ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ (транспорт)
УДК 338.47+502.3:504.5:621.43.064
Е. Г. Цыплакова
Вопросы обеспечения эколого-экономической безопасности безгаражного хранения автомобилей (на примере Севера России)
В статье представлена картина загрязнения российских северных городов токсичными выбросами автотранспортом зимой. Предложены пути повышения безопасности двигателей автомобилей: при безгаражном хранении автотранспорта в зимнее время использовать теплоэлектронагреватели (ТЭН) из композиционно-волокнистых материалов (КВМ), которые обеспечивают экологическую безопасность и энергетическую эффективность работы двигателей автотранспорта в зимнее время.
There is a picture of the pollution of cities in Russian North by the toxic injections of motor transport in winter in the article. The ways of increasing the ecological safety of the combustion engine are suggested. It is proposed to use thermoelectric heaters (TE heaters) from composite fiber which provide ecological safety and power performance of vehicle engines during winter time.
Ключевые слова: автомобильный транспорт, вредные вещества, окружающая среда, токсичность, загрязнение, двигатель, автомобиль, техническое состояние, экологическая опасность.
Key words: Motor transport, toxic substances, environment, toxicity, pollution, engine, automobile, technical condition, ecological danger.
Значительная часть потенциальных запасов природных ресурсов страны приходится на территорию с холодным климатом и районы крайнего Севера, отличающиеся экстремальными климатическими условиями. К северной климатической зоне России относятся все районы, ограниченные с юга изотермой января, равной -20о С, т. е. районы, в которых средняя температура этого месяца не выше -20о С. В соответствии с ГОСТ 16350-80 к этой зоне относится более 67 % территории страны, где народное хозяйство обслуживается в основном автомобильным транспортом.
Экологическую безопасность автотранспорта следует рассматривать в двух аспектах: как безопасную эксплуатацию транспорта в условиях влияния на его работу природных факторов и как безопас-
ное воздействие автотранспорта на человека, другие живые организмы и на среду их обитания. Первый аспект обусловлен высокой степенью зависимости функционирования автотранспорта от природных факторов. Второй аспект связан с защитой от негативного воздействия автотранспорта на окружающую среду в процессе его эксплуатации. В рамках данной работы представилось целесообразным провести эколого-экономический анализ безопасности автотранспорта в условиях зимней эксплуатации при безгаражном хранении.
Анализ климатических условий в северной климатической зоне для заявленного исследования был проведен в Магадане. Он показывает, что зимний период продолжается около семи месяцев и такие факторы, как низкая температура, ветер, давление, влажность, снег и т. д., существенно влияют на организацию эксплуатации, хранение автомобилей, их технико-экономические и экологические показатели. Основным показателем, характеризующим климатические условия, является температура наружного воздуха, оказывающая непосредственное влияние на физико-химические свойства эксплуатационных материалов, а следовательно, на пусковые качества и работу двигателей и других агрегатов автомобилей и их воздействие на экологию окружающей среды [5].
Анализ способов хранения автотранспорта в Магадане показывает, что в основном преобладает хранение в неотапливаемых помещениях и безгаражное хранение. Основные трудности при таких видах хранении автотранспорта возникают при отрицательных температурах.
Как показывает анализ санитарно-гигиенических условий, наиболее острая экологическая ситуация возникает в местах автостоянок и парковки автомобилей. Режимы работы двигателей в данных условиях характеризуются «залповыми» выбросами отработавших газов при пуске, прогреве и выезде на линию.
Такие нестационарные режимы, включая прогрев холодного двигателя, занимают по времени не более 3-5 минут в теплое время года и от 15-30 минут до 1-2 часов в холодное время года. В то же время работа двигателя на таких режимах сопровождается значительно большим выбросом вредных веществ с отработавшими газами (до 8...10 раз), чем на стационарных режимах работы. «Холодный» автомобиль расходует топлива на 27 % больше, чем «горячий», и при этом выбрасывает больше СО на 86 %, СН - 40 %, NОx - на 12 % [1].
