Научная статья на тему 'Вопросы конкуренции на российском рынке железнодорожных перевозок и востребованность бенчмаркинга в деятельности грузовых операторов'

Вопросы конкуренции на российском рынке железнодорожных перевозок и востребованность бенчмаркинга в деятельности грузовых операторов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
420
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕНЧМАРКИНГ / BENCHMARKING / РЕЙТИНГ / RANKING / ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ГРУЗОВОЙ ОПЕРАТОР / CARGO OPERATOR / ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ НА КЛИЕНТОВ / CUSTOMER FOCUS / CARGO TRANSPORTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондаренко В.А., Гузенко Н.В.

В статье исследуется вопрос востребованности использования современного инструментария бенчмаркетинга в работе операторов грузовых железнодорожных перевозок на российском рынке для оперативного отслеживания показателей качества их работы в сравнении с компаниями конкурентами европейскими лидерами. В современных условиях работы на рынке железнодорожных перевозок оправдано активное использование маркетингового инструментария ввиду большей ориентации на удовлетворенность потребителей, что обосновывается ростом конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors in the article actualize the necessity of benchmarking tools use in Russian rail freight traffic operators’ activity in comparison with the European market leaders. In modern conditions in the market of rail transportation active use of marketing tools is justified due to a stronger focus on customer satisfaction, which is substantiated by the increased competition.

Текст научной работы на тему «Вопросы конкуренции на российском рынке железнодорожных перевозок и востребованность бенчмаркинга в деятельности грузовых операторов»

В. А. Бондаренко, Н. В. Гузенко

ВОПРОСЫ КОНКУРЕНЦИИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК И ВОСТРЕБОВАННОСТЬ БЕНЧМАРКИНГА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУЗОВЫХ ОПЕРАТОРОВ

Аннотация

В статье исследуется вопрос востребованности использования современного инструментария бенчмаркетинга в работе операторов грузовых железнодорожных перевозок на российском рынке для оперативного отслеживания показателей качества их работы в сравнении с компаниями конкурентами — европейскими лидерами. В современных условиях работы на рынке железнодорожных перевозок оправдано активное использование маркетингового инструментария ввиду большей ориентации на удовлетворенность потребителей, что обосновывается ростом конкуренции.

Ключевые слова

Бенчмаркинг, рейтинг, грузовые перевозки, грузовой оператор, ориентированность на клиентов.

V. A. Bondarenko, N. V. Guzenko

COMPETITION ISSUES IN THE RUSSIAN FREIGHT RAIL MARKET AND DEMAND FOR BENCHMARKING IN THE ACTIVITIES OF THE CARGO OPERATORS

Annotation

The authors in the article actualize the necessity of benchmarking tools use in Russian rail freight traffic operators' activity in comparison with the European market leaders. In modern conditions in the market of rail transportation active use of marketing tools is justified due to a stronger focus on customer satisfaction, which is substantiated by the increased competition.

Keywords

Benchmarking, ranking, cargo transportation, cargo operator, customer focus.

Ставшая данностью глобализация мировой экономики и взаимоувязанное ведение хозяйственных процессов, предполагающие проявление интегра-тивных тенденций в межстрановых взаимодействиях и торгово-экономическом сотрудничестве, усиливают конкуренцию на рынках товаров и услуг стран и регионов. Вопросы конкурентоспособности российской экономики в новых условиях анализируются в различных научных работах [3]. В этом смысле отечественные рынки не представляют собой исключения, поскольку

на них также проявляет себя активное взаимодействие зарубежных и отечественных компаний, что опосредует рост конкуренции за конечный спрос на внутреннем российском рынке.

Практический интерес к инструментарию маркетинга возникает ввиду усиления конкурентной борьбы и только при оживлении конкуренции на рынке, поскольку компании ощущают реальную необходимость ориентироваться на запросы существующих клиентов и потенциальных потребителей. Российские фирмы не могут на современном

этапе рассчитывать сохранять существующий «клиентский актив» и успешно привлекать новых потребителей с помощью лимитирования доступа на рынки внешних игроков, поскольку в глобализированной экономике с открытыми рынками стран и регионов такая практика невозможна. В данном аспекте можно заключить, что тренд на использование организационных решений из арсенала маркетинга в плане ориентации на потребителей для российских компаний (в том числе и транспортных), по сути, просто не имеет альтернативы.

