Научная статья на тему 'Вопросы консультирования родителей одаренных дошкольников'

Вопросы консультирования родителей одаренных дошкольников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

412
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическое консультирование / одаренность / дошкольный возраст / родители. / psychological counseling / giftedness / preschool age / parents

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белова Е.С.

В статье проблема психологического консультирования рассматривается в связи с проблемой детской одаренности. Выделяются особенности оказания психологической помощи родителям, чьи дети уже в дошкольном возрасте проявляют признаки одаренности. Подчеркивается необходимость специальной подготовки психологов-консультантов для такой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Counseling issues for parents of gifted preschoolers

This article deals with the problem of psychological counseling in connection with the problem of children's giftedness. The peculiarities of providing psychological assistance to parents, whose children already show signs of giftedness at preschool age, are highlighted. The need for special training of psychologists-consultants for such work is emphasized.

Текст научной работы на тему «Вопросы консультирования родителей одаренных дошкольников»

Вопросы консультирования родителей одаренных дошкольников

БеловаЕ.С. (Москва) ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования»

elenasbelova@mail. ru

Аннотация. В статье проблема психологического консультирования рассматривается в связи с проблемой детской одаренности. Выделяются особенности оказания психологической помощи родителям, чьи дети уже в дошкольном возрасте проявляют признаки одаренности. Подчеркивается необходимость специальной подготовки психологов-консультантов для такой работы.

Ключевые слова: психологическое консультирование, одаренность, дошкольный возраст, родители.

Counseling issues for parents of gifted preschoolers

E.S. Belova (Moscow) FSBSI Psychological Institute of the Russian Academy of Education

Abstract. This article deals with the problem of psychological counseling in connection with the problem of children's giftedness. The peculiarities of providing psychological assistance to parents, whose children already show signs of giftedness at preschool age, are highlighted. The need for special training of psychologists-consultants for such work is emphasized.

Keywords: psychological counseling, giftedness, preschool age, parents.

Развитие и поддержка детских способностей и дарований составляет одну из важных задач современной системы образования. В связи с этим актуализируется проблема оказания своевременной психологической помощи детям, педагогам и родителям в процессе консультирования. Как отмечает Г.А. Суворова, изучение запросов к психологу-консультанту выявило наибольшую востребованность в практике образования консультаций по вопросам личностного развития, раскрытия способностей [4]. Однако теоретические основы и методы/приемы консультирования по вопросам одаренности и высоких способностей пока остаются недостаточно разработанными в отечественной психологии. Во многом это объясняется, с одной стороны, сложностью и многогранностью процесса раскрытия высокого потенциала, сильной выраженностью индивидуальных различий, а с другой стороны, противоречивостью психотерапевтических техник и подходов при отсутствии критериев их применения в решении вопросов сопровождения одаренности.

В настоящее время некоторые центры развития талантов (в США, других странах) включают консультирование и диагностику в свои услуги. Вместе с тем существующую потребность в системно-теоретическом обосновании консультирования одаренных выделяют и зарубежные исследователи [8].

Разнообразие подходов к пониманию одаренности и поддержке в процессе консультирования нашло отражение в ряде зарубежных публикаций. В сборнике, подготовленном под редакцией С. Мендаглио, Дж. С. Петерсона [10] представлены модели консультирования одаренных детей и молодежи. Авторы глав сборника происходят из самых разных слоев общества, в их число входят школьные консультанты, консультанты по месту жительства и профессора по вопросам повышения квалификации и консультирования учителей. Все они имеют многолетний опыт консультирования по вопросам одаренности. Каждая глава, посвященная моделям, включает авторскую концепцию одаренности и определение консультирования; роли консультанта, клиента и отношения консультант-клиент; методы консультирования; примеры. Важный акцент: ориентация на социально-эмоциональные и клинические вопросы, а не только на важные, но более часто решаемые вопросы идентификации и обучения.

