Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ В ГОРОДЕ АЛМАТЫ'

ВОПРОСЫ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ В ГОРОДЕ АЛМАТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ ТРАВМАТИЗМ / ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ / СКОРАЯ ПОМОЩЬ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ГОСПИТАЛИЗАЦИЯ ПОСТРАДАВШИХ / БОЛЬНИЦА СКОРОЙ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Маханов С.А., Шегирбаева К.Б.

Дорожно-транспортные происшествия и связанный с ними травматизм является актуальной проблемой современного человечества. На месте происшествия погибает 45,7% пострадавших от всех смертельных случаев при ДТП, и свыше 23% из них умирают «неоправданно», т.е. могли бы остаться живыми при оказании своевременной адекватной помощи на месте происшествия [1-2]. Исход травмы во многом зависит от того, как скоро и в каком объеме оказана первая помощь пострадавшему и от правильности транспортировки больных. В первую очередь это касается несчастных случаев на автомобильных дорогах вне населенных пунктов, полученные травмы которых отличаются особой тяжестью [2]. Огромную роль в летальности пострадавших играет фактор времени начала оказания медицинской помощи и ее качество. Если медицинская помощь оказана в течение первых 30 минут после получения травмы, то летальность оставляет 11%; если через 2 часа и более - 72% [3]. Срок доставки пострадавшего в стационар в среднем составляет 12-32 мин [4-6]. Для сравнения, в Токио время приезда бригады СМП на место происшествия составляет 5,5 мин.; Осаке - 4 мин.40 сек., Пекине - 16 мин., в Сан-Паулу - 5-8 минут [7-8]. Основные причины запоздалого поступления травмированных при ДТП в медицинские организации являются - несвоевременное прибытие транспорта - 37,7%, большое расстояние до медицинской организации - 41,9%, поздний вызов на место происшествия - 12,4% [9-10].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Маханов С.А., Шегирбаева К.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF PROVIDING MEDICAL ASSISTANCE TO VICTIMS OF TRAFFIC ACCIDENTS IN ALMATY

Road accidents and related injuries are the urgent problems of modern humanity. There are 45.7% of victims of all fatal accidents, and more than 23% of them die "unjustifiably", i.e. they could have remained alive if timely and adequate assistance was provided at the [1-2]. The outcome of the injury largely depends on how soon and to what extent first aid is provided to the victim and on the correct transportation of patients. First of all, this applies to accidents on roads outside localities, the resulting injuries are particularly severe [2]. A huge role in the fatality rate of victims is played by the factor of the beginning of medical care and its quality. If medical care is provided within the first 30 minutes after the injury, the mortality rate is 11%; if after 2 hours or more-72% [3]. The average delivery time for a victim to a hospital is 12-32 minutes [4-6]. For comparison, in Tokyo, the arrival time of the Emergency Medical Care (EMC) team at the place is 5.5 minutes; in Osaka, it is 4 minutes.40 sec., Beijing-16 min., in San Paulo-5-8 minutes [7-8]. The main reasons for the late arrival of injured people in an accident to medical organizations are: late arrival of transport-37.7%, long distance to the medical organization-41.9%, late call to the scene-12.4% [9-10].

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ В ГОРОДЕ АЛМАТЫ»

Ж.М. Максым1, М.Б. Есохожаева1, А.А. Мендибаева1, А. Нуржанова2 С.Ж. Асфендияров атындат Казак ¥лттык медицина университетi1 «КДСЖМ» Казакстандык медицина университет'12

МСАК ДЕН.ГЕЙ1НДЕ БАЛАЛАРРА ЭПИЛЕПТОЛОГИЯЛЫК КЫЗМЕТТ1 ОЦТАЙЛАНДЫРУ (АЛМАТЫ КАЛАСЫ ТYРКaБ АУДАНЫ МЫСАЛЫНДА)

ТYЙiн: Эпилептологиялык орталыктын, емханалык кlызметiн уйымдастыру казiргi заманFы Yрдiсте мацызды рел аткарады, б^л эпилепсиямен ауыратын наукастарды уактылы аныктауды жэне емдеудi бастауды, барабар терапия жYргiзудi жэне оцалту к-шараларыныц кен, кешежн жYргiзудi камтамасыз етедi, б^л ез кезепнде пациенттерд^ медициналык жэне

элеуметтк болжамын жаксартады, аурудын, ауыр зардаптары мен наукастардыц мYгедектiк процесiн болдырмайды. ТYЙiндi сездер: эпилепсия, эпилепсия тYрлерi, балалардаFы эпилепсия, ересектердегi эпилепсия, эпилепсия эпидемиологиясы.

