УДК 343 ББК 67
DOI 10.24411/2312-0444-2019-10032
ВОПРОСЫ ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМИ СОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Сергей Анатольевич КОРОВУШКИН,
старший оперуполномоченный по ОВД ГУСБ МВД России E-mail: Korserg78@yandex.ru
Аннотация. В статье рассмотрены цель, задачи, содержание и необходимость оказания гражданами содействия субъектам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, гражданин, конфидент, нравственность, мораль, государство, безопасность.
Annotation. In article problems, the maintenance and necessity of rendering by citizens of assistance to the subjects who are carrying out operatively-search activity are considered the purpose.
Keywords: operatively-search activity, the citizen, confidant, morals, morals, the state, safety.
Сотрудничество является сложной, разносторонней формой деятельности в сфере противодействия преступности, содержание которой составляют действия, по сути охватывающие различные по своей природе правоотношения, и меры, направленные на создание условий, оказание помощи в выполнении задач борьбы с преступностью.
Учеными высказываются мнения о том, что правоотношения, возникающие в сфере оперативно-розыскной деятельности (ОРД), имеют государственно-правовой, уголовно-правовой, уголовно-процессуальный характер и т.п.
Можно согласиться с тем, что правовая природа такого рода правоотношений не однозначна, и они имеют многогранный характер.
Д.Е. Гапеенок и И.А. Королев предлогают классифицировать такие правоотношения по их правовой природе и основаниям возникновения1. Кроме того, несмотря на довольно сложный характер отношений между оперативным работником и негласным сотрудником, отношения по большей части основываются на морально-этических принципах, а вопросы установления сотрудничества в своей основе имеют правовые отношения.
При привлечении гражданина к сотрудничеству, кроме оперативно-розыскных правоотношений, возникают и другие, сходные по характеру, которые возникают в процессе жизне-
деятельности человека2. Например, конституционные правоотношения — соблюдение конституционных прав человека (право на труд, на охрану здоровья, свободу выбора и т.д.), трудовые — при заключении трудового соглашения лица при привлечении последнего к сотрудничеству на контрактной основе и выполнении задач оперативно-розыскной деятельности.
Специфический характер этих правоотношений состоит в том, что, с одной стороны, они основываются на свободе выбора человека (принцип добровольности установления сотрудничества), а с другой стороны, «действует» их внешний, официальный характер (конфиденциальность (конспиративность) сотрудничества).
Кроме того, обе стороны при установлении сотрудничества берут на себя обязательства не разглашать сведения о методике и тактике осуществления оперативно-розыскных мероприятий; сведения, которые стали известны в процессе такого сотрудничества, а также данные, которые в соответствии с действующим законодательством составляют государственную, военную или служебную тайну. Особыми являются и правоотношения, возникающие в сфере финансирования этой работы. Оплата труда и финансовые затраты на возмещение ущерба, причиненного лицу в процессе выполнения задач ОРД, на социальную защиту и др.
№ 1/2019
Специфическими являются правоотношения, возникающие в случае угрозы жизни, здоровью или имуществу лица, привлеченного к сотрудничеству. ОВД в таком случае обязаны принять меры по обеспечению безопасности таких лиц. Кроме того, в отдельных случаях, когда лицо, с которым установлено сотрудничество, привлекается к участию в уголовном судопроизводстве на основании Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»3 обеспечивается его защита, что дает право на вывод о существовании особого вида правоотношений — оперативно-розыскных правоотношений в процессе сотрудничества.
Так, И.А Королев, исследуя характер правоотношений, возникающих в процессе сотрудничества, отмечает, что они имеют сходство с административно-правовыми, поскольку проявляются в сфере взаимодействия органов управления с гражданами.
По мнению ученого, установление сотрудничества возникает с юридического факта установления оперативного контакта между указанными лицами4. Вместе с тем возникновение, существование, развитие и прекращение правоотношений носит специфический характер и происходит в пределах, определенных специальными ведомственными нормативно-правовыми актами. Нормы права, на основании которых возникают такого рода правоотношения, действуют в рамках самостоятельной отрасли права — ОРД, и поэтому правоотношения по поводу установления сотрудничества носят по отношению к оперативно-розыскным отношениям служебный характер, т.е. играют вспомогательную роль.
Однако, несмотря на общую юридическую природу, правоотношения по установлению сотрудничества по сравнению с оперативно-розыскными правоотношениями имеют свои особенности, присущие только этому виду правоотношений. С этим можно согласиться, поскольку структуру правоотношений составляют субъект, объект и содержание5. К субъектам правоотношений относятся лица (индивиды), организации или общности, которые на основании юридических норм становятся носителями субъективных прав и юридических обязанностей, т.е. участниками правоотношений (в данном случае-оперативный сотрудник и сотрудничающее лицо).
Оперативные работники как субъект оперативно-розыскной деятельности наделены государственной специальной компетенцией и яв-
ляются основным, обязательным субъектом правоотношений, возникающих в процессе установления сотрудничества6.
Другим субъектом является негласный аппарат — лица, которые привлекаются к сотрудничеству. Они выполняют определенные функции, поэтому каждый из них в конкретных правоотношениях выступает как самостоятельный субъект правоотношений.
