УДК 809.434.4
ВОПРОСЫ МОРФОСИНТАКСИСА И СИНТАКСИЧЕСКОЙ ДЕРИВАЦИИ
В ЧУВАШСКОМ ЯЗЫКЕ
MORPHOSYNTAX AND SYNTACTICAL DERIVATION ISSUES IN THE CHUVASH LANGUAGE
А. М. Иванова
A. M. Ivanova
ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова», г. Чебоксары
Аннотация. Рассмотрены морфосинтаксические преобразования предложений и словосочетаний в чувашском языке; особое внимание уделено вопросу трансформации, одному из основных способов синтаксической деривации.
Abstract. Morphosyntactical transformation of the sentences and word-combinations in the Chuvash language are considered; special attention is paid to the problems of the syntactical derivation.
Ключевые слова: чувашский язык, трансформация, синтаксическая деривация, морфо-синтаксис, грамматика, предложение, словосочетание.
Keywords: the Chuvash language, transformation, syntax derivation, morphosyntax, grammar, sentence, word-combination.
Актуальность исследуемой проблемы. Морфосинтаксическая деривация является общеязыковедческой теорией, отражающей реальное использование языковых средств в коммуникативных целях. Она приобретает большое значение в интерпретации не только структурной организации, но и характера вариативности любой фразы, любого высказывания, предложения и словосочетания. Между тем вопросы, связанные с синтаксической деривацией, остаются недостаточно изученными. В тюркологии этой проблеме посвящена работа Н. К. Турниязова [8], а в чувашском языкознании данный вопрос никем специально не рассмотрен, хотя синтаксическая деривация является одним из интересных явлений в языке.
Материал и методика исследований. Теоретической основой исследования являются работы О. С. Ахмановой, Л. Н. Мурзина, И. П. Распопова, Н. К. Турниязова, В. С. Храковского. В качестве иллюстративного материала были использованы примеры синтаксических конструкций, полученных путем регрессивного и прогрессивного расширения именных, глагольных словосочетаний в чувашском языке.
Основными методами исследования являются метод лингвистического анализа и обобщения, сравнительно-сопоставительный, описательный методы.
Результаты исследований и их обсуждение. За последние три десятилетия
XX века в отечественной лингвистике появилось несколько исследований, посвященных теме деривации. В них отмечаются различные подходы к вопросу синтаксической деривации словосочетания и предложения. По мнению И. П. Распопова и С. Н. Сычевой, «синтаксическая деривация - это производность одних синтаксических конструкций на базе других путем замещения деривационных морфем: Мальчик болен - Мальчик болеет. Он грустит - Ему грустно» [6, 66-67].
Большое значение для теории деривации сыграло предложенное Е. Куриловичем разграничение лексической и синтаксической деривации, первая из которых направлена на преобразование лексического значения исходной единицы (ср. камень - каменщик, гармонь - гармонист), а вторая - на преобразование ее синтаксической функции (ср. камень - каменный). Синтаксическая деривация обозначает процесс образования разных синтаксических конструкций путем трансформации определенной ядерной конструкции (ср. рабочие строят дом - дом строится рабочими - строительство дома рабочими) [2].
Введение понятия синтаксическая деривация позволило установить изоморфизм (наличие принципиального сходства или параллелизма в структуре предложений) в правилах синтагматического разворачивания исходных символов, а также их возможного преобразования [3, 129]. При помощи синтаксической деривации в предложениях «Студенты первого курса сдают экзамен» (активная конструкция) и «Экзамен сдается студентами первого курса» (пассивная, страдательная конструкция) происходит залоговое преобразование активной конструкции в пассивную. В результате этого осуществляется смена синтаксических функций подлежащего и дополнения: Строители (подлежащее) возводят новый дом (дополнение); Новый дом (подлежащее) возводится строителями (дополнение). Отмечается разница между активной (действительной) и пассивной (страдательной) конструкциями в морфосинтаксическом преобразовании предложений (высказываний). Глаголы действительного залога используются в активных синтаксических конструкциях и показывают, что действие выполняется самим субъектом, выступающим в предложении в функции подлежащего: архитектор проектирует здание. Глаголы страдательного залога используются в пассивных конструкциях и показывают, что субъект (в предложении он является дополнением) не образует действия, а испытывает на себе его воздействие: здание проектируется архитектором.
В чувашском языке использование пассивного (страдательного) залога ограничено; ср. ку кёнеке лайах вуланать «эта книга читается хорошо».
