3. Аминов И.Р., Руденко С.К. Межмуниципальное сотрудничество, формы и проблемы правового регулирования // Экономика, социология и право. -2014. - № 4. - С. 143-145.
4. Согачева О.В., Варфоломеев А.Г. Эффективное управление социальным развитием региона // В мире научных открытий. - 2014. - № 1.2 (49). -С. 980-1000.
5. Варфоломеев А. Г. Взаимодействие государственных органов власти и органов местного самоуправления в решении проблем развития муниципальных образований // Молодой ученый. - 2014. - № 19. - С. 278-280.
6. Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. № 54 с последующими изменениями и дополнениями «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2006. -№ 7. - Ст. 774.
7. Закон РФ от 14.07.1992 № 3297-1 (ред. от 13.07.2015) «О закрытом административно-территориальном образовании» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 20.08.1992. - № 33. - Ст. 1915.
8. Артемьева Д.В., Аминов И.Р. Проблемы взаимодействия населения и местной власти // Вестник международных научных конференций. - 2014. -№ 3 (3). - С. 39-44.
ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ЖИЛИЩА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© Евстафиадис А.Х.1, Бондаренко А.1
Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова,
г. Новороссийск
Автор рассматривает одно из основных конституционных прав человека и гражданина - неприкосновенность жилища. Проведен анализ законодательства, гарантирующего соблюдение права человека, но и выявлены нарушения уголовного и уголовно-процессуального права Российской Федерации в отношении реализации права человека и гражданина на неприкосновенность жилища.
Ключевые слова конституционные права и свободы человека, гарантии неприкосновенности жилища, нарушения прав.
Права и свободы личности рассматриваются, как общезначимый эталон и нравственный фундамент общества. Права человека не имеют территории и национальности, их принятие, соблюдение и охрана не являются только
1 Курсант 4 курса направления подготовки «Юриспруденция».
внутренним делом отдельного государства, они так же регулируются и нормами международного права.
В Уставе ООН сказано, что одной из важнейших целей Организации Объединенных Наций является «осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии».
Российская Федерация обозначила права человека как важнейшие ценности, и признала необходимость соблюдения общепризнанных международных стандартов в данной сфере. Принятая в ноябре 1991 г. Декларация прав человека и гражданина [1] стала неотъемлемой частью Конституции Российской Федерации, основой всего текущего законодательства, так же, касательно и прав личности.
Конституция Российской Федерации возложила на государство в качестве главной обязанности обеспечение прав и свобод личности. В соответствии со ст. 2 и ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, создавая при этом условия для их реализации и механизмы для их обеспечения.
Право на неприкосновенность жилища обозначено в ст. 25 Конституции РФ, где сказано: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения» [7]. Это правомочие принадлежит к числу важнейших прав человека, которое напрямую обеспечивает свободу личной жизни и человеческого достоинства.
Для реального обеспечения права личности на неприкосновенность жилища, в начале, необходимо дать определение и анализ таких понятий как «неприкосновенность жилища», «обеспечение неприкосновенности жилища», «гарантии неприкосновенности жилища», имея в виду их содержание относительно указанных правоотношений. Данные категории принадлежат к числу первоначальных составляющих в проблеме защиты прав личности при осуществлении процессуальных действий, ограничивающих неприкосновенность жилища.
Под понятием нарушения неприкосновенности жилища понимается умышленное опасное антисоциальное поведение, которое направляется на то, чтобы проникнуть в жилище незаконно против воли лица, проживающего там. Тем самым преступник нарушает конституционное право человека на неприкосновенность жилища. Деяние рассматривает статья 139 УК ч. 1 РФ.
Социальная опасность данного нарушения состоит в том, что происходит нарушение прав, обеспеченных Конституцией Российской Федерации. Существуют и преступления, которые могут также нанести и физический вред. Нарушение неприкосновенности жилища относится к преступлениям, которые направлены против частных свобод и прав.
