Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ЛИЧНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И МЕНЕДЖЕРОВ СЕГОДНЯ'

ВОПРОСЫ ЛИЧНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И МЕНЕДЖЕРОВ СЕГОДНЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
258
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / PERSONAL EFFICIENCY / EMOTIONAL COMPETENCE / EMOTIONAL INTELLIGENCE / EMOTIONAL CULTURE / SELF-PRESENTATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Болдырева Н.В., Голованов М.М., Бакин Д.П., Мазурова Ю.С.

Данная статья посвящена вопросам личной эффективности и компетентности менеджеров в бизнесе. В результате изучения основных вопросов в этом направлении, в статье рассмотрены основные качества, которыми должен обладать эффективный менеджер и управленец; выделены основные компоненты повышения личной эффективности руководителя, а также дана оценка личной эффективности руководителей различного уровня. Для более полного погружения в тему и ее раскрытия, авторы рассмотрели вопросы эмоционального интеллекта и эмоциональной компетентности, в связи с чем были выделены виды интеллекта: эмоциональный (EQ), аналитический (IQ), производственный (PQ), социальный (SQ), культурный (CQ), физический (VQ) и другие виды интеллекта. При изучении вопросов, связанных с самопрезентацией, это один из факторов, оказывающих влияние на развитие профессиональных качеств, которые тем или иным образом связаны и с личной эффективностью, и с эмоциональной компетентностью, достигается результат познания, насколько ты гармоничная личная и насколько ты будешь успешен в том, чем ты занимаешься.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Болдырева Н.В., Голованов М.М., Бакин Д.П., Мазурова Ю.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF PERSONAL EFFICIENCY AND EMOTIONAL COMPETENCE OF MANAGERS AND HEADS TODAY

This article is devoted to questions of personal efficiency and competence of managers of business. As a result of studying of the main questions in this direction, in article the main qualities which the effective manager and the manager has to possess are considered; the main components of increase in personal efficiency of the head are allocated and also an assessment of personal efficiency of heads of various level is given. For fuller immersion in a subject and its disclosures, authors considered questions of emotional intelligence and emotional competence in this connection types of intelligence were allocated: emotional (EQ), analytical (IQ), production (PQ), social (SQ), cultural (CQ), physical (VQ) and other types of intelligence. When studying the questions connected with the self-presentation it is one of the factors having an impact on development of professional qualities which are in one way or another connected also with personal efficiency, and with emotional competence the result of knowledge as far as you harmonious personal and as far as you will be successful in that, what are you doing is achieved.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ЛИЧНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И МЕНЕДЖЕРОВ СЕГОДНЯ»

УДК 159.95, 159.99

Н.В. Болдырева,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры Менеджмента, НАНО ВО «ИМЦ», Москва

М.М. Голованов,

студент 3 курса

факультета управления и экономики, направление «Менеджмент»,

НАНО ВО «ИМЦ», Москва

Д.П. Бакин,

студент 2 курса

факультета управления и экономики, направление «Менеджмент»,

НАНО ВО «ИМЦ», Москва

Ю.С. Мазурова,

студентка 3 курса

факультета управления и экономики, направление «Менеджмент»,

НАНО ВО «ИМЦ», Москва

ВОПРОСЫ ЛИЧНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

И МЕНЕДЖЕРОВ СЕГОДНЯ

N.V. Boldyreva,

PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor of Department of Management,

NANO VO «IWC», Moscow E-mail: kaf_e-pi@mail.ru

M.M. Golovanov,

3rd year student

of faculty of management and economy, Management direction,

NANO VO «IWC», Moscow E-mail: tiger14-1998@mail.ru

D.P. Bakin,

2nd year student

of faculty of management and economy, Management direction,

NANO VO «IWC», Moscow E-mail: denisbakin96@mail.ru

J.S. Mazurova,

3rd year student

of faculty of management and economy, Management direction,

NANO VO «IWC», Moscow E-mail: mus-1212@mail.ru

QUESTIONS OF PERSONAL EFFICIENCY AND EMOTIONAL COMPETENCE OF MANAGERS AND HEADS TODAY

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам личной эффективности и компетентности менеджеров в бизнесе.

В результате изучения основных вопросов в этом направлении, в статье рассмотрены основные качества, которыми должен обладать эффективный менеджер и управленец; выделены основные компоненты повышения личной эффективности руководителя, а также дана оценка личной эффективности руководителей различного уровня.

Для более полного погружения в тему и ее раскрытия, авторы рассмотрели вопросы эмоционального интеллекта и эмоциональной компетентности, в связи с чем были выделены виды интеллекта: эмоциональный (EQ), аналитический (IQ), производственный (PQ), социальный (SQ), культурный (CQ), физический (VQ) и другие виды интеллекта.

При изучении вопросов, связанных с самопрезентацией, это один из факторов, оказывающих влияние на развитие профессиональных качеств, которые тем или иным образом связаны и с личной эффективностью, и с эмоциональной компетентностью, достигается результат познания, насколько ты гармоничная личная и насколько ты будешь успешен в том, чем ты занимаешься. Ключевые слова: личная эффективность, эмоциональная компетентность, эмоциональный интеллект, эмоциональная культура, самопрезентация. Abstract. This article is devoted to questions of personal efficiency and competence of managers of business.

