Научная статья на тему 'Вопросы использования топонимических терминов на уроках географии в Средней общеобразовательной школе'

Вопросы использования топонимических терминов на уроках географии в Средней общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
584
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЗВАНИЯ МЕСТНОСТИ / НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ / ТОПОНИМИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ / АГРОНИМЫ / ГИДРОНИМЫ / ОРОНИМЫ / ОЙКОНИМЫ / ФИТОТОПОНИМЫ / ТОПОФОРМАТЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Султанова Нодира Бурхановна, Сайдаматов Фарход Раджабович

Названия местности в науке географии являются одним из основных понятий, нельзя их изучать обособленно друг от друга. В связи с этим в структуре непрерывного образования необходимо на занятиях географии использовать топонимические термины. В статье рассмотрены некоторые вопросы использования географических названий на занятиях географии, в частности, физической географии Узбекистана в средних общеобразовательных школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы использования топонимических терминов на уроках географии в Средней общеобразовательной школе»

Литература

1. Давыдова Н.А. Программирование: учеб. пособие / Е.В. Боровская, Н.А. Давыдова. [Электронный ресурс]: — 3-е изд. (электронное издание).— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. 715c. Режим доступа: http: //globalf5.com/Knigi/Nauka-Obrazovanie/Informatika/Programmirovanie / Programmirovanie?ref=1e8c (дата обращения: 15.01.2016).

2. Кеспиков В.Н., Солодкова М.И., Ильясов Д.Ф. Концепция развития естественноматематического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП» [Электронный ресурс]: Образовательный портал Челябинска URL: http://chel-edu.ru/pics/docs/1692filename.pdf (дата обращения: 01.09.2015).

3. Леонова Е.А. Электронная модель содержания образования как инструмент реализации требований стандарта. // Народное образование. 2011. №2. С. 174-181.

4. Поляков К.Ю. Исполнители. [Электронный ресурс]: Персональный сайт К.Ю. Полякова. URL: http://kpolyakov.spb.ru/school/ robots/robots.htm (дата обращения: 01.02.2014).

Вопросы использования топонимических терминов на уроках географии в средней общеобразовательной школе Султанова Н. Б.1, Сайдаматов Ф. Р.2

1 Султанова Нодира Бурхановна /Sultanova Nodira Burxanovna - старший преподаватель; 2Сайдаматов Фарход Раджабович /Saydamatov Farxod Radjabovich - старший преподаватель, кафедра методики преподования географии, факультет естественных наук, Ташкентский государственный педагогический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: названия местности в науке географии являются одним из основных понятий, нельзя их изучать обособленно друг от друга. В связи с этим в структуре непрерывного образования необходимо на занятиях географии использовать топонимические термины. В статье рассмотрены некоторые вопросы использования географических названий на занятиях географии, в частности, физической географии Узбекистана в средних общеобразовательных школах. Ключевые слова: названия местности, на уроках географии, топонимические термины, агронимы, гидронимы, оронимы, ойконимы, фитотопонимы, топоформаты.

Отношения между народами и национальностями мира невозможно представить без топонимов. Во все времена во взаимных связях топонимы использовались как важный указатель.

Сегодня, в период бурного развития науки, культуры и экономики международные отношения предполагают все активнее употребление топонимов в языке. В результате, изучение происхождения топонимичесих терминов, их содержания, географического распространения, правильное название мест стало рассматриваться в качестве вопроса государственной значимости. Свидетельством тому служит принятие 4 марта 2011 года Законодательной палатой и одобрение 26 августа того же года Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан закона «О названиях географических объектов». Законом обращено внимание на основные понятия:

- географические объекты - происхождение Земли, характеризуемое современным и прошлым, а также конкретным месторасположением;

| 85 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 2(14) 2016

- целостные и сравнительно устойчивые естественные и искусственные производные. К ним относятся: административно-территориальные единицы

(области, районы, города, городки, села, аулы), природные объекты (реки, озера, ледники, равнины, горы, горные хребты, пещеры, пустыни, долины, охраняемые природные территории, предгорья, полезные ископаемые, рудники) и множество других объектов. Из этого следует, что наука география занимает особое место в изучении географического распространения топонимов и их содержания.

