Научная статья на тему 'Вопросы классификации в индустрии развлечений'

Вопросы классификации в индустрии развлечений Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2530
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы классификации в индустрии развлечений»

Виталина СТАЛЬНАЯ

ВОПРОСЫ КЛАССИФИКАЦИИ В ИНДУСТРИИ РАЗВЛЕЧЕНИЙ

Спектр развлечений современного человека широк и разнообразен и является своего рода «зеркалом» современной культуры, моды и технического прогресса. С развитием потребности в развлечениях, образовался значительный сектор экономики, включающий предприятия развлекательной направленности и дающий миллиардные обороты. Однако, несмотря на значимость и масштабность современной индустрии развлечений, ни в современной статистической практике, ни в научных исследованиях российских специалистов до настоящего времени нет ни критериев выделения сферы деятельности, занятой развлечениями людей, нет и серьезной классификации ее основных видов и форм. Целью данной статьи является определение возможных путей классификации способов развлечений и типологизация объектов развлекательной инфраструктуры.

В широком смысле развлечения — это удовольствие, вызванное комплексом положительных эмоций, впечатлений, которые сопровождают процесс развлечения или являются его результатом. Источниками

развлечений могут стать различные виды деятельности субъекта, приносящие удовольствие и формирующие позитивный эмоциональный фон. К настоящему времени многие из таких направлений стали объектами коммерциализации и сформировали современную индустрию развлечений. В таблице 1 представлен классификационный ряд основных видов развлечений, которые с определенной степенью условности можно отнести в ту или иную группу, в соответствии с выбранным классификационным критерием.

1. Первая группа развлечений сформирована на основе вида источника положительных эмоций и впечатлений, которыми могут быть различные виды активной деятельности (в том числе — непрофессиональный спорт), неформальное общение, созерцание мероприятий публично-зрелищного характера. Своеобразным источником получения удовольствия является физическое воздействие на тело, а также химическое воздействие на мозговые центры удовольствия.

2. В соответствии со способом организации, можно выделить развлечения,которые представ-

ляют предприятия сферы услуг, а также те, которые не требуют участия кого-либо в роли организатора — то есть самодеятельные развлечения.

3. С развитием информационных технологий, значительная часть развлечений переместилась из реального сектора в виртуальный, сформировав группу виртуальных способов развлечений.

4. В зависимости от количества развлекающихся, можно выделить единоличные развлечения, развлечения в группе и массовые, которые, как правило, предполагают создание специализированных объектов развлекательной инфраструктуры.

5. В классификаторе выделена особая группа развлечений — «легальные и запрещенные». Сегодня существенное значение приобретает социальная направленность индустрии развлечений. Хорошо известно, например, что развлечения, направленные на удовлетворение человеческих пороков, в конечном счете ведут к деградации общества. Так, отказ от наказания за употребление наркотиков и переход к легальной продаже наркотиков превратили Нидерланды в своеобразную Мекку для наркоманов, в специфическую «Страну грез», с особой «индустрией развлечений». В некоторых странах к разряду запрещенных развлечений относят «секс-индустрию», и соответствующие «секс-туры».

6. По степени интенсивности деятельности в процессе развлечения можно выделить активные

Таблица 1

Классификация основных видов развлечений

Классификационный критерий Вид развлечения Примеры

1. Источник положительных эмоций и впечатлений 1.1.Активный отдых и непрофессиональный спорт А) Прогулки и иные формы общения с природой: посещение парков культуры и отдыха, заповедников, национальных парков природы, природных достопримечательностей, пикники...

Б) Активные и спортивные развлечения: посещение игровых площадок, боулинга, катков, аттракционов, фитнес-клубов, дискотек, рыбалка, охота, походы...

В) Риск и экстрим: экстремальные виды развлечений: прыжки с парашютом, дайвинг, джампинг, энкаунтер, паркур, пейнтбол, стритрейсинг, горные лыжи...

1.2.Неформальное общение Посещение социальных клубов и обществ, кафе-баров, некоторых видов тренингов, сайтов сообществ и знакомств, участие в интернет-форумах, ведение блогов.

1.3.Публичные зрелища и увеселения Посещение галерей, изостудий, музеев, выставок, кинотеатров, просмотр театральных представлений, шоу-программ, скачек, спортивно-зрелищных мероприятий.

