Science Жамият ва инновациялар -
Общество и инновации -
Society and innovations
Journal home page:
https: //inscience.uz/index.php/socinov/index
through time and space
Issues of historical knowledge in the spiritual heritage of Alisher
Navoi
Martaba MELIKOVA !
Samarkand State Institute of Foreign Languages
ARTICLE INFO ABSTRACT
Article history: This article discusses the role of the spiritual heritage of the
Received February 2021 great poet and thinker Alisher Navoi on the development of
Received in revised form historical consciousness in the era of global transformations and
20 February 2021 revaluation of values. The article provides a philosophical
Accepted 15 March 2021 analysis of the historical treatise “Tarihi Muluki Ajam” (“The
Available online . . » . : .
5 April 2021 History of Non-Arab (Iranian) Shahs”), written by Alisher Navoi,
through which the poet wanted to express his socio-political
Keywords: principles of building a state and society.
national identity, historical 2181-1415/© 2021 in Science LLC.
CONSCIOUSNESS, historical This is an open access article under the Attribution 4.0 International
memory, society, state, (CC BY 4.0) license (https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru)
historical works, social
justice, fair rulers, history
lessons, historical
experience, history.
Алишер Навоийнинг маънавий меросида тарихий
билишнинг масалалари
АННОТАЦИЯ
Калит сУзлар: ушбу маколада глобал Уузгариш ва кадриятларни кайта
миллий узига хослик, бахолаш даврида тарихий онгни ривожлантиришдаги буюк
тарихий онг, тарихий > >
шоир ва мутафаккир Алишер Навоийнинг маънавий
хотира, жамият, давлат,
тарихий асарлар, меросининг Урни ёритилди. Алишер Навоий томонидан
ижтимоий адолат, ёзилган "Тарихи мулуки Ажам" ("Араб булмаган (Эрон)
адолатли хукмдорлар, шохлари тарихи"”) тарихий рисоласи фалсафий тахлил
тарих дарслари, тарих килинди ва шоир шу оркали давлат ва жамият хакида
тажрибаси, тарих. ижтимоий ва сиёсий тамойилларининг ахамияти ифода
этилди.
1 Doctor of Philosophy (PhD) in Philosophical Sciences, Associate Professor, Samarkand State Institute of Foreign
Languages, Samarkand, Uzbekistan
e-mail: [email protected]
2—1 о
Ш] 5‹епсе Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - 50 1еу ап4 шпоуаНоп$
рем Issue - 2 N° 2 (2021) / ISSN 2181-1415
Вопросы исторического познания в духовном наследии
Алишера Навои
АННОТАЦИЯ
Ключевые слова: В данной статье рассматривается роль духовного
национальное наследия великого поэта и мыслителя Алишера Навои на
самосознание,
развитие исторического сознания в эпоху глобальных
историческое сознание, < <,
историческая память, трансформаций и переоценки ценностей. В статье сделан
общество, государство, философский анализ исторического трактата «Тарихи
исторические мулуки Ажам» («История неарабских (иранских) шахов»),
произведения, социальная написанный Алишером Навои, посредством которого поэт
справедливость,
равед хотел выразить свои социально-политические принципы
справедливые правители,
уроки истории, построения государства и общества.
исторический ОПЫТ,
история.
С обретением независимости в Узбекистане было пересмотрено и коренным
образом изменилось восприятие исторического наследия и отношение к истории.
Эти изменения были обусловлены тем, что в нашем обществе возрос интерес к
многовековой истории нашего народа, возврату к историческим корням.
Познание прошлых событий истории имеет многовековую традицию, еще стех
времен, как появились первые легенды и мифы. Некоторые элементы попыток
проанализировать прошлые события мы можем проследить в сказаниях, эпосах у
каждого народа или этнической группы. Многие исследователи отмечают
нравственную составляющую истории, которая, по их мнению, призвана восполнить
некоторый возрастной недостаток духовно-нравственных качеств, что в свою
очередь призвано воспитать патриотические и интернациональные чувства у
молодых людей [12].
Но из этого не следует заключать, что нам необходимо отрицать изучение
исторического прошлого. Современные инструменты изучения исторического
прошлого способствуют реконструкции исторической действительности, созданию
картины прошлого и позволяет индивидам получить правильное ее восприятие. Как
было отмечено выше, любой способ познания представляет собой наличие
объективного мира иего отражение в человеческом сознании. Но отражение прошлых
событий в процессе исторического познания выглядит иначе, чем восприятие
настоящего, так как настоящее присутствует, а прошлого давно уж нет [10].
