Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИОННОЙ (ТРАНСПОРТНОЙ) БЕЗОПАСНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ БВС В НЕСЕГРЕГИРОВАННОМ ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИОННОЙ (ТРАНСПОРТНОЙ) БЕЗОПАСНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ БВС В НЕСЕГРЕГИРОВАННОМ ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
171
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕСПИЛОТНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (БАС) / БЕСПИЛОТНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ СУДА (БВС) / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АВИАЦИОННАЯ (ТРАНСПОРТНАЯ) БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Меер Елена Михайловна, Илькухин Никита Юрьевич

В статье рассмотрены особенности и проблемы обеспечения авиационной (транспортной) безопасности и безопасности полетов в гражданской авиации при эксплуатации БВС на современном этапе. Показано, насколько решение данных проблем актуально в настоящий момент. Описаны перспективы развития БАС, различные аспекты их использования, а также рассмотрены пути выхода из сложившейся ситуации в настоящее время и в ближайшем будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Меер Елена Михайловна, Илькухин Никита Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AVIATION (TRANSPORT) SUPPORT ISSUES SAFETY AND FLIGHT SAFETY DURING THE OPERATION OF UAVS IN NON-SEGREGATED AIRSPACE

The article discusses the features and problems of ensuring aviation (transport) safety and flight safety in civil aviation during the operation of the UAV at the present stage. It is shown how the solution of these problems is relevant at the moment. The prospects for the development of UAS, various aspects of their use are described, as well as ways out of the current situation at the present time and in the near future are considered.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИОННОЙ (ТРАНСПОРТНОЙ) БЕЗОПАСНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ БВС В НЕСЕГРЕГИРОВАННОМ ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

УДК 629.735.33

ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИОННОЙ (ТРАНСПОРТНОЙ)БЕЗОПАСНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ БВС В НЕСЕГРЕГИРОВАННОМ ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Меер Елена Михайловна

Магистрант, Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации E-mail: [email protected]

Илькухин Никита Юрьевич

кандидат технических наук, доцент кафедры «Комплексной безопасности на воздушном транспорте» Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации

В статье рассмотрены особенности и проблемы обеспечения авиационной (транспортной) безопасности и безопасности полетов в гражданской авиации при эксплуатации БВС на современном этапе. Показано, насколько решение данных проблем актуально в настоящий момент. Описаны перспективы развития БАС, различные аспекты их использования, а также рассмотрены пути выхода из сложившейся ситуации в настоящее время и в ближайшем будущем.

Ключевые слова: беспилотные авиационные системы (БАС), беспилотные воздушные суда (БВС), инновационные технологии, авиационная (транспортная) безопасность, безопасность полетов.

AVIATION (TRANSPORT) SUPPORT ISSUES SAFETY AND FLIGHT SAFETY DURING THE OPERATION OF UAVS IN NON-SEGREGATED AIRSPACE

Meyer Elena Mikhailovna

Master's student, St. Petersburg State University civil aviation E-mail: [email protected]

Ilkukhin Nikita Yuryevich

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Integrated Security in Air Transport at St. Petersburg State University civil aviation

The article discusses the features and problems of ensuring aviation (transport) safety and flight safety in civil aviation during the operation of the UAV at the present stage. It is shown how the solution of these problems is relevant at the moment. The prospects for the development of UAS, various aspects of their use are described, as well as ways out of the current situation at the present time and in the near future are considered.

Keywords: unmanned aircraft systems (UAS), unmanned aircraft (UAVs), innovative technologies, aviation (transport) safety, flight safety.

В современном мире, когда темпами и в ближайшем будущем, возможно,

беспилотная авиация развивается быстрыми полностью заменит воздушные судна с

пилотами на борту, возникает необходимость нормативного и правового обеспечения использования беспилотных авиационных систем (БАС), и, в частности беспилотных воздушных судов (БВС) в гражданской авиации.

В рамках рассмотрения вопросов обеспечения авиационной (транспортной) безопасности и безопасности полетов (БП) в гражданской авиации необходимо

рассматривать две возможности

использования БВС в современных условиях:

1. В качестве ВС эксплуатанта, и тогда необходимо рассматривать все условия, соблюдение которых позволит обеспечить эксплуатантам приемлемый уровень БП при их использовании в несегрегированном воздушном пространстве. Для этого еще предстоит совершенствовать нормативную и правовую базу, чтобы решать эти вопросы в правовом поле.

2. В качестве средства противоправной (террористической) направленности, что также имеет немало правовых и технических аспектов для предотвращения использования БВС с целью совершения АНВ в деятельность ГА и возможных террористических атак на объекты ГА, людей, находящихся в зоне обслуживания и на борту ВС.

Для того чтобы использовать (эксплуатировать) БВС, согласно

Распоряжению Правительства Российской Федерации от 03.04.2018 № 576-р Об утверждении "Плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию

законодательства и устранению

административных барьеров в целях обеспечения реализации плана мероприятий ("дорожной карты") Национальной

технологической инициативы по направлению «Аэронет» за последние годы была проделана работа по нескольким направлениям.

