Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОВЫХ ГАРАНТИЙ ЛИЦАМ, ОКАЗЫВАЮЩИМ СОДЕЙСТВИЕ ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ'

ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОВЫХ ГАРАНТИЙ ЛИЦАМ, ОКАЗЫВАЮЩИМ СОДЕЙСТВИЕ ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
63
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВАЯ ОСНОВА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПРЕСТУПНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колесников С.И.

В статье основной акцент сделан на проблемах применения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Автор предлагает закрепить в нем отдельную норму, которая регламентировала бы заключение соглашения между членом преступной группы, совершившим противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченным к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, активно способствовавшим раскрытию преступлений, возместившим нанесенный ущерб или иным образом загладившим причиненный вред, и представителем правоохранительной системы государства (по нашему мнению, на основании представления сведений руководителем оперативно-разыскного органа им должен быть соответствующий прокурор) об освобождении от уголовной ответственности за совершение ретроспективных противоправных действий этим лицом и санкционировании перспективных противоправных действий в целях борьбы с преступностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF SUPPORT THE LEGAL GUARANTEES TO PERSONS PROVIDING ASSISTANCE TO THE BODIES MAKING THE OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITIES

The article focuses on the problems of legal application of the Federal Law "On operational investigative activities". The author proposes to fix in the operational investigative law a separate norm regulating the conclusion of an agreement between a member of a criminal group who committed an illegal act that did not entail serious consequences, and involved in cooperation with the body carrying out operational investigative activities, actively contributed to the disclosure of crimes, compensated for the damage caused or otherwise made amends for the damage caused, and a representative of the law enforcement system of the state (we believe that it should be the appropriate prosecutor, on the basis of the submission of information by the head of the operational search body) on the exemption from criminal liability for committing retrospective illegal actions by this person and the authorization of prospective illegal actions in order to combat crime.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОВЫХ ГАРАНТИЙ ЛИЦАМ, ОКАЗЫВАЮЩИМ СОДЕЙСТВИЕ ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

УДК 343.102

ББК 67.410.212

doi:10.25724/VAMVD.UKLM

С. И. Колесников

ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОВЫХ ГАРАНТИЙ ЛИЦАМ, ОКАЗЫВАЮЩИМ СОДЕЙСТВИЕ ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В статье основной акцент сделан на проблемах применения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Автор предлагает закрепить в нем отдельную норму, которая регламентировала бы заключение соглашения между членом преступной группы, совершившим противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченным к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, активно способствовавшим раскрытию преступлений, возместившим нанесенный ущерб или иным образом загладившим причиненный вред, и представителем правоохранительной системы государства (по нашему мнению, на основании представления сведений руководителем оперативно-разыскного органа им должен быть соответствующий прокурор) об освобождении от уголовной ответственности за совершение ретроспективных противоправных действий этим лицом и санкционировании перспективных противоправных действий в целях борьбы с преступностью.

Ключевые слова: оперативно-разыскная деятельность, правовая основа, правовое регулирование, преступление, преступность.

S. I. Kolesnikov

ISSUES OF SUPPORT THE LEGAL GUARANTEES TO PERSONS PROVIDING ASSISTANCE TO THE BODIES MAKING THE OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITIES

The article focuses on the problems of legal application of the Federal Law "On operational investigative activities". The author proposes to fix in the operational investigative law a separate norm regulating the conclusion of an agreement between a member of a criminal group who committed an illegal act that did not entail serious consequences, and involved in cooperation with the body carrying out operational investigative activities, actively contributed to the disclosure of crimes, compensated for the damage caused or otherwise made amends for the damage caused, and a representative of the law enforcement system of the state (we believe that it should be the appropriate prosecutor, on the basis of the submission of information by the head of the operational search body) on the exemption from criminal liability for committing retrospective illegal actions by this person and the authorization of prospective illegal actions in order to combat crime.

Key words: operational investigative activities, legal basis, legal regulation, crime, criminality.

Рассматривая правовое регулирование деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по противодействию преступлениям, будет правильным не просто констатировать те нормативные предписания, которые регламентируют различные правоотношения, возникающие в рамках их выявления и раскрытия, но и предложить пути их совершенствования.

