Научная статья на тему 'Вопросы обеспечения защиты прав человека в арбитражном судопроизводстве'

Вопросы обеспечения защиты прав человека в арбитражном судопроизводстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
862
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / СУДОПРОИЗВОДСТВО / АРБИТРАЖНЫЙ СУД / ЗАКОН / ПРАВОПОРЯДОК / ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ФОРМА / ПРАВОСУДИЕ / PROTECTION OF HUMAN RIGHTS / LEGAL PROCEEDINGS / ARBITRATION COURT / THE LAW / THE LAW AND ORDER / THE REMEDIAL FORM / JUSTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гребенников Валерий Васильевич, Сангаджиев Бадма Владимирович

В арбитражные суды за судебной защитой обращаются граждане, имеющие статус предпринимателей, представители «малого бизнеса». Им достаточно сложно вести дело в суде, когда другой стороной является государство, либо вести дело против крупных юридических компаний. Рассмотрению и путям решения данных проблем посвящена статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questions of maintenance of protection of human rights in arbitration legal proceedings

The rights and freedom of the person and the citizen are directly operating and are provided with justice. Legal proceedings problems in arbitration process are defined by the purposes of judicial activity proceeding from the Constitution of the Russian Federation, federal constitutional laws and the international obligations of our state.

Текст научной работы на тему «Вопросы обеспечения защиты прав человека в арбитражном судопроизводстве»

ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В АРБИТРАЖНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

В.В. Гребенников, Б.В. Сангаджиев

Кафедра судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В арбитражные суды за судебной защитой обращаются граждане, имеющие статус предпринимателей, представители «малого бизнеса». Им достаточно сложно вести дело в суде, когда другой стороной является государство, либо вести дело против крупных юридических компаний. Рассмотрению и путям решения данных проблем посвящена статья.

Ключевые слова: защита прав человека, судопроизводство, арбитражный суд, закон, правопорядок, процессуальная форма, правосудие.

Арбитражный суд выполняет возложенные на него задачи строго в предусмотренном федеральным законом порядке. Процессуальные нормы, содержащиеся в материально-правовых нормативных актах, не должны противоречить нормам, закрепленным в Конституции РФ, Федеральном конституционном законе «Об арбитражных судах в Российской Федерации», АПК РФ. В случае противоречия нормам, содержащимся в Конституции РФ, Федеральном конституционном законе «Об арбитражных судах в Российской Федерации», АПК РФ, должны применяться нормы последних основополагающих актов. Также следует иметь в виду, что действует Федеральный закон «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».

В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ в ведении Федерации находятся судоустройство и арбитражно-процессуальное законодательство. Следовательно, ни какие-либо органы субъектов РФ, ни органы местного самоуправления не вправе принимать законы, какие-либо другие нормативные акты, регулирующие порядок судопроизводства в арбитражных судах РФ. Нормативные акты, принятые этими органами по вопросам рассмотрения и разрешения арбитражными судами экономических споров и иных споров, отнесенных федеральным законом к ведению арбитражных судов, не подлежат применению, а в случае применения этого законодательства решения, вынесенные в соответствии с ним, подлежат отмене, как постановленные с нарушением арбитражного процессуального законодательства [2. С. 3].

Исходя из этого, судебная власть — это предоставленные специальным государственным органам, судам полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих

полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений.

Реализация судебной власти заключается в реализации тех полномочий, которыми наделяются суды. Среди этих полномочий важнейшим является осуществление правосудия. В ст. 118 Конституции РФ сказано, что правосудие в России осуществляется только судом. Правосудие — исключительная компетенция судебной власти. Традиционное понятие правосудия, основанное на нормах законодательства о судоустройстве, включало только деятельность судов по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел. Однако в настоящее время в связи с возрастанием роли судебной власти в регулировании общественных отношений рамки, определенные Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» № 1-ФКЗ от 31 декабря 1996 г., расширили понятие правосудия. В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» № 1-ФКЗ от 28 апреля 1995 г. и ст. 1 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции соответствующими законами. Таким образом, понятие правосудия раскрывается в различных его аспектах.