Так, согласно Административному регламенту ФАВТ, размещенному на официальном сайте, владельцы БВС от 0,15 кг до 30 кг обязаны поставить на учет все БВС, владельцами которых они являются.

Были определены Правила использования воздушного пространства БВС в границах класса б, согласно которым полеты данных БВС имеют разрешительный порядок, то есть оператор (владелец) должен подать заявку и план полета, получить подтверждение и сообщить об окончании полета.

Самый большой процент нарушений правил использования воздушного пространства составляют именно владельцы БВС, которые не владеют информацией обо всех этих процедурах и продолжают летать с нарушениями российского законодательства.

Поскольку штраф за нарушения при эксплуатации БВС составляет от 2 до 2,5 тысяч рублей, многие позволяют себе совершать

полеты не думая о том, к каким трагическим последствиям может привести столкновение с ВС, как это было на авиашоу или праздничных мероприятиях, а также в случае возможного падения самого БВС, допустим, в группу людей.

Для управления БВС в настоящее время, оператору (владельцу) необходимо пройти обучение на внешнего пилота, что вызывает затруднение, поскольку пройти обучение в учебных заведениях, сертифицированных Росавиацией невозможно, потому что таких центров просто нет.

Для эксплуатантов БВС, которые хотели бы осуществлять авиационные работы с их использованием, также невозможно получить сертификат эксплуатанта, поскольку нет возможности получить сертификат «внешнего пилота» для того, чтобы иметь право осуществлять эти работы.

Все упирается в отсутствие подобных центров, имеющих лицензию и сертификат на осуществление подобной образовательной деятельности.

Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что БВС полноценные воздушные средства. Все их отличие заключается только в том, что ими управляет внешний пилот, который не находится на борту судна и следовательно, его подготовка должна практически соответствовать уровню эксплуатации пилотируемого воздушного судна.

Таким образом, защиту от противоправных методов использования БВС можно разделить на две категории:

1. Разработка и внедрение правовых основ использования БВС в гражданских и личных целях, ознакомление с ними пользователей БВС, то есть проведение превентивных мер в отношении юридических и физических лиц, осуществляющих эксплуатацию БВС, а также ответственность за нарушение при эксплуатации данных средств и нарушения воздушного пространства в целях повышения БП при использовании БВС в несегрегированном воздушном пространстве, наряду с пилотируемыми ВС.

2. Разработка мер противодействия БВС, используемых для совершения АНВ и действий террористической направленности на гражданских объектах и в местах массового скопления людей, в целях авиационной (транспортной)безопасности.

В настоящее время активно ведутся работы по противодействию угрозам, исходящим от БВС.

К способам защиты относят:

- превентивно-профилактические

меры;

- обнаружение и идентификацию БВС;

- локализацию БВС и его оператора;

- нейтрализацию БВС.

В превентивно-профилактических способах обеспечения безопасности выделяются:

- юридическая защита, которая включает принятие законов об обязательной регистрации БВС, о правилах полетов и эксплуатации БВС, о зонах и территориях, закрытых для полетов.

- публично-информационные меры защиты включают в себя информирование через СМИ о закрытых для БВС зонах, установку соответствующих знаков по периметру защищаемого объекта.

- административные меры -задержание лиц, пытающихся запускать БВС в неположенных местах, проведение с ними профилактических бесед, конфискация БВС.

- программная защита - это установка производителем в программах управления полетом геолокационных, скоростных и иных ограничений.

Следует учитывать, что превентивно-профилактические способы защиты эффективны только в отношении законопослушных граждан. В остальных случаях они являются недостаточными. В этом случае следующим этапом в обеспечении безопасности становится обнаружение и нейтрализация БВС.

Для обнаружения используются следующие способы:

- комплексный, включающий в себя взаимодействие человека и техники;

- технический, осуществляемый только с помощью технических средств.

Способы нейтрализации БВС нацелены на прекращение их перемещения, срыв выполнения ими задач, а также их физическое уничтожение или захват.

В число основных способов нейтрализации БВС входят:

1. механическое воздействие (огневое и кинетическое воздействие, ловля специальными сетями);

2. лазерное воздействие (лазерные системы);

3. микроволновое (электромагнитное)воздействие;

4. информационно-программное воздействие (системы перехвата управления БВС, спуффинг, DDoS-атаки);

5. радиоэлектронное воздействие с применением систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ) (блокирование, подавление).

Таким образом, наше исследование показало, что на современном этапе при защите объектов ГА оптимальным может считаться комплексное решение этой проблемы с применением системы, включающей различные средства не только непосредственно для защиты от проникновения БВС в запретную зону, но и для анализа степени угрозы и предложения наиболее подходящей тактики реагирования в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 08.06.2020, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. Официальный сайт. [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13744 (дата обращения 24.01.2023)

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.04.2018 № 576-р "План мероприятий ("дорожная карта") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации плана мероприятий ("дорожной карты") Национальной технологической инициативы по направлению "Аэронет". Официальный сайт. [Электронный ресурс]: URL:http://static.government.ru/media/files/fAyGCWyUi7kdfKfdIvA40ioDsh3AbZuv.pdf (government.ru) (дата обращения 26.01.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.