Bei ini показники зводяться в единий комплексний показник (економжо-соц1ально-техжчний), на ochobî якого i вщбуваеться прийняття ршення про присудження контракту переможцю. ОцЫка показниюв ведеться на ochobî методу багатокритер^льних шкал [3].
Л1ТЕРАТУРА
1. ripaBOBi та практичж аспекти державних закушвель в Украши Семжар-практикум. / MimcrepcrBO економжи Укра'1'ни, Лугансыанформ. - Луганськ, 2-6 жовтня 2000 року. С. 75-76 с.
2. Бушуев С.Д., Морозов В.В. Управление закупками в проектах: в 2-х т./ Украинская ассоциация управления проектами, УкрИНТЭИ. - К.: УкрИНТЭИ,1999.Т.1. -188 с. Т.2. - С. 32-45.
3. Рач О М. До побудови залежностей критер1альних параметр1в, яю використовуються при прийнятп piLueHb. // Bîch. Сх'щноукр. держ. ун-ту. - 1998 - №6 - С. 102-105.
Стаття надмшладо редакци 01.10.2001 р.
УДК 658.562
A.C. Ванюшкин
ВОПРОСЫ КВАЛИМЕТРИИ НА ЭТАПЕ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТА
Использование методов квалиметрии - науки о количественном измерении качества, на этапе разработки концепции проекта обеспечит существенное повышение уровня объективности при описании будущего продукта по проекту. Рис. 1, табл. 1,. ист. 5.
Разработка концепции любого проекта, согласно [1], начинается с его инициализации. Инициализация проекта - это процесс формального признания существования предпосылок его возникновения. Такими предпосылками могут быть благоприятные (для будущего проекта) изменения в конъюнктуре рынка, появление новых технологий, способных либо существенно уменьшить производственные издержки, либо изменить ситуацию на рынке (путем повышения качества продукции) и др. Одним из основных элементов инициализации проекта является описание будущего продукта. Существенное внимание в нем уделяется выявлению тех преимуществ товара перед аналогами конкурентов, которые будут способствовать успешному осуществлению проекта. Однако в большинстве обоснований проектов в Украине (ТЭО, бизнес-планах и пр.) в разделе описания продукта такие преимущества либо обоснованы необъективно, либо вовсе не изложены. Избежать указанных недостатков, по нашему мнению, возможно с помощью применения принципов и методов квалиметрии - науки о количественном измерении качества.
Квалиметрия как наука о количественном измерении качества начала развиваться в 80-е годы. В отличие от метрологии, в квалиметрии основное внимание уделяется не измерению качества, а оценке показателей качества. Показатели (признаки) качества продукции объединяются [2] в 5 основных групп: технико-эксплуатационные: мощность, производительность,
грузоподъемность, вместимость и т.д.;
надежности и долговечности: безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, ресурс, гарантийный срок и т.д.;
технологические: трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость изготовления единицы продукции, прогрессивность методов обработки, сборки и др.;
- стандартизации и унификации: коэффициенты стандартизации, унификации, однородности, повторяемости и т.д.;
эргономические и эстетические, которые определяются органолептическими методами: внешний вид продукции, его соответствие моде, удобство работы и др.
Очевидно, что те или иные из приведенных показателей качества будут применены в зависимости от конкретного вида продукции. Все производимые виды продукции сведены в 5 основных групп [3]:
сырье и топливо: полезные ископаемые, жидкие и газообразные топлива, естественные строительные материалы, сельскохозяйственная продукция; материалы и продукты: металлические заготовки, химические продукты, смазочные масла, искуственные строительные материалы, медицинские препараты, пряжи, ткани, кожа, электрические и радиодетали; расходные изделия: аптекарские и парфюмерные товары в промышленной упаковке, провода, кабели, катушки нитей, бутылки напитков, кондитерские изделия, бочки и баллоны с топливом и газами и т.д.;
неремонтируемые изделия: электрические и механические комплектующие изделия, кирпичи, плитки, крепежные детали;
ремонтируемые изделия: машины, оборудование, транспорт, измерительные приборы, электроаппаратура, агрегаты, блоки и узлы технических устройств, швейные и трикотажные изделия, мебель, бытовая техника и т.д.