As a result of studying of the main questions in this direction, in article the main qualities which the effective manager and the manager has to possess are considered; the main components of increase in personal efficiency of the head are allocated and also an assessment of personal efficiency of heads of various level is given.

For fuller immersion in a subject and its disclosures, authors considered questions of emotional intelligence and emotional competence in this connection types of intelligence were allocated: emotional (EQ), analytical (IQ), production (PQ), social (SQ), cultural (CQ), physical (VQ) and other types of intelligence.

When studying the questions connected with the self-presentation it is one of the factors having an impact on development of professional qualities which are in one way or another connected also with personal efficiency, and with emotional competence the result of knowledge as far as you harmonious personal and as far as you will be successful in that, what are you doing is achieved. Key words: personal efficiency, emotional competence, emotional intelligence, emotional culture, self-presentation.

«Хочешь добиться успеха и быть эффективным, как в коллективе, так и в бизнесе, управляя людьми и ресурсами,

научись сначала управлять собой и своими эмоциями»

Болдырева Н.В.

Эффективность — это умение достичь поставленную цель в заданных временных рамках, с наличием определенного вида ресурсов, с качественно выполненной работой [1].

Наиболее важным сегодня качеством руководителя в современном бизнесе является — умение грамотно делегировать свои полномочия. Личная эффективность руководителя определяется не только его высокой профессиональной квалификацией, положительными моральными качествами, умением выполнять любую работу, но еще и тем, насколько эффективно работают его подчиненные [1].

Личная эффективность любого руководителя сегодня проявляется в том, что он развивает лидерские и управленческие способности у своих сотрудников и в целом помогаем им развиваться в профессиональной сфере [1].

Настоящий руководитель организует работу своих сотрудников так, что качество выполненной работы будет постоянно повышаться, в коллективе будет теплая дружественная атмосфера, и каждый по-

Личная эффективность руководителя также заключается и в том, что руководитель должен уметь слышать и слушать своих подчиненных [1].

чиненный буден работать на все 100 процентов. Выполняя работу в любой сфере деятельности, каждый руководитель сталкивается с рутинной работой, которая отвлекает от основных задач, в связи с чем, руководителям необходимо научиться делегировать полномочия. Доверяя рутинную работу своим коллегам-помощникам, руководитель сможет сохранить силы и освободить время для решения наиболее важных и срочных задач, а также повысить мотивацию сотрудников и проверить их на исполнительность. Предоставление подчиненным большей свободы повышает их надежность и способствует тому, что они начинают раскрываться и работать более плодотворно [1].

Для современного руководителя быть эффективным значит обладать высокой профессиональной квалификацией и способностью оперативно решать стратегиче-

ские и тактические задачи, стоящие перед организацией [1].

Профессиональная эффективность руководителя определяется его корпоративной лояльностью, опытом, управленческими компетенциями. В условиях современного бизнеса высокие требования предъявляются не только к профессиональному уровню, но и к личностным характеристикам управленца. Качества личности эффективного руководителя выделяют в отдельную группу компетенций личной эффективности. Среди качеств эффективного управленца можно отметить ряд наиболее важных (рис. 1)

[13].

В своей статье «Личная эффективность руководителя в современном бизнес — пространстве», Болдырева Н.В. представила результаты анализа по оценке менеджерских компетенций руководителей 10 организаций по 10-ти бальной шкале [1].

Потребность в самовыражении

) Чувство ответственности

Склонность к саморазвитию. Высокая способность к обучению

) Умение справляться с неудачами и признавать свои ошибки интеллект

Организованность и самоконтроль

Навыки делового поведения

Эффективная деятельность руководителя

Рис. 1. Качества эффективного управленца

* Составлено автором.

Согласно данным, приведенным в данной статье, можно сделать вывод, что наиболее успешны сегодня на рынке те организации, где у руководителей уровень компетенций на достаточно высоком уровне, т.е. выше 8 баллов. Те же организации, где у руководителей уровень компетенций на низком уровне (ниже 5 баллов), они менее привлекательны для сотрудничества на рынке и имеют высокий уровень текучести кадров, т.к. это связано со многими причинами. В качестве основных причин можно отметить следующие [1]:

— руководитель не умеет ставить приоритеты;

— руководитель не умеет ставить цели и определять временные рамки;

— руководитель не умеет формировать команду для получения результата;

— руководитель не способен дать объективную оценку персонала и результатам его работы;

— чаще всего принимаемые решения не верны и обречены на провал;

— уровень ответственности руководителя на низком уровне, и он все про-

махи пытается перенести на своих сотрудников;

— чаще всего руководитель не может найти контакт с партнерами и другими лицами, необходимыми для продвижения бизнеса и прибегают к услугам специалистов, обладающих высоким уровнем коммуникабельности и способных осуществлять эффективные коммуникации;

— руководитель неспособен проявлять качества системного мышления, он в основном заточен под одну задачу, выполняемую по стандартному шаблону/сценарию, и не способен мыслить широко и креативно, применяя знания из разных областей и сфер деятельности в своей работе;

— в стрессовых ситуациях может вести себя не адекватно и не предсказуемо.