Духовное наследие Алишера Навои богато и многообразно. Помимо
литературных произведений, он писал в разных жанрах, который лишний раз
доказывают уникальность его мышления и мировосприятия. Что же касается
нравственной составляющей исторического сознания, то мыслитель считал, что
народы, государства должны изучать историю, традиции, ценности других народов
для того, чтобы понимать их, быть ближе к ним и толерантнее во всех вопросах.
Произведение «Тарихи мулуки Ажам» («История неарабских (иранских)
шахов») с точки зрения своей эпохи было трудом, имеющим под собой научные
аргументы. В работе был сделан тщательный исторический анализ династий Ирана
и Турана, к которым автор относил Пишдадидов, Каянидов, Ашканидов и Сасанидов.
94
2—1 о
Ш] 5‹епсе Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - 50 1еу ап4 шпоуаНоп$
рем Issue - 2 N° 2 (2021) / ISSN 2181-1415
Согласно сложившейся традиции повествование начинается с истории эпохи
Адама. Для написания этой работы Алишер Навои воспользовался работами
“Низому-т-таворих”, "Жомеу-т-таворихи Жалолий”, “Насихату-л-мулук”, "Жовидон
хирад”, “Одобу-л-араб ва а-л-фурус”, “Гузида” "Мунтахаб”, “Девону-н-насаб” в
качестве исторических источников, а также приводил в своей работе имена таких
историков как Банокати, имама Мухаммада Газзали, Табари, Бу Али Мискавайха,
Кази Барзови, произведениями которых он воспользовался. Так же при написании
этой работы Алишер Навои очень часто прибегает к сведениям из "Шахнамэ”
Фирдавси. В повествовании об Искандаре он упоминает о работах поэтов-авторов
Хамсы Хосрова Дехлеви, Низами Ганджеви.
Он дает подробные сведения о биографии, жизни, политике 63 правителей, 11
из которых относятся к династии Пишдадидов, 9 - династии Каянидов, 15 - династии
Ашканидов, 28 - династии Сасанидов. Почти во всех повествованиях о правителях
Навои в качестве эпилога приводит поэтическое стихосложение. Кроме того, после
окончания о повествований о четырех династиях он также дает обобщающее
поэтическое заключение.
В данной работе Алишер Навои приводит большое количество интересных и
важных сведений по истории. Здесь приводятся данные о правителях, которые
основали или благоустроили такие великие города средневековья, как Балх,
Вавилон, Мерв, Самарканд и десятки других крупнейших центров. Здесь он также
сведения об истории появления праздника Навруз, обычая поста у мусульман,
причин идолопоклонничества у многих народов, проживавших в свое время на тех
территориях [8].
Повествуя о шахах, Алишер Навои приветствует справедливых правителей, с
теплотой и радостью повествуя об их благодеяниях, выражает негативное
отношение к тиранам и деспотам, побуждая читателя осознавать примеры их
трагического прошлого. Так, например, повествуя о правителе Джамшиде, он
отмечает, что хотя изначально этот правитель был справедливым, но надеясь на
свою мощь и силу, попав в сети гордыни, он становится деспотичным, заставляя
своих подданных поклоняться ему как божеству. Навои этим примером хочет
показать, что любовь к богатству, к тленному миру означает отдаление человека от
истины. Человек, забывший Бога отдаляется от себя, от людей, от общества.
Повествуя об Ануширване Справедливом, Алишер Навои указывает, что он
является девятнадцатым правителем династии Сасанидов, сыном Кубада. Алишер
Навои особо подчеркивает в своем труде о справедливости Ануширвана, прикрепляя
некоторые рассказы в качестве аргументов. В одном из рассказов говорится о том,
что один человек покупает сад, и когда он находит там клад, идет к бывшему
владельцу этого сада с намерением вернуть ему найденные сокровища. Продавший
сад в ответ на это говорит: “В придачу к саду я тебе продал землю и все что там
находится, поэтому бери это золото, оно - твое”. Об этом случае узнает правитель
Ануширван, который приглашает к себе этих людей, предлагает стать им сватами, а
найденный клад отдать новой семье. Отсюда Навои делает философский вывод о том,
что если правитель правит справедливо, то и уего подданных в почете будет стыд и
совесть[8].
Из приведенных в работе Навои 63 правителей 3 являются женщинами, одной
из них была шестая правительница династии Каянидов и звали ее Хумай или Хуман.