При оценке качества сырья и топлива применяются такие показатели, как трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость, однородность, сохраняемость. Для материалов и продуктов используются аналогичный состав показателей, а в некоторых случаях и показатель транспортабельности. При оценке качества расходных изделий к перечисленным показателям добавляются эргономические и эстетические свойства. Для следующей группы товаров добавляются показатели безотказности, долговечности, стандартизации и унификации. Оценка последней группы товаров требует наличия, кроме перечисленных свойств, показателя ремонтопригодности.
Целевая направленность методов квалиметрии состоит в количественном обосновании решений об уровне качества продукции. Аппарат квалиметрии отличается от применяемого в метрологии: если в последней наибольшее распространение имеют методы контроля качества, то в первой преимущество имеют методы, в той или иной мере связанные с экспертными оценками.
Всем методикам квалиметрии присущи следующие общие принципы: качество продукции рассматривается как иерархическая совокупность ее свойств с точки зрения потребителя, любое свойство может быть оценено и количественно выражено;
проводится различие между понятиями "измерение" и "оценка". Измерение предполагает наличие единиц измерения и использование абсолютных величин, а оценка - наличие эталона для сравнения, безразмерность и использование относительных величин. Эталон - это образец продукции, максимально удовлетворяющий требованиям потребителя. ка>кдое из свойств, составляющих качество, характеризуется не только количественным параметром оценки, но и относительной значимостью (весомостью) в общей совокупности свойств. Значимость свойств продукции также определяется в соответствии с требованиями потребителя.
В зависимости от состава операций оценки, методы квалиметрии делятся на дифференциальные и комплексные. Дифференциальный метод основан на сопоставлении совокупности значений единичных показателей
качества с совокупностью их базовых значений. Комплексный метод применяется при оценке уровня качества сложной продукции, который характеризуется значением обобщенного показателя качества.
При использовании дифференциального метода оценки качества продукции не должны выходить за допустимые пределы. Нижний предел диктуется эксплуатационными требованиями, а верхний - нормативными ограничениями и экономической целесообразностью. Рассчитывают относительные значения показателей качества по формуле:
р Р -
1 таз. . ..
Ч: ■ ; ИЛИ С/, - . (-1)
1 баз.
где Р1баз - нормативное значение оценки свойства; Р, - оценка свойства конкретного изделия.
Первый вариант формулы применяется при использовании нижнего предела, а второй - верхнего. При использовании рассматриваемого метода весомость отдельных свойств не определяется, т.к. ее заменяют относительные значения показателей качества. Дифференциальный метод наиболее широко применяется при оценке товаров, принадлежащих к первым двум из приведенных пяти основных групп продукции.
Комплексный показатель качества продукции может быть выражен двумя способами:
функциональной зависимостью главного (интегрального) показателя от
исходных (единичных) свойств;
средневзвешенным показателем качества продукции.
Функциональная зависимость подразумевает определение математической модели использования продукции по назначению и применяется, в основном, при оценке сложных механизмов и оборудования. Для большинства потребительских товаров построение функциональной зависимости либо сильно затруднено, либо невозможно. В этом случае применяют метод средневзвешенных показателей качества продукции. Определение взвешенного показателя различается от того, какую среднюю используют: арифметическую или геометрическую (последняя используется для оценки качества разнородной продукции). При использовании средней арифметической комплексный показатель качества определяется следующим образом:
е£=2>,.*7>(1 (2)
где т, - весомость свойства; Р, - оценка свойства в баллах.
При использовании средней геометрической, комплексный показатель определяется по формуле:
<2п=п{р ,)>»>, (3)
где т, - весомость свойства; Р] - оценка свойства в баллах.
Комплексный метод используется для товаров, принадлежащих к последним трем из указанных пяти основных групп продукции. Для оценки продукции группы расходных изделий применяются взвешенные показатели, а для неремонтируемых и ремонтируемых изделий используется либо функциональная зависимость, либо взвешенные показатели качества.
Процедуры оценки качества продукции предполагают использование приведенных [2] алгоритмов, различающихся в зависимости от используемого
метода оценки. При использовании дифференциального метода алгоритм имеет вид:
назначение интервалов изменения значений показателей качества; выбор базовых показателей качества;
- определение вида зависимости между показателями свойств продукции и оценками их качества Р,;
вычисление оценок отдельных показателей.