Темпы развития современного бизнеса вынуждают современного управленца задумываться о повышении своей эффективности. Эффективный руководитель должен успевать больше, достигать максимум целей, обеспечить рост и развитие своей организации. В условиях жесткой конкуренции повышение личной эффективности руководителя помогает компании быть успешной и продуктивной на современном рынке [1].

Для повышения эффективности управленцу любого уровня необходимо следовать следующим рекомендациям [1].

1. Контроль времени, т.е. использование принципов тайм-менеджмента.

2. Концентрация внимания на целях и достижениях за рамками своей компании.

3. Видеть положительные моменты, акцентируя внимание на сильных качествах, как коллег и подчиненных, так и своих собственных.

4. Определение приоритетов и концентрация внимания на тех участках работы, которые приносят наиболее ощутимые результаты.

5. Принимает эффективные решения.

6. Принимает решения согласно со стратегией.

Современный рынок труда все чаще заставляет потенциальных руководителей задумываться, чем они могут быть лучше и сильнее конкурентов, и почему должны

выбрать на руководящую позицию именно его/ее. Необходимо также ответить себе на вопрос: «Какие у меня есть сильные стороны и в чем заключается мое конкурентное преимущество?».

Болдырева Н.В. также в своей статье «Личная эффективность руководителя в современном бизнес — пространстве» выделила основные идеи личной эффективности руководителя (рис. 2) [1; 12].

Эффективный управленец все время стремится повышать внутреннюю планку результативности.

Каждый руководитель стремится с максимальной отдачей выполнять задачи и воплощать в жизнь задуманное. Многие управленцы стараются не останавливаться на достигнутых личных успехах и стремятся к повышению личной эффективности. В связи с этим они задумываются, какие еще качества им стоит развивать, чтобы быть наиболее успешными и конкурентоспособными на рынке управленческих кадров [1].

Сотрудничая с руководителями различных организаций российского бизнеса, автором были отмечены следующие компетенции эффективного руководителя, как лидера [1].

1. Готов взять на себя ответственность за свою команду.

2. Готов отвечать за коллективный результат.

3. Предпочитает результат команды личному.

4. Позитивное отношение к людям.

5. Стремится к саморазвитию.

6. Не боится сильных подчиненных.

7. Умеет и готов вдохновлять своих подчиненных.

8. Умеет слышать других.

9. Способен обучать других.

10. Эксперт в тех или иных вопросах.

11. Умеет организовать работу других.

12. На все вопросы своя точка зрения.

13. Готов нестандартно мыслить и принимать нестандартные решения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Стрессоустойчив.

15. Не самоутверждается за счет других.

Наличие или отсутствие данных компетенций может сказать многое о руководителе, и о том, насколько он будет успешен как руководитель в глазах своей команды,

а так же насколько успешна будет команда, и организация в целом, под его руководством.

На личную эффективность, как руководителей, так и рядовых менеджеров, существенное влияние в той или иной мере оказывает возможность эффективно

управлять своим временем, которое имеет название «Time-management».

Тайм-менеджмент — это процесс организации рабочего времени и личного времени, при котором менеджер наиболее рационального распределяет своё рабочее время.

Рис. 2. Основные идеи личной эффективности руководителя * Составлено автором.

Наиболее эффективное распределение рабочего времени для себя означает то, что человек тратит на выполнение любой рабочей задачи минимальное количество времени, но без ущерба задаче и проекту.

Для объективной оценки эффективности работы менеджеров компании прибегают к построению профилей тайм-менеджмента, далее ТМ-профиль. ТМ-профиль строится на основании анкетирования команды менеджеров и включает в себя оценку трех видов тайм-менеджмента, которые представлены на рис. 3.

Анализ ТМ-профиля дает возможность выявить слабые места как у сотрудника, так и у предприятия в целом. Последующее анкетирование позволяет увидеть эффективность работы с проблемами. Данная

методика позволяет эффективно и объективно увидеть уровень организации тайм-менеджмента.

Рис. 3. Виды тайм-менеджмента * Составлено автором.

Категориями эффективности современных менеджеров уже давно перестало быть количество времени, проведенное в офисе, многие современные фирмы еще тридцать лет назад прописали определенные КР1 для каждого уровня своих сотрудников.

Эффективность топ-менеджеров оценивается с точки зрения увеличения количества прибыли компании, внедрения инновационных решений и диверсификации прибыли компании.

Для любого менеджера, целью которого является любая задача, а не только увеличение заработка компании встаёт вопрос о том, как правильно увеличить личную эффективность. Далее в статье будут рассмотрены аспекты, помогающие максимально увеличить личную эффективность по мнению ведущих топ-менеджеров России, а также людей, обучающих менеджеров среднего звена. Сейчас-же необходимо рассмотреть то, как определяются с научной точки зрения основные показатели личной эффективности, а конкретно — как высчи-тывается КР1.