В тюркологии вопрос о синтаксической деривации затрагивается в работе Н. К. Турниязова на материале гипотактических конструкций современного узбекского языка. Под синтаксической деривацией автор понимает «образование словосочетания или предложения из различных конструктивных элементов, объединенных единым синтагматическим рядом согласно законам синтаксического подчинения и имеющих относительно конечную последовательность цепочек» [8, 112]. Анализируя фактический материал узбекского языка, Н. К. Турниязов убедился в том, что любое преобразование одних конструкций в другие (инвариантные) осуществляется путем трансформации, когда между составляющими компонентами трансформируемых конструкций вместо старых синтаксических связей появляются новые; иначе говоря, первоначально происходит трансформационный процесс, а затем уже замена синтаксических связей, т. е. то, что называется синтаксической деривацией. Автор считает, что нельзя установить сферу действия синтакси-
ческой деривации только в рамках предложения. Для синтаксической деривации характерно расширение структуры и словосочетаний, и предложений. Это расширение (трансформация одних конструкций в другие) составляет парадигму способов синтаксической деривации [8, 112]. Аналогичный взгляд был высказан киргизским лингвистом
С. Ж. Мусаевым: расширение является одним из основных способов деривационного процесса в синтаксисе, приводящих к образованию многочисленных типов неядерных, распространенных и осложненных конструкций в языке.
По В. С. Храковскому, «следует четко отграничить трансформацию от деривации; производное предложение как по своему грамматическому статусу, так и по смыслу закономерно должно отличаться от исходного: Таня открыла окно - Бабушка попросила Таню открыть окно. Ребенок спит - Ребенок хочет спать» [9, 2].
Л. Н. Мурзин утверждает, что деривация не связана со словосочетанием: «исходным материалом деривации и ее конечным продуктом должно быть только предложение» [5, 46]. Слово учитель автор представляет как деривацию предложения в виде: Он учит -Он тот, кто учит - Он учитель.
Таким образом, во многих исследованиях синтаксическая деривация обозначает процесс образования разных синтаксических конструкций путем трансформации определенной ядерной конструкции [3, 129]. Н. К. Турниязов тоже придерживается мнения, что синтаксическая деривация гипотаксиса осуществляется посредством трансформации, которая одновременно есть и явление функциональной транспозиции [8, 113].
Исходя из определения терминов трансформация (один из методов порождения вторичных языковых структур, состоящий в закономерном изменении основных моделей или ядерных структур), транспозиция (использование одной языковой единицы вместо другой), синтаксическую деривацию следовало бы назвать морфосинтаксической деривацией, ибо всякое изменение в формальной структуре исходной (базисной) единицы языка, приводящее к созданию вторичной синтаксической единицы, которая выступает в качестве синонима к базисной единице, происходит средствами и морфологии (аффикса), и синтаксиса [7, 657]. Вернее, транспозицию, трансформацию и синтаксическую деривацию следовало бы именовать лексикоморфосинтаксической деривацией, поскольку кроме грамматических средств в этом процессе фигурируют лексемы.
Намек на морфосинтаксичность трансформации встречается в словарной статье у О. С. Ахмановой: «Трансформация - символически выраженные морфосинтаксические соответствия между сходными предложениями и фразами, обнаруживаемые в данном корпусе: Студент сдал экзамен. Экзамен сдан студентом» [1, 480]; (ср. чув. Студент экзамен тытнй. Экзамен тытнй студент. Студент тытнй экзамен).
По А. Б. Михалеву, трансформационный метод заключается в том, что «все множество (реальных и потенциальных) высказываний данного языка подразделяется на два неравных класса: ядерных и производных конструкций. Вторые можно вывести из первых при помощи специальных правил преобразования и комбинирования - трансформаций. Напр., Этот фильм о летчиках снят молодым режиссером - результат трансформации следующих трех ядерных конструкций: 1) Этот фильм - о летчиках; 2) Режиссер снял фильм; 3) Режиссер - молод.
Ядерные предложения и словосочетания - набор элементарных типов предложений и словосочетаний, образующих фундамент синтаксической (вернее: морфосинтаксической. - А. И.) системы языка. Путем ряда преобразований (трансформаций) ядерных предложений и словосочетаний возможно построить разнообразные предложения и словосочетания неограниченной длины. Полученные новые словосочетания и предложения называют трансформами» [4, 43; 185].
Трансформы - языковые единицы, образованные в результате различного рода трансформаций определенной ядерной конструкции. Опираясь на трансформационный метод, чувашское предложение И. Н. Ульянов ячёллё Чйваш патшалйх университетёнчи чйваш филологийёпе культура факультечён студенчёсен диплом ёдёсем «Дипломные работы студентов факультета чувашской филологии и культуры Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова» дает следующие трансформы:
а) диплом ёдёсем «дипломные работы»;
б) студентсен диплом ёдёсем «дипломные работы студентов»;
в) факультет студенчёсен диплом ёдёсем «дипломные работы студентов факультета»;
г) чйваш филологийёпе культура факультечён студенчёсен диплом ёдёсем «дипломные работы студентов факультета чувашской филологии и культуры»;
д) Чйваш патшалйх университетёнчи чйваш филологийёпе культура факультечён студенчёсен диплом ёдёсем «дипломные работы студентов факультета чувашской филологии и культуры Чувашского государственного университета»;
е) И. Н. Ульянов ячёллё Чйваш патшалйх университетёнчи чйваш филологийёпе культура факультечён студенчёсен диплом ёдёсем «дипломные работы студентов факультета чувашской филологии и культуры Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова».