В зимнее время, помимо перечисленных выше, добавляются проблемы, связанные с зимней эксплуатацией. Особенно труден
при зимней эксплуатации машин пуск холодного двигателя. Сложности пуска двигателя зимой обусловливаются общим недостатком тепла, плохим истечением и испарением топлива, обеднением смеси и возможным обледенением карбюратора, а у дизелей - ухудшением воспламенения топлива в результате утечки воздуха и понижением степени сжатия в камере сгорания. Кроме того, увеличивается вязкость топлива, особенно дизельного, засоряются фильтры вследствие выпадения кристаллов парафина при низких температурах [2].
При холодном пуске и прогреве двигателя в атмосферу выбрасывается больше половины бенз(а)пирена, СО и углеводородов - в 2.3 раза, NОх - на 5.10 %. Образование нагара и лака на деталях цилиндро-поршневой группы происходит в несколько раз интенсивней, чем при работе двигателя в установившемся режиме. Из этого следует, что при безгаражном хранении автотранспорт должен находиться в технически исправном состоянии, а для надежного пуска его при отрицательной температуре тепловой режим двигателя при межсменной стоянке на открытой площадке должен поддерживаться экономичными и экологически «чистыми» тепловыми устройствами. Прогрев двигателя в режиме холостого хода приводит к повышенному расходу топлива, ухудшению экологической обстановки на территории автопредприятия и за ее пределами, территории автостоянки, двора и т. д., отравляя атмосферу (окружающую среду) отработавшими газами, а при отсутствии ветра создавая «смог» или густой туман, содержащий высокую концентрацию вредных веществ. Окружающее пространство города стеснено многоэтажными зданиями, предприятиями, условия проветривания улиц и дворов случайны, ибо зависят от многих факторов, выбросы веществ рассеиваются на уровне земли, накапливаются во дворах со всеми вытекающими отсюда последствиями [3].
В связи с этим вопросу хранения автомобилей должно уделяться большое внимание. Автомобили, находясь на безгаражной стоянке, подвергаются воздействию отрицательных температур, ветра и атмосферных осадков, что вызывает разрушение окраски, коррозию деталей автомобилей. Поэтому при хранении автотранспорта в условиях отрицательных температур потребовалось применение пусковых устройств и, в первую очередь, пусковых подогревателей, которые обеспечили бы быстрый и надежный пуск двигателя.
Для обеспечения экологической безопасности автотранспорта при безгаражном хранении в зимнее время из всех тепловых систем заслуживает внимание электроподогрев, выполняемый теплоэлек-тронагревателями (ТЭН) из композиционно-волокнистых материа-
лов (КВМ), обеспечивающий комплексное решение проблемы пуска двигателя в зимнее время [3, 4].
Проведенный расчет согласно методике «Проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий расчетным методом», разработанной в НИИ автомобильного транспорта и утвержденной Госкомприродой в 1991 г., показывает экологическую эффективность данного метода. Пример расчета приведен на рис. 1.
□ CO
□ Ю
□ tem
1 2 3 4 5 6 7
Рис. 1. Сравнительная характеристика выбросов, г\мин, и техногенная нагрузка, tem\мин, от автотранспорта: 1 - пробеговый выброс на магистрали; 2 - выброс на перекрестке; 3 - суммарный выброс на пяти перекрестках; 4 - выброс при выезде с автостоянки (теплый период года); 5 - выброс при выезде с автостоянки (холодный период года); 6 - выброс при выезде с автостоянки (холодный период года) с применением предпускового разогрева; 7 - выброс при выезде с автостоянки (холодный период года) с применением подогрева
в течение межсменной стоянки
1200
1000
800
600
400
200
0
_» Ґ
я н 1” 1л 1лг
Как видно из рис. 1, максимум выбросов приходится на выезд автомобиля с территории автостоянки, особенно в зимнее время. Существенно снизить вредное воздействие автомобиля можно за счет применения предпускового подогрева. Экологический анализ безгаражного хранения автотранспорта в зимнее время в условиях северных городов России показывает актуальность выбранного направления и возможность дальнейшего совершенствования системы электроподогрева с применением в приведенном случае плоских ТЭН КВМ вместо других способов (режим холостого хода, воздухо-водо-паропрогрев и т. д.), так как данный способ обеспечивает экономию энергоресурсов в связи с меньшим рассеиванием и потерями тепла при их транспортировке и нагреве объекта, экономию топлива, уменьшение пусковых износов двигателя, увеличение срока службы автомобиля, его агрегатов и узлов и, соответственно, экологическую чистоту окружающей среды и прилегающей территории.