Применение комплексного метода оценки качества продукции предполагает использование следующего алгоритма:
составление иерархической структуры свойств продукта; повторение приведенных выше элементов предыдущего алгоритма; выбор шкалы размерностей комплексной оценки качества Qy ; определение метода нахождения весомостей отдельных свойств т1; выбор метода сведения воедино оценок отдельных свойств Р, (выбор используемой средней);
- вычисление комплексной оценки качества.
Значения показателей качества продукции и оценок их свойств - это не одни и те же величины. Существуют различные способы перехода от количественных (качественных) характеристик к их балльным оценкам. Метод логарифмирования предполагает определение оценок качества по следующей формуле:
Р, =с*\о%п К, +</, (4)
где К, - показатель качества продукции; Р, - его оценка; с, <1 - константы; п - размерность принятой балльной шкалы единичного показателя.
Метод экспертных кривых основан на построении графических зависимостей, где на оси абсцисс откладываются значения показателя качества К ¡, а на оси ординат - значения оценок показателя качества Р \ в баллах.
Составление иерархической структуры свойств продукта необходимо для объективного последующего сведения воедино всех единичных показателей качества. При построении структурной схемы показателей качества необходимо выполнить следующие 4 условия [4]:
классификационный признак деления вышестоящего показателя на
нижестоящие должен быть единым для всех последних;
число показателей однородной группы, стоящих на одном уровне иерархии,
не должно быть большим 5 - 7 для обеспечения объективности оценки
качества;
повторение показателей качества на двух и более уровнях иерархии недопустимо;
число показателей качества, входящих в однородные группы на одном уровне структурной схемы, не должно резко отличаться.
Выполнение всех этих условий обеспечивает объективность определения весомости свойств.
Методики оценки качества различаются между собой также по способу нахождения весомости отдельных свойств. Согласно [2], определение весомости показателей качества является более трудной задачей, чем их балльная оценка. Методы нахождения весомости отдельных свойств классифицируются следующим образом:
методы, базирующиеся на стоимостном принципе;
методы, основанные на экспертных оценках (эвристический принцип);
комбинированные методы;
статистические методы и методы, основанные на вероятностном подходе.
Все вышеперечисленные методики базируются на следующих единых принципах:
признаки качества должны быть объективно необходимыми;
значимость каждого признака обуславливает количество баллов его оценки,
отличное от других;
диапазон балльной шкалы должен быть минимально необходимым для объективной оценки свойств.
Стоимостной метод определения весомости основан на сопоставлении удельных весов денежных и трудовых затрат на обеспечение различных свойств продукции в общей сумме затрат. При этом, значение весомости свойства пропорционально удельному весу затрат на его обеспечение:
Л/- Л . (5)
где - стоимость свойства; п - число свойств.
По нашему мнению, данный подход нецелесообразно применять к потребительским товарам, т.к. происходит подмена значимости свойств для потребителя значимостью для производителя, оценки которых не всегда совпадают.
Статистический метод основан на построении приближенных зависимостей между оценками отдельных свойств продукции и значениями ее показателей качества. Согласно [3], данный метод целесообразно применять в тех случаях, когда имеющееся число вариантов продукции достаточно велико и превосходит число выбранных показателей. Самым распространенным в данной группе методов является метод определения регрессионных зависимостей, в котором найденный коэффициент регрессии приравнивается к значению весомости единичного свойства. Способ нахождения коэффициента регрессии различается в зависимости от используемой средней. При использовании средней арифметической формула имеет следующий вид:
к р
- * I , (6)
К Р ;
где К - значение показателя качества; Р - его оценка; ц - коэффициент
регрессии.
При использовании средней геометрической имеем:
= (7)
Л Г
В приведенных формулах ^ определяется по методу наименьших квадратов.
К группе статистических методов относится также метод предельных значений, рассмотренный в [3]. Он применяется в тех случаях, когда известны проверенные на опыте предельно допустимые значения оценок показателей качества продукции. Способ определения весомости также различается в зависимости от используемой средней. При использовании средней арифметической формула имеет следующий вид:
Л/, - Л (8)
Р - Р
I IпреО.
