендующим на включение в реестр, а также предложить перечень информации, находящейся в реестре в свободном доступе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issues of making and maintaining the unified register of forensic experts in the member states of the Eurasian Economic Union

Appealing to experts in connection with the need to decide issues based on the application of special knowledge is increasing every year in the proceedings, as well as while implementing tax and customs control and providing evidence by a notary. The problem of choosing a forensic expert having proper competence and experience is one of the most difficult for persons (bodies) conducting the process. The ways of its solution are proposed in the scientific literature, but in modern practice this choice is often made on formal grounds. The issues concerning the making and maintaining the unified register of forensic experts for the whole country are considered in the article. The author examines the principles of making such registers in the member states of the Eurasian Economic Union to determine the criteria for the formation of such register. Considering the criteria for including the experts in the registers, the author substantiates the need to make a register taking into account the informativeness, correctness and completeness of the information, as well as ensuring the safety of the expert. The conducted research allowed the author to formulate criteria requirements for the experts applying for being included in the register, as well as to offer the list of the information, which should be freely available in the register.

Текст научной работы на тему «Вопросы организации единого реестра судебных экспертов в государствах - членах ЕАЭС»

Раздел 10. Компаративистика и зарубежный опыт

ДЬЯКОНОВА О.Г., кандидат юридических наук,

доцент,

oxana_diakonova@mail.ru г. Коломна

DYAKONOVA O.G., Candidate of Legal Sciences, associate professor, oxana_diakonova@mail.ru Kolomna, Russian Federation

ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЕДИНОГО РЕЕСТРА СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ В ГОСУДАРСТВАХ - ЧЛЕНАХ ЕАЭС

Аннотация. Обращение к экспертам в связи с необходимостью решения вопросов на основе применения специальных знаний с каждым годом все чаще происходит в судопроизводстве, а также при осуществлении налогового и таможенного контроля, обеспечении доказательств нотариусом. Проблема выбора судебного эксперта надлежащей компетенции и опыта — одна из самых сложных для лиц (органов), ведущих процесс. В научной литературе предлагаются варианты ее решения, но в настоящее время на практике такой выбор нередко осуществляется по формальным признакам. В статье рассматриваются вопросы организации единого для всей страны реестра судебных экспертов. При определении критериев формирования реестра автор исследует принципы организации подобных реестров в государствах — членах Евразийского экономического союза. Рассматривая критерии, по которым в реестры могут быть включены эксперты, автор убеждается в необходимости формирования реестра с учетом информативности, правильности и полноты отраженных сведений, а также обеспечения безопасности эксперта. Проведенное исследование позволило автору сформулировать критерии — требования к экспертам, претендующим на включение в реестр, а также предложить перечень информации, находящейся в реестре в свободном доступе.

Ключевые слова: судебная экспертиза; эксперт; единый реестр экспертов; требования к эксперту; судопроизводство.

THE ISSUES OF MAKING AND MAINTAINING THE UNIFIED REGISTER OF FORENSIC EXPERTS IN THE MEMBER STATES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

Annotation. Appealing to experts in connection with the need to decide issues based on the application of special knowledge is increasing every year in the proceedings, as well as while implementing tax and customs control and providing evidence by a notary. The problem of choosing a forensic expert having proper competence and experience is one of the most difficult for persons (bodies) conducting the process. The ways of its solution are proposed in the scientific literature, but in modern practice this choice is often made on formal grounds. The issues concerning the making and maintaining the unified register of forensic experts for the whole country are considered in the article. The author examines the principles of making such registers in the member states of the Eurasian Economic Union to determine the criteria for the formation of such register. Considering the criteria for including the experts in the registers, the author substantiates the need to make a register taking into account the informativeness, correctness and completeness of the information, as well as ensuring the safety of the expert. The conducted research allowed the author to formulate criteria — requirements for the experts applying for being included in the register, as well as to offer the list of the information, which should be freely available in the register.

Keywords: forensic examination; expert; unified register of experts; requirements for the expert; legal proceedings.

Среди процессуальных проблем, возникающих при назначении судебной экспертизы, особое место занимают вопросы, связанные с определением кандидатуры эксперта или экспертной организации. Речь идет прежде всего о возможности широко-

го выбора экспертов и одновременно о существующих ограничениях в этом выборе, обусловленных наличием большого количества экспертных организаций, частных экспертов, готовых проводить экспертное исследование как по заданию органов и

лиц, ведущих процесс*, так и по обращению участников, заинтересованных в деле.

