Научная статья на тему 'Вопросы национального и религиозного примирения'

Вопросы национального и религиозного примирения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
143
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНОЕ И РЕЛИГИОЗНОЕ ПРИМИРЕНИЕ / ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ НОРМ / ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЕ МЕНЬШИНСТВА / ETHNIC AND RELIGIOUS RECONCILIATION / IMPLEMENTATION OF STANDARDS / APPLICABLE LAWS / RELIGIOUS ASSOCIATIONS / RELIGIOUS MINORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кунц Владимир Владимирович

Обобщаются вопросы национального и религиозного примирения. Уделяется особе внимание нормам международного права, отечественному опыту достижения примирения. Предлагаются пути разрешения противоречий в этой сфере общественных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questions of National and Religious Reconciliation

This paper summarizes the issues of national and religious reconciliation. It pays particular attention to the rules of international law, the domestic experience of reconciliation. The ways of resolution of conflicts in the field of public relations.

Текст научной работы на тему «Вопросы национального и религиозного примирения»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 23 (378).

Право. Вып. 44. С. 142-146.

УДК 343.9

ББК 67.308

ВОПРОСЫ НАЦИОНАЛЬНОГО И РЕЛИГИОЗНОГО ПРИМИРЕНИЯ

В. В. Кунц

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», Челябинск, Россия

Обобщаются вопросы национального и религиозного примирения. Уделяется особе внимание нормам международного права, отечественному опыту достижения примирения. Предлагаются пути разрешения противоречий в этой сфере общественных отношений.

Ключевые слова: национальное и религиозное примирение, имплементация норм, действующее законодательство, религиозные объединения, религиозные меньшинства.

Прежде чем говорить о защите межнациональных и религиозных отношений нормами международного права, следует вообще определиться с анализом международного правосознания. В структуре международного правосознания представляется возможным выделить два вида: первый — это международное правосознание государства (особенное), второй — общедемократическое международное правовое сознание (общее).

Международное правовое сознание отдельного государства позволяет выделить в нем такие основные черты, как отражение им сложившегося внутреннего и международного положения, учет общего соотношения сил в мире, развитие тех или иных международных связей — экономических, политических, культурных, отражение им специфики общественного строя; влияние уже достигнутого общедемократического международного правового сознания; выражает социальную потребность в правовом регулировании тех или иных международных отношений. Международное правовое сознание государства, на основе которого оно вступает в непосредственное международное общение, фиксируется в его международно-правовой позиции.

Юридическая сила международных актов определяется по формулировкам в них глаголов. Императивные нормы обозначаются глаголами «постановляет» и характеризуются как «обязанность» государства их принять. В отношении рекомендательных актов чаще всего используется глагол «призывает» и говорится о «праве» государства на их принятие. Указы президента Российской Федерации по реализации международных конвенций, конечно, носят императивный характер, обязывающий органы власти исполнять предписания вступивших в силу международно-правовых актов.

Статья 80 Международного пакта о гражданских и политических правах предписывает, что всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом. Всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде, насилию, должно быть запрещено законом.

Верховный Суд РФ в постановлении Пленума от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» исходил из различия непосредственно действующих и иных положений международных договоров, для действия которых принимаются соответствующие правовые акты. К признакам, свидетельствующим о невозможности непосредственного применения положений международного договора РФ, относятся, в частности, содержащиеся в договоре указания на обязательства государств-участников по внесению изменений в их внутреннее законодательство. При рассмотрении судом уголовных дел непосредственно применяется такой международный договор РФ, который вступил в силу, стал обязательным для РФ и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их изменения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права [2. С. 55].

Грубым нарушением правил имплементации международных норм во внутренние являются продиктованные идеолого-политическими соображениями изменения, при которых искажаются цель и содержание международных норм. В качестве примера можно привести имплементацию международной Конвенции о геноциде в Латвии и Эстонии. Римский статут Международного уго-

ловного суда 1998 г., как и Конвенция о геноциде 1948 г., Строго ограничивает вид групп, подвергшихся геноциду.

Обновление общественных отношений в Российской Федерации выявило много отрицательных составляющих, в том числе отсутствие четкой идеологической позиции по вопросам уважения прав и интересов представителей различных национальностей, лиц, принадлежавших к разной идеологии. Идеология традиционно понимается как система взглядов, идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели и программы социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение общественных отношений.