1.4.Терапевтическое и физическое воздействие на тело, приносящее удовольствие Услуги массажа, посещение бань, саун, посещение спа-салонов, сексуальные развлечения.

1.5.Химическое воздействие на мозговые центры удовольствия Потребление алкогольных напитков, табака и прочих наркотиков.

1.6.Интеллектуальные и азартные игры Шахматы, домино, виртуальные игры, карточные игры, кроссворды и ребусы, посещение залов игровых автоматов, букмекерских контор

1.7.Индивидуальная форма потребления медийных ресурсов Чтение, прослушивание радиопередач, музыкальных записей, просмотр телепрограмм.

1.8. Любительское творчество Коллекционирование, музицирование, моделирование, пение.

1.9.Специфические источники удовольствия и развлечений Шоппинг, windows-shopping, космические и орбитальные путешествия, винно-гастрономические развлечения, флешмоб, буккроссинг, «Томатина», грязевой дайвинг.

2. Способ организации развлечения 2.1.Организованные Посещение развлекательных центров, концертных залов, игровых интернет-клубов и дискотек.

2.2. Самодеятельные развлечения (не требующие стороннего обеспечения) Походы, шоппинг, потребление информации на носителях (DVD, СЭ), чтение, просмотр телевизионных передач, катание на роликах, скейтинг, бадминтон.

3. Форма представления 3.1.Реальные Роллердромы, аквапарки.

3.2.Виртуальные Компьютерные игры, мобильные развлечения.

4. Количество участников в развлекательной деятельности 4.1.Индивидуальные Караоке, развлечения в Интернете.

4.2.Групповые Экскурсии, командные игры.

4.3.Массовые Посещение выставок, карнавалов, фестивалей.

5. Форма легализации 5.1. Легальные Все виды развлечений, не запрещенные законодательством

5.2.Запрещенные Азартные игры, сексуальные виды развлечений.

6. Интенсивность деятельности в процессе развлечения 6.1.Активные виды Посещение дискотек, боулинг-клубов, картинг.

6.2.Пассивные развлечения Просмотр телевизионных развлекательных программ, прослушивание радиопередач, музыкальных записей.

7. Возраст участников 7.1.Детские Игрушки, посещение детских игровых площадок, аркад.

7.2.Для людей среднего возраста Диско-бары, ночные клубы, мобильные развлечения.

7.3.Для людей старшего возраста Посещение казино, парков отдыха.

виды развлечений, которые предполагают физическую активность субъекта, и пассивные, не предполагающие таковой.

7. В зависимости от возраста, выделяется группа развлечений

для детей, для людей среднего и старшего возраста.

В настоящее время существует множество предприятий, занятых в организации и проведении развлекательных мероприятий.

Совокупность предприятий, занятых развлечением людей относят к сфере социокультурного сервиса, наряду с образованием, здравоохранением, физкультурой, спортом вне зависимости от

1 Орлов, И.Б. / И.Б. Орлов. Социокультурный сервис на современном этапе // Вестник МГУС. Серия. Гуманитарные науки. 2007. № 2 (2). С. 16-19.

форм собственности1 и образует современную инфраструктуру развлечений.

Создавать системы классификации объектов развлекательной инфраструктуры для разных сегментов рынка становится в последнее время популярным занятием. Но многие эксперты считают, что говорить о классификации объектов развлекательной инфраструктуры несколько преждевременно. «Этот рынок развивается недавно (с начала 1990 годов) и во многом хаотично. Существующие объекты малочисленны и разрозненны»2.

Попытки классификаций объектов инфраструктуры развлечений можно встретить в различных исследовательских работах. Так, в работе3 представлена классификация развлекательных центров по виду отдыха, на который они ориентированы:пассивный от-

дых (кинотеатры, азартные игры); активный отдых (бильярд, боулинг); зоны спортивного отдыха (картинг, ледовые катки); спортивно-оздоровительные зоны (фитнес, бассейн, теннис, гольф). Однако такое деление весьма условно, поскольку границы между тремя последними группами не являются четкими: все спортивные развлечения можно включить в виды активного отдыха, а бильярд и боулинг в ряде случаев можно отнести к спорту.