В связи с этим возникает необходимость количественной оценки степени остроты проблемы воздействия автотранспорта на окру-
жающую среду. Среди экономических показателей, характеризующих экологические проблемы взаимодействия автотранспорта и окружающей среды, достаточно хорошо изучен показатель экологоэкономического ущерба.
Под эколого-экономическим ущербом от деградации окружающей среды понимается денежная оценка негативных изменений в биосфере в результате загрязнения антропогенного характера, количества и качества изъятых природных ресурсов, а также последствий возможных изменений окружающей среды.
Загрязнение окружающей среды и возможные негативные последствия приводят к возникновению двух видов затрат: по предупреждению воздействия на реципиентов загрязненной среды и вызываемых воздействием на реципиентов загрязненной среды.
Чаще всего оба вида затрат возникают одновременно, их сумма и называется экономическим ущербом, причиняемым народному хозяйству загрязнением окружающей среды.
На практике измерить эколого-экономический ущерб трудно. Это объясняется рядом причин. Во-первых, часть негативных воздействий невозможно количественно измерить и дать адекватную денежную оценку. Примером может быть исчезновение биологического разнообразия. Во-вторых, часто негативные последствия загрязнения окружающей среды проявляются через длительный промежуток времени и в пространственном отдалении от источника эмиссии. В-третьих, бывает трудно установить подлинный источник и виновника загрязнения. Все это делает расчеты экологоэкономического ущерба достаточно приблизительными.
В данной работе представилось целесообразным рассмотреть эколого-экономический ущерб от автотранспорта в Магадане, т. е. дать денежную оценку негативных изменений в результате эксплуатации автотранспорта. В связи с этим рассмотрим методику экономической оценки экологического ущерба. Она устанавливает порядок и методы экономической оценки предотвращенного экологического ущерба как не допущенного в результате деятельности территориальных природоохранных органов и других организаций.
Методика предназначена для получения укрупненной экологоэкономической оценки ущерба, предотвращаемого в результате осуществления государственного экологического контроля, реализации экологических программ и природоохранных мероприятий, выполнения мероприятий в соответствии с международными конвенциями в области охраны окружающей природной среды, осуществления государственной экологической экспертизы, мероприятий по сохранению заповедных зон.
Эколого-экономический ущерб окружающей природной среде означает фактические экологические, экономические или социальные потери, возникшие в результате нарушения природоохранного законодательства, хозяйственной деятельности человека, стихийных экологических бедствий, катастроф. Ущерб проявляется в виде потерь природных, трудовых, материальных, финансовых ресурсов в народном хозяйстве, а также ухудшения социально-гигиенических условий проживания для населения и качественных изменений (потерь) экономического потенциала страны.
Предотвращенный экономический ущерб от загрязнения окружающей природной среды представляет собой оценку в денежной форме возможных отрицательных последствий, которые удалось избежать (предотвратить, не допустить) в результате осуществления природоохранных мероприятий и программ, направленных на сохранение или улучшение качественных и количественных параметров, определяющих экологическое качество (состояние) окружающей природной среды в целом и ее отдельных экологоресурсных компонентов.
