Научная статья на тему 'Вопросы оптимизации дефицита федерального бюджета'

Вопросы оптимизации дефицита федерального бюджета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1129
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ / БЮДЖЕТНЫЙ РАСХОД / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / ИНВЕСТИЦИИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ / РАСХОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахметова Д.Д., Яруллин Р.Р.

В данной статье рассматривается теоретические аспекты дефицита федерального бюджета и пути его оптимизации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ахметова Д.Д., Яруллин Р.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы оптимизации дефицита федерального бюджета»

Если посмотреть с 2014 г, видно, что колебания происходили интенсивно, падая с 107 до 52 долл. за баррель по настоящее время в 2016 г. Чем это обуславливается и почему такое резкое падение?! Многие задаются этим вопросом, ведь все знают какую важную роль играет «черное золото» на экономике многих стран. Все вероятные моменты, обусловленные падением тарифов на нефть, попробуем разобрать. [3, с.130-135] Основной стабильностью цены на нефть сыграл Китай, в 2004 году её потребность в «черном золоте» особенно была рекордной. Но уже в 2014 году в Китае наблюдался спад в экспорте и это конечно сразу отразилось на спросе нефти, естественно дальше по цепочке это отрицательно отразилось на ценовую политику «черного золота» в мировой экономике планеты. Но, несмотря на это Саудовская Аравия попрежнему увеличивать запасы нефти, тем самым перенасыщает рынок без очевидного спроса, т. е. происходит излишек и это отрицательно сказывается на цене нефти на мировых рынках. Очевидно и то, что США сыграли так же свою роль в падении цены, они за пять лет освоили около 30 тысяч сланцевых скважин, тем самым увеличение нефти в мировом масштабе увеличилось в двое, а внутренний импорт США уменьшился в разы.

Не секрет что между Саудовской Аравией и США происходит «нефтяная война», преимущество Саудовской Аравии в том что она может добывать нефть даже при 30 долл. за баррель, заполонив рынок более низкой по стоимости нефтью и тем самым привести к банкротству США по добыче нефти.

На «черном» рынке Саудовская Аравия занимает имеет первенство по экспорту нефти и если она уменьшит добычу нефти она потерпит фиаско, т.к. это принесет прибыль ее конкурентам, тем самым она потеряет свою значимость и ведущую роль на мировом рынке «черного золота».

Трудно представить мировой энергетический рынок без нефти, т. к. она является безальтернативной для всего мира, и по идеи должна приносить постоянный рост потребления углеводородного сырья во всем мире, но за последние несколько лет, рыночные цены на нефть упали примерно в трое. Если такая тенденция цен будет так же и на несколько лет вперед, то ожидаемый результат будет не положительным для мировой экономики.

Вывод напрашивается сам собой, что цена на нефть, как и на абсолютно любой товар или продукт, находятся в полной зависимости от спроса и предложения. То есть, если добыча нефти не уменьшится, то ее предложение превзойдет спрос и тем самым цены будут только падать. В нынешнее положение на «черном» рынке должны вмешаться страны ОПЕК и США, пока они не сократят добычи нефти, цены на нефть так и будут колебаться. [4, с. 176]

Список использованной литературы:

1. Белов В.С. Экономика России. Нефть как важная составляющая всех стран. 2015. - с. 38

2. Просветова Л.А. Экспорт и Импорт в развитых и развивающихся странах. 2015. - с. 101

3. Черникова А.Г. Сравнительный анализ ключевых территорий институализации социально-трудовых отношений // Экономика устойчивого развития. - Краснодар, 2010. - №4. - С. 130-135

4. Черникова А.Г. Экономика труда: практикум. - М.: Прондо, 2016. - 176 с.

© Асланова Э.Г., 2016

УДК 336.143.232

Д.Д. Ахметова курсант Уфимский юридический институт МВД РФ, Р.Р. Яруллин, д.э.н. профессор Уфимский филиал Финуниверситета при Правительстве РФ

ВОПРОСЫ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Аннотация

В данной статье рассматривается теоретические аспекты дефицита федерального бюджета и пути его

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

оптимизации

Ключевые слова

Бюджетный дефицит, бюджетный расход, государственный бюджет, инвестиции, финансирование, экономический цикл, расходные обязательства.

Актуальность данной темы заключается в том, что дефицит бюджета приводит к неблагоприятным последствиям. Однако, многие экономисты небольшой бюджетный дефицит для экономики считают лекарством, стимулирующим хозяйственное развитие, но как говорят всего должно быть в меру: при резком его увеличении приходится предпринимать определенные меры. Тогда уже встает проблема повышения эффективности бюджета.

Бюджетный дефицит — состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета [1], это превышение расходов бюджета над доходами. Дефицит федерального бюджета в стране в 2015 году составил 2 трлн рублей, при расходах в 15,6 трлн рублей и доходах - 13,6 трлн рублей.