Согласно ст. 4 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (Закон об ОРД) правовую основу оперативно-разыскной деятель-

ности составляют нормативные правовые акты различной юридической силы, имеющие непосредственное и опосредованное отношение к рассматриваемой специфической сфере. От Конституции Российской Федерации до документов, регламентирующих организацию и тактику проведения оперативно-разыскных актов, подготавливаемых органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность в рамках своей компетенции. В череде нормативных предписаний, регулирующих общественные отношения в оперативно-

разыскной сфере, особую роль играет Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Как справедливо отмечают С. С. Галахов, А. В. Гала-хова и Ш. Р. Берсанов, «в современных условиях роль правовых и нормативных основ регулирования правоотношений, возникающих в сфере организации ОРД и проведения ОРМ, повышается в связи с тем, что без их существования и развития невозможно создать необходимые предпосылки совершенствования управления деятельностью соответствующих органов» [1, с. 67].

Формальное изучение конструкции названного нормативного правового акта позволяет констатировать, что он состоит из семи глав, содержащих в себе всего 23 статьи. Для сравнения — уголовно-процессуальный кодекс состоит из 57 глав, содержащих 475 статей [2]. По мнению ряда ученых, подобное сравнение не в пользу оперативно-разыскного закона. Многие вопросы, требующие своей регламентации, либо остались за рамками правового поля, либо внедрены исключительно в ведомственные нормативные акты из-за невозможности открытого (гласного) их рассмотрения.

Так, по мнению современных ученых, «анализ проблем оперативно-разыскной деятельности сквозь призму научных разработок других отраслей права свидетельствует, что оперативно-разыскное законодательство не успевает за развитием правовых средств зашиты человека, вовлеченного в правоохранительную сферу» [3]. В. А. Гусев высказал точку зрения, что «действующая законодательная модель комплекса прав органов, осуществляющих ОРД, не имеет стройной системы и не позволяет сформировать объективное представление о сущности и содержании этих прав» [4, с. 18].

По мнению А. Е. Чечетина [5, с. 9], «закон об ОРД нуждается в законодательном „лечении". При этом нужно помнить, что если закон по-настоящему качественный, он не может плохо применяться, а если оставляет возможность плохого применения, он уже не качественный. Законодатель же должен предусматривать не только „хитрость" правоприменителя, но и возможность низкого качества его работы, а также ненамеренное искаженное понимание нормы и исключать таковую возможность» [6, с. 375]. И таких высказываний множество. Достаточно сказать, что ни одна статья из 23, составляющих основу Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», не выдержала критики со стороны ученых. Н. С. Железняк подготовил научную работу «„Черные дыры" и „белые пятна" Федерального закона „Об оперативно-розыскной деятельности»: юридические и лингвистические аспекты"» [7], где

подверг конструктивной критике все нормы закона об ОРД. Полагаем, отсюда предложения по кардинальному внесению изменений в действующий нормативный правовой акт, издание принципиально нового федерального закона и предложения о кодификации норм, регулирующих правоотношения в данной сфере (см., например: [8—11]). Одним из последних, интересных с точки зрения теории и практики оперативно-разыскной деятельности, является проект федерального закона «Оперативно-розыскной кодекс Российской Федерации», подготовленный заслуженным юристом Российской Федерации доктором юридических наук, профессором В. Ф. Луговиком [12]. В поддержку данной идеи высказались ученые Омской школы подготовки оперативных сотрудников. Так, Н. В. Павли-ченко отметил, что «в связи с тем, что оперативно-разыскная деятельность регламентируется на федеральном уровне не только Федеральным законом „Об оперативно-розыскной деятельности", но и другими федеральными законами („О наркотических средствах и психотропных веществах", „О связи", „Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации", „О статусе судей Российской Федерации" и др.), полагаем абсолютно верным придание Федеральному закону „Об оперативно-розыскной деятельности" статуса кодифицирующего нормативного правового акта — кодекса, обладающего приоритетом относительно других нормативных актов не по силе действия, а исключительно по предмету регулирования. Как правильно отметил автор законопроекта в пояснительной записке, это позволит предотвратить происходящее в настоящее время „размывание" предмета правового регулирования оперативно-разыскной деятельности» [13, с. 109]. Положительную рецензию проект получил от специалистов смежных направлений правоохранительной сферы. Так, И. А. Насонова отметила, что «предложенный В. Ф. Луговиком проект федерального закона меняет концепцию правового регулирования оперативно-разыскной деятельности, обозначая тем самым формирование отрасли оперативно-разыскного права» [14, с. 76].