Предотвращенный экономический ущерб в результате проведения контроля автотранспортных средств на токсичность и дымность, а также операции «чистый воздух» или других природоохранных мероприятий рассчитывается по объему снижения приведенной массы загрязнений, содержащихся в выхлопных газах, с учетом количества единиц и типа автотранспортных средств, указанных в предписании или зарегистрированных в ходе проверки, по формуле
К N
Утр = Ут-ТЕ>Ш.ккт-КэГКЭг, (1)
К=1 2=1
где: Утр - экономический ущерб от загрязнения атмосферного воздуха выбросами от передвижных источников в г-м регионе в течение отчётного периода времени, тыс. руб.;
УУДГ - показатель удельного ущерба атмосферному воздуху, наносимого выбросом единицы приведенной массы загрязняющих веществ на конец отчётного периода времени для г-го экономического района РФ, руб/усл.т, применим коэффициент 10 к ценам 1999 г.;
К - количество единиц передвижного транспорта, на которых произошло снижение содержания загрязняющих веществ в выхлопных газах в результате осуществления природоохранной деятельности;
Кэг - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха территорий в составе экономических районов России;
Кэ/ - коэффициент относительной эколого-экономической опасности /-го загрязняющего вещества или группы веществ;
/ - индекс загрязняющего вещества или группы загрязняющих веществ;
N - количество учитываемых групп загрязняющих веществ.
АМ/ктр - фактическая масса выброса /-го загрязняющего вещества от к-й единицы передвижного транспорта в течение отчётного периода времени, т.
Рассмотрим величину предотвращенного ущерба на различных режимах движения автотранспорта в Магадане: при выезде с автостоянки, при движении по магистрали, при остановке на светофорах и построим графики.
Для г. Магадана наиболее характерны улицы и магистрали протяженностью 500 м, 1 км и 3 км. Результаты показаны на рис. 2-5.
4000л
3500
3000
2500
2000
1500
1000
500
0
□ 1 □ 2 □ 3
Рис. 2. Величина предотвращенного ущерба (тыс. руб.) от пробеговых выбросов (г\мин) при скорости 60 км\ч: 1 - 3 км; 2 - 1 км, 3 - 500 м
1600 п
1400 1200 1000 800 600 400 200 0
I
■
V.
СО
СН
NOx
SO
□ Предотвращенный ущерб
Рис. 3. Величина предотвращенного ущерба (тыс. руб.) от выбросов при остановке автомобилей на перекрестке (г\мин), при скорости 60 км\ч
25000-і
20000-К
15000
10000
5000
0
к:
СО
СН
NOx
SO
□ 1 □ 2 □ 3
Рис. 4. Величина предотвращенного ущерба (тыс. руб.) от выбросов автомобилей при выезде с автостоянки: 1 - теплый период времени года;
2 - холодный период времени года; 3 - общий предотвращенный ущерб за год
20000-|
15000
10000
5000
0
□ 1 □ 2 □ 3
Рис. 5. Величина предотвращеного ущерба, тыс. руб.: 1 - холодный период времени года; 2 - холодный период времени года с использованием предпускового подогрева; 3 - холодный период времени года с использованием предпускового подогрева
20000
15000
10000
5000
я
я Л п
і і Г\^=й—щж п і Ц 1 ч Л, Пт=
□ СО
□ СН ^Ох ^О
Рис. 6. Сравнительная величина предотвращенного ущерба (тыс. руб.): 1 -от пробеговых выбросов на магистрали; 2 - от выбросов на перекрестке; 3 -от суммарных выбросов на пяти перекрестках; 4 - от выбросов при выезде с автостоянки (теплый период года); 5 - от выбросов при выезде с автостоянки (холодный период года); 6 - от выбросов при выезде с автостоянки (холодный период года) с применением предпускового разогрева; 7 - от выбросов при выезде с автостоянки (холодный период года) с применением подогрева в течение межсменной стоянки.