Характеризуя ситуацию применительно к рынку грузовых железнодорожных перевозок, можно отметить, что в течение многих лет он был слабоконкурентным и испытывал на себе попытки создания конкурентной среды с помощью инициированных из управляющей вертикали реформ. В настоящее время рынок грузовых железнодорожных перевозок не утратил своего ведущего народнохозяйственного значения, а активное проникновение на него ряда зарубежных компаний, в совокупности с проводимыми реформами, способствовали росту конкуренции.

На текущий момент в России продолжается усиление формирования полноценного конкурентного рынка грузоперевозок на железнодорожном транспорте. Участниками этого рынка выступают более 200 частных операторских компаний, из них 15 являются крупнейшими. Соответственно, порядка 60 % всего подвижного парка обеспечивают около 77 % общего объема грузовых перевозок.

По оценкам экспертов, рынку железнодорожных грузовых перевозок свойственен ряд сложностей, носящих системный характер и связанных, в основном, с трудностями «переходного периода» от естественной монополии к конкурентному рынку. Однако, несмотря на тенденцию сохранения определенного комплекса проблем в сфере оперирования железнодорожными пе-

ревозками, в целом рынок остался высокодоходным, обходя в рейтинге такие высокодоходные и бюджетообразующие отрасли страны, как нефтегазовая и горнодобывающая [2].

Характеризуя динамику развития наиболее крупных игроков (15 операторов грузовых перевозок1) по таким критериям, как: общий объем перевозок; количество вагонов в управлении и собственности/лизинге; средний возраст подвижного состава; соотношение объема перевозок грузов к среднегодовой величине парка в управлении и динамика прироста парка в управлении и объема погрузки в управляемый парк, можно достаточно объективно оценить сложившуюся ситуацию на данном рынке.

Можно отметить тренд роста конкуренции на рынке грузовых перевозок, который в сложившейся ситуации целесообразно характеризовать уровнем концентрации операторов и степенью их доминирования на рынке локализации бизнеса. Так, одним из показателей, позволяющих оценить уровень концентрации грузовых операторов, представляется занимаемая ими рыночная доля, демонстрирующая их рыночное присутствие. В связи с этим на основании данных по грузообороту на железнодорожном транспорте за 2011 г. в размере 1382 млн т были рассчитаны доли каждого анализируемого грузового оператора (рис. 1).

Следует подчеркнуть, что основополагающие сведения о доминировании на рынке железнодорожных перевозок конкретного грузового оператора могут быть получены на основании расчета

1 ОАО «Первая грузовая компания», ОАО «Федеральная грузовая компания», ЗАО «Нефтетранссервис», ОАО «Globaltrans», ООО «Независимая транспортная компания», ООО «Трансойл», ГК «RailGarant», ЗАО «Русагро-транс», ООО «ЗапСиб-ТрансСервис», ОАО «Трансконтейнер», ООО «Газпром-Транс», ОАО «Холдинговая компания "НовоТранс"», ООО «Фирма «Трансгарант», ООО «Евраз-Транс» и ООО «Металлоинвесттранс».

сводного рейтинга. В основу составления такого рейтинга операторов подвижного состава на железнодорожном транспорте нами были положены данные о деятель-

ности компаний за 2011 г., находящиеся в свободном доступе либо на официальных сайтах компаний. Сводный рейтинг представлен в таблице 1.

37 %

.21 %

1 %

1 % 1 %

Первая грузовая компания Нефтетранссервис

Независимая транспортная компания

Яа1Юагап1

НовоТранс

Евраз-Транс

Газпром-Транс

Трансконтейнер

11 %

5 % 5 %

5 % 4 %

I Федеральная грузовая компания Глобалтранс IТрансойл I Русагротранс З а пСиб -Тр а нссервис Трансгарант Металлоинвесттранс Прочие

Рисунок 1 — Доли крупнейших компаний-грузооператоров на железнодорожном рынке в России

Таблица 1 — Рейтинг ведущих грузовых операторов на российском рынке

Наименование оператора грузовых перевозок Рейтинг по анализируемому показателю

Объем перевозок, млн т Количество вагонов в управлении, тыс. шт. Количество вагонов в собственности/лизинге, тыс. шт. Средний возраст подвижного состава, лет Отношение объема перевозок грузов к среднегодовой величине парка в управлении, тонн на вагон в год Динамика прироста парка в управлении 2011/10 Динамика прироста объема погрузки в управляемый парк, в %