Согласно Концепции национальной безопасности в духовной сфере можно выделить как внешние, так и внутренние угрозы. По словам Н. В. Куликовой [7], «если проблемы внутренней безопасности могут быть связаны с обеспечением единства культуры нации, ее самоидентификации, то внешние угрозы сегодня во многом определяются усилением влияния экономически развитых стран, и прежде всего США. Более того, в стратегических планах этой страны в области ее внешней политики ставятся вопросы не только в различных сферах общественной жизни, но и «распространения своего политического и духовного влияния» [8. С. 41].

К внутренним угрозам нравственно-духовной безопасности следует относить: 1) аномию российского общества (вызванную отвержением советской идеологии переоценку системы ценностей); 2) отсутствие единой национальной концепции нравственно-духовного и патриотического воспитания, духовной ценности российского общества; 3) отсутствие единой государственной политики применения духовной сферы жизнедеятельности человека в целях общественного развития, исключая отсутствие соответствующих аспектов в реализации национальных проектов.

Наблюдалось размывание идеалов, моральных представлений, всего того, что составляло иерар -хию общечеловеческих ценностей. Приоритет отдавался исключительно материальным ценностям.

Глумление над российской государственностью, идеями патриотизма, общими интересами народов Российской Федерации, их менталитетом, ослабление экономического, оборонного по-

тенциала государства, нации [10. С. 89—90], подмена интересов сотрудничества России с разными странами.

Как справедливо отмечает А. И. Долгова, никогда нельзя игнорировать то обстоятельство, что взгляды, убеждения, установки людей формируются под взаимосвязанным влиянием образования, просвещения, пропаганды и социальной практики населения. Выверенные правовые, теоретические, научные положения вносятся специалистами в общественное, групповое, индивидуальное сознание, сознание находится в большем соответствии с правом, законом, ценностями цивилизации. Однако именно специалистов нельзя увидеть на голубых экранах, их статьи, мнения публикуются редко. Преимущественно СМИ изо -билуют рассуждениями журналистов на любые темы. Мнение профессионалов ретранслируется часто неточно и неполно [4. С. 13].

По мнению Ю. А. Зубок и В. И. Чупрова, важным субъектом воспроизводства духовной жизни остается молодежь [5].

Ситуация осложняется ростом числа правонарушений в религиозной среде.

Ю. Н. Климов справедливо обращает внимание на то, что в последнее десятилетие наше государство оказалось в неблагоприятной криминологической ситуации в части противодействия общественно опасной деятельности религиозных объединений, которая обусловлена двумя группами детерминирующих обстоятельств, связанных: а) с ослаблением государственного контроля за деятельностью религиозных объединений, выразившимся в исключении ряда правовых механизмов защиты (например, необоснованное исключение из УК РСФСР ст. 227 «Посягательство на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов»); б) повышением уровня религиозной активности, обусловленной появлением и распространением всевозможных религиозных групп, ранее неизвестных российскому менталитету и действующих в масштабах страны [6. С. 103].

Особое внимание следует уделять государственно-правовой концепции «государство — общество — церковь», государственный подход должен опираться на правовые и процедурные меры, принимаемые органами всех ветвей власти в пределах их компетенций.

Миграционные процессы сыграли существенную роль в формировании конфликтной ситуации. Прекращение существования СССР,

144

В. В. Кунц

незащищенность отдельных участков государственной границы России, установление безвизового режима и упрощение порядка пропуска ино -странных граждан и лиц без гражданства из ряда сопредельных государств, долгое отсутствие эффективного государственного миграционного контроля, демографические проблемы во многих регионах страны и, как следствие, необходимость привлечения дополнительных трудовых ресурсов для некоторых отраслей народного хозяйства — все это существенно усилило миграционные про -цессы, происходящие на территории Российской Федерации [3. С. 117].

Укоренившаяся за последние годы в общественном сознании диспропорция региональных рынков труда, вызванная привлечением иностранной рабочей силы, повышение социальной напряженности ввиду низкого образовательного уровня и профессиональной подготовки прибывших, отсутствие с их стороны почтительного отношения к российской культуре, национальным традициям продолжают формировать среди местного населения неприязненное, брезгливое отношение к мигрантам и позволяют использовать их представителей для осуществления экстремистской деятельности.