0
1
2
3
4
5
6
7
На рис. 6 показана сравнительная величина предотвращенного ущерба от вредных выбросов магистрали, перекрестков и автостоянок. Как видно из данной гистограммы, 200 автомобилей, покидая автостоянку, выбрасывают большее количество вредных компонентов и тем самым наносят больший ущерб, чем при разовой остановке на перекрестке или при скорости движения 60 км\ч на участке длиной 3 км. В холодный период года выброс вредных веществ на автостоянке увеличивается и, соответственно, увеличивается ущерб. Как видно из рис. 6, он выше суммарного ущерба от выбросов на пяти перекрестках. Существенно снизить выброс загрязняющих веществ и величину ущерба в холодный период года можно с помощью предпускового подогрева двигателей автомобилей. Как видно из рис. 6, особенно эффективен предпусковой подогрев двигателя в течение межсменной стоянки.
В связи с тем, что максимальный ущерб приходится на автостоянки, рассчитаем предотвращенный экологический ущерб от автомобилей автостоянок как организованных, так и импровизированных с использованием методики «Проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий расчетным методом». Результаты показаны на рис. 7-10.
8000
7000
6000
5000
3000
2000
1000
0
Рис. 7. Величина предотвращенного ущерба (тыс. руб.) от выбросов СО (г\мин), автомобиля при выезде с территории стоянки и возврате при разных температурах окружающей среды: 1 - (+20° С); 2 - (+10° С); 3 - (+5° С); 4 - (-5°... -10о);
5- (-10о...-15о); 6- (-15о...-20о); 7- (-20о...-25о); 8- (ниже -25о);
9 - предпусковой разогрев двигателя при отрицательных температурах,
10 - подогрев двигателя при межсменной стоянке
Г
У
* >—
'
'
* <=!> 1^5
123456789 10
Рис. 8. Величина предотвращенного ущерба (тыс. руб.) от выбросов СН (г\мин), автомобиля при выезде с территории стоянки и возврате при разных температурах окружающей среды: 1 - (+20° С); 2 - (+10° С); 3- (+5° С); 4 - (-5о...-10о); 5- (-10о...-15о); 6-(-15о. -20о); 7 - (-20о. -25о); 8 - (ниже -25о); 9 - предпусковой разогрев двигателя при отрицательных температурах, 10 - подогрев двигателя при межсменной стоянке
3500
3000
2500
2000
1500
1000
500
'
*
' У—
Iе—? о Г 0 1 , 1^, Iе? г
6 7 8 9 10
1
2
3
4
5
ПтОх
Рис. 9. Величина предотвращенного ущерба (тыс. руб.) от выбросов NOx (г\мин) автомобиля при выезде с территории стоянки и возврате при разных температурах окружающей среды: 1 - (+20° С); 2 - (+10° С); 3 - (+5° С); 4 - (-5о...-10о); 5 - (-10о...-15о); 6 - (-15о...-20о); 7 -(-20о...-25о); 8 - (ниже -25о); 9 - предпусковой разогрев двигателя при отрицательных температурах, 10 - подогрев двигателя при межсменной стоянке
700-|
600-'
500-'
Рис. 10. Величина предотвращенного ущерба (тыс. руб.) от выбросов SО2 (г\мин) автомобиля при выезде с территории стоянки и возврате при разных температурах окружающей среды: 1 - (+20° С); 2 - (+10° С); 3- (+5° С); 4 - (-5о...-10о); 5- (-10о...-15о); 6 - (-15о. -20о); 7 - (-20о. -25о); 8 - (ниже -25о); 9 - предпусковой разогрев двигателя при отрицательных температурах; 10 - подогрев двигателя при межсменной стоянке
На основании данных рисунков можно сделать вывод, что максимальный ущерб от вредного воздействия автотранспорта приходится на зимний период времени года. Экономического результата снижения выбросов можно добиться используя в зимний период предпусковой электроподогрев двигателя автомобиля.