В качестве варианта решения проблемы, связанной с выбором эксперта, предлагаем рассматривать создание и ведение федерального (единого) реестра судебных экспертов, а также единого реестра (списка) экспертных организаций.

В законодательстве государств - участников ЕАЭС вопрос о реестре экспертов отражен по-разному. Так, в Республике Беларусь предусмотрено лицензирование судебно-экспертной деятельности. Государственный комитет судебных экспертиз, подчиненные Государственному таможенному комитету таможенные лаборатории, учреждение образования «Государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров таможенных органов Республики Беларусь» и другие государственные судебно-экспертные учреждения (подразделения), созданные в установленном законодательством порядке, осуществляют свою деятельность без получения соответствующих специальных разрешений (лицензий). Организациям, не являющимся государственными судебно-экспертными учреждениями, а также индивидуальным предпринимателям специальные разрешения (лицензии) на осуществление судебно-экспертной деятельности выдаются Государственным комитетом судебных экспертиз»**.

Возможно, в связи с этим в Республике Беларусь отсутствует утвержденный на государственном уровне реестр судебных экспертов. Однако, по сути, функции такового выполняют два вида списков: «Список юридических лиц, имеющих специальное разрешение (лицензию) на осуществление судебно-экспертной деятельности» и «Список индивидуальных предпринимателей, имеющих специальное разрешение (лицензию)

* Под этими субъектами в рамках данной статьи обозначаются: следователь, дознаватель, судья (суд).

** Вопросы Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь: указ Президента Республики Беларусь от 1 июля 2013 г. N 292. 11К1_: http://www.pravo.by/document/7gu 1с1=3871&р0=Р31300292

на осуществление судебно-экспертной деятельности»***.

В соответствии со ст. 12 Закона Республики Казахстан от 10 февраля 2017 г. N 44-VI ЗРК «О судебно-экспертной деятельности»**** (далее - Закон РК о СЭД) к компетенции Министерства юстиции Республики Казахстан относится разработка и утверждение правил формирования, ведения и использования Государственного реестра судебных экспертов Республики Казахстан, а также собственно ведение этого реестра*****. Государственный реестр формируется и ведется Департаментом по организации экспертной деятельности Министерства юстиции Республики Казахстан. Информационное обеспечение для формирования и ведения Государственного реестра осуществляют Центр судебных экспертиз Министерства юстиции Республики Казахстан и комиссия по лицензированию судебно-экспертной деятельности Министерства юстиции Республики Казахстан, предоставляя сведения о судебных экспертах (п. 5 Правил формирования, ведения и использования государственного реестра судебных экспертов).

В статье 15 Закона РК о СЭД установлено, что сведения о судебных экспертах, являющихся сотрудниками органов судебной экспертизы, а также лицах, имеющих лицензию на занятие судебно-экспертной деятельностью, вносятся в Государственный реестр судебных экспертов Республики Казахстан. Приоритетным является поручение производства судебной экспертизы лицам, внесенным в данный реестр. По сути, в Республике Казахстан в настоящее время имеется несколько таких реестров: Госу-

*** Оба списка доступны на официальном сайте ГКСЭ РБ (см.: Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь: официальный сайт. URL: http://www.sudexpert.gov. by/ru/lic.html).

**** о судебно-экспертной деятельности: закон Республики Казахстан от 10 февр. 2017 г. N 44-VI ЗРК. URL: http:///online.zakon.kz

***** об утверждении Правил формирования, ведения и использования Государственного реестра судебных экспертов Республики Казахстан: приказ министра юстиции Республики Казахстан от 27 апр. 2017 г. N 483. URL: http://online.zakon.kz/Document/7doc_ id=39305560#pos=1;-211

дарственный реестр лиц, осуществляющих судебно-экспертную деятельность на основании лицензии в Республике Казахстан, Государственный реестр судебных экспертов Центра судебной медицины Министерства юстиции Республики Казахстан и Государственный реестр судебных экспертов Центра судебных экспертиз Министерства юстиции Республики Казахстан.

В соответствии со ст. 18 Закона Кыргызской Республики от 24 июня 2013 г. N 100 «О судебно-экспертной деятельности» (далее - Закон КР о СЭД) сведения о судебных экспертах, являющихся сотрудниками судебно-экспертных организаций, вносятся в Государственный реестр судебных экспертов, цели, порядок формирования и использования которого устанавливаются Правительством Кыргызской Республики*. Таким образом, согласно ч. 2 ст. 18 Закона КР о СЭД приоритетным является назначение экспертизы судебному эксперту, сведения о котором внесены в Государственный реестр судебных экспертов. Ведение Государственного реестра осуществляется Государственным центром судебных экспертиз при Минюсте Кыргызской Республики**, а информационное обеспечение ведения Государственного реестра осуществляют судебно-экспертные организации и экспертно-квалифика-ционные комиссии путем предоставления сведений о судебных экспертах (п. 5 Порядка).