Почему мы уделили значительное внимание проекту профессора В. Ф. Луговика? Потому, что убеждены, что вопросы совершенствования оперативно-разыскного закона должны решаться комплексно, и несмотря на то, что действующий федеральный закон выполняет свою основную функцию — борьбу с преступностью с использованием оперативно-разыскных сил, средств и методов, — он, по мнению большинства сотрудников опе-

ративных подразделений, представляет собой прогнивший корабль, который может в любой момент пойти ко дну. По мнению опрошенных нами сотрудников оперативных подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБиПК), каждый из них встречался с правоприменительными проблемами при осуществлении оперативно-разыскной деятельности. В то же время 74 % опрошенных считают, что проблемы есть непосредственно в нормах Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». В качестве основных проблемных зон, требующих своего скорейшего разрешения, сотрудники оперативных подразделений отметили недостатки и сложности документирования организованных преступных формирований (89 % опрошенных). Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Если говорить об отдельных преступлениях, носящих трансграничный и организованный характер, выявление и раскрытие которых входит в компетенцию подразделений ЭБиПК, сотрудники оперативных подразделений отмечают сложности в получении первичной информации, документировании противоправных действий и в отсутствии подходов к лицу, совершающему экономическое преступление (на данное обстоятельство указало более 89 % опрошенных). Чем тут может помочь оперативно-разыскное законодательство? Первым делом правовой и социальной поддержкой лиц, оказывающих содействие правоохранительным органам в борьбе с преступностью. Видимо, поэтому ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД «Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность» зафиксировала, что «лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, активно способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным образом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации». Прекрасная идея, которая в правоприменительной практике, к сожалению, не реализована. Существование данной статьи в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», к сожалению, никак не повлияло на эффективность борьбы с организованной преступностью, «а случаи реализации механизма освобождения от уголовной ответственности лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-

разыскную деятельность, судебной практике неизвестны» [15, с. 57].

Причина, на наш взгляд, в неудачной конструкции данной нормы, которая содержит ряд оценочных категорий: «противоправное деяние», «активное способствование раскрытию», «не повлекшее тяжких последствий». Кроме того, предлагаемые в рассматриваемой норме условия освобождения от уголовной ответственности не коррелируются с нормами Уголовного (УК РФ) и Уголовно-процессуального (УПК РФ) кодексов Российской Федерации. Каков же выход из сложившейся ситуации? Мнения современных ученых по этому поводу разделились. Одни считают, что ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД корреспондирует с институтом деятельного раскаяния, что позволяет освободить от уголовной ответственности лиц в связи с их сотрудничеством в раскрытии преступлений [16, с. 13]. Другие приходят к выводу, что положение ч. 4 ст. 18 названного закона позволяет применять институт крайней необходимости. Третьи пришли к выводу, что данное положение строго не оговорено в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве, что составляет реализацию этой законодательной нормы на усмотрение следователя, прокурора, суда [17, с. 118]. Проведенный ранее опрос практических работников показал, что они не надеются на нормы права и предлагают лицам, оказывающим содействие, организационно-тактические способы избежания привлечения к уголовной ответственности (67,8 % опрошенных оперативных сотрудников считают, что иного пути защиты конфидентов просто нет) [18, с. 176]. Есть еще одна кардинальная точка зрения, согласно которой института освобождения от уголовной ответственности членов преступной группы, совершивших противоправное деяние... (ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД), не существует [19, с. 36—39].

Все разнообразие взглядов вызвано тем обстоятельством, что предлагаемая в Законе об ОРД правовая конструкция не корреспондируется с нормами УК и УПК РФ. Иными словами, реализация положений ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД возможна лишь по основаниям, предусмотренным в уголовном законе, в пределах процедур, закрепленных в уголовно-процессуальном законе [20, с. 490].

