Научная статья на тему 'Вопросы наименования мест лишения свободы по новому Уголовно-исполнительному кодексу Республики Казахстан'

Вопросы наименования мест лишения свободы по новому Уголовно-исполнительному кодексу Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1065
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ТЮРЬМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аккулев Аблайхан Шынтемирович

Статья посвящена рассмотрению проблемных вопросов, связанных с наименованием исправительных учреждений по новому Уголовно-исполнительному законодательству Республики Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы наименования мест лишения свободы по новому Уголовно-исполнительному кодексу Республики Казахстан»

Аккулев Аблайхан Шынтемирович,

доцент кафедры уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии КазГЮУ, кандидат юридических наук

ВОПРОСЫ НАИМЕНОВАНИЯ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ПО НОВОМУ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМУ КОДЕКСУ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

В соответствии со статьей 46 УК РК законодатель определил следующие виды мест для исполнения наказания в виде лишения свободы: воспитательные колонии общего и строго режимов; колонии-поселения; исправительные учреждения общего, строгого, особого режимов и тюрьма.

Согласно требованиям ст. 89 УИК РК виды мест для исполнения наказания в виде лишения свободы подразделяются на учреждения минимальной, средней, максимальной, чрезвычайной, полной и смешанной безопасности, а также средней безопасности для содержания несовершеннолетних.

Как видно, статья 89 УИК РК закрепляет иные названия мест исполнения наказания в виде лишения свободы, чем в ст. 46 УК РК.

Такое не скорреспондированное обозначение наименований мест лишения свободы ведет к путанице, нивелированию положений уголовного закона и решения суда, когда суд от имени государства определяет конкретный вид и наименование места лишения свободы, основываясь на положениях УК РК, а УИК РК, позволяет исполнять это наказание в местах, не предусмотренных в УК РК решении суда.

Конечно, к названиям учреждений можно привыкнуть, можно принять такое несоответствие положений УИК РК нормам УК РК, если бы речь шла только о наименованиях.

Между тем, как мы полагаем, следует говорить не просто о техническом изменении названий, а о попытке изменить идеологическую составляющую мест лишения свободы и их восприятия. В этом смысле, следует полностью согласиться с законодателем, давно назрела необходимость изменения данного аспекта мест лишения свободы, и такое изменение

действительно следует начинать с изменения названия.

Однако, на наш взгляд, существующее материально-техническое положение подавляющей части мест лишения свободы не позволяет, на сегодняшний день, изменить их идеологический фон. Более того, закрепленные в УИК РК наименования оказывают дополнительное отрицательное воздействие на сознание не только осужденных, но и свободного общества, так как, не соответствуяя действительному состоянию этих мест лишения свободы, вызывают только недоумение и неприятие.

Указанные в УИК РК наименования, вероятно, взяты из опыта США, где существует подобного рода градация учреждений. Вместе с тем, как известно, в США тюрьмы изначально строились по камерному типу, а не по барачному, и там все тюрьмы разделены с точки зрения уровня подведомственности на федеральные, штатные, муниципальные. При этом федеральные тюрьмы - максимальной, тюрьмы штатов - средней, а муниципальные тюрьмы - минимальной безопасности. Их отличие друг от друга проявляется в степени закрытости, изолированности как осужденных друг от друга, так и самого учреждения от свободного общества. Начиная от фундаментальности зданий, сооружений, имеющих порой даже специальные проходы внутри толстых стен зданий тюрьмы для скрытного перемещения сотрудников при возникновении такой необходимости, и огороженные высокими бетонными заборами, до учреждений, огороженных прозрачной сеткой и не имеющих даже охраны по периметру.

У нас же совершенно иная ситуация как по уровню подчиненности учреждений, а главное по

№ 2 (38) 2015 ж. Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы

принципиальному техническому их устройству, у нас барачная система содержания осужденных, а не камерная. На сегодня в Казахстане всего лишь семь учреждений с покамерным содержанием осужденных (тюрьма в г. Аркалыке, ИУ общего режима для женщин в ВКО, ИУ строгого режима в г. Кызылорде, ИУ особо режимов в Кустанайской обл. и в г. Таразе, ИУ строгого режима для женщин г. Шымкенте и ИУ со смешанным режимом в г. Жезказган), в которых содержится не больше 6% от всего числа лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы (общий лимит мест в указанных учреждениях составляет - 3550, фактически же содержится в них - 2450 осужденных, при том, что на 01.01 2015 года общее количество осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, составило - 42114 человек [1]).