J.M. Maksym1, M.B. Yeskhozhaeva1, A.A. Mendibayeva1, A. Nurzhanova2 Asfendiyarov Kazakh National medical university' Kazakhstan's medical university «KSPH»2

OPTIMIZATION OF EPILEPTOLOGICAL SERVICES FOR CHILDREN AT THE PRIMARY HEALTH CARE LEVEL (ON THE EXAMPLE OF THE TURKSIB DISTRICT OF ALMATY)

Resume: The organization of polyclinic activities of the epileptology center plays an important role in the modern process, which ensures timely detection and initiation of treatment of patients with epilepsy, adequate therapy and a wide range of rehabilitation measures, which in turn improves the

medical and social prognosis of patients, prevents severe consequences of the disease and the process of disability of patients.

Keywords: epilepsy, epilepsy, epilepsy in children, epilepsy in adults, epidemiology of epilepsy in adults

УДК 614.2:656.08(574.51)

Вопросы оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях в городе Алматы

1С.А. Маханов, 2К.Б. Шегирбаева

'ГКП на ПХВ «Городская больница скорой неотложной помощи» 2Институт лидерства «Quality Education»

Дорожно-транспортные происшествия и связанный с ними травматизм является актуальной проблемой современного человечества. На месте происшествия погибает 45,7% пострадавших от всех смертельных случаев при ДТП, и свыше 23% из них умирают «неоправданно», т.е. могли бы остаться живыми при оказании своевременной адекватной помощи на месте происшествия [1-2]. Исход травмы во многом зависит от того, как скоро и в каком объеме оказана первая помощь пострадавшему и от правильности транспортировки больных. В первую очередь это касается несчастных случаев на автомобильных дорогах вне населенных пунктов, полученные травмы которых отличаются особой тяжестью [2]. Огромную роль в летальности пострадавших играет фактор времени начала оказания медицинской помощи и ее качество. Если медицинская помощь оказана в течение первых 30 минут после получения травмы, то летальность оставляет 11%; если через 2 часа и более - 72% [3]. Срок доставки пострадавшего в стационар в среднем составляет 12-32 мин [4-6]. Для сравнения, в Токио время приезда бригады СМП на место происшествия составляет 5,5 мин.; Осаке -4 мин.40 сек., Пекине - 16 мин., в Сан-Паулу - 5-8 минут [7-8].

Основные причины запоздалого поступления травмированных при ДТП в медицинские организации являются - несвоевременное прибытие транспорта - 37,7%, большое расстояние до медицинской организации - 41,9%, поздний вызов на место происшествия -12,4% [9-10].

Ключевые слова: дорожно-транспортный травматизм, первичная медико-санитарная помощь, скорая помощь, медицинская помощь, госпитализация пострадавших, больница скорой неотложной помощи

Актуальность

Система оказания медицинской помощи пострадавшим в результате ДТП включает с себя следующие этапы: первый -оказание медицинской помощи на месте происшествия. Второй - оказание медицинской помощи в пути следования в лечебное учреждение. Третий этап - оказание медицинской помощи в ЛПУ. Далее - этапы амбулаторной поликлинической помощи, в том числе в реабилитационном центре, и санаторно-курортное лечение [11-12]. На догоспитальном этапе для успешного решения поставленных задач важными условиями являются:

- минимизация времени начала оказания медицинской помощи от момента получения травмы;

- квалифицированное применение стандартов диагностики и лечения с учетом тяжести травмы;

- обеспечение преемственности в оказании медицинской помощи; минимизация времени транспортировки.

Для этого необходимо базирование реанимационных бригад в местах минимального времени доезда до места ДТП, разработка оптимальных маршрутов следования до стационара, оснащение службы Скорой помощи (СП) реанимобилями класса «С», внедрение стандартов оказания медицинской помощи при различных видах дорожно -транспортной травмы, разработка алгоритма связи «реанимобиль - ЛПУ» [13].

Основными факторами, снижающими эффективность медицинской помощи на догоспитальном этапе, являются:

Vestnik KazNMU №2-2020

позднее прибытие бригады СП - в 34,4% случаев; недостаточная подготовка персонала СП - в 24,6%; нарушение правил транспортировки пострадавших - в 21,2%; отсутствие противошоковых средств либо их неадекватное использование - в 12,5%; неполноценность медицинских укладок и средств иммобилизации - в 10,4% [14]. В большинстве случаев первая помощь оказывается в порядке само-, взаимопомощи или помощи со стороны лиц, находившихся на месте происшествия, и носит случайный характер. Первая помощь также может быть оказана сотрудниками дорожной полиции или водителями. Результаты и обсуждение

Дорожно-транспортный травматизм (ДТТ), приобретая характер общемировой эпидемии, является актуальной социальной и медицинской проблемой. Поскольку выживаемость пострадавших при ДТП находится в прямой зависимости от своевременности и четкой протокольности мероприятий по оказанию медицинской помощи, необходимо усовершенствование ее на догоспитальном этапе.