Для этого нам на помощь приходит математика, которую используют для расчета личной эффективности. Согласно конспектам по менеджменту начала двухтысячных, тогда в Российских реалиях занимались анализом рабочего времени. Чтобы высчитать и минимизировать причины, которые влияют на потерю рабочего времени со стороны сотрудника использовали формулы:

1) Коэффициент потерь рабочего времени, которые зависят от работников (Кп = Потери рабочего времени, зависящие от работника в минутах/ Фонд рабочего времени);

2) Коэффициент потерь рабочего времени, которые обусловлены организационно-техническими причинами и не зависят от работника (Кп = Потери по организационно-техническим причинам/Фонд рабочего времени);

3) Коэффициент затрат рабочего времени на отдых и личные потребности работников (Кол = Затраты времени работника на личные потребности во время работы/Фонд рабочего времени).

Сегодня подход изменился и оценивают не продолжительность рабочего времени, а показатели эффективности сотрудников. Естественно, анализ рабочего времени в некоторых видах работ является важным фактором, но в современных реалиях это более применимо к инженерным специальностям, различным контролёрам качества и так далее. В любой профессии, в которой нет технических ограничений на скорость выполнения работы основным фактором оценки было и остаётся качество и объем выполненной работы в самый минимально-возможный срок.

Многие фирмы, не успевающие перестроить своё функционирование под последние тенденции контроля и учёта личной эффективности сотрудников пытаются заниматься учётом рабочего времени и планированием, а также разработкой инструкций, которые персонал игнорирует, потому что они не касаются их прямого функционала.

Отечественные исследователи пишут, что около 80% руководителей и менеджеров недовольны текущими оценками их деятельности и функционала. Данное недовольство можно связать с отсутствием структуры контроля работы, которая соответствовала бы современным тенденциям тайм-менеджмента и бизнес-менеджмента.

На личную эффективность, как менеджеров, так и руководителей, оказывают влияние различные аспекты, например такие, как: биология, математика, практика и автоматизация (табл. 1).

Личная эффективность менеджера — это совокупность ряда факторов, которые влияют на личное время сотрудника и наоборот. Тайм-менеджмент уже давно перестал быть обычным распределением и учётом рабочего времени, на менеджера влияет: биология, математика, автоматизация и практика.

Если менеджер по-настоящему заинтересован в своей эффективности, то ему стоит озаботится анализом всех данных факторов, изучить их и регулярно применять.

Личная эффективность, как руководителей, так и менеджеров, может зависеть еще от одного показателя — эмоционального интеллекта.

Таблица 1

Аспекты влияющие на личную эффективность

Биология

Автоматизация

Практика

Математика н аналитика

Максимальное потребление кислорода, кислород питает мозг и все основные внутренние органы, соответственно, чем выше потребление кислорода, тем лучше работает мозг н организм. Гормональный фон человека, стимулирование выработки полезных для работы и самочувствия гормонов, так как от гормонального фона зависит здоровье и настроение человека, также гормональный фон напрямую связан с ментальным здоровьем человека и когнитивными функциями. Правильная гигиена сна — нахождение человека в фазах глубокого сна благотворно влияет на силу воли, стрессоустой-чивость, связано с ментальным здоровьем человека

Социальные сети позволяют пользователю со знанием программирования интегрировать в API (способы взаимодействия программ на уровне программного интерфейса приложения) свои наработки для эффективного использования социальных сетей. Таким образом мы можем сделать пост в одной социальной сети, который автоматически выйдет во всех, которые вы укажете. Программирование также является способом автоматизации всего, данный способ самый сложный, но самый очевидный н практичный в итоге.

Например, Flow и Zapier помогают посредством API связать любые программы: от почты до календаря. Таким образом автоматизировать можно всё, например автоматически редактировать и добавлять текст письма в список задач на день, если письмо пришло от начальника. Ситуаций, когда нужно автоматизировать рутинные действия сотни, и все они могут быть реализованы, всегда можно что-то автоматизировать без ущерба функционалу. Данные способы автоматизации помогают сокращать наше время, которое мы тратим на рутинные действия

Четко следуйте дед-лайнам и планируйте весь процесс так, чтобы можно было успеть изменить и внести поправки перед финальной сдачей проекта. Поддерживайте связь с заказчиком и показывайте промежуточные результаты, коммуникация — основа любого успешного проекта.

Контролируйте весь процесс, знайте каждого человека в команде и то, как он работает, привычки и качества, будьте готовы к форс-мажорным ситуациям из-за человеческого фактора и постарайтесь его минимизировать. Умейте правильно учитывать и формулировать задачи так, чтобы успеть их выполнить, плохо исполненная задача — неисполненная задача.

