Чугумбаев Р.Р.
к.э.н., доцент, Московский государственный гуманитарно-экономический университет
ВОПРОСЫ ОПТИМИЗАЦИИ ЗАТРАТ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ
ИННОВАЦИЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Ключевые слова: затраты, стратегические инновации, оптимизация, бизнес-модель, устойчивое развитие, заинтересованные стороны.
Keywords: costs, strategic innovation, optimization, business model, sustainable development, stakeholders.
Инновационная направленность развития современной российской экономики является основой многих важнейших концепций и программ руководства страны в течение многих лет. Особенное положение среди возможных инноваций занимают те, которые направлены на изменение бизнеса в целом, т.е. его стратегии и бизнес-модели. Одной из предпосылок выделения данного вектора инноваций является распространение принципов и подходов устойчивого развития. Современный бизнес вынужден функционировать в среде, где конкурентная борьба все больше расширяет свой фронт как за счет усиления требований клиентов, так и за счет расширения круга заинтересованных сторон, требования которых необходимо учитывать и выполнять. Согласно концепции устойчивого развития стратегии и бизнес-модели организации должны содержать стремление преумножать не только финансовый, но также социальный и экологический капитал.
Обоснование применения или изменения бизнес-модели организации требуется для большинства организаций, которые по-настоящему ориентированы на реализацию принципов устойчивого развития. Это не значит, что социальным и экологическим факторам ранее не уделялось внимание. Деятельность, направленная на охрану окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, защиту жизни и здоровья населения от вредного воздействия экологического загрязнения, социальное развитие, многие десятилетия находится под вниманием общественности, международных организаций, государственных и территориальных органов власти. До современного распространения принципов устойчивого развития организации проектировали, осуществляли и контролировали деятельность по охране окружающей среды, здоровья, социальных условий исходя из необходимости выполнения норм и нормативов, которые утверждались и спускались «сверху» определенными ведомствами и министерствами. Экологическая и социальная ответственность бизнеса достигается не столько выполнением необходимых норм и нормативов государственных и территориальных органов власти, сколько стратегической приверженностью принципам устойчивого развития.
Управление организацией, ориентированное на выполнение требований ключевых групп заинтересованных сторон, требует существенного переосмысления и обновления аналитического инструментария. Согласно результатам исследования автора в настоящее время существует практическая потребность в аналитическом инструментарии, позволяющем определить параметры наиболее предпочтительного, «идеального» функционирования компании в данных конкретных условиях бизнес-среды, сформировать, обосновать и реализовать стратегию организационных изменений, а также позволяющем решать проблемы с определением выгод и рисков проектов, связанных с повышением уровня социальной и экологической ответственности бизнеса, совершенствованием системы управления организацией. Наиболее предпочтительное состояние функционирования компании нами предложено называть эталонным1. Важнейшая роль эталонного анализа заключается в том, чтобы обеспечить управленческие решения по изменению бизнеса системой измерения целевых показателей выполнения требований ключевых заинтересованных сторон, оценки на этой основе резервов их улучшения и обоснования коррекций и инновационных проектов по реализации выявленных резервов.
Для экономического анализа, который ориентируется, прежде всего, на качественную оценку бизнеса и ее отдельных элементов, категория эталон как представление об идеальном состоянии бизнеса в определенном контексте является методологически важной .
Одной из важнейших задач эталонного анализа является обоснование затрат на осуществление стратегических инноваций. Поэтому настоящее исследование направлено на решение задач оптимизации таких затрат.
Есть мнение, что стратегические инновации связаны с изменением бизнес-модели и по сравнению с процессными инновациями непосредственно затрагивает уровень выполнения требований клиентов3. Однако современные
1 Чугумбаев Р.Р., Чугумбаева Н.Н. Проблемы применения эталонного анализа в экономических исследованиях // Управленческий учет. 2013. - № 12. - С. 53-62.
2 Чугумбаев Р.Р., Чугумбаева Н.Н. Базисные положения эталонного анализа хозяйственной деятельности предприятий // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2015. - № 1. - С. 80-85.
3 Стрекалова Н.Д. Стратегические инновации и построение бизнес-модели: от теории к практике // Проблемы современной экономики. 2009. - № 2. - С. 116.