1 2 3 4 5 6 7 8

Первая грузовая компания 1 1 1 12 7 15 13

01оЬа11хап8 4 4 3 4 11 6 11

Нефтетранссервис 3 3 5 8 2 4 4

Федеральная грузовая компания 2 2 2 14 8 1 1

Трансойл 6 7 4 5 15 11 6

КшЮагай 7 6 8 1 4 3 3

Независимая транспортная компания 5 8 6 13 14 9 2

НовоТранс 9 11 11 2 1 10 7

1 2 3 4 5 6 7 8

Русагротранс 8 5 9 15 5 2 5

Газпром-Транс 13 10 10 7 6 5 15

Трансконтейнер 15 9 7 11 3 12 10

Трансгарант 12 12 12 6 9 13 8

Металлоинвесттранс 14 13 13 3 10 8 12

Евраз-Транс 11 15 14 9 12 7 9

ЗапСиб-ТрансСервис 10 14 15 10 13 14 14

На основании приведенных данных можно отметить, что наиболее крупными и, соответственно, доминирующими на исследуемом рынке участниками грузовых железнодорожных перевозок являются: ОАО «Первая грузовая компания», ОАО «Федеральная грузовая компания», ЗАО «Нефтетранссервис», ОАО «Global-

Возвращаясь к вопросу наличия конкурентного рынка в исследуемой отрасли и присутствия достаточного большого числа грузовых операторов, можно отметить, что в настоящий момент выраженной ориентации на потребительские запросы на указанном рынке не проявляется, сформировался так

trans», ООО «Независимая транспортная компания», ООО «Трансойл».

С помощью ранговых коэффициентов можно получить следующие усредненные данные по общему рейтингу грузовых операторов и выставить им комплексный рейтинговый балл (табл. 2).

называемый «рынок продавца», хотя общая тенденция клиенториентирован-ности представляет собой «вопрос времени» и обязательно проявит себя. Повторимся, своеобразным «катализатором» этого процесса мы видим доступ на исследуемый рынок зарубежных перевозчиков [5], что актуализирует во-

Таблица 2 — Усредненные рейтинговые показатели ведущих грузовых операторов на российском рынке

Наименование оператора Усредненный рейтинг (чем значение меньше,

грузовых перевозок тем более высокорейтинговым (по анализируемым критериям в комплексе) является оператор)

Первая грузовая компания 7,1

01оЬа11хап8 6,1

Нефтетранссервис 4,1

Федеральная грузовая

компания 4,3

Трансойл 7,7

КшЮагай 4,6

Независимая транспортная

компания 8,1

НовоТранс 7,2

Русагротранс 7,7

Газпром-Транс 9,4

Трансконтейнер 7,4

Трансгарант 10,3

Металлоинвесттранс 10,4

Евраз-Транс 11,0

ЗапСиб-ТрансСервис 12,8

прос о необходимости ориентации на клиента, оказания ему комплекса расширенных услуг в рамках комплексной маркетинговой логистики.

Именно это обстоятельство опосредует необходимость конкурентных преимуществ, что, в свою очередь, предполагает исследование опыта зарубежных перевозчиков, с которыми придется конкурировать на внутреннем рынке, а также отбор наиболее востребованных методов повышения конкурентного потенциала, что и представляет собой не что иное, как инструментарий маркетинга в виде бенчмаркинга. Рыночные конъюнктуры вариабельны и подвижны, соответствовать конкурентам нужно уже сейчас, а не в отсроченной перспективе. Интерес к бенчмар-кингу отмечается применительно к различным отраслям и сферам бизнеса в различных научных работах [1]. И именно в этой ситуации бенчмаркинг [4] как инструмент сравнительного анализа эффективности работы одной компании с показателями других успешных организаций в наибольшей степени соответствует возможности реализации задач, стоящих перед российскими грузовыми перевозчиками.

В связи с этим представлен бенчмаркинг доминирующих участников российского рынка грузовых железнодорожных перевозок (ОАО «Первая грузовая компания», ОАО «Федеральная грузовая компания», ЗАО «Нефтетранссервис», ОАО «Globaltrans», ООО «Независимая транспортная компания», ООО «Трансойл»), выделенных на основании представленного выше рейтинга, в компаративном анализе с европейским оператором — DB Shenker, который специализируется на грузовых перевозках по железным дорогам Германии. Выбор данной компании для сравнения можно обосновать теми обстоятельствами, что она выступает лидером наземных перевозок в Европе и занимает шестое место по объемам выполнен-

ной мировой контрактной логистики. Кроме того, в выборе модели реформирования транспортной системы в России во многом в качестве основы рассматривался германский вариант, что дополнительно актуализирует выбор данного объекта для сравнения.