Отдыхайте, давайте себе передышки, невозможно работать 24/7,вы перегорите и разрушите проект и работу

Математики и аналитики в России считаются людьми, которые сидят в уголке офиса и представляют цифры, которые лень считать менеджерам и маркетологам. Поэтому большинство менеджеров среднего звена никогда не станут топами, они не понимают, что если они не будут изучать аналитику, архитектуру баз данных и бизнес-менеджмент, то эффективность личной работы резко побежит ВНИЗ СПУСТЯ определенный временной промежуток

* Составлено автором

В 1912 году немецкий психолог Вильям Штерн рекомендовал диагностировать интеллектуальные способности человека благодаря коэффициенту Щ. Однако, спустя 83 года, американский психолог Дэниел Гоулман высказал свое мнение о том, что более важную роль, чем Щ, сегодня играет коэффициент EQ — эмоциональный показатель интеллекта. Контроль над личными эмоциями и способность безошибочно со-

знавать чужие чувства определяют интеллект точнее, чем способность логически мыслить [3].

Многочисленные исследования уже доказали, что одними из лучших сотрудников являются не те, у кого самый высокий уровень Щ или диплом самого престижного университета, а наиболее успешны во многих сферах деятельности те, кто имеет наиболее высокие показатели EQ и умеют

управлять своими эмоциями в любых ситуациях.

Очень многое сегодня находится в прямой зависимости от так называемого «эмоционального» интеллекта. Дэниел Го-улман дал ему такое определение: «Это способность понять собственные и чужие чувства, и на основе этого мотивировать себя и других, а также использовать в положительном плане контроль над собственными чувствами в отношениях с другими» [3].

Эмоциональный интеллект (EQ) — умение человека управлять собой, своими эмоциями, а также навыки управления другими людьми, их чувствами и эмоциями. В качестве основных характеристик эмоционального интеллекта выступают: самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми [16].

Общий интеллект (Щ) — система познавательных способностей: ощущения, восприятие, память, мышление и др., все умственные умения и знания [16].

Если обратиться к практике и посмотреть сравнительную характеристику уровней Щ и EQ у руководителей, то успех в бизнесе зависит от: Щ — на 15%, EQ — на 85%.

Эмоциональная компетентность руководителя — одна из основных компетенций руководителя. Эмоциональная компетентность руководителя требует от индивида знания основных закономерностей и правил межличностного взаимодействия, развитости эмоционального интеллекта, хорошей адаптивности и свободы владения всеми средствами общения, гибкости и адекватности в выборе психологических позиций. Эмоциональная компетентность руководителя выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и ее специфические проявления в профессиональной управленческой деятельности [9].

Болдырева Н.В. в своей статье «Эмоциональная компетентность современного руководителя в бизнесе», выделила 2 уровня эмоциональной компетентности руководителя влияющих на поведение (табл. 2) [2].

Таблица2

Уровни эмоциональной компетентности руководителя, влияющие на поведение

Высокая эмоциональная компетентность Низкая эмоциональная компетентность

Отходчивость Обвинение

Слушание Непрощение

Эмпатия Защита

Смелость Скованность

Г ибкость Осуждение

Вовлеченность Отрешенность

* Составлено автором.

Руководитель, бесчувственный к эмоциям подчиненных, не способен сконструировать эффективные взаимоотношения с ними. В связи с этим, как правило, он не справляется с задачами мотивации, воодушевления, создания энтузиазма в коллективе для достижения высоких бизнес-успехов [2].

Говорить об эмоциях, осознавать их — значит, управлять ими. Важно понять, что если подавлять эмоции, то они не исчезнут. Эмоции форматируют мышление. Они влияют на наше поведение, наши решения и поступки [2].

Изучая вопросы эмоционального интеллекта и проводя собственные исследования и наблюдения, основанные на личном практическом опыте, Болдыревой Н.В. была разработана матрица элементов эмоционального интеллекта, которую она представила в своей статье: «Эмоциональная компетентность современного руководителя в бизнесе», где она подробно описала элементы эмоционального интеллекта [2].

Представленные в статье элементы эмоционального интеллекта можно оценить, измерить и изменить в лучшую сторону. Если человек — придерживается мнения, «вот я такой, и ничего тут не поделаешь», это одно. Но если мы хотим поработать над своими слабыми сторонами, то мы со временем можем сделать так, что их у нас будет меньше [2].

Также, в своей статье «Эмоциональная компетентность современного руководителя в бизнесе» Болдырева Н.В. рассмотрела 5 типов интеллекта, выделяемые современными психологами, которые наблюда-

ются у руководителей различного уровня: Щ, ¡за EQ, PQ, VQ [2].

Пьер Касс в своей работе обратился к такому показателю как VQ [14].

VQ — показатель жизненной энергии, или, способность руководителей заряжать энергией себя и окружающих. Чем выше VQ, тем сильнее мы хотим развиваться, контролировать происходящее с физической, интеллектуальной и даже эмоциональной точек зрения. Люди с высоким VQ пытаются тем или иным способом улучшить свою жизнь и поэтому могут воздействовать на окружающих [14].

Кроме рассмотренных выше типов интеллекта, Болдырева Н.В. в своей статье

«Эмоциональная компетентность современного руководителя в бизнесе» выделила и другие разновидности интеллекта, которые выделяют современные зарубежные психологи: Ма, FQ, Аа [2].

Болдырева Н.В. в своей статье «Эмоциональная компетентность современного руководителя в бизнесе» заострила свое внимание на показателях, способных измерять эмоциональный интеллект (рис. 4) [2; 18].