Можно ли говорить об обозначенных в УИК РК уровнях безопасности, когда осужденные вне зависимости от указанных уровней безопасности живут по 50-80 человек в одном спальном помещении. Вести речь в такой ситуации о некой внутренней закрытости, изолированности осужденных друг от друга не приходится в принципе, это с точки зрения обеспечения внутренней безопасности. Что же касается

безопасности, с точки зрения уровня закрытости от свободного общества, то за исключением указанных семи учреждений, все остальные, а это порядка 70 учреждений, конструктивно технически обустроены одинаково, располагаются в старых зданиях барачного типа и не могут измениться с ведением новых называний. Из них только 18 колоний поселений еще могут соответствовать наименованию - «учреждения минимальной безопасности», остальные же в принципе не соответствуют наименованиям, указанным в УИК РК.

Это, если ориентироваться на конструктивные возможности учреждений, иначе говоря, на объективные «внешние отличия», закрепленных в УИК РК наименований мест лишения свободы.

Если же посмотреть на «внутренние отличия» этих учреждений, то есть режим содержания осужденных в них, то мы увидим весьма иллюзорные критерии их отграничения, которые никоем образом не отражают смысловое значение термина «безопасность» и, более того, по нашему мнению, их нельзя назвать и режимными отличиями.

Так, например, рассмотрим базовые «обычные» условия содержания в этих учреждениях

Режим, условия Учреждения средней Учреждения Учреждение Учреждение

безопасности максимальной чрезвычайной полной

ст. 136 УИК РК (общий безопасности безопасности ст.140 безопасности ст.145

режим) ст. 138 УИК РК УИК РК (особый УИК РК (тюрьма)

(строгий режим) режим)

обычные условия - тратить до 6-ти МРП в - тратить до 5-ти - тратить до 2-х - тратить до 5 МРП в

месяц; МРП в месяц; МРП в месяц; месяц;

- получать 6 посылок - получать 4 - получать 3 - получать 2

или передач и 6 посылки или посылки или посылки или

бандеролей в год; передачи и 4 передачи и 3 передачи и

- иметь 6 краткосрочных бандероли в год; бандероли в год; бандероли в год;

и 2 длительных - иметь 4 - иметь 2 - иметь 2

свидания в год; краткосрочных краткосрочных краткосрочных

и 1 длительное и 1 длительное и 1 длительное

- ежедневная свидание в год; свидания в год; свидания в год;

прогулка 4 часа для

тех кто содержится

в учреждениях - ежедневная - ежедневная - ежедневная

с покамерным прогулка 4 часа для прогулка 4 часа для прогулка 1,5 часа

содержанием тех кто содержится тех кто содержится

в учреждениях в учреждениях

с покамерным с покамерным

содержанием содержанием

Как видно, в основе разницы между учреждениями средней, максимальной, чрезвычайной и полной безопасности лежат лишь различия в денежных суммах, которые можно потратить осужденному в течение месяца, количестве свиданий, посылок, которые может получать осужденный и во времени отведенном на прогулки.

Разве можно говорить об уровнях «безопасности» этих учреждений основываясь только лишь на этих критериях? Как нам представляется, эти критерии закрепляют отличия в правовом положении осужденных, но не степень «безопасности» самих учреждений.

Следует подчеркнуть, что степень «безопасности» учреждений и правовое положение осужденных это взаимосвязанные и взаимозависимые положения. И при этом в западных странах, где используется эта терминология и тюрьмы отличаются по уровням «безопасности», осужденного направляют в конкретный вид тюрьмы в зависимости от тяжести совершенного преступления и его личности, основываясь, прежде всего, на конструктивных особенностях тюрем, которые влекут за собой соответствующий режим содержания в них и определяют правовое положение осужденного. В нашем же случае все получилось наоборот, мы поставили уровни «безопасности» не в зависимости от конструкции учреждений, а скорее от правового положения осужденного, при этом, прекрасно понимая, что это никоем образом не влияет на уровни этих самых «безопасностей».

Более того, как нам думается, критерии разграничения и, как следствие, названия определялись исходя даже не из правового положения осужденных, а просто были механически не совсем обдуманно применены, основываясь только лишь на «красоте их звучания».

Например, почему законодатель определили наименование «полной безопасности» только лишь применительно к тюрьме (п.7 ст. 89 УИК РК), которая у нас одна (г. Аркалык), хотя в Казахстане есть несколько новых учреждений (еще 6), которые конструктивно могут подпадать под определение «полной безопасности», поскольку осужденные там также содержатся в камерах и в техническом плане эти учреждения принципиально мало, чем отличаются от тюрьмы.

