Научная статья на тему 'Вопросы квалификации сбыта через розничную аптечную сеть лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующее вещество сибутрамин'

Вопросы квалификации сбыта через розничную аптечную сеть лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующее вещество сибутрамин Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
660
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕД ЗДОРОВЬЮ / РЕЦЕПТ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ / СБЫТ / HEALTH INJURY / PRESCRIPTION / SOCIAL DANGER / SALE

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Винокуров Виктор Николаевич, Чугаев Валерий Валерьевич

В статье рассматриваются проблемы квалификации сбыта лекарственных препаратов, содержащих сибутрамин, через розничную аптечную сеть. Учитывая распространенность сбыта через розничную аптечную сеть лекарственных препаратов, содержащих сибутрамин, а также то, что общественное мнение не воспринимает такие действия как преступление, авторы статьи предлагают свои способы разрешения указанной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF QUALIFYING THE SALE OF DRUGS CONTAINING A POTENT SUBSTANCE SIBUTRAMINE THROUGH THE RETAIL PHARMACEUTICAL SYSTEM

The problems of qualifying the sale of drugs containing a potent substance "Sibutramine" through the retail pharmaceutical system are considered in this article. Taking into account the prevalence of the sales of these drugs through the retail pharmaceutical system as well as the fact that public doesn't take such acts as crimes the authors suggest their own ways of solution of the stated problem.

Текст научной работы на тему «Вопросы квалификации сбыта через розничную аптечную сеть лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующее вещество сибутрамин»

УДК 343.3

Виктор Николаевич ВИНОКУРОВ, Валерий Валерьевич ЧУГАЕВ,

доцент кафедры уголовного права и криминологии преподаватель кафедры угол°вног° права и

Сибирского юридического института ФСКН России криминологии Сибирского юридического института

(г. Красноярск), кандидат юридических наук, доцент ФСКН России (г\ Красноярск)

ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ СБЫТА ЧЕРЕЗ РОЗНИЧНУЮ АПТЕЧНУЮ СЕТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ, СОДЕРЖАЩИХ СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩЕЕ ВЕЩЕСТВО

СИБУТРАМИН

ISSUES OF QUALIFYING THE SALE OF DRUGS CONTAINING A POTENT SUBSTANCE SIBUTRAMINE THROUGH THE RETAIL

PHARMACEUTICAL SYSTEM

В статье рассматриваются проблемы квалификации сбыта лекарственных препаратов, содержащих сибутрамин, через розничную аптечную сеть. Учитывая распространенность сбыта через розничную аптечную сеть лекарственных препаратов, содержащих сибутрамин, а также то, что общественное мнение не воспринимает такие действия как преступление, авторы статьи предлагают свои способы разрешения указанной проблемы.

The problems of qualifying the sale of drugs containing a potent substance "Sibutmmine" through the retail pharmaceutical system are considered in this article. Taking into account the prevalence of the sales of these drugs through the retail pharmaceutical system as well as the fact that public doesn't take such acts as crimes the authors suggest their own ways of solution of the stated problem.

Ключевые слова: вред здоровью, рецепт, общественная опасность, сбыт.

Keywords: health injury, prescription, social danger, sale.

В последние несколько лет достаточно широко распространены биологически активные добавки, содержащие в составе сильнодействующее вещество сибутрамин (вещество, применяемое при лечении ожирения). При этом в письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 сентября 2006 г. №0100/ 10032-06-23 об обнаружении сибутрами-на в БАД "Капсулы для похудения «Жуй-

дэмэн»" указывалось: "Капсулы для похудения «Жуйдэмэн» опасны для здоровья".

Применение положений ст.234 УК РФ к лицам, сбывающим в частном порядке БАДы, содержащие сильнодействующее вещество сибутрамин, сложностей не вызывает.1 Проблемы применения указанной нормы возникают при сбыте лекарственных препаратов, содержащих сибутрамин, через розничную аптечную сеть без рецепта.