Практикуя техники «управления эмоциями», вы приобретете невероятное богатство — знания о себе, о влиянии эмоций на свои мысли и поведение, на свою эффективность и в работе, и в личной жизни [2].

Рис. 4. Показатели, измеряющие эмоциональный интеллект * Составлено автором.

Если изначально, руководитель не обладает навыками управления своими эмоциями, эмоциями других людей, ему можно рекомендовать посетить несколько тренингов посвященных данному вопросу и развить у себя показатели эмоциональной компетентности [2].

Взаимодействуя с разными компаниями, работающими с вопросами Еа и технологиями его оценки, Болдыревой Н.В. были выделены несколько основных тренингов, которые позволят освоить показатели эмоциональной компетентности руководителям разных уровней. Основ-

ные программы тренингов представлены в статье Болдыревой Н.В. «Эмоциональная компетентность современного руководителя в бизнесе» [2; 7].

Сформированные навыки эмоциональной компетентности дают возможность руководителю принимать во внимание свои эмоции и эмоции своих подчиненных как управленческий ресурс и в связи с этим повышать эффективность своей деятельности [2].

Также эмоциональная компетентность руководителя дает возможность грамотно «разруливать» любого рода конфликты,

возникающие в коллективе и в организации в целом.

Усилить ресурсы эмоционального интеллекта возможно, расширяя область своих знаний об эмоциях, применяя различные психологические техники, такие как экспресс-диагностика своих эмоций, техники вербализации чувств, моделирование эмоций и др. [2].

Эмоциональная компетентность позволяет регулировать свое поведение и предчувствовать поведение других людей в той или иной ситуации. Благодаря определенному уровню развития эмоционального интеллекта, у руководителя появляется возможность влиять на свое настроение, самомотивацию и желание работать, а также повышать мотивацию и эффективность, производительность работы других людей [6; 19].

Чтобы направлять свою команду к лучшим результатам, эффективной и продуктивной работе, поддерживать собственное лидерство, организовывать работу большого количества людей, поддерживать положительный психологический климат, решать возникающие конфликты, находить выход из любой ситуации нужно не только осознавать и владеть своими эмоциями, но и грамотно их использовать.

Последнее время в теории и практике менеджмента все более пристальное внимание уделяется не столько практическим навыкам ведения бизнеса, сколько личностным характеристикам менеджеров. На ранних этапах карьеры, овладев основами маркетинга, стратегического планирования, бюджетирования и т.п., молодые и талантливые менеджеры пробивают дорогу наверх совей энергией, способностью принимать нестандартные решения, напором, умением достигать высоких результатов. Как правило таких сотрудников замечают топ-менеджеры или собственники компаний и всячески содействуют им в дальнейшем карьерном росте, предлагая ответственные, высокие посты. И очень часто подобные решения приводят к негативным последствиям не только для компании, но и для тех «молодых и талантливых», которым слишком рано доверили высокий пост.

Эмоциональная зрелость менеджера, на наш взгляд, мало зависит от биологического возраста, скорее это жизненный и профессиональный опыт, помноженный на личные таланты и харизму.

Для руководителей в возрасте иногда представляется сложным пройти через жесткие изменения, необходимые для компании, ввести новые стандарты в производстве и управлении. Также часто пожилым руководителям сложнее справляться с перегрузками и необходимостью работать по 12 часов в день без выходных. Да и цели в данные периоды жизни у человека меняются. В 40-60 лет уже нет необходимости стремиться к накоплению первоначального капитала, созданию имени и репутации и т.д. (что так важно, когда тебе 20-40). Часто в этом возрасте люди, добившиеся выдающихся успехов в бизнесе, начинают мыслить более глобальными категориями, начинают заниматься государственными вопросами, в большей степени стремятся оставить свой след в памяти потомков, а не гоняться за краткосрочной выгодной сделкой. Нет места бурным эмоциям, долгий жизненный опыт подскажет ответ на сложный вопрос.

Все это не избавляет молодых и амбициозных руководителей от необходимости заниматься постоянным как профессиональным, так и личностным саморазвитием, включая тренинги, семинары, чтение умных книжек и журналов. А жизненный опыт придет, хотите вы того или нет. Как правило молодые топ-менеджеры сталкиваются с негативным эмоциональным отношением со стороны подчиненных, однако достаточно редко уделяют этому внимание, поскольку, во-первых, слишком заняты собой, а во-вторых, верят в свою непогрешимость, талант и харизму. С другой стороны, не всегда подчиненные, а также коллеги, могут в открытую высказывать недовольство стилем руководства и поведением топ-менеджера. В этом случае стоит опросить большое число коллег и подчиненных молодого менеджера, собрав их высказывания в отношении него, дать ему возможность ознакомиться с мнениями сотрудников.

Требования для руководителей с точки эмоциональной зрелости:

1. Правильно слушать и воспринимать критику.

2. Не бояться нового. Взвешивать все плюсы и минусы, Умение приспосабливаться к нововведениям.

3. В сложных ситуациях не поддаваться страхам и стрессам.

4. Придерживаться принципа долговременного наслаждения.