Анализ основных медико-демографических показателей показал небольшое снижение по смертности от травм и отравлений от внешних причин в целом по Республике Казахстан за последние 5 лет. Тогда как по городу Алматы в 2018 году отмечается увеличение смертности от травм и отравлений от внешних причин на 2,7% по сравнению с 2017 годом, начиная с 2014 года данный показатель имел тенденцию к снижению (рисунок 1).

87,60

90,00 80,00 70,00 60,00 50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00

82,50

75,05

69,38

66,59

46,60

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

■ Республика Казахстан г. Алматы

2018 г.

Рисунок 1 - Общий показатель с от внешних причин,

В целом по Республике Казахстан в структуре смертности травмы и отравления занимают IV место с удельным весом 9,3% от всех причин смерти (66,6 на 100 тыс. населения) после БСК, занявшее I место с удельным весом 23% (167,3 на 100 тыс.населения), болезни органов дыхания II место с уд.весом 12,0% (86,9 на 100 тыс.нас) и новообразования III место с уд.весом 12% (82,9 на 100 тыс.нас). Темп прироста смертности от травм и отравлений по стране за последние три года составил (-11,32%).

Общее количество ДТП по г.Алматы в 2018 году зарегистрировано - 4498 случаев, что на 605 случаев меньше чем в 2017 году (5103 случаев) и на 705 случаев в 2016 году (5203 случаев). В разрезе регионов г.Алматы занимает лидирующее место по количеству ДТП, что составляет 28,4% в структуре областей.

этности от травм и отравлений 100 тыс. населения

Смертность от ДТП в целом по республике зарегистрировано в 2018 году 13,4 на 100 тыс. населения, тогда как по г.Алматы составляет 10,4 на 100 тыс. населения. Отмечается увеличение данного показателя на 2,3% по сравнению с 2017 годом, и на 1,2% в сравнении с 2016 годом.

Поскольку в структуре ДТТ преобладают сочетанные и множественные травмы, на месте возникновения ДТП очень важно быстро выделить комплекс ведущих, угрожающих жизни повреждений и оказать необходимую и достаточную помощь пострадавшим. Важнейшим фактором, определяющим эффективность медицинского обеспечения при ДТП, является полнота и профессиональность проведения комплекса лечебно-диагностических мероприятий на догоспитальном этапе. Оценка тяжести состояния, диагностика ведущего симптомокомплекса,

обеспечение проходимости дыхательных путей, временная остановка кровотечения, адекватная иммобилизация и противошоковая терапия — неоспоримый перечень манипуляций оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП.

Результаты анализа догоспитальной смертности при ДТП составила на все 100% случаев по г.Алматы, тогда как по республике данный показатель составил в 89,3% случаев. До приезда бригады скорой медицинской помощи догоспитальная смертность по г.Алматы составляет в 97,8% случаев, а в присутствии скорой медицинской помощи в 2,2% случаев. Количество погибших в стационаре составляет в 28,1% случаев.

Больше всего ДТП случаются в самом городе, нежели на трассах, выше на 20,8% случаев.

Количество вызовов при ДТП в г.Алматы занимают 6,2% от общего количества вызовов по травмам. Среднее время доезда с момента вызова при ДТП составляет от 9 до 10 минут, по республике составляет 7 минут в городах и в селах 11 минут. Таким образом, учитывая низкие показатели укомплектованности медицинскими кадрами медицинские организации, станций и отделений скорой медицинской помощи, отсутствие необходимого медицинского оборудования, недостаточное количество врачебных и специализированных бригад, отсутствие нейрохирургических отделений в медицинских организациях, расположенных в зонах ответственности большинства территориальных дорог, вероятность благоприятного исхода выше в случаях ДТП,

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Турковский, В.Б., Рузанов, И.С., Лукьянов В.Ю. Характеристика травматических повреждений, полученные в ходе дорожно-транспортных происшествий у детей // Саратовский научно-медицинский журнал. - 2007. Т. 2. - № 16. - С. 18-20.