Так, в отдельных регионах у сотрудников отделов по контролю за легальным обо-

ротом наркотиков сформировалось мнение, что раз аптеки предназначены для отпуска лекарств, то и продажа без рецепта препаратов, содержащих сибутрамин, является только административным правонарушением, и в соответствии со ст. 14.2 КоАП РФ, предусматривающей наказание за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, к ответственности следует привлекать не физическое, а юридическое лицо. Но если сотрудник аптеки, скупив в аптеке лекарственные средства, затем продает их уже как частное лицо, то тогда в его действиях имеются все признаки состава преступления, предусмотренного ст. 234 УК РФ. Такая позиция основывается на том, что приказом Мин-здравсоцразвития РФ от 26 августа 2011 г. №1000ан "О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации" отменен приказ от 13 сентября 2005 г. №578 "Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача". А, по мнению некоторых правоприменителей, раз нет такого перечня, то все лекарства можно продавать без рецепта.

Однако отмена приказа №578 обусловлена принятием Федерального закона от 12 апреля 2010 г. №61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", в соответствии с которым условия отпуска лекарственных препаратов должны быть указаны в регистрационных документах производителя. Кроме этого инструкцию к любому лекарственному препарату можно посмотреть на сайте Минздравсоцразвития РФ (htp://www.minzdravsoc.ru) в портале по ведению государственного реестра лекарственных средств (htp://grls.rosminzdrav.ru). Необходимо зайти в базу Государственного реестра лекарственных средств, выбрать лекарственный препарат и в регистрационном свидетельстве в пункте 10 открыть инструкцию по применению лекарственного препарата, в котором указаны условия его отпуска. Следовательно, приказ Минздравсоцразвития России от 1 3

сентября 2005 г. №578 "Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача", был отменен не потому, что государство отказалось от контроля в сфере продажи лекарственных препаратов, а в связи тем, что перечень лекарственных препаратов очень объемен и часто дополняется, а развитие информационных технологий позволяет получить информацию о лекарственном препарате через сеть Интернет.

Кроме этого в письме Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Минздравсоц-развития РФ от 8 апреля 2010 г. №04и-321/10 "О порядке отпуска лекарственных средств, содержащих сибутрамин", отмечается, что в связи с получением новых данных о безопасности лекарственных препаратов, содержащих сибутрамин, необходимо уделять особое внимание порядку отпуска данных лекарственных средств в аптечных учреждениях. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. №964 "Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ №234) все лекарственные формы, какими бы фирменными (торговыми) названиями они ни обозначались, в состав которых входит сибутрамин в сочетании с фармакологическими неактивными компонентами, являются сильнодействующими веществами. Также было обращено внимание на то, что лекарственные средства, содержащие сибутрамин, не были включены в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, утвержденный приказом Минздравсоцраз-вития России от 13 сентября 2005 г. №578, в связи с чем данные лекарственные препараты подлежали рецептурному отпуску. Согласно пункту 2.2 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Рос-

- lll -

сии от 14 декабря 2005 г. №785, указанные препараты и сейчас отпускаются по рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы №107/у.

В то же время применение ст. 14.2 КоАП РФ, устанавливающей наказание за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, неправомерно. Перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена, содержится в Указе Президента РФ от 30 января 2000 г. №2111 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена", согласно которому запрещена свободная реализация ядов, наркотических средств, психотропных веществ и лекарственных средств, однако указаний на сильнодействующие вещества в нем нет. Среди изученных нами 50 решений судов административное наказание по ст. 1 4.2 КоАП РФ назначалось лицам, незаконно сбывающим по месту жительства разведенный этиловый спирт, отнесенный к продукции, свободная реализация которой запрещена.