В целом специфика деятельности развлекательных объектов, определяется их специализацией, профилем и доступностью для посещения (табл. 2). Выделенные критерии являются определяющими в вопросах менеджмента и маркетинга данных объектов.

1. Если подходить к вопросу классификации объектов раз-

влекательной инфраструктуры с позиции основной специализации, то можно выделить пять относительно устойчивых групп. В первую группу в соответствии с представленной классификацией вошли объекты, организующие кинопоказ, проведение живых выступлений артистов эстрады, различных шоу, спортивных и иных зрелищных мероприятий. Деятельность подобных объектов ориентирована на эстетическое восприятие, и преимущественно не связано с самодеятельностью людей, которые довольствуются своим положением зрителей. Это могут быть всевозможные концертные залы и площадки, кинотеатры, стадионы, арены и т. д. Вторая группа включает учреждения для активных занятий непрофессиональными видами спорта и фитнесом: бассейны, ледовые катки, спортивные залы,

Таблица 2

Виды объектов развлекательной инфраструктуры

Классификационный признак Типы объектов развлекательной инфраструктуры Пример

1. Основная специализация 1.1. Зрелищно-развлекательная деятельность Кинотеатры, концертные залы, выставочные комплексы, музеи, спортивные арены и залы, зоопарки.

1.2. Азартные игры Казино, залы игровых автоматов, букмекерские конторы

1.3. Физкультурно-оздоровительная деятельность Бассейны, фитнес-клубы, массажные и спа-салоны, лыжные базы

1.4. Парковая деятельность Парки отдыха и культуры, тематические парки

1.5. Организация активного отдыха и досуга Ночные клубы, боулинг, игровые аркады, игровые компьютерные клубы, дискотеки

2. Профиль центра развлечений 2.1. Семейный Парки аттракционов, спортивно-игровые комплексы

2.2. Детский Детские игровые площадки, детские аттракционы

2.3. Взрослый Казино, ночные клубы

3. Способ расположения 3.1. О^оог Тематические парки, роллердромы

3.2. Indoor Аквапарки, театры, игровые комнаты

4. Доступность 4.1. Камерные Элитные клубы и рестораны, Vip-казино

4.2. Массовые Кинотеатры, парки

2 Никитина Елена. Доходное место: По доходам и развлечения // Ведомости. 22.11.2004, № 214.

3 Рынок развлекательных услуг и инвестиционная привлекательность открытия развлекательного заведения в Москве. Июнь, 2006. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mi.aup.ru/res/37/1206437.html, свободный. - Загл. с экрана.

спортивные-клубы и пр. Третья группа представлена учреждениями культуры: музеи, библиотеки, театры, выставочные галереи. В четвертую группу входят предприятия, организующие отдых и досуг: кинотеатры, аквапарки, клубы, дискотеки, диско-бары. Последняя группа представлена игорными заведениями: казино, залы игровых автоматов, букмекерские конторы.

2. В соответствии с профилем можно выделить развлекательные центры формата «семейный», «Детский» и «Взрослый». Первый вид развлекательного центра ориентированы на семьи, которые приходят сюда с целью провести досуг. Обычно в таких центрах большое внимание уделяется кафе и ресторанам, игровым аттракционам и аркадам. Для центров семейного отдыха подходят практически любые виды тематических парков, крытых центров семейного отдыха и досуга. Для строительства таких объектов выбираются довольно большие территории в местах, где нет плотной застройки, а стоимость земли довольно низкая. Разумеется, семейный центр должен полностью оправдывать и отрабатывать свое название. Поэтому операторы заботятся о том, чтобы все члены семьи могли интересно проводить там время. В частности, для родителей обычно устроены бары и организованы «взрослые» игры — боулинг, бильярд и прочее. Загрузка таких центров, как правило, подвержена существенным сезонным колебаниям, что не

лучшим способом сказывается на их рентабельности. Среди первых семейных центров, появившихся в России, можно отметить «Фентези парк», «Планета Развлечений», «Кино и Домино», «Ого-Город» (Москва), «Игромакс» (Казань), «Сален» (Анапа).