С момента установления сотрудничества между субъектами (оперативный работник — негласный аппарат) возникают соответствующие многогранные правоотношения, предусматривающие наличие в них взаимных прав и обязанностей, регулируемых нормами нормативно-правовых актов и положений, заимствованных из других отраслей права (конституционное, гражданское, трудовое, пенсионное и др.).
Объектом правового отношения являются материальные, духовные и другие социальные блага, по поводу которых субъекты вступают в определенные отношения (правоотношения) и реализуют свои субъективные права и юридические обязанности.
В юридической науке существуют различные подходы к определению объекта правоотношений.
С одной стороны, монистическая концепция — объектом правовых отношений выступают только действия субъектов, поскольку только действия, поступки людей подлежат регулированию юридическими нормами и лишь человеческое поведение способно реагировать на правовое воздействие. Поэтому все правоотношения имеют единый, общий объект.
С другой стороны, объекты правоотношений настолько разнообразны, насколько разнообразны общественные отношения, которые регулируются правом. Эта теория является более реалистичной и конкретно отражает содержание правоотношений — субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений.
В то же время содержание правоотношений характеризуется двояко. Различаются юридический и фактический смысл.
Юридическое содержание — это установленное нормами права желательное поведение субъекта правоотношений, а фактическое содержание отражает его реальное поведение7.
Кроме этого, правоотношения — это динамическое явление. Они возникают, развиваются, изменяются, прекращаются, их динамика связана с реальными жизненными обстоятельствами, т.е. с юридическими фактами, под ко-
№ 1/2019
торыми в правовой науке признаются конкретные жизненные обстоятельства, регулируемые соответствующими нормами права, которые являются основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.
Эти факты становятся юридическими вследствие признания их в законодательном порядке. Поэтому предоставление правового характера тем или иным обстоятельствам целиком зависит от воли законодателя, официальной власти, а не от самих участников жизненного процесса, хотя без них эти обстоятельства могли бы и не наступить, т.е. не само право порождает юридические факты, а возникают они и существуют вне их, но право придает им статус юридических лиц. Юридические факты служат непосредственно основанием для появления и функционирования правоотношений.
По природе возникновения юридические факты многочисленны и разнообразны, они подробно классифицируются наукой по различным признакам с целью выявления их особенностей и более глубокого познания. Поэтому и виды правоотношений многочисленны и разнообразны. Это непосредственно касается и правоотношений, возникающих при установлении сотрудничества.
По своей правовой природе они охватывают различные по сути правоотношения (государственно-правовые, конституционные, организационно-управленческие, информационно-правовые, трудовые, финансовые, оперативно-розыскные, гражданско-правовые и др.), но объединяются целью — урегулировать процесс осуществления сотрудничества8. В этом проявляется их специфика и многогранность, многоплановый характер, но это одновременно создает определенные трудности для их систематизированного рассмотрения.
Учитывая изложенное, вполне очевидно, что вопрос правоотношений, возникающих в процессе осуществления сотрудничества, и других правовых категорий, их сопровождающих, еще недостаточно исследован и требует детального научного анализа.
Дальнейшая научная разработка этой актуальной проблемы, по нашему мнению, позволит определиться с правовой природой рассматриваемых правоотношений, теоретически обосновать необходимость существования института сотрудничества и способствовать разработке четкого нормативно-правового регулирования, искоренению из практики фактов нарушения законности.
1 Гапеенок Д.Е., Королев ИА. Контроль деятельности предприятий и организации как стратегия ликвидации источников финансирования организованной преступности // Научный портал МВД России. 2012. № 3 (19). С. 93—99.
2 Дорофеев И.Н, Королев ИА. Нравственно-этические аспекты применения сотрудниками органов внутренних дел специальных (негласных) мер в решении задач борьбы с преступностью // Правоохранительная деятельность территориальных органов МВД России: проблемы и пути их решения: Сб. науч. ст. М., 2017. С. 99—108.
3 Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20.08.2004 г. № 119-ФЗ // Рос. газ. 2004. Спецвыпуск № 3559. 25 авг.
4 Королев ИА. История становления розыскной работы в российском государстве // Актуальные вопросы теории и практики организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Сб. науч. ст. М., 2016. С. 210—221.
5 Проблемы теории государства и права / Под ред. А.В. Малько. М.: Юрлитинформ, 2012.
6 Королев ИА., Крыжнов А.П. Организованная преступность и коррупция // Актуальные вопросы теории и практики организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. М., 2016. С. 127—131.
7 Королев ИА., Вяткин А.В. О необходимости постоянной оценки уровня коррупции в субъектах российской федерации // Преодоление коррупции — главное условие утверждения правового государства: Межведомств. науч. сб. Гл. ред.: А.И. Комаров. М., 2010.
С. 259—261.
8 Артюхов А.Е., Королев ИА. О результатах оперативно-розыскной деятельности подразделений ЭБиПК по борьбе со взяточничеством (по матер. МВД по республике Карелия) // Актуальные вопросы теории и практики организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. М., 2016. С. 13—23.
№ 1/2019