О необходимости составления государственного реестра судебных экспертов в России отмечается в работах многих ученых [1, с. 147; 2, с. 345; 3, с. 481; 4, с. 22, 211-213; 5]. Многие экспертные учреждения формируют свой собственный реестр судебных экспертов, что, несомненно, облегчает работу лиц, осуществляющих уголов-

* О судебно-экспертной деятельности: закон Кыргызской Республики от 24 июня 2013 г. N 100. URL: http://base.spinform.ru/show_doc. fwx?rgn=60856

** Порядок ведения государственного реестра судебных экспертов Кыргызской Республики: утв. Постановлением Правительства Кыргызской Республики «О некоторых вопросах судебно-экспертной деятельности в Кыргызской Республике» от 17 марта 2014 г. N 132. URL: http://sudexpert.gov.kg/poryadok-vedeniya-gosudarstvennogo-re/

ное судопроизводство, а также заинтересованных участников судопроизводства по выбору эксперта.

Как верно отмечают некоторые авторы, «в рамках создания реестра экспертов-автотехников были утверждены приказом Минтранса России N 124, Минюста России N 315, МВД России N 817, Минздравсоцразвития России N 714 от 17 октября 2006 г. Условия и порядок профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к экспертам-техникам; приказом Минюста России от 30 июня 2003 г. N 155 Порядок ведения государственного реестра экспертов-техников; приказом Минюста России от 31 декабря 2003 г. N 335 Формы свидетельства о включении в государственный реестр экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств. Однако такой реестр не создан, поскольку до настоящего времени не образована межведомственная комиссия, занимающаяся ведением реестра экспертов-автотехников» [6, с. 80].

Вторая попытка заключалась в создании в порядке добровольной сертификации реестра экспертов. В настоящее время в реестр экспертов включаются лишь лица, прошедшие добровольную сертификацию при Минюсте России. Иные эксперты МВД России, ФСБ России, негосударственные, штатные эксперты Минюста России в этот реестр не включены [6, с. 80]. Как отмечают С.А. Смирнова, Г.Г. Омельянюк и А.И. Усов, получение сертификата компетентности судебного эксперта является обязательным условием для внесения сведений о судебном эксперте в Государственный реестр судебных экспертов, с учетом ограничений по раскрытию сведений о государственных судебных экспертах [7, с. 221], что отражено в проекте Федерального закона о СЭД.

В настоящее время действует только добровольная система сертификации компетентности эксперта. Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации является одним из государственных органов, осуществляющих ведомственную сертификацию по специально разработан-

ным правилам. Критерием является соответствие эксперта программе подготовки государственных судебных экспертов ГСЭУ Минюста России, согласно таблице N 1, приведенной в приложении 2 к Правилам функционирования системы добровольной сертификации методического обеспечения судебной экспертизы*.

В системе МВД России понятие сертификации эксперта заменяет термин «уровень квалификации эксперта». Пересмотр уровня квалификации экспертов входит в полномочия экспертно-квали-фикационных комиссий в соответствии с приказом МВД России от 9 января 2013 г. N 2**. Одним из критериев, предъявляемых к аттестуемому в соответствии с указанным приказом, является знание законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, регламентирующих порядок производства судебных экспертиз; обладание специальными знаниями и практическими навыками, необходимыми для производства конкретного вида судебных экспертиз в соответствии с действующими экспертными методиками.

Аналогичные приказы по аттестации экспертных кадров приняты также в других федеральных органах исполнительной власти, имеющих государственные экспертные учреждения (например, ФТС России, МЧС России).

К сожалению, приходится констатировать отсутствие единства в подходах к

* Правила функционирования системы добровольной сертификации методического обеспечения судебной экспертизы: утв. директором ГУ РФЦСЭ от 27 дек. 2004 г. URL: http:// sudexpert.ru/files/sert_system_rules.pdf

** Вопросы определения уровня профес-

сиональной подготовки экспертов в системе МВД России (вместе с Положением об аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебных экспертиз и о порядке пересмотра уровня их профессиональной подготовки в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, Положением о Центральной экспертно-квалификационной комиссии Министерства внутренних дел Российской Федерации): приказ МВД России от 9 янв. 2013 г. N 2: ред. от 9 янв. 2017 г. // Рос. газ. 2013. N 97; доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

определению компетентности эксперта, отсутствие системы сертификации компетентности эксперта в России и, соответственно, отсутствие требования о наличии в обязательном порядке сертификата.