Обеспечение неприкосновенности жилища, определяется как, система уголовно-процессуальных гарантий прав личности, направленная на охрану частной жизни граждан, которая включает обеспечение достойного, комфортного и безопасного проживания в жилище, сохранность информации о частной жизни лиц, их личных и семейных тайн; противодействие противоправному вмешательству государственных органов, должностных лиц, осуществляющих производство по делу, в жилище человека.
Относительно уголовно-процессуальных гарантий неприкосновенности жилища, то их можно определить как установленные процессуальными нормами средства и способы, обеспечивающие реализацию права человека на неприкосновенность жилища, на уединение в занимаемом им помещении, на личную жизнь, обеспечивающие охрану от посягательств при осуществлении производства по делу и включают в себя, следующие положения:
- признание жилища объектом уголовно-процессуальной защиты;
- судебную защиту прав и законных интересов лиц;
- объем гарантий права личности на неприкосновенность жилища, предусмотренных действующим законодательством, не может быть уже международной регламентации данного права;
- недопустимость незаконного и необоснованного вторжения в осуществление права лиц на неприкосновенность жилища;
- ограничение права на неприкосновенность жилища возможно только при наличии законных оснований, перечень которых обозначен в УПК РФ.
Далее необходимо рассмотреть случаи, при которых право гражданина на неприкосновенность может нарушаться на законных основаниях без согласия проживающих там лиц:
- нарушение неприкосновенности возможно в целях спасения жизни граждан, обеспечения их собственной безопасности;
- нарушить неприкосновенность жилого помещения могут сотрудники правоохранительных органов только для исполнения служебного долга, возложенного на них. Они могут беспрепятственно попадать в жилище для проведения осмотра помещения, преследования лиц, которые подозреваются в совершении тех или иных преступных деяний; на основании судебных решений также может нарушаться неприкосновенность жилища. Может проводиться осмотр и выемка, согласно принятому судебному решению. Все вышеуказанные положения делаются в соответствии с установленными правилами;
- нарушить неприкосновенность жилища могут также сотрудники органов опеки, если есть на то соответствующее судебное решение;
- при оперативных действиях на основании судебного решения может нарушаться право на неприкосновенность жилища. Этот вид нарушений неприкосновенности жилища прямо указан в отечественном законодательстве [6, с. 221].
Рассмотрим виды жилища, выделенные на основании ст. 139 УК РФ [3].
1. Индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями представляет собой отдельно стоящий дом, коттедж и т.п., предназначенный для постоянного (чаще) или временного (реже) проживания одной семьи; при этом не имеет значения, в чьей собственности находится этот дом. Примерно такое же понятие жилого дома сформулировано и в ч. 2 ст. 16 ЖК РФ: «Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании».
Жилищем с точки зрения уголовного права признаются и отдельные части этого дома, в том числе и не предназначенные для проживания людей, а служащие другим целям, например сохранению имущества, удовлетворению каких-либо потребностей и т.п. Думаю, и сегодня не потеряли своей значимости разъяснения по этому поводу, данные Пленумом Верховного Суда СССР в п. 14 постановления от 26 апреля 1984 г. N 2: к жилищу относятся также «составные части жилища (единого помещения), в которых люди временно могут не находиться или непосредственно не проживать. В понятие «жилища» не могут включаться не используемые для проживания людей надворные постройки, погреба, амбары, гаражи и другие помещения, обособленные от жилых построек»[4]. Чуть более подробное разъяснение понятия «жилища» содержалось в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 5 сентября 1986 г. N 11: «Жилище - это ... также те его составные части, которые используются для отдыха, хранения имущества либо удовлетворения иных потребностей человека (балконы, застекленные веранды, кладовые и т.п.). Не могут признаваться жилищем помещения, не предназначенные и не приспособленные для постоянного или временного проживания (например, обособленные от жилых построек погреба, амбары, гаражи и другие хозяйственные помещения)» [5].
