Научная статья на тему 'Вопросы машинного составления расписания учебных занятий. Кодирование исходной информации'

Вопросы машинного составления расписания учебных занятий. Кодирование исходной информации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы машинного составления расписания учебных занятий. Кодирование исходной информации»

ИЗВЕСТИЯ

ТОМСКОГО ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА имени С. М. КИРОВА

Том 203 ■ 1974

ВОПРОСЫ МАШИННОГО СОСТАВЛЕНИЯ РАСПИСАНИЯ

УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ. КОДИРОВАНИЕ ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Н. М. БЫЛИНО, И. Э. НААЦ, Г. Н. ТАРУСИН (Представлена научным семинаром УВЛ ТЛИ)

Составление расписания учебных занятий требует значительных затрат труда и времени, поэтому совершенно естественна постановка задачи по применению средств вычислительной техники для автоматизации обработки информации в указанной области.

Автоматизация составления расписания учебных занятий требует предварительного анализа с целью выяснения логической структуры алгоритма и возможностей вычислительных средств. Предварительный анализ этой проблемы указывает на необходимость комплексного решения задачи автоматизации обработки всей информации, связанной с учебным процессом. В связи с этим предлагается следующая система программ:

1) программа кодирования исходной информации;

2) программа составления временной сетки расписания учебных занятий;

3) программа распределения аудиторного фонда вуза для составленной временной сетки;

4) программа декодирования составленного расписания и выход его из машины в различных формах (общевузовское, по факультетам, по списку преподавателей, по списку групп и т.д.);

5) программа справок по составлению расписания;

6) программа справок по использованию аудиторного фонда вуза.

Разработка и внедрение указанной системы программы позволяют

поставить вопрос о создании автоматизированного средствами вычислительной техники бюро расписания вуза.

В настоящей работе рассматриваются вопросы кодирования исходной информации об учебном процессе применительно к ЭЦВМ «Урал-ПБ». Авторами предлагаются форма бланка, фиксирующая поручения преподавателям (табл. 1), и структурные таблицы (табл. 2а, 26), позволяющие отобразить любую строку этих поручений в машинном коде.

5 = дгп1ртиа — служебный код, включающий в себя: — признак начала поручения преподавателю,

г — род занятий (колонка 3, табл. 1),

п — признак занятия с потоком (колонка 7, табл. 1),

/ — количество пар часов в планируемый период (колонка 10, табл. 1),

р — признак проведения занятий с подгруппой (колонка8, табл.1), хю,Ь — резервные разряды,

V — код требуемой вместимости общей аудитории (колонка 7, табл. 1),

£ — признак, определяющий проведение занятий в общей аудитории,

ас — код специальной аудитории (колонки И, 12, табл. 1), К — код корпуса (колонка 4, табл. 1), е — код преподавателя (колонка 4, табл. 1), у— код группы (колонка 5, табл. 1), Ск — счетчик.

Согласно указанной структуре поручение одному преподавателю примет вид

<3 = 5 гу.

Бланк распределения нагрузки по преподавателям (табл. 1) является основным исходным документом при составлении расписания. Остановимся на описании основных правил, соблюдение которых необходимо при заполнении указанного бланка и при кодировке информации.

1. При ручной кодировке входной информации верхняя половина строки табл. 1 отводится под поручение преподавателю или двум (при совместном и одновременном проведении занятий с одной группой, строка 3, табл. 1), а нижняя — под цифровой код.

2. При поточных занятиях разрешается в одну строку помещать не более одного потока (строка I, табл.1). Потоком считать совместное посещение занятий двух и более групп.

3. В случае, если занятия должны обязательно проводиться в определенное время, то в примечании табл. 1 указывается соответственно день и час занятий.

4. Ввиду совмещенности кодов аудитории ас и преподавателей е (табл. 2а) кодировку следует проводить в следующей последовательности:

а) Кодируются 10-разрядными двоичными кодами специальные аудитории (ас, табл. 2а; колонки 11, 12, табл. 1). Кодируются корпуса (здания) (К, табл. 2а; колонка 13, табл. 1) и требуемая вместимость общей аудитории (и, табл 2а; колонка 7, табл. 1). Ввиду того, что а и К совмещены, 16 разряды их (табл. 2а, 3, 4) являются признаками, позволяющими отличить их друг от друга;

б) Кодируются преподаватели в тех строках, в которых занятия проводятся в специальных аудиториях (строки 1, 4, табл. 1).