К сожалению, в действующем в настоящее время уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве эти основания и процедуры отсутствуют. Действительно, к рассматриваемой ситуации нельзя применить ч. 1 и ч. 2 ст. 75 УК РФ, которые устанавливают весьма узкие рамки поведения для субъектов, претендующих на освобождение

от уголовной ответственности. Современные ученые считают, что применение института «крайней необходимости» (ст. 39 УК РФ) также ограничено правовыми предписаниями. Так, В. А. Гусев считает, что «конфидент может совершить преступление с превышением пределов необходимой обороны (ч. 2 ст. 39 УК РФ), при этом мотивы совершения такого преступления могут быть не менее важны для охраняемых законом интересов общества и государства, учитывая при этом, что в соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД нанесенный ущерб будет возмещен» [4, с. 62—63]. Таким противоправным деянием, например, может быть преступление, совершенное конфидентом в качестве доказательства своего статуса в преступной группе. Об этом пишут в своей работе В. М. Антонов и В. П. Кувалдин, которые в результате исследования пришли к выводу, что криминальной проверке подлежит каждый новый член преступного сообщества, при этом речь идет, как правило, об участии в совершении преступления [21, с. 23—24].

Для исправления данной ситуации и конвергенции оперативно-разыскного законодательства с уголовным и уголовно-процессуальным ученые предлагают различные правовые конструкции этих нормативных актов. Так, еще в 1997 г. А. Ю. Шумилов в ст. 78 своего проекта модели Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предлагал детализировать правила деятельного раскаяния в ОРД и разработать проект соответствующей нормы «Обстоятельства, исключающие противоправность деяния в оперативно-розыскной деятельности, и деятельное раскаяние лица, совершившего преступление» [22, с. 139]. Практические шаги по внесению изменений в уголовный и уголовно-процессуальный законы предложены многими авторами (М. А. Шматов, Н. С. Железняк, А. В. Савинский, И. М. Цимерман и др.) (см., например: [7, с. 55; 24, с. 37] и др.). Кроме того, предлагается корреляция (согласование) оценочных позиций ч. 4 ст. 18 («противоправное деяние», «активное способствование раскрытию», «не повлекшее тяжких последствий» и др.) с формально определенными в уголовном праве категориями (В. В. Кожевников, В. В. Николюк и др.) (см., например: [25, с. 141; 26, с. 144] и др.).

К сожалению, предлагаемые изменения законодательства не нашли своего воплощения в реальной правоприменительной практике. Причина, по которой не вступили в силу предлагаемые изменения, нам видится не в нерадивости законодателя, а в принципиально неверном подходе к данному вопросу. Какие бы изменения мы ни внесли в УК РФ

и УПК РФ, они не смогут убрать оценочный субъективизм при возможном использовании ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД в практической деятельности. Наличие же субъективизма при принятии решения ставит под сомнение вопрос освобождения от уголовной ответственности и не дает 100 %-ной гарантии, что это решение будет принято.

Иными словами, в предлагаемой выше правой конструкции не совпадают субъект, который дает обещание об освобождении от уголовной ответственности, и субъект, который принимает решение по существу. Кроме того, надежда на освобождение от уголовной ответственности остается исключительно надеждой, пока не будут зафиксированы документально обязанности сторон. Таким образом, полагаем, что между членом преступной группы, совершившим противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченным к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, активно способствовавшим раскрытию преступлений, возместившим нанесенный ущерб или иным образом загладившим причиненный вред, и представителем правоохранительной системы государства должно быть заключено соглашение. Именно в нем должно быть зафиксировано, на какие ретроспективные действия этого лица государство может «закрыть глаза» и в чем будет выражаться конкретное способствование раскрытию преступлений. При заключении подобного соглашения будут нивелированы вопросы, касающиеся времени привлечения к конфиденциальному сотрудничеству (до совершения преступления или после), так как заключение предлагаемого соглашения подтверждает факт сотрудничества с оперативными подразделениями органов внутренних дел.

В данном разрезе исследования возникает и другая проблема. Она вызвана тем, что лицо, подписавшее подобное соглашение, получит одобрение со стороны государства на ретроспективные действия (совершенные до его подписания). Вместе с тем это лицо не прекращает быть членом преступной группы, ему по-прежнему необходимо подтверждать свой социальный статус как преступника и т. п. Иными словами, ему также необходимо разрешение (санкционирование) на некие перспективные противоправные действия, которых избежать практически невозможно, если поддерживать отношения с лидерами и организаторами преступной группы. По мнению сотрудников оперативных подразделений, имитацией противоправной деятельности в данном случае не обойтись.