Согласно п.18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 1 8 ноября 2004 г. №23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем" в тех случаях, когда лицо, имея целью извлечение дохода, занимается незаконной деятельностью, ответственность за которую предусмотрена иными статьями УК РФ (например, незаконным изготовлением огнестрельного оружия, боеприпасов, сбытом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов), содеянное им дополнительной квалификации по ст.171 УК РФ не требует. Так, если продавец оружейного магазина продаст кому-либо без лицензии гладкоствольное ружье, то действия продавца следует квалифицировать по ч. 4 ст. 222 УК РФ. Следовательно, в действиях работника аптеки, продавшего без рецепта, лекарственные средства, содержащие си-бутрамин, есть состав преступления, предусмотренного ст. 234 УК РФ.

Следующим доводом против непризнания сбыта лекарственных препаратов, содержащих сибутрамин, через аптеку без рецепта преступлением, выступает то, что многие лекарственные препараты, содержащие наркотическое средство кодеин, продавались без рецепта. Следовательно, возникал вопрос, почему следует признавать преступлением сбыт лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующее вещество сибутрамин. Однако, для того чтобы из лекарственных препаратов извлечь кодеин, необходимо провести ряд действий по растворению и выпариванию кодеина, в результате чего получается де-зоморфин, внутривенное ведение которого ведет к смерти человека через год-два вследствие попадания в организм и оказания наркотического воздействия не кодеина, а его смеси с другими веществами. Таким образом, кодеин является трудноиз-влекаемым веществом, в то время как лекарственные препараты "Линдакса" и "Ме-ридиа", содержащие сибутрамин, запиваются водой и никаких химических реакций совершать с ними для извлечения сибутра-мина не надо.

Следующим доводом непризнания сбыта через аптеку без рецепта лекарственных препаратов, содержащих сибутрамин, преступлением, является утверждение о том, что субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 234 УК РФ, характеризуется прямым умыслом, а работники аптек, продающие сибутрамин через аптеки, действуют с косвенным умыслом. Согласно ч. 2 ст. 25 УК РФ преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления. Поскольку фармацевты и продавцы, работающие в аптеках, имеют специальное образование, они знают, что сибутрамин является сильнодействующим веществом, и знают его действие на организм человека. Соответственно, продавая лекарственные препараты, содержащие сибутрамин, без ре-

цепта, т.е. без назначения врача, они осознают, что употребление этих препаратов без назначения врача причинит вред здоровью лицам, их покупающим, а также сознают неизбежность наступления негативных последствий. Если они осознают неизбежность наступления этих последствий, то, соответственно, они желают их наступления, поскольку желаемыми являются не только те последствия, которые приятны виновному, доставляют ему внутренне удовлетворение, но и те, которые при внутренне отрицательном эмоциональном отношении к ним со стороны виновного представляются ему тем не менее нужными или неизбежными на пути удовлетворения потребности, ставшей побудительной причиной к действию.2 Так, из 17 изученных нами решений суда по фактам сбыта сибутрамина через аптеки в 1 4 случаях были вынесены обвинительные приговоры в особом порядке, без проведения судебного разбирательства, а в одном случае суд принял решение об освобождении от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК РФ), когда подсудимые признавали свою вину, согласившись с предъявленным обвинением.

Следует отметить, что сбыт сибутрами-на без рецепта через аптеки, не входящие в сеть государственных аптек, очень распространен, поскольку для того, чтобы врач выписал рецепт для приобретения сибутрамина, пациенту необходимо попасть на прием к врачу, чего люди не желают делать по разным причинам. Поскольку упаковка лекарственного средства, содержащего сибутрамин, стоит около тысячи рублей, работники аптек, стремясь получить прибыль, отпускают его без рецепта. Сибутрамин, как все лекарственные препараты, имеет побочное действие, но в то же время при его приеме не увеличивается доза, он не вызывает привыкание, его отмена не влечет состояние абстиненции, в то время как употребление БАДов, продаваемых частными лицами, в состав которых, наряду с сибутрамином, входят и иные вещества, причиняет вред здоровью. Это позволяет предположить, что при сбы-