2.2. Концепция «Детский центр» предполагает комплекс развлечений исключительно для детей. Обычно данные объекты располагают в торговых центрах и молах. Еще при проектировании там выделяют специальные площади, стремясь таким образом приучить детей проводить свободное время в торговых центрах. Детские центры занимают меньшую площадь, поскольку там не надо устраивать баров, ресторанов, боулингов, бильярдов. В результате аренда помещений под детские развлечения обходится значительно дешевле, чем под центры семейного отдыха в том же моле. Первые детские игровые центры (игротеки) «Космик» появились в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе и Костроме. В России данную концепцию активно развивают и реализуют торговые марки Game Zona, Crazy Park, Star Galaxy, «Игромакс», «Динопла-нета», Play Day.

2.3. Развлекательные центры взрослого формата выстроены с учетом особенности психологии зрелых людей. Существенное отличие данной концепции от описанных выше заключается в том, что обустройство развлекательных центров такого формата прибыльнее и не со-

пряжено с серьезными ограничениями. Под семейные центры необходим земельный участок, удовлетворяющий целому ряду требований, и большие инвестиции для строительства крупногабаритного масштабного здания за пределами города. Для создания детских центров необходим торговый комплекс или отдельное помещение вблизи жилых массивов. В то же время ни один из первых трех форматов развлекательных центров не удовлетворяет досуговых потребностей многочисленной категории граждан, большую долю своего времени проводящих в эпицентре мегаполиса. Чтобы создать серьезным и успешным горожанам условия для общения и отдыха, понадобилась принципиально новая структура развлекательных центров. Данную нишу заняла концепция развлекательных центров для взрослых, ориентированная на атмосферу центра города, офисы, корпоративные вечеринки, бизнес-ланчи и т. п.

Следует отметить, что в России данная концепция в чистом виде пока не представлена. Частично она представлена в боулинг-центрах и ночных клубах. Но в полной мере она может быть реализована в рамках четырех игорных зон, открытие которых планируется в течение 2010—12 годов. Думается, что операторам игорных заведений, умеющим работать с взрослой клиентурой, данный формат наиболее близок. Среди объектов, ориентированных на данную концепцию, можно назвать

развлекательный центр Nevada (Санкт-Петербург), центр развлечений и покерный клуб «Ас-тория» (Москва), развлекательный центр «Атлантида» (Омск), культурно-развлекательный комплекс с казино «Батыр»(Набережные Челны).

3. Последние несколько лет идет активный процесс становления новых форм реализации свободного времени, суть которого в переходе от массовых к камерным формам. А это в первую очередь проявляется в некой элитарности ряда развлекательных учреждений, недоступности их для широких слоев населения. Именно этим фактором в основном и обусловлен рост объемов реализации развлекательных услуг высокодоходной части населения, закрытых для массовой публики. Обслуживанием так называемых камерных эксклюзивных потребностей замкнутой клубной элиты занимаются vip-залы в казино, элитные клубы и рестораны, специализированные закрытые vip-зоны развлекательных центров.

4. Еще одной отличительной чертой объектов индустрии развлечений является способ его расположения. Разница — в функциональности. Развлечения на открытом воздухе представляют класс оutdoor. Это всевозможные парки аттракционов, культуры и отдыха, зоопарки, игровые, танцевальные и сценические площадки. Оutdoor —это сезонный, и в большинстве своем зависимый вид развлечения, представленный в крытом помещении. Это всевозможные развлекательные центры: кинотеатры, аквапарки, торгово-развлекательные центры.

Другим важным аспектом в описании объектов индустрии развлечений является размер и масштабность их функционирования. Мировые процессы глобализации и укрупнения бизнеса затронули и индустрию развлечения. Последнее время отмечено появлением крупномасштабных развлекательных проектов, совмещающих несколько направлений развлечений.

Классификация объектов индустрии развлечений по спектру

предлагаемых услуг представлена в таблице 3.

1. Специализированные предприятия развлекательной инфраструктуры — это развлекательные центры с ярко выраженной целевой направленностью при незначительном участии услуг сопутствующего характера. В качестве дополнительных услуг здесь обычно присутствуют фуд-корты, предприятия розничной торговли товарами, имеющими отношение к специализации центра. Это могут быть отдельно стоящие кинотеатры, боулинг центры, казино, аквапарки.