Как известно, география - одна из древнейших наук. География - единственная учебная дисциплина, направленная на предоставление полной информации для формирования полного представления о Земле - планете, на которой обитает человечество. В настоящее время география - это система ряда географических наук. Каждая её составляющая имеет особые закономерности, понятия, термины, сферы и специифические особенности. Одной из таких дисциплин является топонимика. Как отмечал русский ученый Н. И. Надеждин, топонимика - это язык Земли. А земля - это такая книга, в которой история человечества написана географическими названиями.

Топонимика (лат. topos - «земля», «место», noma - «имя», «название» - наука, изучающая названия местности. Названия местности являются топонимическими терминами.

Топонимика как наука начала развиваться в конце XIX - начале XX веков, однако её корни уходят в древние времена. Она начала формироваться в древности в связи с расширением заселяемых людьми территорий, развитием охоты и земледелия. Согласно сведениям Э. Мурзаева, на южный широтах северного полушария, не покрытых льдинами, первые топонимы возникли десятки и сотни тысяч лет назад. Однако письменные упоминания о них относятся к более поздним срокам.

В трудах мыслителей Средних веков, внесших огромный вклад в развитие мировой науки, таких как Аль-Хоразми, Жайхони, Абу Райхан Беруни, Юсуф Хас Хаджиб, Махмуд Кошгарский, Бабур своебразно раскрыты топонимы, т. е. названия местности [1].

Основоположником науки топонимика в нашей республике признается Суюн Кораев. Ему принадлежат такие труды, как «Топонимика», «Географик номлар маъноси» (Значение географических названий), «Географик номлар маъносини биласизми?» (Знаете ли вы значения географических названий), «Топонимик лутат» (Топонимический словарь), «Узбекистан вилоятлари топонимлари» (Топонимы областей Узбекистана), в которых ученый обращает особое внимание на лингвистические, картографические, исторические и этнографические данные, в монографическом исследовании «Топонимика» приведены сведения о топонимии Узбекистана, возникновении топонимов, топонимических форматах, типах и моделях, топонимических легендах, истории изучения топонимики, видах и особенностях топонимии.

Заслуживают особого внимания исследования в области топонимики профессора Х. Хасанова. ценными источниками являются его труды «Географик номлар имлоси» (Правописание географических названий), «Урта Осиё жой номлари тарихидан» (Из истории названий местности Средней Азии), «Ер тили» (Язык земли), «Географик номлар сири» (Тайны географических названий) [2].

В настоящее время учеными-географами страны проводятся масштабные топонимические исследования. В частности, П. Гуломов и М. Миракмалов разработали учебное пособие «Топонимика ва географик терминшунослик» (Топонимика и географическая терминология). Авторы в данной работе осветили роль народных терминов в образовании топонимов [3].

В учебном поособии А. Низомова, Г. Рахимовой и Н. Расуловой «Топонимика» рассмотрены проблемы терриориального распространения топонимов, концепция топонимического районирования, проблемы применения топонимических индикаторов в географических и историко-географических исследованиях. Ценность

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 2(14) 2016 | 86 |

данного учебного пособия заключается также в разъяснении авторами закономерностей топонимического районирования, географического распространения топонимов и выделением в топонимике стратографического слоя.

Под топонимами, естественно, понимают название какой-либо местности, отличающей её от других. В формировании топонимов имеет место ряд факторов, причин. Это позволяет изучать топонимы, разбив их на группы, как географические названия, сформировавшиеся в связи с состоянием местности, с его рельефом, с климатическими особенностями, с водными источниками территории, с растительностью, с животным миром, с горными породами, с полезными ископаемыми, с народами, с названиями племен и родов, с мифологическими и религиозными названиями. Эти группы послужили основой для формирования ключей, кодов топонимической науки. Топонимические коды - это топонимические термины: агронимы, антропонимы, дромонимы, гидронимы, индикаторные названия, зоотопонимы, оронимы, ойконимы (комонимы, полисонимы, урбонимы), спелеонимы, фитотопонимы, топоформаты и мн. др.

Из сказанного выше следует, что названия мест являются одним из важнейших понятий географической науки, и нельзя их рассматривать в отдельности. Значит, названия мест необходимо изучать на занятиях по географии во всех звеньях системы непрерывного образования.