где Р1 и Р,„реа - среднее и предельное значение оценки свойства;
к - постоянный множитель.
При использовании средней геометрической имеем:
—V-- (2)
тред.
Выбор X в приведенных формулах осуществляется по стоимостному принципу, но, согласно уже высказанному мнению, происходит подмена значимости свойств для потребителя значимостью для производителя.
Следующий метод из группы статистических - вероятностный -базируется на предположении, что среди свойств товара всегда можно найти "конкурирующее" свойство, стремящееся к определенному эталону [2]. Согласно этому методу
х/(Ю)
'эт.
где Рэт - показатель эталона.
Таким образом, чем ближе оценка свойства к показателю эталона, тем выше его значимость.
Метод экспертных оценок (эвристический метод) основан на усреднении оценок весомостей, даваемых группой экспертов. На основе этого принципа весомость определяется в большинстве методик оценки качества. Для оценки весомости в большинстве случаев используется средняя арифметическая:
Л/ - 1 *±»1 (11)
N
где т, - оценка весомости отдельным экспертом; N - число экспертов.
По способам проведения опросов метод экспертных оценок классифицируется на подметоды предпочтения, ранга, попарного сопоставления, последовательного сопоставления и т.д.
Как справедливо указано в [3], целесообразно сочетать экспертный метод с методами, основанными на применении объективных исходных данных. По нашему мнению, в качестве таких методов могут быть использованы рассмотренные выше методы предельных значений и вероятностный. Достоинствами этих методов, позволяющими использовать их в сочетании с экспертными оценками, являются объективная зависимость между балльными оценками показателей качества и их весомостью. Для исключения существенной разницы стоимостей свойств, используемой в стоимостном методе, сравниваемые товары должны быть расположены приблизительно в одинаковом ценовом диапазоне.
Для того, чтобы использовать метод предельных значений в сочетании с экспертным, необходимо решить вопрос о значении А. в формуле этого метода. Для этого, по нашему мнению, нужно проверить (предположить или определить по аналогии) эластичность свойств товара по отношению к спросу на рынке. В [1], в разделе управления качеством, приводится диаграмма Парето, сущность которой сводится к соотношению между собой упорядоченного по частоте (рангу) числа проявления причин возникновения (факторов) ухудшения качества продукции и количества возникающих вследствие этого дефектов (рис.1). Данная диаграмма является графическим отображением закона Парето, который гласит, что относительно малое число факторов способствует возникновению наибольшего количества дефектов.
По нашему мнению, закон Парею можно использовать для определения эластичности свойств. Предлагается приближенно определять эластичность по имеющейся разнице между минимальным и максимальным значениями показателей в баллах. Для этого, первоначально нужно провести экспертную оценку без учета весомости свойств. Чем меньше разница между максимальной и минимальной оценками показателя в баллах при одинаковом изменении спроса (предположим предел = 0), тем выше его эластичность. При этом, исходим из предположения, что конкуренты сами "чувствуют" наиболее важные для успеха на рынке свойства и стремится "держать" их на уровне не ниже, чем у соперника. Таким образом, имеем:
i = АР = РтйХ - Ртт , тогда М, = ; (12)
Л Г " 1 шах
Р
1 тзх/
1 = / Тогда М, = Р,пт . (13)
Я Р ■ Р/
mm ^ р
/ шах
Одной из серьезных проблем квалиметрии является оценка эстетических свойств товара и ее достоверность [5]. На этот вопрос существуют различные точки зрения:
эстетические свойства являются объективной характеристикой предмета, которая может быть измерена в натуральных или относительных единицах; эстетическая характеристика предмета - явление субъективное, не поддающееся объективизации при его оценке. Эстетические качества различных объектов несоизмеримы количественно, экспертные балльные оценки эстетического повторно невоспроизводимы, а научно обоснованных критериев оценки эстетического быть не может;
промежуточная позиция - самая распространенная. Эстетическое явление является объективно-субъективным, т.е. оно включает в себя характеристики, свойственные как предмету, так и человеку.