При отсутствии единой государственной системы сертификации компетентности эксперта вырабатываются разнообразные требования, предъявляемые к участвующим в судопроизводстве экспертам, с целью повышения к ним доверия лиц и органов, осуществляющих судопроизводство.

Многие организации проводят собственную сертификацию компетенции эксперта. Например, вневедомственную систему добровольной сертификации негосударственных судебных экспертов осуществляет Палата судебных экспертов имени Ю.Г. Корухова (СУДЭКС). В качестве требований для заявителя, претендующего на подтверждение соответствия в области судебной экспертизы по конкретной судебно-экспертной специальности, СУДЭКС определяет наличие базового высшего образования, соответствующего заявленной экспертной специальности, подтвержденного документом государственного образца, или высшего образования и опыта работы по заявленной экспертной специальности не менее одного года, подтвержденного трудовой книжкой или иным эквивалентным документом, а также прохождение курса повышения квалификации по заявленной экспертной специальности в уполномоченном Учебном центре или наличие документально подтвержденной квалификации государственного (ведомственного) судебного эксперта***.

Помимо весьма известных и зарекомендовавших себя организаций, сертификацию проводят и организации, не имеющие лицензии на оказание образовательных услуг по повышению квалификации эксперта, а также организации, в которых отсутствуют специалисты, имеющие возможность оценить компетентность заявителя, претендующего на подтверждение

*** Стандарт. Требования к негосударственным судебным экспертам в Системе добровольной сертификации негосударственных судебных экспертов: СТ0-НСЭ-2016 2004. URL: http://www.sudex.ru

соответствия в области судебной экспертизы. Отсутствие единой и вневедомственной системы сертификации компетенции эксперта тормозит создание и развитие федерального реестра. Однако, несмотря на необходимость его создания, видимо, это произойдет еще не скоро.

Полагаем, что затруднения возникнут прежде всего при определении критериев для внесения эксперта в данный реестр. С другой стороны, вероятен вопрос о том, может ли лицо, обладающее специальными знаниями в соответствующей сфере, обращение к которой происходит в судопроизводстве достаточно редко, и не включенное в федеральный реестр, привлекаться для проведения судебной экспертизы. Полагаем, что к этому не должно быть препятствий, поскольку одним из критериев размещения в реестре данных о конкретном эксперте должно быть наличие у него специальных знаний.

В государствах - членах ЕАЭС система критериев определения компетентности эксперта содержательно имеет общие черты, однако формально определяется по-разному.

Например, ст. 20 Закона РК о СЭД четко определяет квалификационные требования, предъявляемые к судебным экспертам - сотрудникам органов судебной экспертизы и физическим лицам, занимающимся судебно-экспертной деятельностью на основании лицензии: 1) иметь высшее образование; 2) иметь квалификацию судебного эксперта, подтвержденную квалификационным свидетельством на право производства определенного вида судебной экспертизы; 3) быть аттестованным в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом.

В Республике Беларусь также отсутствует сертификация экспертов, но осуществляется присвоение квалификации судебному эксперту на основании прохождения каждые три года повышения квалификации на базе Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь. Постановление комитета судебных экспертиз Республики Беларусь устанавливает довольно подробный перечень лиц, которые претендуют на осуществле-

ние судебно-экспертной деятельности*. В соответствии с п. 2 указанного положения свидетельство выдается лицам:

1) имеющим высшее образование по соответствующей специальности;

2) прошедшим обучение в Институте повышения квалификации и переподготовки кадров Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь по соответствующим для разных категорий лиц образовательным программам: переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, по образовательной программе повышения квалификации руководящих работников и специалистов, по образовательной программе обучающих курсов;

3) имеющим стаж работы не менее пяти лет по специальности после окончания учреждения высшего образования, из них не менее двух лет стажа экспертной работы, за исключением претендентов на получение свидетельства с указанием вида судебной экспертизы «Судебная экспертиза по вопросам оценки стоимости объектов гражданских прав», для которых необходимо наличие стажа работы не менее двух лет в организациях, осуществляющих оценочную деятельность;

4) сдавшим в Государственном комитете судебных экспертиз квалификационный экзамен.