Вместе с тем, для этих новых учреждений определили иные наименования, и причем

разные «средние, максимальные, чрезвычайной и смешанной безопасности». Это лишь подчеркивает тот факт, что при установлении названий учреждений исходили не из их конструктивных особенностей и даже не из правового положения осужденных, а просто механически переложили эти наименования к имеющимся в наличии учреждениям, названия которых были установлены до принятия нового УИК РК и основывались на наименованиях, данных в УК РК (общему, строгому, особому режимам и тюрьме). При этом, как мы видим из таблицы, допустили дискриминацию, ограничив возможность нахождения на свежем воздухе осужденных, содержащихся в учреждениях с покамерным содержанием, в отличие от аналогичных учреждений с барачным типом содержания.

Иными словами, в очередной раз в УИК РК продекларировали положения, не отражающие истинной сути процессов, происходящих при исполнении наказания в виде лишения свободы.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что в самой ст. 89 УИК РК имеются недоработки. Так, в п.п.5 и 8 ст. 89 УИК РК нет указаний на конкретные виды учреждений по УК РК, в связи с чем, не понятно о каких учреждениях идет речь в данных нормах УИК РК, остается только догадываться исходя из смысла текста, что не верно. При этом в п.п. 3,4,6,7 ст. 89 УИК РК дается указание на вид исправительного учреждения, обозначенного по УК РК.

Также положения п.8 ст.89 УИК РК не вполне корреспондируются с требованиями ч.2 ст.46 УК РК. Так, согласно требованию УК РК несовершеннолетние содержатся в воспитательных колониях общего и строго режимов, в соответствии же с положениями УИК РК все несовершеннолетние содержатся в специальных учреждениях средней безопасности, то есть без предусмотренного УК РК разделения видов режима. Так как по УИК РК учреждения средней безопасности соответствуют исправительным учреждениям общего режима, а максимальной безопасности -строго режима

В целом, законодателю при определении наименований мест лишения свободы, следовало бы пересмотреть, прежде всего, названия данные в УК РК, которые, как нам думается, также не соответствуют действительному положению дел.

По нашему мнению, законодателю необходимо было при определении видов

№ 2 (38) 2015 ж Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы

учреждений, и как следствие, их названий, не просто механически скорреспондировать их наименования в УК РК и УИК РК. А, критически пересмотреть существующее положение дел с учреждениями по всей стране в контексте как определения их видов, критериев разграничения, так и условий содержания в них, которые должны способствовать, если уж не позитивному изменению сознания, то хотя бы максимально

минимизировать их отрицательное воздействие. И при определении наименований мест лишения свободы отталкиваться от существующих конструктивных возможностей учреждений, установив наименования, максимально отражающие существующую реальность для чего, как нам представляется, следовало критически пересмотреть и наименования данные в УК РК.

Список литературы

1. Приложение 1 к приказу КУИС МЮ РК от 24 июня 2008 года № 55-ОД.

Казащстан Республикасыныц жаца Кылмыстыщ-атщару кодекане сэйкес mY3emy мекемелерiнiц атауларын взгертуге байланысты 03eKmi мэселелердi щарастыруга арналган мащала.

Ty^h свздер: тYзету мекемеа, щылмыстыщ атщару щущыгы, тYрме.

Статья посвящена рассмотрению проблемных вопросов, связанных с наименованием исправительных учреждений по новому Уголовно-исполнительному законодательству Республики Казахстан

Ключевые слова: исправительное учреждение, уголовно-исполнительное право, тюрьма.

The article considers the issues of concern to the name of correctional institutions under the new penal legislation of the Republic of Kazakhstan

Keywords: attendance centre, criminally-executive right, prison.

Аблайхан Шынтем1р¥лы Аккулев,

КазГЗУ университет ^ылмыстьщ, ^ылмыстьщ атщару к^ыгы жэне криминология кафедрасыньщ доценп, зац гылымдарыныц кандидаты

^азакстан Республикасыныц жаца ^ылмыстык;-атк;ару кодексшдеп бостандыктан айыру орындарыныц атауын езгерту мэселелерi

Аккулев Аблайхан Шынтемирович,

доцент кафедры уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии КазГЮУ, кандидат юридических наук

Вопросы наименования мест лишения свободы по новому Уголовно-исполнительному кодексу Республики Казахстан

Akkulev Ablaikhan,

associate professor of department of criminal, criminally-executive law and criminology KHLU, candidate of legal sciences

Questions appellations of imprisonment in a new Criminally-executive code of Republic of Kazakhstan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.