Эстетические свойства предмета не тождественны его физическим, химическим и другим природным свойствам, которые могут быть измерены с помощью приборов, проверены химическими реактивами или испытаны в лабораторных условиях. Они могут проявляться по-разному в зависимости от
групп потребителей продукции и изменяться во времени (изменения моды, вкусов, предпочтений потребителей).
Эстетические свойства наиболее характерны для группы расходных изделий (потребительских товаров). Для неремонтируемых и ремонтируемых изделий, не являющихся товарами промышленного назначения, используются эргономические характеристики, т.е. удобство в пользовании. Значимость эстетических свойств неодинакова для товаров разных видов. Так, согласно [5], наибольшей значимостью эстетические свойства обладают при оценке ювелирных изделий (80 - 95%), далее следуют керамические и хрустальные изделия (сервизы, люстры) - 60 - 80%, для одежды и обуви этот показатель составляет 40 - 60%, эстетические свойства мебели имеют значимость от 30 до 50%, далее бытовая техника - 20 - 45%.
Показатели эстетики, как и другие ранее рассмотренные, также имеют свою структуру, зависящую от вида товаров. Так, показатель информационно-образной выразительности может иметь весомость до 40% у ювелирных изделий, целостности композиции - до 30%, рациональность формы (эргономический показатель) - до 60% у строительных материалов, до 40% у бытовых приборов, тщательности исполнения - от 10% до 20%, сохранности товарного вида - от 10% до 20%. Необходимо отметить, что эксперты при оценке эстетических свойств ориентируются на свой вкус, т.к. для более точной ориентации на вкус потребителя необходимо проводить отдельное, часто дорогостоящее маркетинговое исследование.
В практике оценки потребительских свойств товаров нередки случаи, когда тот или иной признак не повторяются у конкурентов, вследствие чего такие свойства называют особенными или отличительными. Отличительные свойства в большинстве случаев принадлежат к рассмотренным ранее группам, но в то же время стоят "особняком" в пределах одного уровня иерархии. По нашему мнению, свойства товаров можно причислять к особенным только если речь идет о качественных, а не о количественных характеристиках. Для обеспечения достоверности оценки отличительных свойств продукции предлагается использовать вероятностный принцип определения их весомости. Оценка особенного свойства товара будет представлять собой оценку его весомости по отношению к комплексному показателю качества. Тогда:
М = —, (14)
&
где О 2 - комплексный показатель качества использован вместо показателя эталона.
Результаты оценки качества продукции оформляются в виде таблицы 1. В дополнение к ранее рассмотренным пяти признакам качества продукции предлагается использовать показатель уровня сервиса, т.е. послепродажного обслуживания. Его возможно применять для товаров, принадлежащих к последним двум из пяти приведенных выше групп продукции. Показатель сервиса может быть структурирован в зависимости от конкретного вида товара.
Таблица 1
Оценка качества будущего продукта по проекту в сравнении с существующими
аналогами
Группы свойств Количество баллов Весомость (в %) Взвешенные оценки
Проект Аналоги Проект Аналоги Проект Аналоги
1. Технологические показатели
Комплексный показатель
2. Технико- эксплуатационные показатели
Комплексный показатель
3. Показатели стандартизации и унификации
Комплексный показатель
4. Показатели надежности и долговечности
Комплексный показатель
5. Эстетические и эргономические показатели
Комплексный показатель
6. Уровень сервиса
Комплексный показатель
Сводный комплексный показатель 1-6
7. Отличительные свойства (в % к сводному комплексному показателю)
8. Итоговый комплексный показатель
ЛИТЕРАТУРА
1. Путеводитель в мир управления проектами. Комитет по стандартам PMI. - пер. с англ. -Екатеринбург., 1998г. - 190с.
2. Измерение качества продукции / Под ред. Гличева A.B. -М.: Издательство стандартов, 1981г. - 320с.
3. Прикладные вопросы квалиметрии / Под ред. Гличева A.B. -М.: Издательство стандартов, 1983г. - 130с.
4. Методика применения экспертных методов для оценки качества продукции. Государственный комитет стандартов при Совете Министров СССР. - М.: 1980 г. - 50с.
5. Федоров М. В. и др. Экспертиза качества товаров. - М.: Экономика, 1984 г. - 205с.
Стаття надмшла до редакцм 12.07.2001 р.