Арбитражные суды как относящиеся к федеральным судам должны осуществлять судопроизводство по федеральным законам. Согласно ст. 1 Арбитражного процессуального кодекса РФ правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами, образованными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» № 1-ФКЗ от 28 апреля 1995 г., «путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции АПК РФ и другими федеральными законами, по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах».

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и обеспечиваются правосудием. Задачи судопроизводства в арбитражном процессе (ст. 2 АПК РФ) определяются целями судебной деятельности исходя из Конституции РФ, федеральных конституционных законов и международных обязательств нашего государства. В конечном счете все задачи направлены на обеспечение судебной защиты как конечной цели правосудия и результата функционирования судебной системы. Это логично вытекает из ст. 18 Конституции РФ, где правосудие названо как условие, обеспечивающее непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина.

Задачами судопроизводства в арбитражных судах являются:

1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов РФ, ее субъектов, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и др.;

2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;

4) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

5) формирование уважительного отношения к закону и суду и т.д.

Согласно ст. 5 Федерального конституционного закона «Об арбитражных

судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ основными задачами арбитражных судов в России при рассмотрении подведомственных им споров являются:

1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Приведенные задачи осуществляются арбитражными судами присущими им, как и другим органам судебной власти, способами и с помощью полномочий, указанных в арбитражном процессуальном законодательстве. Для осуществления этих задач арбитражный суд каждого уровня наделен своими, только ему присущими полномочиями. Так, арбитражные суды субъектов РФ разрешают подведомственные им дела по первой и апелляционной инстанциям, а федеральные арбитражные суды округов осуществляют в кассационном порядке проверку законности решений и постановлений, принятых арбитражными судами субъектов РФ в первой и апелляционной инстанциях. Кроме того, указанные арбитражные суды осуществляют иные полномочия, предоставленные им законом.

Особое место в судебно-арбитражной системе занимает Высший арбитражный суд РФ, который одновременно выполняет целый ряд полномочий. Во-первых, Высший арбитражный суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, поскольку в силу правил подсудности ряд категорий дел отнесен к его исключительной компетенции.

Во-вторых, Высший арбитражный суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, а также пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

В-третьих, Высший арбитражный суд РФ изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, дает разъяснения по вопросам судебной практики.

В-четвертых, Высший арбитражный суд РФ разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, осуществляет право законодательной инициативы по вопросам своего ведения; занимается судебной статистикой и организует эту работу в арбитражных судах; осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражными судами, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения; в пределах своей компетенции решает вопросы, вытекающие из международных договоров РФ, и осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией России и федеральными конституционными законами.

Задачи и полномочия арбитражных судов осуществляют судьи арбитражных судов, назначенные на должность в установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционном законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» порядке. Следует иметь в виду, что организационные функции по обеспечению деятельности арбитражных судов выполняет Высший арбитражный суд РФ. Созданный в соответствии с Федеральным законом «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» Судебный департамент имеет полномочия по организационному обеспечению деятельности только в отношении судов общей юрисдикции.

Необходимость осуществления Высшим Арбитражным Судом РФ и системой арбитражных судов РФ своих функций потребовала установления их компетенции на самом высоком уровне правового регулирования — на уровне Конституции России и федеральных конституционных законов. В связи с этим на изучении полномочий Высшего арбитражного суда РФ надо сосредоточить все внимание, так как речь идет о правовом регулировании принципиально новой ветви в судебной системе Российской Федерации.

Задачи и функции арбитражного суда обусловлены охватываемой им сферой деятельности, в которой он компетентен и для осуществления которой он наделен правами и обязанностями. Составными элементами понятия компетенции являются как круг вопросов, связанных с предметом деятельности арбитражного суда, его задачами и функциями, так и совокупность прав и обязанностей, необходимых для их реализации.

Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ и нормам Арбитражного процессуального кодекса РФ (ст. 5-11) деятельность арбитражных судов в России строится на основе принципов:

- доступности судебной защиты;

- равенства участников арбитражного процесса (организаций и граждан) перед законом и судом;

- независимости судей и подчинения их только закону;

- состязательности и равноправия сторон;

- гласности разбирательства дел.