те лекарственных препаратов, содержащих сибутрамин, через аптеку без рецепта в действиях лица имеются все признаки состава преступления, предусмотренного ст. 234 УК РФ, но такие действия не являются преступлением вследствие малозначительности деяния (ч. 2 ст. 14 УК РФ). Однако результаты изучения приговоров свидетельствует, что это не всегда так. Из 14 изученных нами обвинительных приговоров, рассмотренных в особом порядке, в 6 случаях суды назначили наказание в виде штрафа в размере одной тысячи рублей, в 4 - в размере двух тысяч рублей, в 2 - в размере двадцать пять и шестьдесят тысяч рублей. По 2 приговорам назначено наказание в виде лишения свободы -3,5 года с отбыванием условно и 1 год и

2 месяца с реальным отбыванием наказания в колонии общего режима. При этом санкция ч. 3 ст. 234 УК РФ, по которой были квалифицированны действия подсудимых, до дополнения УК РФ таким видом наказания, как принудительные работы, предусматривала наказание в виде штрафа до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы осужденного или иного дохода осужденного до одного года либо лишение свободы на срок до 8 лет.

В то же время в ряде регионов сотрудники прокуратуры, контролирующие деятельность сотрудников, осуществляющих контроль за легальным оборотом наркотиков, полагают, что продажу в розницу через аптеку лекарственных препаратов следует рассматривать не как сбыт - деяние, предусмотренное ч.ч. 1- 3 ст. 234 УК РФ, а как их отпуск - действие, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 234 УК РФ, при условии, что незаконный отпуск повлек их хищение или причинение иного существенного вреда. А поскольку указанных последствий при продаже лекарственных препаратов, содержащих сибутрамин, нет, такие действия нельзя признавать преступными. Однако согласно п. 6 Правил хранения, учета и отпуска ядовитых наркотических и сильнодействующих лекарственных средств на фармацевтических производственных

предприятиях, утвержденных приказом от

З июля 1968 г. №52З "О порядке хранения, прописывания, отпуска и применения ядовитых, наркотических и сильнодействующих лекарственных средств", отпуск ядовитых и наркотических лекарственных средств производственному отделению (цеху) производится в количестве, необходимом для выпуска продукции одной серии, по требованиям начальника цеха и с разрешения руководителя предприятия или его заместителя. Таким образом, отпуск сильнодействующих веществ - это их передача в целях изготовления лекарственных препаратов, а продажу через розничную аптечную сеть следует рассматривать как их сбыт.

В ряде случаев уголовные дела, возбужденные по факту сбыта препаратов, содержащих сибутрамин, через аптеку без рецепта, доходят до суда, где под различными предлогами возвращаются на доследование или прекращаются. Так, Н., работая фармацевтом аптечного пункта, находясь на рабочем месте, зная о том, что медицинский препарат "Меридиа" содержит сильнодействующее вещество сибутрамин, в ходе проводимого сотрудниками Усть-Кутского МРО УФСКН России по Иркутской области оперативно-розыскного мероприятия "проверочная закупка" незаконно сбыла Т., привлеченному в качестве покупателя, за 905 рублей 90 копеек, путем продажи без рецептурного бланка формы №107/у, одну упаковку лекарственного средства "Меридиа", содержащего сильнодействующее вещество сибутрамин, массой 0,14 г, совершив тем самым преступление, предусмотренное ч.З. ст. З0 ч. 1 ст. 2З4 УК РФ. В судебном заседании подсудимая Н. свою вину не признала. Выражая свое отношение к предъявленному обвинению, суду она пояснила, что отпустила без рецепта медицинский препарат для похудения "Меридиа", который должен был реализовываться только при предъявлении соответствующего рецепта, но умысла на незаконный сбыт сильнодействующего вещества у нее не было, поскольку в каждой аптеке города лекарства отпускаются без

рецептов, потому что врачи их не выписывают. Достаточно странное обоснование своей невиновности. Так, человек, обвиняемый в получении взятки, не будет признавать своей вины, ссылаясь на то, что все кругом берут взятки, приведя в качестве доказательства мнение экспертов об уровне взяточничества.