Опыт зарубежных стран свидетельствует, что подобное перспективное разрешение на совершение преступления нормативно закреплено и имеет положительный эффект в борьбе с преступностью (подобные нормы закреплены в уголовном законодательстве Республики Беларусь (ст. 38), Украины (ст. 43), Эстонии (ст. 13.2) и ряде других). Так, например, в США (Инструкция по тайным операциям ФБР 1987 г.) осведомителям разрешено участвовать в действиях, образующих состав преступления, в случае, когда необходимо:

1) добыть информацию, имеющую первостепенное значение для привлечения разрабатываемых лиц к уголовной ответственности;

2) поддержать достоверность легенды в глазах членов преступной организации;

3) предупредить опасность для жизни и здоровья людей [27, с. 50—52]. Данные действия при этом санкционируются руководством ФБР.

1. Галахов С. С., Галахова А. В., Берсанов Ш. Р. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности в сфере предупреждения преступлений: конституционные и уголовно-правовые источники // Научный портал МВД России. 2009. № 1. С. 67—74.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 19.12.2020). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Павличенко Н. В., Софронов В. Н. Рецензия на проект Федерального закона «Оперативно-розыскной кодекс Российской Федерации», подготовленный В. Ф. Луговиком (Омск: Омская юридическая академия, 2014. 96 с.) // Научный вестник Омской академии МВД России. 2015. № 4. С. 79—80.

4. Гусев В. А. Права оперативных подразделений полиции: законодательство и практика: монография. М.: Изд. дом И. И. Шумиловой, 2014. 129 с.

5. Чечетин А. Е. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и права личности // Актуальные вопросы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: сб. материалов всерос. науч.-практ. конф. Омск: Омск. юрид. ин-т, 2011. С. 9—16.

6. Зорькин В. Д. Современный мир, право и Конституция. М.: Норма, 2010. 544 с.

7. Железняк Н. С., Васильев А. Д. «Черные дыры» и «белые пятна» Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: юри-

На основании сказанного считаем возможным закрепить в оперативно-разыскном законе отдельную норму, регламентирующую заключение соглашения между лицом из числа членов преступной группы, совершившим противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченным к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, активно способствовавшим раскрытию преступлений, возместившим нанесенный ущерб или иным образом загладившим причиненный вред, и представителем правоохранительной системы государства (полагаем, что данным представителем должен быть соответствующий прокурор, на основании представления сведений руководителем оперативно-разыскного органа) об освобождении от уголовной ответственности за совершение ретроспективных противоправных действий этим лицом и санкционировании перспективных противоправных действий в целях борьбы с преступностью.

1. Galakhov S. S., Galakhova A. V., Bersanov Sh. R. Legal basis of operational-search activity in the field of crime prevention: constitutional and criminal-legal sources. Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 67—74, 2009 (in Russian).

2. The Criminal Procedure Code of the Russian Federation No. 174-FZ on 18 December 18 (as amended on 19 December 2020). Available from: reference and legal system "ConsultantPlus" (in Russian).

3. Pavlichenko N. V., Sofronov V. N. Review of the draft Federal Law "Operational-Investigative Code of the Russian Federation", prepared by V. F. Lugovik (Omsk: Omsk Law Academy, 2014. 96 p.). Scientific Bulletin Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 79—80, 2015 (in Russian).

4. Gusev V. A. Rights of operational police units: legislation and practice. Monograph. Moscow: Publishing house of I. I. Shumilova; 2014: 129 (in Russian).

5. Chechetin A. E. Federal law "On operational-search activity" and the rights of the individual. In: Topical issues of operational-search activity of internal affairs bodies. Collection of articles. Materials All-Russian scientific and practical conference. Omsk: Omsk law institute, 2011: 9—16 (in Russian).

6. Zorkin V. D. Modern world, law and constitution. Moscow: Norma; 2010: 544.

7. Zheleznyak N. S., Vasiliev A. D. "Black holes" and "white spots" of the Federal law "On operational-

дические и лингвистические аспекты: монография. Красноярск: СибЮИ, 2009. 162 с.