Разъяснение причин и содержания названий местности способствует повышению интереса обучаемых, прочному запоминанию содержания занятий, привлекает внимание. В этом плане должны отличаться широким охватом уроки географии в общеобразовательных школах.

Географическое образование, как неотъемлемый компонент педагогического процесса, организуемого в общеобразовательных школах, служит решению общей задачи образовательного учреждения - воспитанию гармонично развитой личности. В ходе этого обучения у молодого поколения формируются научное мировоззрение о Земле, социально-экономические знания, понятия о взаимосвязи и взаимозависимости природы и общества, представления о географических объектах, процессах и явлениях, главное, формируется географическая культура, являющаяся важным составляющим общей культуры человека.

«Физическая география Средней Азии и Узбекистана» - единственный учебный предмет, дающий учащимся научные, физико-географические знания о родном крае. В ходе его изучения школьники узнают о природных условиях и ресурсах своей Родины, осознают взаимосвязь и взаимозависимость природных элементов. В результате формируется молодое поколение, всесторонне и прочно усвоившее знания о природе Средней Азии и Узбекистана, способное охранять, приумножать и рационально пользоваться его природными богатствами [4].

Незаменима в географическом образовании роль учебников, важнейшего источника знаний, в том числе и в изучении названий мастности. Высокий уровень научности, методическое оформление, педагогическая целесообразность и обоснованность материала учебника - основа прочных знаний, умений и навыков обучаемых. Хотелось бы особо отметить, что современные учебники по географии соответствуют этим требованиям в полной мере. Применяемые на практике учебники по географии созданы ведущими учеными республики, материал в них собран с учетом возрастных, психофизиологических особенностей учащихся.

Примечателен с точки зрения изучения топонимов учебник «Географии» для 7-х классов общеобразовательной школы, авторами которой являются П. Гуломов, Х. Вахобов, П. Баратов, М. Маматкулов. Учебник был напечатан издательством «Укитувчи» в 2003 г. и переиздан в 2005, 2009, 2014 гг., учебник состоит из введения, двух разделов, 9 частей, 68 параграфов и приложений.

Учебник составлен методически грамотно, карты, схемы, диаграммы, несомненно, полезны для учащихся, они обогащают и облегчают усвоение материала.

| 87 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 2(14) 2016

Особое внимание в учебнике уделено географическим названиям, в том числе названиям местности. Они выделены особым шрифтом.

Следует обратить внимание на то, что в нашей республике топонимы распределены с точки зрения генетического происхождения по-разному. На отдельных территориях преобладают оротопонимы, на других - гидронимы, на третьих - индикаторные названия и т. д., что связано с особенностями региона. К примеру, север, восток и запад Сурхандарьинского природно-географического округа республики окружен горами. Широко распространены здесь соответствующие топонимы, как: Байсун, Чакчар, Кухитанг и др.; гидронимы, связанные с родниками, озерами и реками - Туполон, Коратолдарья, Сурхандарья ва у. к.). На запаодной части распространены гидронимы, связанные с гидротехническими сооружениями, как: Тошбака, Кизентган, Дарьялик и др.

На востоке - в Ферганском природно-географическом округе со сложным рельефом, распространены оронимы, связанные с горами, степями, пустынями, а также патамонимы - вид гидронимов, связанный с названиями рек, притоков, саев (Хужабакиргон, Чодаксой, Поччаота и др.).

На южной части Чирчиско-Ахангаранского округа, центральной и северной частях Мирзачульского округа распространены фитотопонимы: Пахтакор, Галлаорол, Гулистон и др.

Учителя на уроках географии, исходя содержания темы, посредством разъяснения (толкования) отдельных топонимов могут повысить интерес учащихся к изучаемой теме, эффективность занятия, а также способствовать формированию у учащихся определенных представлений о названиях местности.

К примеру, при изучении темы «Основные особенности поверхности Земли» используются термины Устюртское плато, горная система Тяньшань, гора Кухитанг. Устюрт означает «плоская поверхность». Горы Тяньшань местное население до прихода арабов называли «Тангритог», Тангри - бог, создатель, небо, священный, великий, широкий. Тог - гора. Из-за своего величия горы получили такое название. Китайцы перевели тюркское слово «Тангритог»: тянь - небо, шань - гора). Название горы Кухитанг образовано от таджикских слов кух - гора, танг - узкий, овраг, и означает - узкие горы, тонкие горы.