Рассчитаем величину годового предотвращенного ущерба от автостоянок на 100 и 200 автомобилей, а также импровизированных уличных и дворовых парковок на 10 и 20 автомобилей и построим гистограмму. Величины годового предотвращенного ущерба показаны на рис. 11.
□ СО
□ СН
птох
п^о
Рис. 11. Величина годового предотвращенного ущерба (тыс. руб.): 1 - теплый период, 100 автомобилей; 2 - теплый период, 200 автомобилей; 3 - холодный период,
100 автомобилей; 4 - холодный период, 200 автомобилей; 5 - теплый период,
10 автомобилей; 6 - теплый период, 20 автомобилей; 7 - холодный период, 10 автомобилей; 8 - холодный период, 20 автомобилей
20000
15000
10000
5000
0
7\ /
.
1 2 3 4 ' 5 6 ' 7
□ СО
Рис. 12. Величина предотвращенного ущерба (тыс. руб.) от валового выброса СО (кг), всеми автомобилями автостоянки (200шт.): 1- за холодный период времени года; 2 - за холодный период времени года с применением предпускового разогрева двигателя; 3 - за холодный период времени года с применением межсменного подогрева двигателя; 4 - за теплый период времени года; 5 - общий валовый выброс; 6 - общий валовый выброс с применением предпускового разогрева двигателя; 7 - общий валовый выброс применением межсменного подогрева двигателя
1°1 /
8
6-
4
2
0 г
£
2.
□ СО
Рис. 13. Величина предотвращенного ущерба (тыс. руб.) от максимального разового выброса СО в сутки: 1 - максимальный выброс; 2 - выброс с применением предпускового разогрева двигателя; 3 - выброс с применением
межсменного подогрева двигателя
Так как максимальный ущерб приходится на выбросы СО, рассмотрим гистограмму предотвращенного ущерба от выбросов СО в различные периоды времени года. Величина предотвращенного ущерба от валового выброса СО всеми автомобилями автостоянки показана на рис. 12, 13.
Из гистограмм 12, 13 видно, что максимальный ущерб от выбросов СО приходится на холодный период времени года. Снизить величину ущерба можно за счет применения теплоэлектронагрева-телей для облегчения пуска двигателя автомобиля. Особенно эффективен разогрев двигателя в период межсменной стоянки автомобиля.
Ниже в табл. приведены величины ущерба от валовых и максимальных разовых выбросов автотранспорта.
Таблица 1
Величина предотвращенного ущерба от валового и максимального разового выбросов автотранспорта
1
2
3
СО СН NOx SO2
р М у ^ СП х о т сг р 11058,06 2062,98 5733,75 957,37
М холл. эл. пр., тыс. руб. 1781,64 321,16 955,38 201,55
М тепл., тыс. руб. 10204.31 1511,42 5978,81 1134,17
Мо, тыс. руб. 21262,39 3574,43 11712,56 2091,54
Мо эл. пр., тыс. руб. 11985,97 1831,06 6934,18 1335,72
G, тыс. руб. 8,30 1,54 4,37 0,71
G эл. пр., тыс. руб. 1,34 0,21 0,73 1,15
Таблица 2
Величина предотвращенного ущерба (тыс. руб.) от выбросов автомобиля при выезде с территории стоянки и возврате при разных температурах окружающей среды
+20° +10° +5° С -5о --10о -10о ■ -15о -15о --20о -20о --25о ниже -25о Пред- пуско- вой разо- грев Пред- пуско- вой подог- рев
СО 153,81 286,41 463,21 2047,8 3334,9 4622,1 5907,4 7357,2 438,9 205,61
СН 23,82 42,38 67,13 391,39 638,91 886,43 1133,9 1412,4 81,99 35,58
NOx 83,86 138,56 211,49 933,51 1516,9 2100,3 2683,8 3340,2 204,21 94,81
SO2 12,19 38,18 54,10 177,68 283,76 389,84 495,92 615,26 45,08 25,19
Рассмотренная выше экономическая оценка предотвращенного ущерба, относящаяся к подвижным источникам автотранспорта, позволяет оценить экологические и экономические последствия загрязнения атмосферного воздуха от подвижных источников. Для того чтобы заинтересовать предприятия автотранспорта и автовладельцев во внедрении средозащитных мероприятий, необходимы экономические рычаги и стимулы со стороны государства.