В данном случае процесс расширения (трансформации) идет справа налево, что традиционно называется прогрессивным расширением. Ядерной конструкцией в этом примере является словосочетание диплом ёдёсем «дипломные работы».
Наряду с прогрессивным расширением можно наблюдать регрессивное, тогда трансформация фразы идет слева направо:
а) Иван пиччёшё «брат Ивана»;
б) Иван пиччёшён кёпи «рубашка брата Ивана»;
в) Иван пиччёшён кёпе данни «рукав рубашки брата Ивана»;
г) Иван пиччёшён кёпе даннин туми «пуговица рукава рубашки брата Ивана»;
д) Иван пиччёшён кёпе даннин тумин тёсё «цвет пуговицы рукава рубашки брата Ивана».
Трансформы в пунктах а, б, в, г, д показывают, что расширение осуществляется на морфосинтаксической основе при помощи оформления изафетных конструкций.
Словосочетание в чувашском языке при помощи трансформационного метода может «вырасти» до предложения:
а) туййнакан пулчё «начал казаться»;
б) дын пек туййнакан пулчё «начал казаться человеком»;
в) илемлё дын пек туййнакан пулчё «начал казаться красивым человеком»;
г) чи илемлё дын пек туййнакан пулчё «начал казаться самым красивым человеком»;
д) тёнчери чи илемлё дын пек туййнакан пулчё «начал казаться самым красивым человеком на свете»;
е) дут тёнчери чи илемлё дын пек туййнакан пулчё «начал казаться самым красивым человеком на белом свете»;
ж) мана дут тёнчери чи илемлё дын пек туййнакан пулчё «начал казаться мне самым красивым человеком на белом свете»;
з) вйл мана дут тёнчери чи илемлё дын пек туййнакан пулчё «он начал казаться мне самым красивым человеком на белом свете».
В чувашском языке можно привести множество примеров синтаксической деривации глагольных аналитических конструкций, в особенности деепричастных конструкций с аффиксом -са (-се). Например, конструкция кйшкйрса чупса пырса сиксе хйпарса ларчё образована при помощи трансформ кйшкйрса чуп, чупса пыр, сиксе хйпар, хйпарса лар; конструкция савйнса шйхйрса юрласа ячё - результат расширения простых трансформ савйнса шйхйр, шйхйрса юрла, юрласа яр.
Более того, соединив данные две конструкции с сочинительным союзом те «и», можно получить сложную трансформу кйшкйрса чупса пырса сиксе хйпарса ларчё те савйнса шйхйрса юрласа ячё.
Резюме. Синтаксическая (морфосинтаксическая) деривация обозначает процесс образования новых синтаксических единиц путем расширения определенной ядерной конструкции. На анализе примеров обосновано, что любое преобразование одних конструкций в другие осуществляется при помощи трансформационного метода; выявлены два вида расширения: прогрессивное и регрессивное; показано, что сфера действия синтаксической деривации существует в рамках как предложения, так и словосочетания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. - М. : Советская энциклопедия, 1969. - 607 с.
2. Курилович, Е. Очерки по лингвистике / Е. Курилович. - М. : Изд-во иностр. лит-ры, 1962. - 492 с.
3. Лингвистический энциклопедический словарь. - М. : Советская энциклопедия, 1990. - 683 с.
4. Михалев, А. Б. Общее языкознание. История языкознания : путеводитель по лингвистике. Конспект-справочник / А. Б. Михалев. - М. : Флинта ; Наука, 2005. - 235 с.
5. Мурзин, Л. Н. Синтаксическая деривация : анализ производных предложений русского языка : пособие по спецкурсу / Л. Н. Мурзин. - Пермь : ПГУ, 1974. - 170 с.
6. Распопов, И. П. Синтаксическая деривация и синтаксическая синонимия / И. П. Распопов, С. Н. Сычева // Науч. докл. высш. школы. Серия филологических наук. - 1974. - № 3. - С. 61-74.
7. Стариченок, В. Д. Большой лингвистический словарь / В. Д. Стариченок. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. - 810 с.
8. Турниязов, Н. К. К вопросу о синтаксической деривации гипотаксиса / Н. К. Турниязов // Сов. тюркология. - 1987. - № 4. - С. 111-115.
9. Храковский, В. С. Трансформация и деривация / В. С. Храковский // Проблемы структурной лингвистики. - М. : Наука, 1973. - 599 с.