Для проведения бенчмаркинга были выделены наиболее значимые показатели деятельности указанного оператора и сопоставлены с таковыми у лидеров российского рынка железнодорожных грузовых перевозок (см. табл. 3).

При реализации компаративного анализа становится очевидным, что эффективность использования подвижного состава у европейского лидера существенно выше, так как при меньшем парке вагонов, он перевозит в два раза больше грузов, чем, например, ОАО «111 К» и ООО «НТК» совместно. Это подразумевает лучшую маневренность оперирования имеющимся составом и большую ориентированность на нужды существующих потребителей. При этом в собственности немецкой компании есть грузовые автомобили, которые перевозят грузы по Европе. Российские железнодорожные грузовые перевозчики пока слабо перенимают данный опыт.

Считаем также необходимым дополнительно подчеркнуть тот факт, что DB Shenker с меньшим парком вагонов, при этом, большем объеме перевозок, чем у лидеров российского рынка, более эффективно функционирует за счет согласования процессов в пространстве и времени. Его четкая ориентация на запросы потребителей проявляется в широком спектре мероприятий по экспедиционному обслуживанию грузов, разработке схем перевозок исходя из индивидуальных запросов, предложений комплексных решений для клиентов, организации и осуществлении смешанных перевозок, наращивании в интересах потребителей мощностей распределительных центров.

Таблица 3 — Данные бенчмаркинга лидера оперирования подвижного состава в области перевозок по железным дорогам фВ Shenker AG) и российских операторов

Оператор ООО ОАО ОАО ОАО ООО ЗАО «НТС» DB Shenker

подвижного «НТК» «ПГК» «ФГК» «Globaltrans» «Трансойл» AG

состава

Соотноше-

ние парка в

управлении / собственный,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тыс. ед. 0/27,6 186,9/190,4 129,2/169,0 58,0/50,4 29,0/29,0 64,4/33,6 109

Структура па рка в управлении

Полувагоны 95,5 % 45,0 % 78,3 % 60,5 % 64,3 %,

Цистерны 35,9 % 0,2 % 33,0 % 100 % 35, 7 %

Крытые вагоны 9,1 % 14,3 %

Хоппер-

окатышевозы 3,9 %

Платформы 0,2 % 5,6 %

Цементовозы 6,4 %

Минераловозы 3,4 %

Прочие вагоны 0,3 % 1,5 6,4 %

Средний

возраст

подвижного

состава, лет 18,9 18,1 19,5 6,7 8,9 11,7

Объем пере-

возок в год 72,4 млн т 284,4 млн т 150,5 млн т 85,6 млн т 53,0 млн т 90,9 млн т 411 млнт

Представительства Санкт- Петербург, Воронеж, Липецк, Ростов-на- Дону, Ека- Москва, Санкт- Петербург, Воронеж, Ярославль, Владиво- Екатеринбург, Москова, Ростов, Челябинск, Новоси- Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Череповец, Ксто-во, Орск, Че- Москва, Санкт-Петербург, Новороссийск, Ки-риши (Ле- Санкт-Петербург, Москва, Казань, Самара, Ростов-на-Дону, Челя- Около 2 000 филиалов по всему миру (охвачено 130

теринбург, Новосибирск сток, Самара, Ростов-на-Дону, Челябинск бирск, Санкт-Петербург лябинск, Кемерово нинградская область), Никольское (Тамбовская область), Брянск бинск, Астана, Новосибирск стран)

Челябинск, г. Ревда (Свердлов- Иркутск, Красноярск, Ни- Ярославль, Красноярск, Иркутск, Красноярск, Хабаровск, Владивосток Новосине-глазово (Челябинская Красноярск, Хабаровск. В наличии 27

ская область) жегородск, Новосибирск, Саратов, Екатеринбург Хабаровск, Воронеж, Саратов, Нижего- родск, Самара область), Вычегодский (Архангельская область), Самара, Новая Еловка (Красноярский край), Сокур (Новосибирская область) региональных подразделений