95
2—1 о
Ш] 5‹епсе Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - 50 1еу ап4 шпоуаНоп$
рем Issue - 2 N° 2 (2021) / ISSN 2181-1415
Две другие женщины- правительницы, на которых указывает в своем повествовании
Алишер Навои, являются 27 и 28 правительницами династии Сасанидов и звали их
Турандот и Озармдот. Поэт приводит интересные сведения об их восхождении на
престол и периоде их правления. Он также указывает на то, что они являются
сестрами, дочерьми 23 правителя Хосрова Парвиза[3].
Посредством этого произведения Алишер Навои представляется знатоком
истории. В работе приводятся тысячи географических названий, сотни имен и
бессчетное количество событий, что является свидетельством хорошей памяти у
Навои. Навои говорит об огромном значении истории и ее необходимости для
человеческого социума, ее актуальности в каждый период времени, что ярко
отображено вего исследованиях. По мнению мыслителя, основной задачей истории
является изучение опыта прежних поколений для современного общества, которое
однозначно понимает смысловые ориентации прошлого. Выражаясь иначе, история
является насущной потребностью для всего человечества.
Исторический трактат “Тарихи мулуки Ажам” как и другие произведения
Навои, был написан исходя из сложившихся в то время социально-политических
требований. Свои передовые мысли Навои изображает в произведении как уроки
прошлого, сравнивает со своей эпохой время правления былых государей и
призывает правителей своей эпохи брать с них пример. В произведении он
выдвигает идею, что установление в обществе спокойствия, мира и справедливости
зависит от справедливых, правителей, любящих свой народ и оберегающий его от
всяких невзгод и печалей. Своей главной целью Навои определяет не освещение
личной жизни государей, а их отношение к обществу, интересам народа и страны,
анализу сложившейся социально-политической обстановки в государствах.
Роль правителей в обществе в понимании автора определяется не военной
мощью и силой, а благородными поступками и деяниями на пути благоустройства
народа и нации. С этой точки зрения исторические личности автором были оценены
как “справедливый” и “злой” шах. Автор, выражая своё отношение к ним, разработал
теорию “справедливого правителя” или “справедливого шаха”.
Исследуя данное произведение, мы можем заключить о неординарных
познаниях Алишера Навои в области истории, а также то, что мы имеем еще одно
достоверное свидетельство, исторический источник по истории народов Востока.
Историческое произведение Алишер Навои “Тарихи мулуки Ажам” можно
считать бесценным историческим источником, заключающим в себе нравственно-
философские, социально-политические, просветительские и религиозные идеи о
государственности и правлении. Данный трактат воплощает в себе в первую очередь
национальный дух тюркоязычных народов, предстает как редчайшая национально-
духовная ценность. Идеи, развитые великим Навои в своих произведениях, являются
основным содержанием и стержнем строящегося на сегодняшний день свободного
демократического общества - основной цели, поставленной перед нами.
Навои, создавая свой научный трактат “Тарихи мулуки Ажам” с глубоким
духовно-нравственным содержанием и наиболее точным отражением в них
исторической правды заложил основу новому методу создания исторических
произведений на узбекском языке. Он предстает пред нами как историк, осветивший
события прошлого в тесной связи с общественно-политическими проблемами своей
эпохи, преследующий интересы народа и страны при толковании истории.
96
2—1 о
Ш] 5‹епсе Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - 50 1еу ап4 шпоуаНоп$
рем Issue - 2 N° 2 (2021) / ISSN 2181-1415
Взгляды восточного поэта и мыслителя указывают на нравственное
измерение истории. И это значит, что задавая вопрос о том, способна ли история
воспитывать молодое поколение, необходимо дать положительный ответ.
Главной целью каждого государства, общества являются интересы человека,
его счастье. И для того, чтобы быть счастливым, человек, по мнению Навои, должен
всемерно проявлять интерес к земной жизни, использовать и подчинять себе силы
природы, трудиться и заниматься самосовершенствованием. Он считал, что человек
познает все благодаря силе своего разума, способности мыслить:
„Дороже всех богатств, Тебе дана
Бесценная жемчужина одна;
Иэто - разум. Не сравняться с НИМ
Рубинам и алмазам дорогия.
В жемчужине земного бЫТИЯ
Заключена жемчужина твоя.
В ней дар познанья тайн и высоты,
Вот чем при жизни удостоен ты! [2, с.208]
Светлый образ выдающегося гуманиста, просветителя, патриота и борца за
справедливость Алишера Навои будет вечно жить в памяти многих поколений,
потому что он ясно понимал: высочайший смысл жизни - в служении народу, в
духовном росте и самосовершенствовании личности.