Данная система присвоения квалификации эксперта позволяет в последующем индивидуальному предпринимателю лично или юридическому лицу (при наличии не менее 2 штатных работников-экспертов) претендовать на получение лицензии на осуществление судебно-экспертной деятельности.

В Кыргызской Республике существует сертификация судебных экспертов посредством выдачи сертификата экспертно-ква-лификационной комиссией после сдачи претендентом экзамена (ст. 16-17 Закона КР о СЭД). При этом к кандидату предъяв-

* Инструкция о порядке выдачи свидетельства о присвоении квалификации судебного эксперта, внесения в него изменений, прекращения действия и аннулирования указанного свидетельства: постановление Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь от 15 мая 2014 г. N 8: ред. от 29 февр. 2016 г. URL: http://sudexpert.gov.by/ru/lic.html

ляются следующие требования: а) образование в соответствующей сфере; б) стаж и опыт работы; в) прохождение стажировки в государственных судебно-экспертных учреждениях по конкретной экспертной специальности*.

В Республике Армения введено квалификационное освидетельствование экспертов, которое проводится квалификационной комиссией судебных экспертов Национального бюро экспертиз Республики Армения [8, с. 167].

Реестры оформляются обычно в виде таблицы, в содержание которой включается ряд общих сведений о судебных экспертах, прошедших подтверждение компетентности. Например, в Государственном реестре судебных экспертов Республики Казахстан должны быть отражены следующие сведения: фамилия, имя, отчество (при его наличии); образование, наличие ученой степени, звания; экспертная специальность (специальности), номер и дата выдачи квалификационного свидетельства на право производства определенного вида судебной экспертизы, номер и дата выдачи лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью; дата прохождения аттестации; место работы сотрудников органа судебных экспертиз и занимаемая ими должность**. В примечании указывается сопутствующая информация, например, «находится в отпуске по уходу за ребенком до...». В соответствии с п. 13 формирования, ведения и использования Государственного реестра судебных экспертов Республики Казахстан «при необходимости суд, орган (должностное лицо), ведущий процесс по уголовным, гражданским

* Положение о порядке и условиях выдачи, отказа в выдаче, приостановления, прекращения действия и лишения сертификата компетентности судебного эксперта Кыргызской Республики: приложение 1 к Постановлению Правительства Кыргызской Республики от 17 марта 2014 г. N 132. URL: http://cbd.minjust. gov.kg/act/view/ru-ru/96194/107mode=tekst

** Об утверждении Правил формирования, ведения и использования Государственного реестра судебных экспертов Республики Казахстан: приказ министра юстиции Республики Казахстан от 27 апр. 2017 г. N 483. URL: http://online.zakon.kz/Document/7doc_ id=39305560#pos=1;-211

делам, а также по делам об административных правонарушениях, прокурор, нотариус, иные участники процесса оформляют в письменном виде запрос в адрес Департамента о предоставлении сведений о судебных экспертах». Ответ Департамента формируется в виде выписки.

Списки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих специальное разрешение (лицензию) на осуществление судебно-экспертной деятельности Республики Беларусь, формируются с указанием следующих сведений: лицензиат (наименование организации), местонахождение, контактные телефоны; учетный номер плательщика; номер лицензии; дата и номер принятия решения о выдаче лицензии; выполняемые виды (подвиды) судебных экспертиз***.

В Государственный реестр судебных экспертов Кыргызской Республики включаются следующие сведения о судебных экспертах: фамилия, имя, отчество; место работы и занимаемая должность; данные об образовании (когда и какой вуз окончил), специальность, дополнительное профессиональное образование, ученое звание и ученая степень; экспертная специальность; сведения о сертификате компетентности судебного эксперта (номер и дата выдачи сертификата компетентности); информация о приостановлении, прекращении и лишении сертификата компетентности (пункт 3)****.

В реестрах, которые ведутся организациями, указываются в основном квалификация или специальность эксперта, а также экспертная специальность, дата выдачи и номер сертификата, контактные данные*****.

*** Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь: официальный сайт. URL: http://www.sudexpert.gov.by/ru/lic.html

**** Порядок ведения государственного реестра судебных экспертов Кыргызской Республики: утв. Постановлением Правительства Кыргызской Республики «О некоторых вопросах судебно-экспертной деятельности в Кыргызской Республике» от 17 марта 2014 г. N 132. URL: http://sudexpert.gov.kg/poryadok-vedeniya-gosudarstvennogo-re/

***** Реестры cудебных экспертов URL: http:// www.sudex.ru/; http://www.np-sudexpertiza. ru/certification_registry/; http://xn--q1af2a.xn--p1ai/spisok-expertnikh-uchrejdeniy/ и др.