Причинами данного явления считают: низкие показатели эффективности общественного производства; резкое снижение поступлений от налогов; нерациональная структура бюджетных расходов; крупные государственные инвестиции, направленные на модернизацию экономики. На этапе развития страны важно найти пути решения данной проблемы. Данные подходы выражаются в том, что:

1. Государственный бюджет должен быть сбалансирован и делаться это должно ежегодно. Иначе для покрытия дефицита Правительство вступает в конкуренцию с частным сектором за кредитные ресурсы, что в свою очередь приводит к повышению процентной ставки и уменьшению инвестиций в частном секторе, возросший процент по долговым инструментам делает финансовые операции более привлекательными для нерезидентов. Появляется приток иностранных денежных средств и все это ведёт к росту внешнего долга, что отрицательно скажется на экономике. Для покупки высокодоходных бумаг нерезидентам приходится покупать национальную валюту, это ведёт к росту спроса на эту валюту и, как следствие к повышению её курса, что препятствует экспорту и способствует импорту. В итоге снижение инвестиций в частный сектор, рост импорта и сокращение экспорта ведёт к снижению налоговых поступлений, что соответственно, ведет к росту бюджетного дефицита. Подобную ситуацию можно было наблюдать в нашей стране в период с 1994 по 1998 гг. В этот период для покрытия бюджетного дефицита Правительство выпускало государственные краткосрочные облигации и облигации федерального займа с огромной доходностью (около 300%) , в России имели место все негативные последствия подобной политики: снижение инвестиций, рост импорта и внешнего долга, сокращение налоговых поступлений в бюджет.

2. Бюджет должен быть сбалансирован по экономическому циклу. В периоды экономических спадов Правительство должно сокращать налоги и увеличивать госрасходы, тем самым сознательно вызывая бюджетный дефицит, однако, в периоды экономического подъёма Правительство должно повысить налоги и сократить расходы.

3. Целью бюджетной политики является не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики в целом. Для достижения этой цели можно допускать бюджетные дефициты. На наш взгляд, очень важно не упускать из вида борьбу с нецелевым использованием бюджетных средств, так как без этого говорить об оптимизации расходов не имеет смысла. Для этого можно принять некоторые меры, например, внести в Конституцию поправку, которая дала бы право парламенту гласно контролировать исполнение бюджета в течение года, не только по РФ в целом, но и по отдельному ее субъекту, городу, району. Можно также включить в законодательство несколько статей о конкретной ответственности чиновников за нарушение закона о бюджете публично-правового образования.

Опыт развитых стран подсказывает, что есть необходимость сделать прозрачным и подконтрольным общественности весь процесс составления плана расходования бюджетных средств и само расходование, что позволит выявлять имеющиеся нарушения.

Не стоит забывать также о возможности оптимизации дефицита федерального бюджета такими способами как: ужесточение налогообложения; «сеньораж», что означает печатание денег, выпуск

госзаймов.

При использовании данных способов стоить тщательно все взвесить и проанализировать последствия. Например, ужесточение налоговой политики может привести к общественному бунту, что окажет только отрицательное воздействие. Если же говорить о таком способе как «сеньораж», то его применение нецелесообразно, поскольку вызывает инфляцию. Выпуск займов имеет больше положительных эффектов, так как данный способ покрытия дефицита бюджета содействует сдерживанию инфляции.

В настоящее время происходит слабая индексация пенсий, несмотря на то, что инфляция стремительно растет. Так, действующим законодательством России предусматривается проведение индексации страховой пенсии: в 2016 году на 11,9%; в 2017 году на 7,0%; в 2018 году на 8,4%.

Необходимо обратить внимание, что при существующем механизме индексации социальных выплат заложены явные бюджетные риски, которые связанные с гарантией неснижения их реальных размеров, что в определенных макроэкономических условиях может привести к разбалансированию устойчивости бюджетной системы страны и к существенным рискам исполнения существующих расходных обязательств.

В связи с этим есть возможность неуменьшения расходных обязательств государства по выплате страховой пенсии, а их увеличение меньшими темпами. Все это нужно делать с целью доведения до уровня целевой инфляции - 4%. Так, законодательством предлагается индексировать страховую пенсию один раз в год с 1 февраля: на 5,5% в 2016 году; на 4,5% в 2017 году; на 4,0% в 2018 году.

Что же касается сокращения финансирования отдельных сфер, то данные действия тоже могут повлиять положительно, сохранив определенное количество бюджетных средств. В связи с этим федеральный бюджета на 2016 год предусматривает сокращение расходов на здравоохранение на 8% по сравнению с 2015 годом.

Подводя итоги необходимо обратить внимание на поручение Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 г., в котором говориться о необходимости обеспечить сокращение в 2015 - 2017 годах расходов федерального бюджета ежегодно не менее чем на 5% в реальном выражении. Выполнить условия данного поручения возможно только при системном подходе, то есть должен быть разработан комплекс мер, и что самое главное не только на федеральном уровне, но и на уровне регионов, районов и городов.

Список использованной литературы:

1. Финансово-кредитный словарь. Т.1. А-И / Гл. ред. В.Ф. Гарбузов. - М.: Финансы и статистика, 1984.-511 с.

2. Яруллин Р.Р. Дефицит бюджета и причины его возникновения // Современные проблемы финансово-кредитной системы: Сборник научных трудов/ под общ. ред. проф. Р. Р. Яруллина. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. -С. 35-38.

3. www.minfin.ru - Минфин Р Ф, официальный сайт

© Ахметова Д.Д., Яруллин Р. Р., 2016

УДК 347.343.148.5

А.О. Безменова

эксперт департамента урегулирования убытков ООО «Аудит и консалтинг» Р.Г. Абакумов, к.э.н., доцент БГТУ им. В. Г. Шухова г. Белгород, Российская Федерация

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА УЩЕРБА В СФЕРЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ УБЫТКОВ

ПО СТРАХОВЫМ СЛУЧАЯМ

Аннотация

Статья посвящена детальному анализу экспертизы ущерба в сфере урегулирования убытков по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.