Оценка предотвращенного экономического ущерба позволяет определять государственную и экологическую политику и соответственно объем финансирования работ природоохранной направленности.
Следует отметить, что спектр направлений использования показателей экономического ущерба от загрязнения окружающей среды может быть весьма широким. Это размещение производительных сил, оптимизация проектных решений, выбор стратегий в области охраны окружающей среды и развития технологий, экономическое стимулирование средозащитной деятельности, оценка эффективности ресурсосберегающих технологий и др.
Так, научно обоснованное размещение производительных сил, прогнозирование дальнейшего развития территории должно опираться на показатели прогноза экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, которые позволят выявить будущие проблемные ситуации и «горячие точки», отказаться от размещения новых хозяйственных объектов в таких местах или предусмотреть соответствующие природоохранные мероприятия в них.
Учет показателя экономического ущерба необходим и при выборе вариантов промышленной и городской застройки, для размещения транспортных магистралей, объектов рекреационного назначения. Это будет способствовать оптимизации проектных ре-
шений. Например, установлено, что расположение химического комбината в черте города приводит к возрастанию ущерба от загрязнения атмосферы в 8-10 раз по сравнению с его размещением в 5 км от городской черты. А также применение предпускового электроподогрева в зимний период позволяет значительно снизить ущерб от открытых автостоянок.
Оценка ущерба - необходимое условие выбора природоохранной стратегии, которая состоит в определении важнейших социальных, экономических и технических целей, системы приоритетов в их достижении. Учет экономического ущерба здесь необходим для пересмотра и уточнения структуры капиталовложений на средозащитные мероприятия, определения наиболее экологически грязных отраслей и регионов.
Список литературы
1. Цыплакова Е.Г., Потапов А.И. Пути снижения экологической опасности автотранспорта при безгаражном хранении: материалы Юбилейной науч.-техн. конф. студ., аспир. и сотр. СЗПИ. СПб., 2000. - С. 57-73.
2. Цыплакова Е.Г., Потапов А.И. Анализ климатических условий и их влияние на экологию автотранспорта. Проблемы машиноведения и машиностроения: межвуз. сб. Вып. 20. СПб.: СЗПИ, 2000. - С. 106-114.
3. Цыплакова Е.Г., Цыплаков Г.Г., Зинченко А.И. и др. Техникоэкономическая и экологическая эффективность ТЭН из КВМ при безгаражном хранении и зимней эксплуатации автотранспорта. Ж. «Колыма», № 1, Магадан,
2003. - С. 62-65.
4. Цыплакова Е.Г., Цыплаков Г.Г., Потапов А.И. и др. Эффективность использования материалов из ТЭН из КВМ при зимней эксплуатации автотранспорта. Экологизация автомобильного транспорта: передовой опыт России и стран Европейского Союза: сб. тр. II Всерос. науч.-практ. семинара с междунар. уч. 7-9 апр. 2004 г., СПб. / под ред. д.т.н. В.Н. Денисова. - СПб.: МАНЭБ,
2004. - С. 126-129.
5. Цыплакова Е.Г., Шаповалова Т.А., Янкевич Ю.Г. Оценка экологической опасности объектов автотранспортного комплекса и их воздействия на состояние селитебных территорий северных городов России на примере Магадана. Ж. Рос. академии наук. Региональная экология. № 1-2.(26)2006. С. 136-141.