Таким образом, общие сведения практически во всех государствах - членах ЕАЭС, за исключением Республики Армения, тождественные. Обобщая критерии, которым должны отвечать кандидаты, можно определить следующие требования:

1) наличие у эксперта высшего образования по соответствующей специальности;

2) стаж работы экспертом; 3) прохождение стажировки или повышения квалификации в предусмотренном законодательством государства порядке.

В Российской Федерации реестр как список экспертов, подтвердивших свою компетентность, с учетом административно-территориального деления государства должен быть двухуровневым: регионального уровня (с отражением списка экспертов по каждому субъекту Федерации) и федерального уровня. Федеральный реестр судебных экспертов должен включать в качестве составляющей части реестр региональный. По сути, данное разделение не может влиять на правовой статус эксперта, поскольку подобное деление предназначено для удобства поиска эксперта в соответствующем субъекте Федерации лицами (органами), ведущими процесс, и участниками судопроизводства и иных видов юрисдикционной деятельности, обращающимися к эксперту.

Полагаем, что в реестр могут быть внесены сведения об экспертах (тех лицах, для которых судебно-экспертная деятельность является основной, вне зависимости от формы организации, сотрудником которой они являются, а также о частных экспертах), которые будут отвечать следующим требованиям:

1) наличие у эксперта высшего образования по соответствующей специальности либо наличие высшего экспертного образования по соответствующей специальности (последнему в будущем должно отдаваться предпочтение). Наличие среднего специального экспертного образования по соответствующей специальности. Представляется, что последний критерий в будущем будет исключен;

2) стаж работы эксперта по соответствующей экспертной специальности, который должен составлять не менее одного года. Стаж работы до одного года может быть приравнен к стажировке. Данное тре-

бование должно подтверждаться сведениями, полученными из трудовой книжки, приказами организации, в которой работает специалист, и другими документами, позволяющими четко определять период работы в качестве эксперта в соответствующей организации;

3) отсутствие судимости. Данный критерий должен подтверждаться соответствующей справкой;

4) подтверждение уровня компетентности эксперта, имеющего стаж работы от трех лет и более, посредством прохождения курсов повышения квалификации в порядке, определенном законодательством. Представляется, что прохождение экспертом повышения квалификации раз в пять лет вполне приемлемо, если стаж его работы в качестве эксперта не прерывался. Кроме того, считаем возможным учитывать проведение научных (научно-практических) исследований, подготовку и защиту научной работы (например, диссертации или научного доклада) как повышение квалификации эксперта, стаж работы которого в качестве такового не прерывался. Но, следует отметить, что, поскольку в реестре должен указываться стаж работы эксперта по соответствующей экспертной специальности, критерий может применяться только к экспертам, имеющим определенный стаж. В первую очередь это требование может предъявляться к экспертам, имеющим стаж работы хотя бы три года, поскольку по прошествии такого временного периода возникает необходимость повышения квалификации. Направлять на повышение квалификации эксперта через год после окончания обучения нецелесообразно, поскольку этот год должен быть засчитан за стажировку, которая может быть проведена под руководством более опытного эксперта.

Таким образом, требования к сертификации экспертов будут равными (см. указанные выше требования в пунктах 1-3), за исключением требования к обязательному прохождению повышения квалификации для экспертов (пункт 4), чей стаж менее трех лет.

Первый и четвертый критерии характеризуют содержательную сторону сертификации эксперта, поскольку позволяют констатировать, отвечает ли эксперт при-

знаку компетентности. Решение проблемы обеспечения качественной сертификации зависит от того, кто будет ее осуществлять. Лучшим вариантом могла бы стать вневедомственная сертификация. Организацией, на которую можно было бы возложить соответствующие полномочия, могла бы стать Ассоциация судебных экспертов, а в качестве «прототипа» можно использовать существующее в настоящее время некоммерческое партнерство «Палата судебных экспертов».

Третий критерий является формальным подтверждением соответствия эксперта требованиям. В последующем при принятии Кодекса профессиональной этики эксперта данный критерий может трансформироваться в необходимость соответствия требованиям указанного Кодекса.