А. В. Пчелинцев справедливо отмечает, что сегодня можно говорить о сложившейся в России системной дискриминации религиозных меньшинств, выражающейся прежде всего в лишении их права арендовать помещения и строить собственные культовые здания, диффамации в СМИ. При исследовании данного вопроса выявлено, что основные случаи дискриминации в сфере религиозных отношений начались с начала 1990-х гг., когда появились новые религиозные меньшинства, практически никак не «укорененные», некоторые политики отнесли социальные и общественные проблемы к результатам деятельности «сект», для чего активно формируется отрицательный образ религиозных меньшинств. При этом сектофобия отчасти консолидирует общественное сознание — используя образ врага, разные группы населения объединяются в некую общность, что весьма выгодно государству.

В то же время необходимо говорить не только о соблюдении прав религиозных меньшинств, но и о воздействии их самих на современные религиозные отношения в обществе в целом и на отдельных адептов с целью совершения заведомо противоправных деяний в частности [3. С. 117].

По мнению сотрудника Епархиального отделения по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами Епархиального управления по Владимирской области А. Б. Кошеля, от 800 тыс. до 3 млн россиян вовлечены в секты [5].

Одним из действенных рычагов воздействия на пресечение деятельности сект является взаимодействие государства с традиционными религиозными организациями в различных сферах. Это касается прежде всего образования и воспитания.

В Российской Федерации отсутствует орган, который занимался бы вопросами изучения деятельности религиозных объединений, целью которого являлось бы принятие правовых актов, направленных на противодействие религиозному экстремизму для создания модели защиты и обеспечения духовной безопасности Российской Федерации. Проблемы, имеющиеся в данной области, сводятся к отсутствию закона о противодействии незаконной миссионерской деятельности. Отсутствуют государственный орган по делам религий, орган, выполняющий аналитические функции, без данных которого невозможно вообще говорить о каких-то проблемах и, естественно, вести речь о профилактике. Назрела потребность в принятии закона о религиоведческой экспертизе. Наблюдается недостаточный уровень подготовки экспертов, привлекаемых в уголовное судопроизводство. С каждым годом снижается уровень религиозной правовой культуры населения. Признан факт существования религиозных организаций, деятельность которых построена на основании причинения вреда здоровью гражданам.

Чем в своей деятельности должен руководствоваться эксперт, проводя религиоведческую экспертизу, и что она должна представлять собой? Конвенция о защите прав человека и основных свобод в ст. 10 определяет, что каждый имеет право выражать свое мнение, оно включает в себя свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Осуществление этих свобод налагает обязанности ответственности, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах националь-

ной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации

или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета беспристрастного правосудия [1].

Список литературы

1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 нояб. 1950 г.) : с изм. от 21 сент. 1970 г., 20 дек. 1971 г., 1 янв., 6 нояб. 1990 г., 11 мая 1994 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://base. garant.ru/2540800/#friends

2. Взаимодействие международного и сравнительного уголовного права : учеб. пособие / отв. ред. проф. В. С. Комиссаров. - М. : Городец, 2009.

3. Вохмянина, Ю. В. Криминологические проблемы сектантства в духовной сфере общества / Ю. В. Вохмянина, А. М. Зюков // Преступность и духовность. - М. : Рос. криминол. ассоц., 2008.

4. Долгова, А. И. Взаимосвязь преступности и духовности как криминологическая проблема / А. И. Долгова // Преступность и духовность. - М. : Рос. криминол. ассоц., 2008.

5. Преступность, криминология, криминологическая защита : сб. материалов конф., посвящ. 15-летию Рос. криминол. ассоц., Суздаль, 28—30 авг. 2006 г. / под ред. д-ра юрид. наук, проф. А. И. Долговой. - М. : Рос. криминол. ассоц., 2007.

6. Климов, Ю. Н. Духовная сфера по результатам криминологического изучения, обеспечение нравственно-духовной безопасности и «богословская криминология» / Ю. Н. Климов // Преступность и духовность. М. : Рос. криминол. ассоц., 2008.

7. Куликова, Н. В. Внешние угрозы духовно-нравственной безопасности России / Н. В. Куликова // Безопасность : информ. сб. Фонда нац. и междунар. безопасности. - М., 1996. - № 1-2.

8. Неработающая концепция национальной безопасности России: причины и следствия // Безопасность : информ. сб. Фонда нац. и междунар. безопасности. - М., 1996. - № 1-2.