8. Шумилов А. Ю. Новая редакция оперативно-розыскного закона России: открытый проект: науч.-справ. пособие. М.: Изд. дом И. И. Шумиловой, 2004. 32 с.

9. Инициативный авторский проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „Об оперативно-розыскной деятельности"» / К. К. Горяинов, О. А. Вагин, А. П. Исиченко, О. Г. Ковалев // Современные подходы к правовому регулированию оперативно-розыскной деятельности: инициативные авторские проекты Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Омск: Омск. юрид. ин-т, 2006. С. 80—90.

10. Луговик В. Ф. Инициативный авторский проект Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» // Современные подходы к правовому регулированию оперативно-розыскной деятельности: инициативные авторские проекты Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Омск: Омск. юрид. ин-т, 2006. С. 44—79.

11. Современные подходы к правовому регулированию оперативно-розыскной деятельности: инициативные проекты Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» / сост. В. Ф. Луговик. Омск: Омск. юрид. ин-т, 2006. 92 с.

12. Луговик В. Ф. Концепция и новации проекта оперативно-розыскного кодекса // Научный вестник Омской академии МВД России. 2015. № 4. С. 73—75.

13. Павличенко Н. В. Нужен ли новый оперативно-розыскной закон (анализ проекта Федерального закона «Оперативно-розыскной кодекс Российской Федерации») // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2015. № 1. С. 106—112.

14. Насонова И. А. Рецензия на проект Федерального закона «Оперативно-разыскной кодекс Российской Федерации», подготовленный В. Ф. Луговиком (Омск: Омская юридическая академия, 2014. 96 с.) // Научный вестник Омской академии МВД России. 2015. № 4 (59). С. 76—78.

15. Горяинов К. К., Вагин О. А., Исиченко А. П. Теория и практика применения органами внутренних дел закона «Об оперативно-розыскной деятельности» // Проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности: сб. науч. тр. Москва, 2002.

16. Аликперов Х. Новый УК: проблемы освобождения от уголовной ответственности // Законность. 1999. № 4. С. 12—14.

search activity": legal and linguistic aspects. Monograph. Krasnoyarsk: Siberian law institute; 2009: 162 (in Russian).

8. Shumilov A. Yu. New edition of the operational-search law of Russia: open project. Scientific-reference allowance. Moscow: Publishing house of I. I. Shumilova; 2004: 32 (in Russian).

9. Goryainov K. K., Vagin O. A., Isichenko A. P., Kovalev O. G. Initiative author's draft of the Federal Law "On Amendments and Additions to the Federal Law" On Operational Investigative Activities". In: Modern approaches to the legal regulation of operational-search activity: initiative author's projects of the Federal Law "On operational-search activity". Omsk: Omsk law Institute; 2006; 80—90 (in Russian).

10. Lugovik V. F. Initiative author's draft of the Federal Law "On operational-search activity". In: Modern approaches to legal regulation of operational-search activity: initiative author's projects of the Federal law "On operational-search activity". Omsk: Omsk law institute; 2006: 44—79 (in Russian).

11. Modern approaches to the legal regulation of operational-search activity: initiative projects of the Federal Law "On operational-search activity". Compiler is V. F. Lugovik. Omsk: Omsk law institute; 2006: 92 (in Russian).

12. Lugovik V. F. Concept and innovations of the draft operational-search code. Scientific Bulletin of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 73—75, 2015 (in Russian).

13. Pavlichenko N. V. Do we need a new operational-search law (analysis of the draft Federal law "Operational-search code of the Russian Federation"). Journal of the Volgograd Academy of the Ministry of Interior of Russia, 106—112, 2015 (in Russian).

14. Nasonova I. A. Review of the draft Federal Law "Operational-Investigative Code of the Russian Federation", prepared by V. F. Lugovik (Omsk: Omsk Law Academy, 2014. 96 p.). Scientific Bulletin of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 76—78, 2015 (in Russian).

15. Goryainov K. K., Vagin O. A., Isichenko A. P. The theory and practice of the law "On operational-search activity" by the internal affairs bodies. In: Problems of the theory and practice of operational-search activity. Collection of scientific works. Moscow; 2002 (in Russian).

16. Alikperov H. New Criminal Code: Problems of Exemption from Criminal Liability. Legality, 12—14, 1999 (in Russian).

17. Khalikov A. N. Legal bases of operational-search activity. Moscow: Yurlitinform; 2007: 304 (in Russian).

17. Халиков А. Н. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. М.: Юрлитин-форм, 2007. 304 с.