2 Батпенов Н.Д., Баймагамбетов Ш.А., Оспанов К.Т. Современные подходы к оказанию экстренной травматологической помощи на догоспитальном этапе // Астана медициналык журналы. 2002. Т. 1. С. 24-6.

3 Спиридонова Е.А., Румянцев С.А., Шаршов Ф.Г., Прометной Д.В., Чернозубенко А.В. Р.Э.Е. Особенности оказания медицинской помощи детям с травмой // Детская больница. 2010. Т. 3. С. 37-43.

4 Богдан О.В. Дорожно-транспортный травматизм в современных условиях // Травма. 2010. Т. 11. № 2. С. 123-6.

5 Весельский В.И. Обслуживание травматологических больных службой скорой медицинской помощи // Астана медициналык журналы. 2011. Т. 1. № 63. С. 90-2.

6 Grossman D.C. и др. From roadside to bedside: the regionalization of trauma care in a remote rural county. // J. Trauma. 1995. Т. 38. № 1. С. 14-21.

7 Cai, J. J., Yi, D. H., Liu, W. Y., Luo, X. L., Liang, J. H., He Y.J. Effect of Impact Parameters on Primary Cardiac Rupture // Chin. J. Traumatol. 1995. Т. 11. С. 7981.

8 Wang Z.G. Review of the 13th World Congress of IAATM // Chin. J. Traumotology. 1994. Т. 10. С. 191-2.

произошедших в населенном пункте, нежели на удаленных от

него территориях.

Выводы

Лица, пострадавшие в результате ДТП, их семьи и страны в целом несут значительные экономические убытки, в том числе стоимость лечения, утраченная продуктивность тех, кто погиб и стал инвалидом из-за травм, а также членов их семей, которым необходимо время, свободное от работы или учебы для ухода. В Казахстане большинство погибших в дорожно-транспортных происшествиях находились в возрасте 21-39 лет. Число дорожно-транспортных происшествий в стране распределилось по следующим видам: наезд на пешехода -43,5%, столкновения транспортных средств - 35,3%, вследствие опрокидывания - 7,9%, наезд на препятствие -4,4%, вследствие падения пассажира - 3,3%, наезд на строящиеся транспортные средства - 1,7%, наезд на животных - 0,7%, наезд на велосипедистов - 2,0%, другие виды происшествий - 1,2%.

Несомненно, для снижения аварийности необходимо знать все причины. Особого внимания заслуживает регулярное обучение водителей транспортных средств правилам оказания первой помощи. Следует уделить особое внимание манипуляциям оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП при обучении на базе учебно-образовательных подразделений региональных центров медицины катастроф врачей и фельдшеров службы скорой медицинской помощи, особенно при отработке оказания помощи пострадавшим с сочетанной травмой.

9 Пахомова Н.П., Троицкий В.Г., Сальников С.С. Опыт усовершенствования медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях // Анналы травматологии и ортопедии. 1995. Т. 3. С. 25-7.

10 Hoogerwerf N. и др. [Helicopter emergency medical service missions at night: 2 years of experience in the Dutch Regional Emergency Healthcare Network East]. // Ned. Tijdschr. Geneeskd. 2010. Т. 154. С. A2149.

11 Багненко С.Ф., Стожаров В.В., Мирошниченко А.Г. и соавт. Скорая медицинская помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Санкт-Петербург, 2007.

12 Мироманов А.М. Травматизм - медико-социальная проблема XXI века. Пути преодоления // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Демографическая политика Забайкальского края: оценка и перспективы развития». Иркутск, 2010. - С. 136-42.

13 Боско О.Ю., Маланин Д.А., Себелев А.И. Клинико-организационные аспекты региональной системы оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП // Сборник тезисов IX съезда травматологов ортопедов: в 3 томах. Том II / Под ред. Академика РАН и РАМН С.П. Миронова, д.м.н., проф. И.А. Норкина. Саратов, 15-17 сентября, 2010 г. -Саратов: Издательство «Научная книга»; ФГУ «Саратовский НИИТО», -2010. - С. 27-28.

14 Кичин В.В., Сунгуров В.А., Рябов С.В. Анестезиологическое обеспечение и интенсивная терапия пострадавших с тяжелой сочетанной травмой // Анестезиология и реаниматология. 2007. Т. 4. С. 237.