Т. Л. Кросс, Дж. Р. Кросс (ред.) [7] выпустили пособие для консультантов, работающих с одаренными. Главы пособия написаны ведущими специалистами в данной области и позволяют найти ответы на самые разные вопросы об одаренных детях. Представлен обзор

исследований по психологии одаренных учащихся, описаны различные концепции одаренности, проблемы, характерные для одаренных детей, методы воздействия. Рассмотрены программы, разработанные для удовлетворения потребностей неординарных детей.

Как показал анализ литературы, вопросы консультирования по проблемам одаренности детей дошкольного возраста значительно реже освещаются, чем детей школьного возраста, юношей и взрослых. Хотя актуальность консультирования для поддержки ранней одаренности не вызывает сомнений [9].

В современной психологии, несмотря на различие трактовок и подходов, большинством исследователей детская одаренность рассматривается как сложное явление, которое включает личность в целом. В отношении маленьких детей чаще используется понятие «потенциал» [6]. Высокий творческий потенциал, в соответствии с концептуальными положениями А.М. Матюшкина [3], составляет основу одаренности и может проявиться уже в дошкольном детстве. Процесс раскрытия детской одаренности часто характеризуется неоднозначностью и противоречивостью, во многом зависит от обучения и социального окружения. Признается влияние на этот процесс внутренних условий - природных задатков (анатомо-физиологических особенностей). Более выраженные творческие проявления и наблюдаемая при этом высокая познавательная активность чаще всего выделяются как основные показатели одаренности ребенка дошкольного возраста.

В первые годы жизни ребенка развитие идет стремительными темпами, закладываются основы всех психических процессов, личностных качеств. Многие функции проходят стадии формирования, возможны трудности развития. Современное понимание одаренности допускает возможность проявления у неординарного ребенка-дошкольника трудностей развития.

В связи с недостаточной изученностью специфики развития дошкольников с признаками одаренности и поддержки их дарований, именно на это было нацелено проведенное нами исследование [1]. В нем приняли участие 290 дошкольников (230 детей 56 лет и 60 детей 6-7 лет); все они посещали дошкольные образовательные учреждения Москвы. Использовался широкий комплекс диагностических методик. По полученным результатам, 13,6% детей 5-6 лет, 15% 6-7-летних отличались высоким творческим потенциалом - главной составляющей одаренности. У части из этих детей было выявлено сочетание высокого творческого потенциала с недостаточностью развития речи, общения, внимания. Чаще всего встречались трудности речевого развития (преимущественно, трудности правильного произношения звуков), которые были выявлены у большинства (70%) таких детей 5-6 лет, и 32% - 6-7 лет. Трудности концентрации и удержания произвольного внимания испытывали 50% 5-6-летних и 44% 6-7-летних детей с признаками одаренности. При этом очень часто отвлекались 26,7% неординарных дошкольников 5-6 лет, 22% 6-7-летних. В общении со взрослым трудности обнаружились у 20% дошкольников с признаками одаренности 5-6 лет, 22% - 6-7 лет. У такого же числа неординарных детей наблюдались трудности общения со сверстниками. Анализ трудностей одаренных дошкольников осуществлялся с учетом многомерности, динамичности и содействия их преодолению на этапе дошкольного возраста.

Затем были проведены консультации для родителей. Главной целью консультирования было оказание психологической помощи родителям в построении такого взаимодействия с ребенком, которое в наибольшей степени способствовало бы гармоничному и успешному его развитию, раскрытию дарований.