2. С точки зрения окупаемости, наиболее рентабельными являются смешанные формы развлекательных объектов. Можно выделить два принципа образования смешанных объектов развлекательной инфраструктуры. Во-первых, это сочетание 2—3 направлений развлечений. По такому принципу построены объекты со смежными направлениями развлечений — бильярд и боулинг, кинотеатры и аркады, роллердромы и катки.

Таблица 3

Классификация объектов индустрии развлечений по спектру предлагаемых услуг

Типы объекта индустрии развлечений Принцип образования Пример Пропускная способность чел./сутки

1. Специализированные предприятия Специализация на одном направлении развлечения Зоопарк, аквапарк, боулинг, кинотеатр, игровой компьютерный клуб, пейнтбол, казино До 1 000

2. Смешанные Развлекательная составляющая как сопутствующая специализация Торгово-развлекательные центры, спортивно-развлекательные комплексы, фестивал-центры. 500-5 000

Сочетание 2-3 направлений развлечений Культурно-развлекательные центры, развлекательные комплексы с казино.

3. Многопрофильные развлекательные центры, географические зоны развлечений Совмещение нескольких различных направлений развлечений Тематические парки, зоны развлечений: о. Сентоза, города-казино Лас-Вегас, Атлантик-Сити. Более 5 000

Во-вторых, это использование развлекательной составляющей в качестве дополнения к основной специализации объекта. Наиболее типичный случай — это расположение развлекательных зон в составе торговых центров (торгово-развлекательные центры). Успешными пионерами в области «торговля + развлечения» можно назвать ИКЕА и «Макдоналдс». Набор развлекательных услуг, который может быть представлен в таком центре, довольно широк. Среди популярных развлечений можно назвать бильярд, боулинг, автоматы с видеоиграми и спортивными симуляторами, картинг, роллердром, тир, детские аттракционы.

Основное отличие торговоразвлекательного центра от специализированного состоит в том, что отдельно стоящий развлекательный центр — это предприятие узкой направленности. Такие развлекательные центры могут оказывать услуги на очень высоком уровне за счет своей специализации. Задача же развлечений в торговом центре — заставить посетителя провести в нем максимальное время. Девелоперы рассматривают развлечения как «приманку», тем самым стремясь увеличить рентабельность и снизить срок окупаемости всего объекта. Не-

редко развлекательную зону в центре торговли используют в качестве антикризисного инструмента. К тому же некоторые развлечения в торговых центрах предоставляются бесплатно. Примерами торгово-развлекательных центров являются фес-тивал-центры (Festival Center), культурно-развлекательные комплексы, торгово-общественные центры.

3. Многопрофильные развлекательные центры, географические зоны развлечений представлены масштабными развлекательными проектами, включающими объекты различной развлекательной специализации и полный комплекс сопутствующих и вспомогательных услуг. Как правило, такие центры являются объектами туристского интереса и располагают соответствующей инфраструктурой. Так, например, город развлечений Лас-Вегас, знаменитый самыми большими в мире казино и самыми роскошными отелями, уникальными шоу, разнообразными ресторанами и ночной жизнью ежегодно привлекает 25 млн туристов. Тематические парки также являются самостоятельными объектами развлечений со сложной развлекательной инфраструктурой — это огромные комплексы, объединяющие на одной территории

самые невероятные аттракционы, отели, рестораны и магазины. Другим примером крупномасштабной развлекательной зоны является остров Сентоза (Сингапур). Вся его территория отведена под развлекательный центр, включающий музеи, аквапарк, фешенебельный парк развлечений и аттракционов для всех возрастов. Создание многопрофильных развлекательных центров планируется и на территории России в рамках проекта строительства четырех игорноразвлекательных зон.

Помимо представленных выше, можно выделить несколько других устойчивых параметров для классификации объектов развлекательной инфраструктуры. Это такие параметры, как: тип развлекательных услуг (ориентация на определенную группу потребителей: молодежь, дети, семьи и т. д.); размер развлекательного центра (количество посетителей, на которое он рассчитан); ценовая политика (на какой сегмент потребителей в зависимости от уровня доходов он рассчитан) и др.

Завершенность понимания основных видов и форм современных развлечений позволяет рассуждать об инструментальных подходах в управлении этими предприятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.