Второй критерий характеризует в определенной степени формальный признак соответствия кандидата требованию компетентности, однако его отсутствие не позволит эксперту в полном объеме подтвердить свою компетентность, поскольку именно практическая деятельность, опыт работы подчеркивает и компетентность эксперта. Конечно, речь идет исключительно о выполнении экспертной работы, не административно-хозяйственной или организационной, а именно экспертной, кроме того, нахождение эксперта, например, в отпуске по уходу за ребенком, не может засчитываться в стаж работы. Кроме того, в реестре следует отразить сведения о пройденных экспертом курсах повышения квалификации, на что обращает внимание Л.Ф. Парамонова [9].

Полагаем, что столь ограниченный перечень критериев позволит эксперту быть включенным в соответствующий региональный реестр, доступный и на федеральном уровне. Но помимо этого должна быть разработана система оценки деятельности эксперта, которая будет отражать сведения о недопустимых и не соответствующих профессии действиях, например, дача заведомо ложного заключения (при условии вступления в законную силу приговора суда по уголовному делу), злоупотребление процессуальными правами, например, намеренное затягивание сроков проведения экспертизы при отсутствии объективных причин, препятствующих

производству исследования. Ведение данной оценки следует возложить на экспертную организацию, сотрудником которой является эксперт, либо непосредственно на Ассоциацию судебных экспертов, которая должна осуществлять методическое и сертификационное сопровождение экспертной деятельности.

При наличии серьезных нарушений, например совершения экспертом преступления, он должен быть исключен из реестра без права восстановления. Что касается иных нарушений, то в данном случае вопрос должен решаться Ассоциацией судебных экспертов, а именно специально созданной ею комиссией, которая изучит деятельность конкретного эксперта и примет решение об исключении его из реестра с возможностью последующего восстановления либо без таковой.

Для лиц, ведущих процесс, и заинтересованных лиц информация из реестра должна быть доступна в полном объеме. Однако при формировании реестра и определении круга сведений, которые должны быть доступны потребителю, возникает вопрос об обеспечении безопасности эксперта и членов его семьи. Полагаем, что в целях обеспечения безопасности эксперта, его близких родственников, родственников или близких лиц целесообразно указывать в едином реестре судебных экспертов только основную информацию, достаточную для определения формальной возможности эксперта провести соответствующее экспертное исследование:

1) ФИО эксперта;

2) экспертная специальность (специальности);

3) стаж работы по экспертной специальности;

4) наличие сертификата компетентности, выданного в установленном законом порядке, дата выдачи (в том числе данные о пройденных экспертом курсах повышения квалификации);

5) место работы эксперта;

6) контактные данные: номер рабочего телефона (факса), адрес электронной почты.

С точки зрения сокращения судебных расходов (расходов в рамках предварительного расследования в уголовном процессе) и экономии времени предпо-

чтительно осуществлять поиск и обращение через реестр сначала именно к региональным экспертам. Однако не должно быть препятствий для привлечения экспертов из любого другого региона, если участие регионального эксперта будет стороной обосновано в качестве нежелательного ввиду наличия заинтересованности, предвзятости, зависимости от вышестоящего должностного лица, недостаточности специальных знаний или по другим причинам.

Предлагая создание единого федерального реестра экспертов, считаем возможным указывать место работы и должность эксперта, не разделяя реестр на государственных (ведомственных) и негосударственных (вневедомственных) экспертов. Принципом разделения экспертов в реестре, подчеркнем еще раз, могла бы стать их специализация на основе специальных знаний, которыми они обладают. Подобное разделение (по разделам) упростило бы поиск экспертов требуемой квалификации.

Список литературы

1. Корухов Ю.Г., Киселев С.Е., Гречуха Н.М. О состоянии ведомственной и вневедомственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации // Проблемы классификации судебных экспертиз, сертификации и валидации методического обеспечения, стандартизации судебно-экспертной деятельности: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 21 января 2016 г). М.: Проспект, 2016. С. 147-155.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Иванова Е.И. Концептуальные основы использования специальных знаний при выявлении и расследовании преступлений, связанных с опасными для здоровья веществами: дис. ... д-ра юрид. наук. Коломна, 2016. 468 с.

3. Зайцева Е.А. Концепция развития института судебной экспертизы в условиях состязательного уголовного судопроизводства: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008. 537 с.

4. Аминев Ф.Г. Судебно-экспертная деятельность в Российской Федерации: современные проблемы и пути их решения: дис. ... д-ра юрид. наук. Уфа, 2016. 482 с.

5. Каськов Д.Л., Парушина Н.В. Документальное подтверждение квалификационных требований к эксперту в системе формирования доказательной базы судебно-бухгалтерской экспертизы // Аудиторские ведомости. 2015. N 5. С. 61-71.