18. Павличенко Н. В. Правовая охрана лиц, оказывающих конфиденциальное содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность: монография. Омск: Омск. юрид. ин-т, 2011. 248 с.

19. Егорова Н. Два закона — подход разный // Законность. 1997. № 9. С. 36—39.

20. Смирнов М. П. Комментарии оперативно-розыскного законодательства РФ и зарубежных стран: учеб. пособие. М.: Экзамен, 2002. 543 с.

21. Антонов В. М., Кувалдин В. П. Противодействие преступных структур органам внутренних дел и меры по его нейтрализации: лекция. М., 1997. 26 с.

22. Шумилов А. Ю. Проблемы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в России: монография. М.: Изд. дом Шумиловой И. И., 1997. 232 с.

23. Шматов М. А. Теория оперативно-розыскной деятельности в системе уголовно-правовых наук. Волгоград: ВА МВД России, 2001. 228 с.

24. Савинский А. В., Циммерман И. М. Деятельное раскаяние: от законодательного декларирования к реальному применению // Законность. 2004. № 3. С. 36—37.

25. Кожевников В. В. Правовая активность граждан и законодательство об оперативно-розыскной деятельности // Вопросы применения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: межвуз. сб. науч. тр. Омск, 1996.

26. Николюк В. В. Освобождение от уголовной ответственности членов преступных групп, способствовавших раскрытию и пресечению преступлений: уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и оперативно-розыскные аспекты // Актуальные проблемы теории борьбы с преступностью и правоприменительной практики: межвуз. сб. науч. тр. Красноярск, 2006. Вып. 9.

27. Савинский А. В., Циммерман И. М. Юридическое обеспечение оперативного внедрения требует совершенствования // Российский следователь. 2005. № 11. С. 50—53.

© Колесников С. И., 2021

18. Pavlichenko N. V. Legal protection of persons providing confidential assistance to bodies carrying out operational-search activity. Monograph. Omsk: Omsk law institute; 2011: 248 (in Russian).

19. Egorova N. Two laws — a different approach. Legality, 36—39, 1997 (in Russian).

20. Smirnov M. P. Comments on the operational-search legislation of the Russian Federation and foreign countries. Textbook. Moscow: Examen; 2002: 543 (in Russian).

21. Antonov V. M., Kuvaldin V. P. Counteraction of criminal structures to the internal affairs bodies and measures to neutralize it. Lecture. Moscow; 1997: 26 (in Russian).

22. Shumilov A. Yu. Problems of legislative regulation of operational-search activity in Russia. Monograph. Moscow: Publishing house of I. I. Shu-milova; 1997: 232 (in Russian).

23. Shmatov M. A. Theory of operational-search activity in the system of criminal law sciences. Volgograd: Volgograd Academy of the Ministry of Interior of Russia; 2001: 228 (in Russian).

24. Savinsky A. V., Zimmerman I. M. Active repentance: from legislative declaration to real application. Legality, 36—37, 2004 (in Russian).

25. Kozhevnikov V. V. Legal activity of citizens and legislation on operational-search activity. In: Questions of the application of the Federal law "On operational-search activity". Interuniversity collection of scientific works. Omsk; 1996 (in Russian).

26. Nikolyuk V. V. Exemption from criminal liability of members of criminal groups that contributed to the disclosure and suppression of crimes: criminal law, criminal procedure and operational-search aspects. In: Actual problems of the theory of combating crime and law enforcement practice. Interuniversity collection of scientific works. Krasnoyarsk; 2006; 9 (in Russian).

27. Savinsky A. V., Tsimmerman I. M. Legal support of operational implementation requires improvement. Russian investigator, 50—53, 2005 (in Russian).

© Kolesnikov S. I., 2021

Колесников Сергей Иванович,

начальник управления экономической безопасности

и противодействия коррупции МВД по Республике Коми; e-mail: skolesnikov36@mvd.ru

* * *

Kolesnikov Sergei Ivanovich,

head of the department of economic security

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

and anti-corruption

of the Ministry of Internal Affairs

of the Republic of Komi;

e-mail: skolesnikov36@mvd.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.