Государственный обвинитель заявил в судебном заседании ходатайство о возвращении дела прокурору, поскольку при описании преступного деяния в обвинительном заключении были допущены неточности в изложении диспозиции статьи, описательная часть обвинительного заключения противоречила выводам и указанной квалификации действий подсудимой. На основании этого ходатайства дело было возвращено на доследование для устранения допущенных недостатков. Представляется, такое основание для возвращения формальное, поскольку такое грубейшее процессуальное нарушение было бы выявлено во время предварительного слушания и дело вообще бы не рассматривалось по существу.

В другом случае Т., являясь фармацевтом аптеки, достоверно зная о том, что лекарственное средство "Меридиа" содержит сильнодействующее вещество сибутра-мин, запрещенное в свободном обороте, получив от покупателя Р., осуществлявшего проверочную закупку, деньги в сумме 3283 рубля, незаконно продала ему без рецептурного бланка формы №107/у 84 капсулы лекарственного средства "Мери-диа" в одной упаковке, содержащее в своем составе сильнодействующее вещество сибутрамин и являющееся сильнодействующим веществом, общей массой 26,46 г, что является крупным размером. Действия Т. были квалифицированны по ч. 3 ст. 30 ч.3 ст. 234 УК РФ. Однако суд по непонятным причинам переквалифицировал действия Т. на ч. 3 ст. 30 ч. 1 ст. 234 УК РФ. В ходе судебного заседания подсудимая Т. заявила ходатайство о прекращении в отношении нее уголовного дела в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК РФ), так как преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 234 УК РФ, относилось к преступ-

лениям средней тяжести. Суд удовлетворил ходатайство, поскольку Т. ранее не была судима, положительно характеризовалась по месту жительства и работы, вину признала и раскаялась в содеянном, вследствие чего не представляла общественной опасности.

Таким образом, как мы видим, существуют самые разные надуманные основания не признавать преступлением сбыт лекарственных препаратов, содержащих сибутрамин, без рецепта через розничную аптечную сеть.

В последнее время в связи с тем, что лекарственные препараты "Линдакса" и "Меридиа", содержащие сильнодействующее вещество сибутрамин, которые производились в Чехии, больше не поступают на отечественный рынок, в продаже появился отечественный препарат "Редуксин", отличие которого от "Линдаксы" и "Мери-диа" состоит в следующем. В одной капсуле "Линдакса" содержится 10 мг активного (действующего) вещества сибутрамина гидрохлорида моногидрата, все остальное

- это вспомогательные вещества (наполнители): лактозы моногидрат, целлюлоза микрокристаллическая, магния стеарат, кремния диоксид. А в одной капсуле "Редукси-на" содержится 10 мг активного (действующего) вещества сибутрамина гидрохлорида моногидрата, а также 158,5 г целлюлозы микрокристаллической, которая всегда во всех лекарственных препаратах входит в состав наполнителя, вспомогательного вещества, т.е. фармакологически неактивного вещества.

Согласно постановлению Правительства РФ №964 к сильнодействующим веществам относятся все лекарственные формы, какими бы фирменными (торговыми) названиями они ни обозначались, в состав которых входят перечисленные в указанном им списке вещества в сочетании с фармакологически неактивными веществами, а также все смеси и растворы, содержащие перечисленные в списке вещества независимо от их концентрации. Согласно решению Верховного Суда РФ ГКПИ09-1606 от 4 февраля 2010 г. к сильнодей-

ствующим и ядовитым веществам относятся не только субстанции, перечисленные в списках, утвержденных постановлением Правительства РФ, но также дозированные лекарственные формы при условии, если в состав препарата не входят другие фармакологические вещества, определяющие специфическую активность препарата. Указание в аннотации к лекарственному препарату "Редуксин" того, что активным веществом наряду с сибутрамином гидрохлорида моногидратом является и целлюлоза микрокристаллическая, дало основание адвокатам обосновывать отсутствие состава преступления, предусмотренного ст. 234 УК РФ, в действия лиц, сбывающих "Редуксин", поскольку если следовать разъяснению, содержащемуся в постановлении Правительства РФ №964, "Редук-син" уже не относится к сильнодействующим веществам.