Доступ к правосудию актуален в сфере арбитражного процесса по ряду причин. В арбитражные суды за судебной защитой обращаются граждане, имеющие статус предпринимателей, представители так называемого малого бизнеса (небольшие коммерческие организации, являющиеся по большому счету экономически слабой стороной). Им достаточно сложно вести дело в суде, когда другой стороной является государство, поскольку многие государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины и они располагают специальными штатами юристов, защищающих интересы государства, либо вести дело против крупных коммерческих организаций.

Принцип доступности судебной защиты прав и законных интересов сформулирован в ст. 46 и 48 Конституции РФ, международно-правовых актах, в частности в ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Свою конкретизацию он нашел в ст. 4 АПК РФ, согласно которой всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в порядке, предусмотренном законом, в арбитражный суд за защитой прав и интересов и отстаивать их в судебном процессе. Право на обращение в арбитражный суд сформулировано в виде общего дозволения — любое заинтересованное лицо вправе обратиться за судебной защитой.

В соответствии с данными актами предусмотрена возможность каждого заинтересованного лица обратиться за судебной защитой в соответствующий компетентный суд, в том числе и в арбитражный суд. Под заинтересованным лицом понимается лицо, утверждающее о нарушении либо оспаривании его прав и законных интересов. Например, согласно ч. 5 ст. 45 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, совершенная с нарушением требований, предусмотренных названной статьей, может быть признана недействительной по иску общества или его участника. Поэтому организация, не участвовавшая в сделке, в совершении которой имеется заинтересованность лиц, названных в законе, не вправе оспаривать эту сделку в судебном порядке [4. С. 82].

В этом примере отказом в судебной защите не будут нарушены права истца, поскольку он не имеет заинтересованности в данном деле, что освобождает суды от рассмотрения дел, возбуждаемых лицами, не имеющими юридического интереса в исходе дела. Но поскольку АПК РФ не содержит оснований для отказа в принятии заявления, то в случае отсутствия юридического интереса у истца ему должно быть отказано в удовлетворении иска по существу.

Принцип равенства участников арбитражного процесса сформулирован в ст. 7 АПК РФ и вытекает из ст. 19 Конституции РФ, согласно которой все равны перед законом и судом. В арбитражном суде правосудие должно осуществляться на началах равенства организаций и граждан независимо от каких-либо признаков и критериев (пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к рели-

гии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств).

В ст. 5 АПК РФ нашел отражение принцип независимости судей и подчинения их только закону, отраженный в ст. 120 Конституции РФ. Согласно этому принципу судьи при осуществлении правосудия должны принимать судебные акты без влияния каких-либо других органов и лиц и основываясь исключительно на нормативных актах определенного уровня.

Установленный ст. 121 Конституции РФ принцип несменяемости судей, во-первых, является одним из основополагающих демократических начал организации и деятельности суда; во-вторых, служит гарантией подлинной независимости и стабильности в работе судей, полномочия которых не ограничены определенным сроком. В ч. 2 ст. 121 Конституции РФ говорится, что полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Несменяемость судьи, гарантируемая Конституцией РФ, означает, что любое изменение должного положения судьи могут иметь место только с согласия судьи. Вместе с тем внутри суда судья без его согласия может быть перемещен без изменения должностного положения в состав других коллегий и структурных подразделений суда; может быть изменена его специализация по категориям дел и т.д.

Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей. Если судья был назначен (избран) на определенный срок или до достижения им определенного возраста, его полномочия считаются прекращенными соответственно по истечении этого срока или достижении им этого возраста. Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или прекращения полномочий судей общих и арбитражных судов дан в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (ст. 13 и 14).

Приостановление полномочий судьи означает временное лишение его властных функций, связанных с занимаемой должностью, а также возможности выполнять иные действия, вытекающие из должностного положения. В период приостановления полномочий у судьи сохраняются права и обязанности, вытекающие из трудового законодательства, а также, за исключением случаев, когда судья привлекается к уголовной ответственности и к нему в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, ему начисляется и выплачивается заработная плата в полном объеме, сохраняется уровень материального обеспечения [1. С. 57].

За судьей, чьи полномочия приостановлены, сохраняется право на отставку; на него распространяются гарантии неприкосновенности. При отпадении оснований для приостановления полномочий судьи он подлежит восстановлению в должности. Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:

1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

2) избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ;

3) согласие квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу;

4) участие судьи в предвыборной компании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ.