9. Щеблыкин, В. Н. Особенности разгосударствления предприятий стратегического значения и их приватизация с участием иностранного капитала в аспекте идеологии реформ России в конце ХХ века и уроков истории / В. Н. Щеблыкин // Преступность и духовность. - М. : Рос. криминол. ассоц., 2008.

10. Положение молодежи и реализация молодежной политики в РФ. 2002. - М. : Логос, 2003.

Сведения об авторе

Кунц Владимир Владимирович — кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии Института права Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. krim@csu.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2015. No. 23 (378). Law. Issue 44. Pp. 142-146.

QUESTIONS OF NATIONAL AND RELIGIOUS RECONCILIATION

V. V. Kunts

Chelyabinsk state University, Chelyabinsk, Russia. krim@csu.ru

This paper summarizes the issues of national and religious reconciliation. It pays particular attention to the rules of international law, the domestic experience of reconciliation. The ways of resolution of conflicts in the field of public relations.

Keywords: ethnic and religious reconciliation, implementation of standards, applicable laws, religious associations, religious minorities.

146

B. B. K^

References

1. [Convention on Human Rights Fundamental Freedoms (Rome, 4 November 1950) (rev. on September 21, 1970, December 20, 1971, January 1, November 6, 1990, May 11, 1994)]. (In Russ.).

2. Komissarov V.S. (ed.) Vzaimodeystvie mezhdunarodnogo i sravnitel'nogo ugolovnogo prava [Interaction of International and Comparative Criminal Law]. Moscow, Gorodets Publ., 2009. (In Russ.).

3. Vohmyanina Yu.V., Zyukov A.M. Kriminologicheskie problemy sektantstva v dukhovnoy sfere obshchest-va. Prestupnost' i dukhovnost' [Criminological problems of sectarianism in the spiritual sphere of society]. Moscow, Rossiyskaya kriminologicheskaya assotsiatsiya Publ., 2008. (In Russ.).

4. Dolgova, A. I. Vzaimosvyaz' prestupnosti i dukhovnosti kak kriminologicheskaya problema [A relationship crime and spirituality as criminological problems]. Prestupnost' i dukhovnost' [Crime and spirituality]. Moscow, Rossiyskaya kriminologicheskaya assotsiatsiya Publ., 2008. (In Russ.).

5. Dolgova A.I. (ed.) Prestupnost', kriminologiya, kriminologicheskaya zashchita. Konferentsiya, posvy-ashchennaya 15-letiyu Rossiyskoy kriminologicheskoy assotsiatsii. Suzdal', 28-30 avgusta 2006 g. [Crime, criminology, criminological protection. The conference dedicated to the 15th anniversary of the Russian Criminological Association. Suzdal, August 28-30, 2006]. Moscow, Rossiyskaya kriminologicheskaya assotsiatsiya Publ., 2008. (In Russ.).

6. Klimov Yu.N. Dukhovnaya sfera po rezul 'tatam kriminologicheskogo izucheniya, obespechenie nravst-venno-duhovnoy bezopasnosti i «bogoslovskaya kriminologiya». Prestupnost' i dukhovnost' [Spiritual sphere of Criminological research, provision of moral and spiritual security and "theological criminology"]. Moscow, Rossiyskaya kriminologicheskaya assotsiatsiya Publ., 2008. (In Russ.).

7. Kulikova N.V. Vneshnie ugrozy dukhovno-nravstvennoy bezopasnosti Rossii. [External threats spiritual and moral security of Russia]. Moscow, 1996. (In Russ.).

8. Nerabotayushchaya kontseptsiya natsional'noy bezopasnosti Rossii: pricing i sledstviya [Idle concept of national security of Russia: Causes and Consequences]. Moscow, 1996. № 1-2. (In Russ.).

9. Shcheblykin V.N. Osobennosti razgosudarstvovaniya predpriyatiy strategicheskogo znacheniya i ikh pri-vatizaciya s uchastiem inostrannogo kapitala v aspekte ideologii reform Rossii v kontse XXveka i urokov istorii [Features of privatization of strategic enterprises and their privatization with the participation of foreign capital in terms of the ideology of Russian reforms in the late twentieth century and the history lessons]. Moscow, Rossiyskaya kriminologicheskaya assotsiatsiya Publ., 2008. (In Russ.).

10. Polozhenie molodezhi i realizaciya molodezhnoypolitiki v RF. 2002 [The position of youth and the imple-mentation of youth policy in the Russian Federation]. Moscow, Logos Publ., 2003. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.