Следует отметить две особенности. Во-первых, во всех лекарственных препаратах, содержащих сибутрамин, которые являются импортными, целлюлоза микрокристаллическая относится к вспомогательным веществам, а в отечественном препарате "Редуксин" - почему-то к фармакологически активным веществам. Во-вторых, содержание аннотаций к лекарственным препаратам "Меридиа" и "Редук-син" относительно их побочных действий, полностью совпадает.

Непризнание лекарственного препарата "Редуксин" сильнодействующим веществом приведет к тому, что указание в аннотации к другим лекарственным препаратам, в состав которых входит какое-либо сильнодействующе вещество, того, что целлюлоза микрокристаллическая относится к фармакологически активным веществам, позволит исключить этот препарат из списка сильнодействующих. Поэтому обоснованным следует признать решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 12 мая 2011 г. о признании Х. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 234 УК РФ, за сбыт упаковки препарата "Редуксин" с назначением наказания в виде штрафа в размере

50000 рублей. Следует отметить, что дело рассматривалось в особом порядке, когда подсудимый признал свою вину. Однако если адвокат укажет на противоречие положений, содержащихся в примечании к спискам сильнодействующих веществ и аннотации, согласно которой целлюлоза микрокристаллическая отнесена производителем к активным веществам, он будет прав. Чтобы опровергнуть эту уловку производителя, необходимо провести химическую экспертизу целлюлозы микрокристаллической, содержащейся в лекарственных препаратах "Линдакса" и "Редуксин", с целью установления идентичности их химического состава, а затем провести клиническое испытание лекарственных препаратов "Линдакса" и "Редуксин" на предмет выявления их эффективности. И уже на основании проведенных исследований Комитет по стандартизации лекарственных препаратов должен принять решение об исключении целлюлозы микрокристаллической из фармакологически активных веществ в медицинском препарате "Редуксин".

Нам все же представляется, что существует иной выход из создавшейся ситуации. Так, согласно выписке из протокола №1/102-2006 заседания постоянного комитета по контролю наркотиков от 12 марта 2006 г. из департамента г.Москвы получена информация об отсутствии данных о злоупотреблении сибутрамином, являющегося средством для лечения ожирения. В то же время клинические описания действия сибутрамина позволяют предположить возможность использование его потребителями психоактивных веществ в качестве психостимулятора. В частности, действие сибутрамина напоминает действие амфетаминов и экстази. В инструкции по медицинскому применению препарата "Линдакса" (в настоящее время не выпускается), отпускаемого по рецепту, указано, что препарат имеет побочное действие: со стороны центральной нервной системы -бессонница, головокружение, беспокойство; со стороны сердечно-сосудистой системы - тахикардия, ощущение сердцебиения, повышение артериального давления;

со стороны органов пищеварения - потеря аппетита, запор, тошнота. У одного из пациентов с шизоаффективным нарушением, которое предположительно существовало до начала лечения, после лечения развился острый психоз. В инструкции также отмечается, что препарат "Линдакса" следует применять только в тех случаях, когда немедикаментозные мероприятия по снижению веса тела (диета и физические нагрузки) малоэффективны (снижение массы тела в течение 3 месяцев составило менее 5 кг). Лечение сибутрамином должно осуществляться в рамках комплексной терапии по снижению массы тела под контролем врача, имеющего практический опыт лечения ожирения.