Судья, полномочия которого приостановлены в соответствии с одним из двух последних пунктов или которому отказано в приостановлении полномочий, может обжаловать это решение в Высшую квалификационную коллегию в течение 10 дней со дня получения копии решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в тот же срок.

Прекращение полномочий судьи означает полное прекращение трудовых отношений с судом, в котором он работал. Закон о статусе судей предусматривает два вида прекращения полномочий: дающее право на отставку и сохранение в составе судейского сообщества и лишающее этих прав. Право на отставку судья получает в случае:

1) если им подано письменное заявление об отставке;

2) ввиду неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи. Квалификационная коллегия судей может прекратить полномочия судьи по этим основаниям, однако она не вправе принять такое решение, если судья вернулся к исполнению своих обязанностей;

3) истечение срока полномочий судьи;

4) увольнения судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

5) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

6) отказа судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

Право на отставку является одной из гарантий независимости судьи, она может быть прекращена только в предусмотренных федеральным законом случаях. Основаниями для прекращения полномочий судьи являются также:

1) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

2) прекращение гражданства Российской Федерации;

3) занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи;

4) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

5) совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти;

6) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

В случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи или отмены состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы. Таким образом, другие ветви государственной власти не могут влиять на приостановление или прекращение полномочий судей, что обеспечивает объективность и беспристрастность суда.

Большинство судей выполняют свой служебный долг должным образом. Вместе с тем тревогу вызывают участившиеся суждения председателей судов о том, что отдельные судьи подрывают авторитет судов своим поведением, весьма своеобразно истолковывают свою независимость. Закон предъявляет к судьям ряд требований, перечень которых устанавливается в ст. 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

1. Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы.

2. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

3. Судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Судья, пребывающий в отставке, вправе также работать в сфере правосудия».

Правовые гарантии деятельности судей арбитражных судов содержатся и в иных нормативных актах РФ. Например, Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» № 45-ФЗ от 22 марта 1995 г., который указывает, что среди лиц, подлежащих государственной защите, находятся и судьи арбитражных судов, и предусматривает различные меры и способы этой защиты (ст. 2, 5 и 20 Закона).

Согласно ч. 3 ст. 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В ст. 8 АПК детально отражено содержание этого принципа. Принцип процессуального равноправия сторон представляет собой такое правило, в соответствии с которым арбитражным процессуальным законодательством обеспечивается равенство участвующих в деле лиц при обращении в арбитражный суд, в предоставлении равных возможностей использования процессуальных средств защиты своих интересов в арбитражном суде. Данный принцип заключается в следующем.

Во-первых, равенство сторон при обращении в арбитражный суд: истец подает иск, а ответчик вправе предъявить встречный иск, а также истец возбуждает дело, но копия искового заявления предоставляется ответчику и т.д.

Во-вторых, равенство возможностей защиты прав в суде: истец может отказаться от иска, а ответчик — от встречного иска. Ответчик может признать иск, стороны могут заключить мировое соглашение, а также договор об изменении подведомственности или подсудности. Согласно ст. 159 АПК РФ заявления и ходатайства лиц, участвующих в деле, разрешаются арбитражным судом после заслушивания мнений других лиц, участвующих в деле.

В-третьих, равные возможности участия сторон в доказательственной деятельности. Арбитражный суд, выполняя роль органа правосудия и арбитра, не должен отдавать преимущество одной из сторон в судебном процессе, что отражено в самой модели арбитражного процесса, где правовой возможности одной стороны противостоят процессуальные меры защиты другой стороны.

Принцип состязательности представляет собой конституционный принцип, отраженный в ст. 123 Конституции РФ и находящий свое проявление во всех видах судопроизводств и процессов. Этот принцип представляет собой правило, по которому заинтересованные в исходе дела лица вправе отстаивать свою правоту в споре путем представления доказательств, участия в исследовании доказательств, представленных другими лицами, путем высказывания своего мнения по всем вопросам, подлежащим рассмотрению в судебном заседании (ст. 9 АПК РФ). Стороны состязаются перед арбитражным судом, убеждая суд при помощи различных доказательств в своей правоте в споре. Состязательное начало отражает действующую модель процесса и определяет собой мотивацию поведения сторон в арбитражном суде.