бизнес-модели направлены на реализацию стратегии организации и ориентируются не только на клиентов, но и на других заинтересованных сторон. Согласно работам европейских ученых инновации становятся стратегическими, когда затрагивают не только процессы внутри компании, но и меняют существующие модели поведения в отрасли между всеми участниками1. Также они определяют стратегические инновации как процесс переосмысления или изменения корпоративной стратегии организации для стимулирования роста бизнеса, создания ценности для компании и ее клиентов и создания конкурентных преимуществ. Можно добавить, что организация в результате реализации стратегических инноваций должна быть способна увеличить создаваемую ценность не только для клиентов, но и для других ключевых заинтересованных сторон. При этом такие инновации направлены не обязательно на улучшение качеств выпускаемой продукции или другое операционное совершенствование. Изменения касаются функционирования бизнеса в целом, т.е. его бизнес-модели2, или его отдельных аспектов. Следует учитывать, что если в результате внедрения инноваций улучшится один из аспектов функционирования бизнеса, и увеличится ценность для одних заинтересованных сторон, это может стать угрозой для удовлетворенности других заинтересованных сторон. Поэтому стратегические инновации следует оценивать сбалансированно, с учетом их влияния на выполнения требований различных групп стейкхолдеров.
Современные стратегические инновации должны быть направлены, прежде всего, на повышение эффективности функционирования бизнеса по главным его аспектам, определенным в концепции устойчивого развития или составом ключевых групп заинтересованных сторон.
Наиболее заметным явлением современного инновационного развития экономики являются программы перехода компаний на цифровое функционирование. Инновации, вызванные цифровой трансформацией экономики и общества, требуют глубинного пересмотра стратегии, новых бизнес-моделей, затрагивают интересы если не всех, то многих групп заинтересованных сторон. Более того, такие масштабные изменения расширяют и состав, и содержание требований заинтересованных сторон. Поэтому оценивая эффективность реализации стратегических инноваций, следует учитывать их многоцелевой характер и разнообразие получаемых эффектов. Ориентация организации на максимизацию выполнения социальных, экологических и экономических требований различных заинтересованных сторон требует решения сложных аналитических задач. Речь идет о такой проблеме, например, как малосопоставимая метрика социальных, экологических и финансовых последствий. Поэтому необходимо проводить дальнейшие исследования, позволяющие развивать подходы и практические инструменты более обоснованного обобщения результатов повышения устойчивости организации.
При определении затрат на проведение инноваций следует учитывать:
- характер затрат с точки зрения того, на какой период они относятся - период внедрения инновации или ее полного жизненного цикла;
- однократно ли применяются ресурсы или систематически;
- в какой степени затраты зависят от результатов инновации.
Среди особенностей затрат, следует подчеркнуть расходы на мероприятия, направленные на устранение или снижение угроз и негативных последствий от реализации инноваций. Это связано с тем, что внедрение стратегических инноваций для некоторых групп стейкхолдеров может иметь негативные последствия. И если данные группы входят в состав ключевых, следует проводить контрмеры, направленные на работу по устранению или компенсации возникающего ущерба.
Для оптимизации управления инновационной деятельностью необходимо качественно смоделировать поведение взаимосвязанных элементов: ресурсы, затраты, риски, результаты (улучшения).
С точки зрения системного подхода экономические параметры реализации стратегических инноваций можно выразить в виде схемы представленной на рис. 1.
Модель, предложенная на рис. 1, может стать основой для разработки оптимизационной модели. Стратегические инновации связаны с внедрением комплекса решений, реализация которых ограничена по времени. Затраты связаны с необходимостью внедрения и адаптации решений, а также с минимизацией негативных последствий данных решений. Целевой функцией может стать максимизация отношения обобщенного уровня прироста финансовых, социальных и экологических улучшений функционирования бизнеса к сумме затрат на реализацию инноваций и устранение их негативных последствий. Также следует учесть ограниченность имеющихся у организации на данном этапе ее развития возможностей с точки зрения ресурсов. В итоге формируется задача математического программирования. Ее решение позволяет определить, какой комплекс проектов будет наиболее эффективным, и это позволит определить наиболее оптимальную стоимость затрат.
Следует отметить, что при необходимости можно дополнять условие данной задачи информацией о возможностях минимизации затрат или/и максимизации результатов. Надо отметить, что при различном сочетании ограничений некоторых переменных, т.е. выделения неуправляемых переменных, решение задач по выбору наиболее эффективной программы инноваций может различаться.
1 Moeller M., Stolla C., Doujak A. Strategic Innovation: Building New Growth Business. - Wien: Goldegg Verlag, 2008.
2 Hamel G. Strategy Innovation and the Quest for Value // Sloan Management Review. 1998.
Рисунок 1.
Модель реализации инноваций, направленных на повышение устойчивости бизнеса