Согласно выписке №3/104-2006 заседания постоянного комитета по контролю наркотиков от 12 октября 2006 г. в связи с обращением из ФСКН России и Экспертно-криминалистической службы регионального таможенного управления г.Иркут-ска был поднят вопрос о том, имеются ли причины включения сибутрамина в списки сильнодействующих веществ, поскольку сибутрамин является эффективным средством для похудения и не вызывает привыкания. Вследствие того, что опасность представляет распространение БАДов, содержащих сибутрамин, было принято решение дополнить списки сильнодействующих веществ формулировкой: "Сибутра-мин (субстанция) а также все БАДы, содержащие сибутрамин". Таким образом, подобная формулировка исключала бы возможность признания продажи через аптеки без рецепта лекарственных препаратов, содержащих сибутрамин, преступлением. Однако в постановлении Правительства РФ №964 указан сибутрамин, а также его структурные аналоги, обладающие схожим психоактивным действием, т.е. на основании выявленного единичного случая развития психоза был сделан вывод, что сибут-рамин обладает свойствами психоактивных веществ. Однако употребление многих лекарств может вызвать агрессивность, а бесконтрольное употребление может привести к почечной и печоночной недостаточно-

сти. Таким образом, основания включения сибутрамина в списки сильнодействующих веществ заключаются в том, что сибутра-мин может оказать такое же действие, как и амфетамин, кроме этого сибутрамин входит в состав БАдов, применение которых опасно для здоровья. Однако до настоящего времени случаев использования сибут-рамина как заменителя амфетамина и случаев привыкания к нему не зафиксировано. Да, действительно, продажа лекарственных препаратов без рецепта причиняет вред здоровью населения, но это не является основанием признавать продажу без рецепта лекарственных препаратов преступлением. В то же время представляется возможным рассмотреть вопрос о целесообразности установления административной ответственности за продажу лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту, без такового. О необоснованности включения сибутрамина в списки сильнодействующих веществ свидетельствуют и указанные выше явно надуманные основания непризнания сбыта лекарственных препаратов, содержащих сибутрамин, через аптеку, преступлением, а также выпуск в продажу лекарственного средства "Ре-дуксин", который формально из-за указании в аннотации на то, что целлюлоза микрокристаллическая является фармакологически активным веществам, не относится к сильнодействующим веществам. Стоит отметить, что за непризнанием под различными предлогами сбыта сибутрамина через аптеки без рецепта преступлением и выпуском "Рудуксина" стоит мощнейшее лобби, поскольку это очень прибыльный бизнес. Однако если бы действительно употребление сибутрамина причиняло вред здоровью, то никакое бы лоббирование не помогло бы оправданию его свободной продажи.

Ситуации, приведенные выше, не способствуют однозначному применению норм уголовного права, нарушают принцип законности и подрывают авторитет государства, поскольку одним из принципов криминализации является то, что нельзя признавать преступлением деяние, если оно в общественном мнении является обычным деянием, то есть не возмущает общественное мнение^

Поэтому представляется, что для устранения обозначенной проблемы в списке сильнодействующих веществ формулировку: "сибутрамин, а также его структурные аналоги, обладающие схожим психоактивным действием" следует заменить формулировкой "сибутрамин (субстанция) а также все БАДы, содержащие сибутрамин". Это позволит без проблем привлекать к уголовной ответственности лиц, сбывающих БАДы, содержащие сибутрамин, и исключить привлечение к уголовной ответственности сотрудников аптек, сбывающих без рецепта лекарственные препараты, содержащие сибутрамин.

Кроме этого, представляется, КоАП РФ следует дополнить нормой, предусматривающей административное наказание за нарушение правил оборота сильнодействующих веществ, что не позволит физическим лицам - фармацевтам и продавцам аптек - оставаться безнаказанными за сбыт лекарственных препаратов, содержащих сибутрамин.

1 См.: Козлова Н. Похудеть посмертно // Российская газета. 2012. 28 марта.

2 Рарог А.И. Квалификация преступлений по субъективным признакам. СПб., 2002. С. 85.

3 Основания уголовно-правового запрета. Криминализация и декриминализация. М., 1982.

С.194-197.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.