6. Николаева Т.Г., Елагина Е.В., Шананина Е.М. Некоторые вопросы производства судебной экспертизы негосударственными экспертными учреждениями или лицами, не являющимися государственными экспертами // КриминалистЪ. 2011. N 1 (8). С. 77-81.

7. Смирнова С.А., Омельянюк Г.Г., Усов А.И. Законодательное закрепление инноваций судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации // Российский журнал правовых исследований. 2016. N 1 (6). С. 220-227.

8. Джавадян А.С. Национальное бюро экспертиз: опыт формирования современной экспертной структуры в Армении // Теория и практика судебной экспертизы. 2011. N 2 (22). С. 166-170.

9. Парамонова Л.Ф. Определение компетентности судебного эксперта в рамках уголовного процесса // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 2. С. 198-208.

References

1. Korukhov Yu.G., Kiselev S.E., Grechukha N.M. O sostoyanii vedomstvennoy i vnevedomstvennoy sudebno-ekspertnoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federatsii [On the state of departmental and non-departmental forensic activity in the Russian Federation]. Problemy klassifikatsii sudebnykh ekspertiz, sertifikatsii i validatsii metodicheskogo obespecheniya, standartizatsii sudebno-ekspertnoy deyatel'nosti [Problems of the classification of forensic examinations, certification and validation of methodological support, standardization of forensic expert activity]. Moscow, Prospekt Publ., 2016. Pp. 147-155.

2. Ivanova E.I. Kontseptual'nye osnovy ispol'zovaniya spetsial'nykh znaniy pri vyyavlenii i rassledovanii prestupleniy, svyazannykh s opasnymi dlya zdorov'ya veshchestvami. Dokt. Diss. [Conceptual bases of the use of special knowledge in the detection and investigation of crimes related to hazardous substances. Doct. Diss.]. Kolomna, 2016. 468 p.

3. Zaytseva E.A. Kontseptsiya razvitiya instituta sudebnoy ekspertizy v usloviyakh sostyazatel'nogo ugolovnogo sudoproizvodstva. Dokt. Diss. [The concept of development of the Institute of Forensic Expertise in conditions of adversarial criminal proceedings. Doct. Diss.]. Moscow, 2008. 537 p.

4. Aminev F.G. Sudebno-ekspertnaya deyatel'nost' v Rossiyskoy Federatsii: sovremennye problemy i puti ikh resheniya. Dokt. Diss. [Judicial and expert activity in the Russian Federation: modern problems and solutions. Doct. Diss.]. Ufa, 2016. 482 p.

5. Kas'kov D.L., Parushina N.V. Dokumental'noe podtverzhdenie kvalifikatsionnykh trebovaniy k ekspertu v sisteme formirovaniya dokazatel'noy bazy sudebno-bukhgalterskoy ekspertizy [Documentary confirmation of the

qualification requirements to the expert in the system of formation of the evidence base of forensic accounting expertise]. Auditorskie vedomosti - Audit records, 2015, no. 5, pp. 61-71.

6. Nikolaeva T.G., Elagina E.V., Shananina E.M. Nekotorye voprosy proizvodstva sudebnoy ekspertizy negosudarstvennymi ekspertnymi uchrezhdeniyami ili litsami, ne yavlyayushchimisya gosudarstvennymi ekspertami [Some questions of the production of forensic expertise by non-state expert institutions or persons who are not state experts]. Kriminalist"" - Criminalist, 2011, no. 1 (8), pp. 77-81.

7. Smirnova S.A., Omel'yanyuk G.G., Usov A.I. Zakonodatel'noe zakreplenie innovatsiy sudebno-ekspertnoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federatsii [Legislative consolidation of innovation of forensic expert activity in the Russian Federation]. Rossiyskiy zhurnal pravovykh issledovaniy - Russian Journal of Legal Studies, 2016, no. 1 (6), pp. 220-227.

8. Dzhavadyan A.S. Natsional'noe byuro ekspertiz: opyt formirovaniya sovremennoy ekspertnoy struktury v Armenii [National Bureau of Expertise: the experience of forming a modern expert structure in Armenia]. Teoriya i praktika sudebnoy ekspertizy - Theory and practice of forensic examination, 2011, no. 2 (22), pp. 166-170.

9. Paramonova L.F. Opredelenie kompetentnosti sudebnogo eksperta v ramkakh ugolovnogo protsessa [Determination of competence of a forensic expert in the criminal process]. Aktual'nye problemy rossiyskogo prava - Actual problems of Russian law, 2017, no. 2, pp. 198-208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.