5. Не только любить получать, но и отдавать.

6. Проявлять уважение к подчиненным и руководству. Способность войти в положение и простить — не проявление слабости, а черта эмоциональной зрелости.

7. Обладать терпением, не паниковать в сложных ситуациях.

8. Быть готовым рисковать.

Эмоциональной зрелости достичь не

просто. Но ее можно развивать и стараться достигнуть. В наше время считается комплиментом высшей похвалы, если вас удостоили звания эмоционально зрелого человека. Такая личность усовершенствует себя и помогает реализовываться другим. Не допускайте страхи, переживания, стресс и эгоизм в свою жизнь. Старайтесь больше отдавать и любить, дарить и прощать.

Эмоционально компетентному человеку гораздо проще жить и двигаться к реализации своих целей. Особенно это важно в бизнесе и в карьере — правильно общаться со своими клиентами и партнёрами. Всем известно, как много значат в бизнесе успешные переговоры. А на переговорах всегда побеждает более сильный психологически человек, который может управлять своими эмоциями. Практикой доказано, эмоциональная некомпетентность приводит к потерям в бизнесе.

Эмоционально интеллектуальный лидер формирует атмосферу доверия и уважения, заполняет смыслом работу подчиненных, так что они устремляются не только удовлетворить личные потребности, но и принести максимальную пользу организации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для получения максимального успеха в работе, не маловажную роль играет и такой показатель, как «Эмоциональная культура».

Изучая вопросы личной эффективности и эмоциональной компетентности, все авторы данной статьи пришли к мнению, что есть еще один важный аспект, который влияет на нашу работоспособность — это самопрезентация.

Самопрезентация — это то, как человек подает себя в нужном месте в нужное время. Слово «подать» обычно ассоциируется с подачей блюда в ресторане. И это не зря так. Ведь от того, насколько красиво нам подадут продукт кулинарного искусства, будет во многом зависеть и наше настроение и наш выбор.

Встреча с незнакомыми людьми — это всегда напряжение. Секрет эффективной самопрезентации, наверное, в том и состоит, чтобы «расслабить» собеседника, заставить его думать, чтоб ему было общаться с вами легко и вам с ним.

Как известно, в мире существуют и высокообразованные «нули», и менее образованные, не очень-то и талантливые люди, но умеющие правильно продать то малое, чем они обладают. Специалисты в области человеческих ресурсов дают следующие советы:

• учитесь правильно оценивать свою значимость;

• постоянно работайте над своей личностью;

• расширяйте свои знания;

• учитесь правильно «подавать» себя.

Это немаловажно и в управленческой

деятельности. От того, как работник, например менеджер, сможет увлечь клиента, партнера, покупателя, заставит обратить на себя внимание зависит дальнейшая карьера, бизнес. Поэтому самопрезентация играет очень важную роль в управленческой деятельности.

Самопрезентация — это управление впечатлением, которое оратор производит на аудиторию с целью влияния на нее. Влиять на аудиторию необходимо, чтобы достигнуть поставленных целей. В последние годы популярным стало слово «харизма». Дословно с древнегреческого оно означает «притягивать к себе внимание».

Важно, что самопрезентация происходит всегда, независимо от того, насколько оратор себе ее представляет и как к ней относится. Например, два сотрудника соби-

раются выступить на конференции. Один надевает лучший дорогой деловой костюм, белую рубашку, модный галстук, другой — джинсы и старый свитер. Самопрезентацию производят оба! Первый демонстрирует статус, престиж, уважение. Второй — независимость, наивность, самостоятельность.

Для того чтобы оценить эффективность публичного выступления необходимо сразу выделить по каким параметрам будет оцениваться выступление. В первую очередь для выступающего важно:

— кому он рассказывает?

— как он рассказывает?

— как он проявляет себя?

— что рассказывает?

— что использует для этого?

При самопрезентации также важную роль играют: одежда, прическа, тембр голоса, темп речи, уверенность в том, о чем говоришь, эмоциональность.

Хотите быть успешным руководителем, которому готовы довериться, и за которым все готовы идти, развивайтесь, повышайте постоянно свою профессиональную планку, совершенствуйте навыки коммуникаций и старайтесь обсуждать все проблемы и успешные дела со своей командой.

Всем важно знать базовые понятия о бизнес-менеджменте, даже если они работают в другой сфере. Распространенное заблуждение — говорить, что «хороший специалист разбирается только в одном». Хороший специалист всегда видит всю структуру и взаимосвязь отдельных её блоков, их функционирование и роль.

Хороший менеджер должен разбираться в бизнес-аналитике, юриспруденции, статистике, аналитике и ряде других вещей, в деятельности которых он замешан.

Тайм-менеджмент, как понятие, трансформируется в ряд действий, направленных на улучшение связки «время работы-эффективность деятельности».

Эмоционально компетентному человеку гораздо проще жить и двигаться к реализации своих целей, т.к. он способен:

— осознавать себя, свои ощущения и эмоции;

— управлять ими, заставляя работать себе во благо;

— жить в состоянии гармонии и радости;

— бороться со стрессами и усталостью;

— понимать других людей и их эмоции;

— строить с людьми успешные взаимоотношения.