Так, совершенно правильно судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Республики Мордовии не усмотрела признаков жилища в подвальном помещении. Приговором Ельниковского районного суда от 11 сентября 2007 г. Г. был осужден по п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ (три преступления) и по п. «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ. Кассационная инстанция отметила, что судом была дана неверная юридическая оценка краже из подвала дома 26 апреля 2007 г. Как установлено приговором суда, Г. проник в подвал дома, откуда совершил кражу. Из протокола осмотра места происшествия видно, что вход в подвал дома осуществляется отдельно от входа в жилой дом. Подвал предназначен не для постоянного и временного проживания людей, а для хранения материальных ценностей, а поэтому подвал дома следует считать помещением. При таких обстоятельствах действия Г. по указанному преступлению надлежало квалифицировать по п. «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ как кража, совершенная с незаконным проникновением в помещение.
2. Жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, представляет собой, согласно прямому указанию УК РФ, часть жилищного фонда.
Исходя из законодательного определения, анализируемая разновидность жилого помещения должна обладать одновременно двумя признаками: входить в жилищный фонд; быть пригодной для постоянного или временного проживания.
И в данной части уголовное законодательство не согласовано с жилищным, поскольку входить в жилищный фонд может только жилище, предназначенное для постоянного проживания.
Жилищный фонд, в свою очередь, в соответствии со ст. 19 ЖК РФ - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации [2]. Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
К уголовно-правовым средствам обеспечения неприкосновенности жилища относятся средства охраны и средства защиты.
К средствам охраны неприкосновенности жилища следует относить нормы, содержащие запрет на нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139 ч. 3 ст. 158, 161, 162, ст. ст. 167 и 330 УК РФ), а также положения ст. 37 УК РФ, регламентирующей основания и условия причинения права на необходимую оборону, так как нарушение неприкосновенности жилища должно рассматриваться основанием возникновения права на необходимую оборону.
К средствам защиты неприкосновенности жилища следует относить не только действия государственных органов по применению мер уголовно-правового воздействия к лицам, нарушившим неприкосновенность жилища, но и действия граждан, причиняющих вред в состоянии необходимой обороны при защите неприкосновенности жилища.
В целях повышения эффективности защиты неприкосновенности жилища в состоянии необходимой обороны ст. 37 УК РФ следует дополнить положениями следующего содержания: «Нарушение неприкосновенности жилища является основанием возникновения права на причинение вреда в состоянии необходимой обороны». Также в ст. 37 УК РФ следует указать, что: «Правомерным признается причинение любого вреда, при защите своего жилища, если проникновение было сопряжено с насилием или угрозой с применения, а также в том случае если лицо отказывалось покинуть жилище, несмотря на требования лица, проживающего в нем, и применяет в отношении указанных лиц насилие».
Список литературы:
1. Декларация Съезда народных депутатов СССР от 5 сентября 1991 года № 2393-1 «Декларация прав и свобод человека».
2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 31.01.2016).
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
4. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 26.04.1984 N 2 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Указов Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1982 г. «О дальнейшем совершенствовании уголовного и исправительно-трудового законодательства» и от 15 октября 1982 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР».
5. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 05.09.1986 N 11 «О судебной практике по делам о преступлениях против личной собственности».
6. Чебанова Н.С., Быковский И.Г. Неприкосновенность жилища в РФ: проблема и пути решения // Проблемы современной науки. - 2015. - № 16. -С. 221-227.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015).
КОНТРОЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
© Кадырова А.Р.1
Институт права Башкирского государственного университета, г. Уфа
В статье рассматриваются контрольная функция местного самоуправления как одна из ключевых составляющих деятельности представительного органа местного самоуправления.
Ключевые слова: местное самоуправление, функция, функция местного самоуправления, контроль за органами местного самоуправления.
Согласно Конституции Российской Федерации, местное самоуправление признается как особая форма реализации народом своей власти, и обеспечивает самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, учитывая исторические и местные традиции. Но, как известно, органы местного самоуправления не входят в
1 Студент.