ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ ПДД В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ И УЧЕБНЫХ ПРОГРАММАХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Сухотерина Д.Н.
Сухотерина Дарья Николаевна - студент, юридический факультет, Оренбургский институт (филиал) Университет им. О.Е. Кутафина Московская государственная юридическая академия, г. Оренбург
Аннотация: в статье анализируются принципы и методы деятельности общеобразовательных учреждений по обучению младших школьников безопасному поведению на дорогах, посредством урочной и внеурочной деятельности. Ключевые слова: ПДД, правовое воспитание и культура безопасности, организация культуры ППД в начальной школе, детский дорожно-транспортный травматизм (ДДТТ).
В связи с нарастанием масштабов и темпов техногенной деятельности современного общества, активности движения на улицах и дорогах, всё более актуальными становятся проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения.
Общеобразовательные школы являются основными звеньями системы формирования у школьников необходимых знаний, умений и навыков безопасного и правопослушного поведения. Под профилактикой детского дорожно - транспортного травматизма (ДДТТ) понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно - транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки [1, с. 7]. Важно, чтобы работа в этом направлении стала систематичной, только в этом случае она будет иметь результат. Большая роль здесь отводится работе педагогов начальной школы.
Следует отметить, что с правилами дорожного движения дети знакомятся посредством урочной и внеурочной деятельности.
Урочная деятельность подразумевает собой включение курса ПДД в изучаемые школьником дисциплины. Важное место здесь занимает дисциплина «Окружающий мир», поскольку именно в ней содержится основной массив информации, необходимой школьнику.
В большинстве школ дисциплина «Окружающий мир» изучается по программе «Школа России», которая подразумевает следующую расчасовку:
Тема Что изучается Количество часов
«Что вокруг нас может быть опасным?» -1 кл. Понятия: «дорожный знак», «пешеходный переход», «светофор». 1 час
«Зачем нужны автомобили?» - 1 кл. Правила перехода улицы во время движения автомобилей. 1 час
«Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?» - 1 кл. Понятие ПДД и знакомство с опасными объектами, способными нанести вред жизни и здоровью 1 час
«Какой бывает транспорт?» - 2 кл. Расширение понятия «транспорт» 1 час
Проект «Профессии» - 2 кл. В частности рассматривается профессия инспектора ДПС и важность этой профессии 2 часа
«Берегись автомобиля» - важность соблюдения правил ПД, знание знаков дорожного движения 1 час
Цикл уроков «Здоровье и безопасность» - 2 кл. «Школа пешехода» - применение на практике знаний, полученных в игровой форме 1 час
«Мы зрители и пассажиры» - знакомство с правилами поведения в общественном транспорте 1 час
Цикл уроков «Наша безопасность» - 3 кл. «Дорожные знаки» - разграничение понятия «дорожный знак» -запрещающие знаки, разрешающие и т.д. 1 час
«Чтобы путь твой был счастлив» - ПДД для велосипедистов 1 час
Следует отметить, что тем или иным образом ПДД изучается также на курсе «Технология» (создание макетов пешеходных переходов, создание книжек - памяток «Дорожная азбука» и др.)
Внеурочная деятельность шире охватывает круг необходимых школьнику в этой области знаний. Воспитательная работа, которая осуществляется, в том числе, и посредством проведения внеурочных мероприятий, включает в себя направление правового воспитания и культуры безопасности. В каждой общеобразовательной школе есть помесячный план воспитательной работы, где указан перечень мероприятий, которые должны быть проведены по каждому воспитательному направлению. Таким образом, ребенок в игровой форме закрепляет полученные на уроках знания ПДД.
Нельзя забыть и о том, что вся деятельность по профилактике ДДТТ строится с учетом индивидуальных особенностей, дифференцируется по возрастным периодам и ведется по трем основным направлениям:
- работа с обучающимися;
- работа с родителями;
- работа с педагогами.
Следующее, что обязательно следует учитывать при планировании - это приобретение соответствующей учебно-методической литературы, наглядных пособий, технического оснащения школьной автоплощадки, «уголков безопасности».
Хорошее методическое обеспечение помогает повысить качественный уровень усвоения знаний обучающихся. Важно четко определять проведение внеклассных мероприятий: тематических утренников, творческих смотров - конкурсов, викторин, соревнований, экскурсий, профилактических акций и рейдов совместно с инспекторами ГИБДД. При планировании работы, немалое значение придается работе кружка «Юных инспекторов дорожного движения», которые занимаются активной пропагандой правил дорожного движения среди детей и подростков, предупреждением их нарушений.
Следует отметить, что формирование правопослушного поведения у ребенка зависит не только от школы, а в большей степени от родителей, поэтому важно правильно организовать работу педагогов с родителями. В план воспитательной деятельности включается проведение консультаций, семинаров, индивидуальных бесед для педагогов и родителей обучающихся.
Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма неизбежно заставляет искать наиболее эффективные пути сохранения жизни и здоровья детей. С этой целью обучение и воспитание как формы профилактики должны быть единой системой. Только в этом случае наиболее эффективно решается главная задача профилактики - научить ребенка безопасно вести себя и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях, воспитание сознательного отношения к выполнению Правил дорожного движения.
Таким образом, комплексный подход, объединяющий теоретические и практические занятия в непрерывный процесс постоянной профилактической работы с детьми имеет значительный педагогический потенциал в решении проблемы снижения детского дорожно-транспортного травматизма.
Список литературы
1. Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-4 кл.: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1997. С. 7.
2. Практическое пособие / сост.: Кузнецова Н.М., Шманева Л.В. М.: ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2014. 74 с.
3. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А.А. Плешаков. М.: Просвещение, 2014. 205 с.
4. Кирьянов В.Н. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие. М.: Третий Рим, 2006. 88 с.