Для того, чтобы сформировать полноценное историческое сознание,
необходимо правильное адекватное восприятие истории народа, страны. Узбекистан
является особым национально-государственным образованием, с присущим лишь
ему культурным и историческим ходом развития. У Узбекистана есть свой особый
путь развития, который отличается от многих своей богатой историей, традициями
и видением перспектив будущего развития.
Условия сегодняшнего глобализированного мира выдвигают на передний
план политические мотивы исторического восприятия прошлого. Историческое
сознание становится важным фактором самоидентификации народа, государства
или этнической группы, его ориентации на будущее развитие, избрания правильного
пути продвижения общества. Понимание важности исторического развития в
будущем предполагает правильное восприятие сегодняшних явлений. Соотношение
настоящего и исторической памяти является главным критерием поступательного
движения социума.
Выступая с посланием к Олий Мажлису Президент Республики Узбекистан
Ш.М.Мирзиёев особо отметил, что «мы должны уделять особое внимание доведению
до молодого поколения бесценного наследия наших великих ученых, поэтов и
писателей, мыслителей и богословов, подвигов отважных полководцев, укреплению
у наших детей патриотизма и национальной гордости» [1]. Наш Президент вышел с
инициативой о создании телеканала «История Узбекистана», что является сегодня
особо актуальным вопросом, с последующим созданием в рамках данного проекта
различных исторических информационных ресурсов, которые бы стимулировали
познавательный интерес к истории, придавали учебной работе проблемный,
творческий, исследовательский характер, во многом способствовали обновлению
содержательной стороны предмета «История Узбекистана», позволили
индивидуализировать процесс обучения. Образовательные сайты по истории дают
97
©
Ш] 5‹епсе Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - 50 1еу ап4 шпоуаНоп$
ee inna spor Issue - 2 N° 2 (2021) / ISSN 2181-1415
возможность учащимся организовать совместные исследовательские проекты,
расширяют доступ не только к учебно-методической, но и научной литературе и
источникам.
Сегодня политика нашего государства направлена на экономическое,
политическое, культурное процветание нашей страны. Задача историков, школьных
учителей, преподавателей высших учебных заведений, заключается в том, чтобы их
деятельность способствовала формированию у молодежи исторического сознания,
которая лежит в основе национального самосознания. Молодежь, получившая
знания об историческом прошлом своей страны, о трудностях, выпавших на долю
старшего поколения, в последующем направит свою деятельность наее процветание.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:
1. Послание Президента Узбекистана Ш.М.Мирзиёева Олий Мажлису. 28.12.2018
г. [Электронный ресурс|: https://uza.uz/ru/politics/poslanie-prezidenta-respubliki-
uzbekistan-shavkata-mirziyeevas-28-12-2018
2. Алишер Навои. Собрание сочинений в 10 томах. Смятение праведных. Том Ш.Т.
1968. 271 с.
3. Алишер Навои. Собрание сочинений в 10 томах. Фархад и Ширин. Т ГУ. Т. 1968.
408 с.
4. Алишер Навои. Собрание сочинений в 10 томах. Стена Искандара. Т УП. Т. 1968.
414 с.
5. Алишер Навои. Собрание сочинений в 10 томах. Язык птиц. Т УШ. Т. 1968. 344 с.
6. Алишер Навои. Собрание сочинений в 10 томах. Возлюбленный сердец. Т Х. Т.
1970. 198 с.
7. Алишер Навои. Мукаммал асарлар туплами. Йигирма томлик. Тарихи анбиё ва
хукамо.1 6 том. Т. Фан. 2000. 329 6.
8. Алишер Навоий. Тарихи мулуки ажам. Мукаммал асарлар туплами. Йигирма
томлик. 16 том. Т. Фан. 2020. 329 6.
9. Ачилдиев А.С. Проблема взаимодействия национального самосознания и
национальной культуры. Автореферат дис. канд.фил.наук. Т., 1994.
10. Жураев Н. Тарих фалсафасининг назарий асослари. Т. Маънавият. 2008. 462 6.
11. Комилов Н. Тасаввуф. Т. Мовароуннахр-Узбекистон. 2009.48 6.
12. Каримов Б.Р. «Миллат, инсон ва тил: тараккиёт муаммолари». Карши, Нафас.
2003. 131 с.
13. Рахмонов Р., Файзиев Ф. Ёшлар дунекарашини шаклланишида тарихий онг ва
тарихий хотира. Т., О’2БеК15оп, 2008.
14. Чориев А. Инсон фалсафаси. Инсон тугрисидаги фалсафий фикрлар
тараккиёти. Узбекистон файласуфлари миллий жамияти нашриёти. Т. 2007. 416 6.
98