Эмоциональный интеллект в бизнесе показывает:

— необходимость анализировать свои чувства.

— способность ясно выражать свои чувства или умело маскировать их, высказывать свои пожелания в корректной форме.

— возможность понимать чувства других людей.

— способность не только понимать, но и действовать с учетом чувств всех участников конфликта.

Список литературы

1. Болдырева Н.В. Личная эффективность руководителя в современном бизнес-пространстве // Теоретические и методологические проблемы современной педагогики и психологии сборник статей Международной научно-практической конференции. — 2018. — С. 28-35. (дата обращения 23.04.2019).

2. Болдырева Н.В. Эмоциональная компетентность современного руководителя в бизнесе // Мировые цивилизации. — 2018. — Т. 3. — № 2. — С. 8. (дата обращения 23.04.2019).

3. ГоулманД. «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем Щ». — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. — 544 с. (дата обращения 23.04.2019).

4. Демиденко Н.Н., Борисова С.В. Стрес-соустойчивость и эмоциональный интеллект как базовые компетентностные характеристики личности субъекта профессиональной деятельности продаж // Психология труда и управления в современной России: организация, руководство и предпринимательство: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию факультета психологии и социальной работы. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2014. — С. 157-165. (дата обращения 23.04.2019).

5. Жижерина Ю. Повышаем личную эффективность HR-директора // Справочник по управлению персоналом. — С. 31. (дата обращения 23.04.2019).

6. Комеда-Лутц, М. Интеллектуальная эмоциональность. Как обращаться со своими чувствами [Текст]. — М.: Ко-меда-Лутц; пер. с нем. — Харьков: Гуманитарный центр, 2014. — 214 с. (дата обращения 23.04.2019).

7. 4 упражнения на развитие эмоционального интеллекта, которые помогут в бизнесе. — 17 августа 2015. — 7836 Flickr.com (дата обращения 23.04.2019).

8. Авдулова Т. Гендерные аспекты управленческой деятельности. [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.psycho.ru/library/3470 (дата обращения 23.04.2019).

9. Заднепровская А. Эмоциональная компетентность — залог успеха коммуникаций в бизнесе. [Электронный ресурс]. — URL:http://zadneprovskaya.com/ business/emocionalnaya-kompetentnost-zalog-uspeha-kommunikacii-v-biznese/ (дата обращения 23.04.2019).

10. Кобзева В. [Электронный ресурс]. — URL:http: / /www.kobzeva.ru/ upravlenie-emotciiami-v-biznes-sfere (дата обращения 23.04.2019).

11. Личная эффективность руководителя. [Электронный ресурс]. — URL: http://upinc.ru/blog/stati/lichnaya-effektivnost-rukovoditelya/ (дата обращения 23.04.2019).

12. Личная эффективность руководителя бизнеса. [Электронныйресурс]. —URL: https://profikadry-konsaltingovoe. timepad.ru/event/236828/ (дата обращения 23.04.2019).

13. Личная эффективность руководителя. [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.hr-director.ru/article/65934-qqq-16-m3-lichnaya-effektivnost-rukovoditelya (дата обращения 23.04.2019).

14. Пьер Касс. Главное качество лидера — энергия, а не интеллект. [Элек-

тронный ресурс]. — URL: http://www. forbes.ru/column/482 59-glavnoe-kachestvo-lidera-energiya-ne-intellekt (дата обращения 23.04.2019).

15. Самоукина Н. Личная эффективность современного руководителя. [Электронный ресурс]. — URL: http://bizentropy. biz/articles/35-lichnaya-yeffektivnost-sovremennogo-rukovoditelya.html (дата обращения 23.04.2019).

16. Сысоева А., Заднепровская А. Эмоциональная компетентность как фактор успеха. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.zhyvoedelo.com/press/ articles/detail.php?ID=875 (дата обращения 23.04.2019).

17. Чуланова О.Л. Социально-психологические аспекты управления: эмоциональная компетентность руководителя в структуре soft skills (значение, подходы, методы диагностики и развития) // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». — Т. 9. — № 1 (2017). — http://naukovedenie.ru/ PDF/07EVN117.pdf (доступ свободный). (дата обращения 23.04.2019).

18. Шнайдер М.И. Проблема развития эмоционального интеллекта в условиях новой коммуникативной реальности. [Электронный ресурс]. — URL: http://library.isu.ru/ru/resources/ e-library/conf_works_ISU/psy_ soderzhanie/B-24.pdf.

19. Эмоциональная компетентность — залог успеха в бизнесе и в жизни. Статья. Авторские направления личностного роста. [Электронный ресурс]. — URL: http://samopoznanie.ru/articles/ emocionalnaya_kompetentnost__ zalog_uspeha_v_biznese_i_v_ zhiz/#ixzz41vNRn7pW (дата обращения 23.04.2019).

20. Эффективность руководителя: разбираем на примерах. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.hr-director.ru/article/66240-qqq-16-m8-12-08-2016-effektivnost-rukovoditelya-razbiraem-na-primerah (дата обращения 23.04.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.