1С.А. Маханов, 2К.Б. Шегирбаева '«Калалык жедел шутл квмек кврсету ауруханасы» ШЖК МКК

'«Quality Education» Квшбасшылык институты

АЛМАТЫ К.АЛАСЫНДА ЖОЛ-К0Л1К ОКИРАЛАРЫ КЕЗ1НДЕ ЗАРДАП ШЕККЕНДЕРГЕ МЕДИЦИНАЛЫК К0МЕК К0РСЕТУ МЭСЕЛЕЛЕР1

ТYЙiн: Жол-келк окиталары жэне онымен байланысты жаракаттанушылык K,a3Îpri адамзаттын e3eKTi мэселес болып табылады. ЖКО кeзiндe окита орнында барлык eлiм жатдайларыньщ 45,7% зардап шeккeндeрi каза табады жэне олардын 23%-дан астамы «кисынсыз» кез жумады, ятни окита болтан жерде уакытылы cэйкeciншe кемек кeрceтiлгeн болса, ^pi калуларыэбден MYмкiн eдi [1-2].

Жаракаттын нэтижeci кеп жатдайда зардап шеккендерге алташкы кемек калай жэне кандай келемде кepceтiлгeнiнe жэне наукастарды тасымалдаудын дурыстытына байланысты болады. Бipiншi кезекте бул eлдi мекендерден тыс, алтан жаракаттары аса ауырлыкпен epeкшeлeнeтiн автомобиль жолдарындаты жазатайым окиталарта катысты.Зардап шеккендердщ казата ушырауында медициналык кемек керсетуд^ басталу уакыты мен онын сапасы манызды рел аткарады. Егер медициналык кемек жаракат алтан cэтiнeн

бастап алташкы 30 минут iшiнде керсетшсе, eлiм-жiтiм 11%-ды курайды; егер 2 сататтан кейiн жэне одан кеп болса - 72% [3]. Зардап шеккендi стационарта жеткiзу мерзiмi орта есеппен 1232 минутты к¥райды [4-6]. Салыстырмалы турде, Токиода ЖМК бригадасынын, окита орнына келу уакыты 5,5 мин.курайды; Осакада-4 мин. 40 сек., Пекин - 16 мин., Сан-Паулу - 5-8 минут [7-8].

ЖКО кезЫде жаракаттантандардын медициналык уйымдарта кешлпп тYсуiнiн негiзгi себептерi - кел^щ уактылы келмеуi -37,7%, медициналык уйымта дейiнгi кашыктык - 41,9%, окита болтан жерге кеш шакыру-12,4% болып табылады [9-10]. ТYЙiндi сездер: жол-кeлiк жаракаттанушылыты, алташкы медициналык-санитарлык кемек, жедел жэрдем, медициналык кемек, зардап шеккендердi ауруханата жаткызу, жедел шутыл кемек керсету ауруханасы

1S.A. Makhanov, 1K.B. Shegirbayeva 1State clinical hospital for emergency medical care 2Institute of leadership "Quality Education"

ISSUES OF PROVIDING MEDICAL ASSISTANCE TO VICTIMS OF TRAFFIC ACCIDENTS IN ALMATY

Resume: Road accidents and related injuries are the urgent problems of modern humanity. There are 45.7% of victims of all fatal accidents, and more than 23% of them die "unjustifiably", i.e. they could have remained alive if timely and adequate assistance was provided at the [1-2].

The outcome of the injury largely depends on how soon and to what extent first aid is provided to the victim and on the correct transportation of patients. First of all, this applies to accidents on roads outside localities, the resulting injuries are particularly severe [2]. A huge role in the fatality rate of victims is played by the factor of the beginning of medical care and its quality. If medical care is provided within the first 30 minutes after the injury,

the mortality rate is 11%; if after 2 hours or more-72% [3]. The average delivery time for a victim to a hospital is 12-32 minutes [4-6]. For comparison, in Tokyo, the arrival time of the Emergency Medical Care (EMC) team at the place is 5.5 minutes; in Osaka, it is 4 minutes.40 sec., Bejing-16 min., in San Paulo-5-8 minutes [78].

The main reasons for the late arrival of injured people in an accident to medical organizations are: late arrival of transport-37.7%, long distance to the medical organization-41.9%, late call to the scene-12.4% [9-10].

Keywords: road-traffic injuries, primary health care, ambulance, medical care, hospitalization of victims, emergency hospital

УДК 6134.63; 613.634

Обоснование к разработке белковых смесей на основе кобыльего молока

Ю.А. Синявский, О.В. Долматова, Ы.С. Ибраимов, А.Б. Бердыгалиев, Е.А. Дерипаскина, М.М. Кучербаева, С.М. Бармак, М. Женис

ТОО "ОО Казахская академия питания", г. Алматы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.