По общему правилу в соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Сами доказательства представляются лицами, участвующими в деле.

При определении целей арбитражных судов отправными являются такие положения, как повышение эффективности правосудия и действенности судебной защиты от правонарушений, утверждение правопорядка в экономических отношениях. Задачами арбитражных судов являются: защита охраняемых законом прав и интересов организаций и граждан; единообразное и правильное применение законодательства; содействие правовыми средствами соблюдению законодательства и укреплению законности в экономических отношениях.

Отнесение некоторых категорий дел к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ является исключением из общего правила подсудности дел арбитражным судам. А критерием разграничения компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ и компетенции арбитражных судов субъектов Российской Федерации являются род дел, предмет спора, поскольку именно они предопределяют, какой арбитражный суд правомочен рассматривать то или иное дело. Изменения, внесенные в организацию системы арбитражных судов, продиктованы практикой работы арбитражных судов. Теперь Высший арбитражный суд РФ освобожден от рассмотрения множества дел как суд первой инстанции.

Компетенция Высшего Арбитражного суда РФ как суда первой инстанции определена в п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Итак, Высший арбитражный суд РФ рассматривает в первой инстанции: дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; экономические споры между РФ и субъектами РФ. Причем эти полномочия являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат.

Экономические споры, отнесенные законом к ведению арбитражных судов, могут рассматривать и третейские суды. Осуществление Высшим Арбитражным судом РФ правосудия обладает всеми теми признаками, которые в целом присущи данной деятельности. Во-первых, Высший арбитражный суд РФ осуществляет правосудие как специальный орган государства и от имени государства. Во-вторых, Высший арбитражный суд РФ осуществляет правосудие путем разрешения экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. В-третьих, данная деятельность осуществляется Высшим Арбитражным судом РФ в установленной законом процессуальной форме. Теперь можно судить о тех особенностях организации и работы Высшего Арбитражного суда РФ, которые предопределяют черты, общие как для данного органа, так и других звеньев судебной системы, единство статуса высших органов судебной власти России. Еще одна важная сторона статуса Высшего Арбитражного суда РФ как составной части судебной системы РФ — специфические черты, характерные только для его деятельности и отличающие его от всех остальных российских судебных органов, имея в виду такие аспекты деятельности Высшего Арбитражного суда РФ, которые относятся исключительно к его ведению [3. С. 3-5].

Сегодня Высший арбитражный суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Арбитражные суды разрешают экономические споры между различными предприятиями — государственными, частными, акционерными обществами, различными объединениями и товариществами, а также российскими и иностранными гражданами, и лицами без гражданства, занимающимися предпринимательской деятельностью. В арбитражных судах рассматриваются споры, связанные с обжалованием предприятиями и предпринимателями актов государственных органов, которые, по мнению истцов, не соответствуют закону и нарушают их права и интересы.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Комментарий к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации». — М., 1998.

[2] Первые итоги работы арбитражных судов и задачи на ближайшее время / Тезисы доклада Председателя ВАС РФ В.Ф. Яковлева на Пленуме ВАС РФ 25 февраля 1993 г.

[3] Прибавится ли независимость арбитражному суду? // Закон. — 1995. — № 9.

[4] Пункт 17 Информационного письма Президиума ВАС РФ «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность» № 62 от 13 марта 2001 г. // Вестник ВАС РФ. — 2001. — № 7.

QUESTIONS OF MAINTENANCE OF PROTECTION OF HUMAN RIGHTS IN ARBITRATION LEGAL PROCEEDINGS

V.V. Grebennikov, B.V. Sangadzhiev

The Department of Judicial Power, Law Enforcement and Human Rights Activity Peoples' Friendship University of Russia

6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198

The rights and freedom of the person and the citizen are directly operating and are provided with justice. Legal proceedings problems in arbitration process are defined by the purposes of judicial activity proceeding from the Constitution of the Russian Federation, federal constitutional laws and the international obligations of our state.

Key words: protection of human rights, legal proceedings, arbitration court, the law, the law and order, the remedial form, justice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.