Наличие На ряде Компании 3587 ло-

тягового маршрутов принадлежат комотивов

подвижного работают 53 локомотив

состава собственными локомотива-ми а, 3 находятся в аренде

Оператор ООО ОАО ОАО ОАО ООО ЗАО «НТС» DB Shenker

подвижного «НТК» «ПГК» «ФГК» «Globaltrans» «Трансойл» AG

состава

Наличие Вагоноре- Вагонно- Отсутствие Вагоноре- Смышляевский

ремонтных монтное эксплуата- собственных монтный вагоноремонт-

баз предприятие ционное баз, проведена завод «Ку- ныи завод,

«Грязи» в депо активная дого- пино» Завод по ре-

Липецкой «Смычка», ворная работа с монту ПС и

области Нижний Тагил, Свердловская железная дорога вагоноремонтными предприятиями и ОАО «РЖД» на территории России и ремонтных заводов на территории стран СНГ комплексы подготовки цистерн под налив «Дзем-ги» (г. Комсо-мольск-на-Амуре) и Нефтяная (г. Саратов)

Принадлеж- Частный Частный ОАО «ФГК» Частный рос- Частный Частный рос- Входит в

ность — иностран- россиискии — дочернее сийский и российский сийский капи- состав

наличие соб- ный капи- капитал (не- общество иностранный капитал тал группы

ственного тал когда дочер- ОАО «РЖД» капитал Немецких

капитала нее общество ОАО «РЖД») железных дорог (Deutsche Bahn)

Оказываемые услуги

Аренда

вагонов + + +

Транспорт-

ное обслу-

живание + + + + + +

Экспедитор-

ское обслу-

живание + + + + + + +

Информаци-

онное сопро-

вождение

грузов + + + + + +

Ремонт по-

движного

состава + + +

Разработка

технологиче-

ских схем

перевозки + + +

Перевозка

грузов по

«прямому»

варианту +

Подготовка

цистерн под

налив + +

Комплекс-

ные логисти-

ческие ре-

шения для

клиентов

(промыш-

ленных

предприя-

тий) + +

Организация

смешанных

перевозок + +

Оператор подвижного состава ООО «НТК» ОАО «ПГК» ОАО «ФГК» ОАО «Globaltrans» ООО «Трансойл» ЗАО «НТС» DB Shenker AG

Синхронизация процессов транспортирования и хранения +

Автомобильные перевозки +

Воздушные перевозки +

Морские перевозки + +

Таможенное оформление +

Наличие собственных складов и ЛЦ на обслуживаемой территории +

Проанализировав представленный опыт, можно заключить, что на первом этапе по результатам проведенного бенчмаркинга, российским операторам следует внедрить практику эффективного оперирования вагонным парком, предполагающего при меньшем количестве подвижного состава слаженную работу по реализации оперативных поставок по четко отлаженному графику, без скопления пустых вагонов и простоя техники. Такие организационные новации позволят в большей степени быть ориентированными на потребителей.

Резюмируя, отметим, что систематическое проведение бенчмаркинга и учет его результатов заинтересованными структурами могут способствовать внесению необходимых корректив в собственную рыночную стратегию, что, в свою очередь, позволит усилить ориентацию на потребителей и обеспечить рост конкурентоспособности российских грузовых операторов.

Библиографический список

1. Голота П. А. Бенчмаркинг как технология поиска эталонов эффективной рыночной деятельности // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2013. — № 3 (43).

2. Горбунов А. Повезет за наш счет [Электронный ресурс] // Эксперт. — 2012. — № 18 (801). — URL : http://expert.ru/expert/2012/18/povezet-za-nash-schet.

3. Симченков В. М. Конкурентоспособность отечественной экономической системы в контексте ключевых детерминант в условиях глобализирующейся мировой экономики // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2010. — № 2 (31).

4. Соколова Е. Б. Бенчмаркинг в инфраструктурных отраслях: анализ методологии и практики применения (на примере электроэнергетики) // Научные доклады. — 2007. — № 1.

5. Хусаинов Ф. И. Вступление России в ВТО и железнодорожный транспорт) // Бюллетень транспортной информации. — 2012. — № 9 (207).

Bibliographie list

1. Golota P. A. Benchmarking as search technology standards effective market activity // Vestnik of Rostov State University of Economics (RINH). — 2013. — № 3 (43).

2. Gorbunov A. Luck at our expense [Electronic resource] // Expert. — 2012. — № 18 (801). — URL : http://expert.ru/ expert/2012/18/povezet-za-nash-schet.

3. Semchenkov V. M. Competitiveness of the domestic economic system in the context of the key determinants in

the globalizing world economy // Vestnik of Rostov State University of Economics (RINH). — 2010. — № 2 (31).

4. Khusainov F. I. Russia's accession to the WTO and rail way transport) // Bulletin of transport information. — 2012. — № 9 (207).

5. Sokolova E. B. Benchmarking in infrastructure industries: ananalysis of the methodology and practice (on the example of electric power industry) // Scientificre-port. — 2007. — № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.