Научная статья на тему 'Вопросы методологии познания в учении Живой Этики философии Космической Реальности'

Вопросы методологии познания в учении Живой Этики философии Космической Реальности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
125
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методология познания / Живая Этика / философия / русский космизм / кризис / Космическая Иерархия / воспитание

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Святохина Галина Борисовна

Живая Этика как синтез познавательной деятельности человека: научное, метанаучное, художественное, религиозное, философское познание. Новая методология познания в философии Живой Этики: духовный мир человека как доминирующий в сфере познавательной деятельности. Воспитание на основе принципов любви, красоты, добра, общего блага.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы методологии познания в учении Живой Этики философии Космической Реальности»

Г.Б.Святохина

Вопросы методологии познания в учении Живой Этики — философии Космической Реальности1

Осмысление и развитие коренных идей русской философской мысли сегодня представляется актуальным и значимым не только для современных россиян. Нельзя не заметить, что увлечение европейской традицией мировидения - немецкой, английской, французской, -особенно в ХХ веке, привело к всевозможным кризисам: духовным, социальным, экологическим и прочим. При этом система уникальных принципов русской философии в осмыслении мира (космизм, цельность, всеединство, софийность, соборование, теургия), несущая в себе глубокий творческий потенциал для совершенствования сознания (в том числе нравственного, эстетического) и мышления человека, к сожалению была предана забвению в практике жизни. Эти принципы, идеи были свойственны философии В.С.Соловьева, П.А.Флоренского, С.Н.Булгакова, Н.О.Лосского и многих других мыслителей, среди которых ученые-космисты К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижев-ский. В цельном системном виде - с опорой на восточную традицию мировидения и выдающиеся достижения западной науки - эти принципы представлены в Живой Этике, созданной в 20-30-е годы ХХ века Учителями Востока в сотрудничестве с Е.И. и Н.К. Рерихами. Несомненно, что обращение к данной проблематике насущно и актуально. Оно будет способствовать развитию уникальной отечественной традиции, связанной с философией Космической Реальности, которая в то же время универсальна для всего человечества.

Учение Живой Этики, объединяя воедино способы познавательной деятельности человека - науку, искусство, религию и философию, устремляет к слиянию в его сознании и внутреннем духовном мире Истины, Добра и Красоты. Это не может не вызывать серьезного интереса ученых. Среди них Л.В.Шапошникова, Ш.А.Амонашвили,

1 Актуальные проблемы методологии, философии науки и образования. (Сборник трудов Международной научно-практической конференции.) М.-Уфа: РИО БИСТ, 2007. Т. 2. С. 71-74.

В.Н.Большаков, Т.П.Григорьева, А.В.Иванов, В.В.Миронов, В.М.Фе-доров, В.В.Казютинский, К.А.Кедров, В.В.Фролов, И.А.Герасимова, Г.Н.Фурсей, Г.Н.Дульнев, Л.М.Гиндилис и многие другие. Так, Л.В.Ша-пошникова наряду с иными вопросами особое внимание в своих исследованиях уделяет новой системе познания Космической Реальности. На основе идей Живой Этики и философского анализа сущностных особенностей мифологического, религиозного и научного этапов в развитии сознания человеческого общества ею сделан вывод о новом формирующемся синтетическом четвертом типе мышления, или сознания человечества, названном ею космическим, что предполагает выход на новую, более совершенную систему познания и методологию науки.

Не претендуя на полноту охвата проблемы, выделим отдельные моменты методологии познания в учении Живой Этики в соотнесении их с элементами западной традиции.

Доминирующий сегодня гносеологический подход в методологии науки западной традиции направлен на осмысление внешнего, очевидного, плотного, вещественного мира, по сути мира следствий, феноменов, и, к сожалению, оставляет более утонченный и невидимый мир причин, или ноуменов, за пределами научного осмысления. Ясно, что система познания современной науки несовершенна, так как «не чувствительна» к более тонким высокоэнергетическим уровням Бытия Космоса, имеющим отношение к сакральному, нравственно-духовному и художественно-эстетическому аспектам жизнедеятельности человека и общества. К сожалению, эти уровни Бытия наукой пока не признаются, как будто их нет. Они не представлены в цельном, взаимосвязанном виде ни в мировоззренческой системе, ни в системе познания современной науки и фактически остаются за пределами ее осмысления и практического руководства в деятельности, что способствует недопустимому накоплению погрешностей в результатах и возникновению кризисов как следствия.