При изучении темы «Внутренние воды и водные ресурсы Узбекистана» наряду с географическими сведениями о гидрографических особенностях водоемов республики можно пояснить название отдельных рек, озер, водохранилищ. К примеру, Туполондарья - туполон - переполох, шум. Данное слово имело также толкование «пыль и дождь, сильный ветер; погибель овец». Действительно, в долине реки имели место глубокие овраги, дорожки, куда падали овцы и пропадали.

Чирчик. Река получила свое название из-за быстрого течения. Слово чир означает быстрый, шумный, -чик - это уменьшительное окончание. Подобных примеров можно привести множество. К сожалению, в отдельных учебниках географии не всегда уделяется должное внимание их толкованию.

Было бы целесообразным в школьных учебниках по географии в тексте или в качестве ссылки приводить толкование некоторых топонимов. Ведь молодому поколению всегда интересно: почему его город (район, село) назван так, а не по другому.

Мы далеки от мысли посвящать весь урок географии изучению топонимических терминов. Достаточно рассмотреть лишь некоторые, наиболее активно употребляемые и, естественно, обратить внимание на местные топонимы, ибо время урока ограничено. Также целесообразно, на наш взгляд, организовать факультативы для интересующихся топонимикой учащихся, выделять изучению топонимов время в рамках занятий географических, краеведческих кружков, проводить различные мероприятия: географические вечера, викторины и т. п., посвященные топонимике.

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 2(14) 2016 | 88 |

Следует отметить, что изучение топонимов естественным образом способствует развитию знаний в области лексики родного языка, тем самым обеспечивается своеобразная межпредметная связь, интеграция. Главное, изучение топонимов способствует воспитанию любви, гордости за свой край, патриотизма.

Именно поэтому на уроках географии данному фактору следует обращать особое внимание.

Литература

1. Низомов А., Рахимова Г., Расулова Н. Топонимика. - Т.: Шарк, 2012.

2. Цориев С. Топонимы областей Узбекистана. -Т.: «Узбекистан миллий

энцикопедияси», 2005.

3. Гуломов П., Миракмалов М. Топонимика и географическая терминология. - Т.: УзМУ, 2005.

4. Хасанов Х. Язык земли. - Т.: Укитувчи, 1977.

Сельская малокомплектная школа: особенности, проблемы, перспективы развития (примеры разных стран)

Габышев А. Н.1, Зедгенизова Г. Н.2

2Габышев Андрей Николаевич / Gabyshev Andrey Nikolaevich - учитель биологии;

2Зедгенизова Галина Николаевна / Zedgenizova Galina Nikolaevna - учитель русского языка, Муниципальное казенное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа «Заречная ООШ», с. Заречный, Республика Саха (Якутия)

Аннотация: в статье рассматриваются особенности, проблемы сельских

малокомплектных школ. Приводятся примеры малочисленных школ других стран. Ключевые слова: сельская малокомплектная школа, обучение.

На сегодняшний день российская школа переживает глобальные преобразования, основной целью которой стала не просто репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, одним словом, научить учиться. Современное образование ориентировано на развитие тех способностей личности, которые нужны и ей, и обществу. В связи с этим в средствах массовой информации часто обсуждается проблема сельских малокомплектных школ. Принято считать, что качество обучения в сельских школах ниже, чем городских.

В большинстве сельских школ за партами сидят не более 5—10 человек, что делает их с точки зрения финансирования нерентабельными. Но без школы село или деревня умрет. Все, кто смогут из молодого работоспособного населения села переедут туда, где есть школа для их ребенка. С учетом российской специфики ситуация с сельскими малокомплектными школами кажется специалистам удручающей.

В соответствии с наиболее устоявшимися и общепризнанными в отечественной педагогике подходами к трактовке термина, под малокомплектной мы понимаем школу, которую характеризует одна или несколько указанных особенностей: отсутствие параллельных классов; отсутствие одного или нескольких классов; объединение начальных классов в один или два класса комплекта; разобщенность территории школьного микрорайона; безальтернативность образовательного пространства.

| 89 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 2(14) 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.