Каждый преподаватель изображается 11-разрядным двоичным кодом (р. 13—23, табл. 3, 8, табл. 2а; колонка 4, табл. 1), формируемым из 10-разрядного кода специальной аудитории (р. 9—18, табл. 3) и 5-ра.зрядного двоичного счетчика (р. 19—23, табл. 3), регистрирующего количество преподавателей в данной аудитории.

в) Кодируются оставшиеся преподаватели, проводящие занятия в общих аудиториях (строка 3, Петров, табл. 1). Каждый преподаватель изображается 11-разрядным двоичным кодом (р. 13—23, табл. 4; е, табл. 2а; колонка 4, табл. 1), формируемым из 4-разрядного кода корпуса (р. 13—16, табл. 4) и 7-разрядного двоичного счетчика (р. 17—23, табл. 4), регистрирующего количество преподавателей.

Следует помнить об ограничениях, возникающих от совмещения кодов:

Таблица 1

Поручения преподавателям на весенний семестр, 1968 год. Кафедра общей физики, телефон 6-24, корпус 3

№ [.П. Наи-мен. дисциплины Рои занятий Должность, фамилия и инициалы преподавателя Учебные группы Всего групп в строке Одновременно присутств. на одном занят, по данной дисциплине Кол. подгр. в гр. Колич. пар часов в две нед. по плану Требует спец. аудит. Общая аудитория (по желанию) Приме~ чание

колич. групп колич. подгр. корпус № ауд. корпус № ауд.

1 Физика лаб. пр. Иванов А. А. 10261 10262 10361 3 0 1 2 4 3 204 »

0 11001100001 0017 0020 0022 000 000 0 0100 1010110011

2 Физика лек. пр. Иванов А. А. 10261 10262 10361 6 6 0 3 8 101

10364 10163 10162

1 11001100001 0017 | 0020 0022 110 1 0011

0025 | 0015 0014

3 Физика пр. пр. Иванов А. А. асс. Петров Б. 10264 8151 2 1 0 6 10 403

0 11001100001 01010000001 0021 0161 001 1 0110 0101

4 Физика лек. доц. Мирош-кин Г. Ю. 8445 0221 0222 3 1 0 2 10 201

1 01000100001 0201 1005 1006 001 1 0010 0000010001

о

Таблица 2а

п 1 V \ * К

к р ас С/г

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22 23

Таблица 26

5 71 о 1'2

0 1 2 3 4 5 6 .7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

Таблица 3

Спец. аудитория (ас)

Счетчик СI,

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

Преподаватель (е)

Таблица 4

Код корпуса (К)

Счетчик (СЛ)

13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

Преподаватель £

преподаватель не может проводить занятия более чем в одной специальной аудитории;

в одной специальной аудитории могут вести занятия не более 32 преподавателей;

в одном корпусе могут проводить занятия не более 128 преподавателей, не требующих специальных аудиторий;

г) Кодирование оставшейся части поручения.

Код вместимости аудитории (у, табл. 2а) используется в случае, если занятия проводятся в общей аудитории. Группы кодируются 11-разрядными двоичными кодами.

Код поручения строки 1, табл. 1

1 0 0 0 1 0 0 0 0 1 0 1 0 1 1 0 0 1 1 0 0 0 0 1 000000001 1 1 1000000010000 000000010010000000000000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Код поручения строки 2, табл. 1

1 1 1 0 0 1 1 1 0 1 1 0 1 1 1 0 0 1 1 0 0 0 0 1

0 0 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0

0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 1 0 1

0 0 0 0 0 0 0 0 1 1 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1 0 0

Код поручения строки 3, табл. 1

100011010001111001100001 1000 1 1010001 101010000001 000000010001000001 1 10001

Код поручения строки 4, табл. 1

1 1000101000000100010000 1 000010000001001000000101 0010000001 1 0000000000000

В настоящее время осуществляется отработка описанного метода кодирования исходной информации о расписании учебных занятий на машине «Урал-ПБ» [1].

ЛИТЕРАТУРА

1. И. 3. Н а а ц. Вопросы алгоритмизации составления временной сетки расписания учебных занятий. Изв. ТПИ, т. 187, 1974.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.