Учение Живой Этики не чисто материалистическое, не идеалистическое, а энергетическое мировоззрение, поскольку, следуя восточной традиции мировидения, Дух и Материя выступают здесь аспектами Единой проявленной Реальности - всеначальной энергии, которая организовывается в цельную структуру Мироздания на основе принципа вибрации. То есть в соответствии с мировоззрением, созвучным идеям основателей философии - Платона и Пифагора. Космос - это единая, динамическая, иерархически структурированная, системная, энергетическая целостность с имманентными в Вечности принципами Жизни и Бесконечного Разума, выявляющая свое Бытие через систему высших ключевых принципов (Любовь, Красота, Гармония) и множество Космических законов (например, закон Вибрации, закон Двойственности,

закон Космического Магнита, закон Космической Иерархии, закон Духовного преображения через Красоту, закон причинно-следственных связей, закон учительства и многие другие).

Вибрационная энергетическая картина мира, представленная в учении Живой Этики, в работах Е.П.Блаватской, давая системное миропонимание, позволяет и более глубокое его познание. Так, упрощенно, высшие вибрации всеначальной энергии «ответственны» за духовноразумный аспект Бытия, низшие - за эмоциональный, материальновещественный. Комплексные объединения, комбинации высших и низших характеристик энергетического состояния живого, разумного Космоса, «вложенность» их друг в друга дают все его беспредельное, постоянно изменяющееся, «становящееся», иерархически организованное многообразие форм жизни и уровней разумного существования, в том числе многогранного человеческого бытия.

Человек-микрокосмос, являясь важным составным элементом Космоса, несет в себе все его структурные уровни, подуровни и подвержен действию всех космических законов. Поэтому учение Живой Этики призвано научить человечество жить по законам Космоса, единым для всех структурных уровней и элементов, его представляющих. Отметим, что именно Дух является высшим объединяющим началом, тем уровнем Бытия, который связывает внутренний мир человека с глубинным Космосом. При этом более совершенный, духовно утонченный человек (имеющий более высоковибрационные внутренние энергетические характеристики) может проявить способность к сотрудничеству на Общее Благо с космическими Существами более высокого уровня разумности. Это нашло отражение в теории теургии В.С.Соловьева и в используемом им понятии богочеловека.

Наличие двух аспектов Космоса (духовный и материальный и спектр их всевозможных сочетаний) дает видимый и невидимые уровни Бытия, что находит отражение в системе познания. Согласно учению Живой Этики, этих уровней - семь. Из них современное научное познание исследует только самый плотный и грубый - седьмой уровень Бытия. В то время как шесть, более утонченных и глубинных, остаются без внимания. Но, учитывая вибрационную специфику картины мира, именно влияние на человека и земные процессы материи более высоковибрационного духовного состояния Космоса следует рассматривать как причинное. Важно и то, что в осмыслении мира не слово, не язык человека играют главную роль, а степень его внутренней утонченности, и в объяснении - не слово, а мысль.

Система познания Живой Этики может быть определена как мета-научная. Познавательная методология Живой Этики (совокупность принципов, законов, приемов, методов, установок) предполагает гар-

монию с законами и принципами Космоса и фактически сама - их выражение. Суть ее в той или иной форме проявляется на всех уровнях Бытия как в Космосе, так и в человеке, и имманентно предполагает ключевое этическое условие - устремление к Истине, Добру и Красоте, к Общему Благу.

Цельное познание здесь может быть понято как многомерная единая системная целостность в осмыслении мира, в основу которой положены проекции, точки зрения или центры схемопостроения (по П.А.Флоренскому) различных философских, научных, гносеологических подходов и моделей, а также религиозных, художественных способов восприятия мира. То есть цельное познание выступает как синтез, как акт соборования, возможный на определенном уровне духовного совершенства человека.

Исходя из специфики энергетической вибрационной картины мира и человека, свойственной учению Живой Этики, отметим еще некоторые особенности методологии познания, в частности следующие своеобразные аксиомы. Поскольку Бесконечный Разум - в основе Космоса и человека, то познание человека - не открытие нового знания, законов природы, как таковых, а их актуализация (выявление) в его сознании, что возможно при гармонизации с определенными космическими уровнями Бытия.

Способность к истинному познанию возможна через внутренний, духовный мир человека - сердце, а не через внешний - эмпирию, рассудок, интеллект. Способности человека к более глубокому познанию раскрываются в процессе его совершенствования через утончение внутреннего мира, которое связано с его воспитанием на основе принципов Любви, Красоты, Добра, Общего Блага. Это приближает его энергетически к более высоким тонким и огненным структурам Мироздания, к более совершенным уровням Бытия. Высока роль в познании деятельности Духовной Космической Иерархии и ее представителей на Земле -Великих Учителей человечества.

Изучение же самой Живой Этики, исследование творчества Рерихов, Е.П.Блаватской, несущих высокие эволюционные и гуманистические идеи, предполагает использование адекватной им системы познания и методологии, соответствующей принципам их Учения.

Новая система познания Космической Реальности, устремляя к синтезу Знания, Добра и Красоты, выступая методологическим познавательным ядром будущей метанауки, позволит ей стать главной ведущей силой космического эволюционного развития человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.