Специфика консультирования по вопросам развития дошкольников с признаками одаренности состоит в том, что рассматриваются два аспекта, которые обычно обсуждаются, анализируются отдельно: раскрытие дарований и преодоление трудностей развития. Процесс консультирования условно можно разделить на несколько этапов (при анализе материалов консультаций родителей неординарных дошкольников, испытывавших трудности в развитии):

I. Рассмотрение особенностей развития дошкольника, выявленных в процессе исследования, при этом особое внимание уделяется обсуждению вопросов, связанных со способностями и дарованиями, а также трудностями;

II. Этап принятия родителями ребенка с его особенностями, себя как родителей неординарного ребенка, своего опыта воспитания. Этот этап крайне важен в диалоге, так как позволяет вскрыть и исцелить «болевые точки» взаимоотношений родителей и ребенка. Иногда выяснялось, что родители связывали большие надежды с начинающей проявляться одаренностью сына/дочери, ожидали быстрых успехов, но сталкиваясь с трудностями, испытывали разочарования, подчас раздражение на себя, как плохих родителей и/или ребенка;

III. Обсуждение вопросов создания условий для дальнейшего раскрытия одаренности и гармонизации развития: определение стратегии взаимодействия с одаренным ребенком, выявление ресурсов семьи для его успешного развития.

Наиболее сложным оказался этап II. При его проведении особо актуальны положения о духовно-ориентированном диалоге, разработанные Т.А. Флоренской [5], и основные положения понимающей психотерапии, созданной Ф.Е. Василюком [2].

Необходимо отметить, что проведение таких консультаций требует специальной подготовки психолога-консультанта, включающей не только овладение знаниями о выявлении и развитии одаренности дошкольников, но и что крайне важно, развитие диалогической направленности в общении, построении отношений, умения быть в состоянии творческой открытости, настрой на сотворческое отношение к переживанию.

Литература

1. Белова, Е.С. Диалогический подход Т.А.Флоренской и практика консультирования по проблемам детской одаренности / Е.С.Белова // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. - 2018. - Вып. 50. - С. 87-101.

2. Василюк, Ф.Е. Сопереживание как центральная категория понимающей психотерапии / Ф.Е.Василюк // Консультативная психология и психотерапия. - 2016. - Том 24. - № 5. - С. 205-227. doi:10.17759/cpp.2016240511

3. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности / А.М.Матюшкин // Век психологии. К 100-летию Психологического института Российской академии образования. 1912-2012: материалы конференции (Москва, 24 октября 2012 г.) / Под общ. ред. В.В.Рубцова. - СПб.: Нестор-История, 2012. - С. 812-818.

4. Суворова, Г.А. Деятельностный подход к психологическому консультированию в образовании: системогенетическая парадигма. 3-е изд., дораб., испр./ Г.А. Суворова. - М.: МПГУ, 2019. - 416 с.

5. Флоренская, Т.А. Диалоги о воспитании и здоровье: духовно-ориентированная психотерапия / Т.А. Флоренская. - М.: Школьная пресса, 2001. - 96 с.

6. Щебланова, Е.И. Дискуссионные аспекты концепций одаренности в XXI веке / Е.И. Щебланова // Психология одаренности и творчества: монография / Под ред. проф. Л.И.Ларионовой, проф. А.И.Савенкова. - М.; СПб.: Нестор-История, 2017. - С. 138-148.

7. Cross, T. L., Cross, J. R. (Eds.) Handbook for counselors serving students with gifts and talents: Development, relationships, school issues, and counseling needs/interventions / T.L. Cross, J.R. Cross . - Waco, TX: Prufrock Press, 2012. - 728 p.

8. Harder, B. The current need for a system-theoretical background in counseling the gifted / B. Harder // High Ability Studies. - 2012. - V.23. - P. 69-71.

9. Hertzog, N.B. Counseling for Young Gifted Children / N.B. Hertzog // Handbook for counselors serving students with gifts and talents: Development, relationships, school issues, and counseling needs/interventions / T.L. Cross, J. R. Cross (Eds.). - Waco, TX: Prufrock Press, 2012. - P. 195-208.

10. Mendaglio, S., Peterson, J. S. (Eds.). Models of counseling: Gifted children, adolescents, and young adults / S. Mendaglio, J.S. Peterson . - Waco, TX: Prufrock Press, 2007. - 320 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.