Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ'

ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (ЭОР) / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES ((EЕR) / INTERACTIVE METHODS AND INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тайлакова Д.Н.

Автор размышляет над тем, какое место сегодня занимают Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) в учебном процессе. К сожалению, многие преподаватели не могут использовать ЭОР в полном объеме, ввиду своей низкой квалификаци в компьютерных технологиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF ELECTRONIC MEANS OF TRAINING IN EDUCATIONAL PROCESS

The author reflects on the place now occupied by Electronic educational resources (EЕR) in the learning process. Unfortunately, many teachers can not use the ESM in full, in view of the low-skilled in computer technology, teachers

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»

телефонных переговоров (5%); дезинформация, ограничение доступа к информации.

Таким образом, главными угрозами информации будет являться утечка, разглашение и несанкционированный доступ к ее источникам.

Использованные источники:

1. Бабаш, А. В. Информационная безопасность. Лабораторный практикум: Учебное пособие пособие [Текст] / А. В. Бабаш, Е. К. Баранова, Ю. Н. Мельников. - М.: КноРус, 2013. - 136 c. ISBN 978-5-98227-928-6

2. Петров, С. В. Информационная безопасность: Учебное пособие [Текст] / С. В. Петров, И. П. Слинькова, В. В. Гафнер. - М.: АРТА, 2012. - 296 c. ISBN. 978-5-86229-295-4

3. Семененко, В. А. Информационная безопасность: Учебное пособие [Текст] / В. А. Семененко. - М.: МГИУ, 2010. - 277 c. ISBN 5-276-00641-5

4. Шаньгин, В. Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: учебное пособие [Текст] / В. Ф. Шаньгин. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 c. ISBN 978-5-8199-0331-5

5. Ярочкин, И. В. Информационная безопасность: учебник для студентов вузов [Текст] / И. В. Ярочкин - М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2 - е изд., 2004. - 381 с. ISBN 5-829I-0408-3

Тайлакова Д. Н. ст. преподаватель кафедра «Педагогика, психология и менежмент» Ташкентский Городской институт переподготовки и повышения квалификации работников народного образования

Узбекистан, г. Ташкент Taylakova D.N.- Senior Lecturer of the Department "Pedagogy, Psychology and management"

Tashkent City

Institute of Retraining and training public education employees

Tashkent, Uzbekistan ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ THE USE OF ELECTRONIC MEANS OF TRAINING IN EDUCATIONAL PROCESS Аннотация. Автор размышляет над тем, какое место сегодня занимают Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) в учебном процессе. К сожалению, многие преподаватели не могут использовать ЭОР в полном объеме, ввиду своей низкой квалификаци в компьютерных технологиях.

Ключевые слова. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР), интерактивные методы, информационные технологии, преподаватели.

Annotation. The author reflects on the place now occupied by Electronic educational resources (EЕR) in the learning process. Unfortunately, many

teachers can not use the ESM in full, in view of the low-skilled in computer technology, teachers

Keywords. Electronic educational resources ((EER), interactive methods and information technologies.

Студенты сегодня в корне отличаются от прошлых поколений - не с точки зрения их когнитивной способности, но с точки зрения доступности для них технологических инструментов и функций, которые они могут обеспечить. Каким образом педагоги должны преподавать ученикам становится все более сложной задачей, но основы для становления лучшего, более эффективного преподавания остаются теми же. Компетентность современного педагога связана со знаниями о границах применимости компьютерной техники и приоритете ценности человеческой жизни, здоровья и духовного развития личности; роли информатики и информационных технологий в развитии современной цивилизации; информационной инфраструктуре общества, юридических, этических и моральных нормах работы в информационной среде; информационной безопасности общества и личности и необходимости самоограничения человека и общества, живущего в условиях избытка информации и глобальной технологизации общества; о достоинствах и недостатках, диагностике и прогнозировании процесса информатизации общества и жизнедеятельности человека, тенденций его развития. [4]

Современное образование стремительно переходит на внедрение электронных ресурсов в учебный процесс. Нельзя сказать, что электронные ресурсы (ЭР) не использовались ранее в обучении, многие печатные издания переведены в цифровой формат, преподавателями и студентами широко используются медиа средства - презентации, видеофильмы, электронные книги и учебники, набирает обороты и дистанционное обучение. Однако, до сих пор удельный вес в образовании печатных изданий намного превышает электронный ресурс. Причин много - прежде всего сами преподаватели не готовы или не хотят перейти с печатного на электронный формат; низкая доступность к Интернету для преподавателей и для студентов; дороговизна или отсутствие Wi-Fi; дискомфорт в чтении ЭР для старшего поколения и т.д.

Так что же такое Электронный образовательный ресурс (ЭОР)? И почему его надо использовать на занятиях? Как известно современные педагогические технологии предполагают высокую активность учащихся на занятиях и в ходе самостоятельной работы. Интерактивные методы способствуют активизации студентов, но без использования мультимедийных информационных технологий (ИТ) сегодня обойтись никак нельзя. До сих пор большинство преподавателей относятся к современным информационным технологиям (мобильные телефоны, смартфоны, Интернет) как к развлечению, и с трудом соглашаются отдать им пальму первенства в обучении. На Западе, напротив, десятки ученых пытаются эффективнее использовать ИТ в учебном процессе. Ученые задумались,

почему дети по всему миру так увлечены компьютерами и компьютерными играми (КИ), что в них такого привлекательного практически для всех возрастов. Как известно, существует множество образовательных обучающих программ, но они не выдерживают никакой критики в сравнении с КИ. Главная особенность ЭОР - их интерактивность. Современные электронные носители последнего поколения предлагают высококачественные книги и учебники по всем отраслям науки. Они позволяют не только получать информацию в виде текста, но с помощью ссылок предоставляют наглядный материал (фото, сцену из фильма или спектакля, картину и т.д.). Таким образом, предлагая читателю не только получать информацию, улучшить понимание прочитанного, но и исследовать какой-либо вопрос.[1]

Обычно под электронным образовательным ресурсом понимают образовательный контент, облеченный в электронную форму, который можно воспроизводить или использовать с привлечением электронных ресурсов. Существует следующая классификация ЭОР:

• по типу среды распространения и использования - Интернет-ресурсы, оффлайн-ресурсы, ресурсы для «электронных досок»;

• по виду содержимого контента - электронные справочники, викторины, словари, учебники, лабораторные работы;

• по реализационному принципу - мультимедиа-ресурсы, презентационные ресурсы, системы обучения;

• по составляющим входящего контента - лекционные ресурсы, практические ресурсы, ресурсы-имитаторы (тренажеры), контрольно-измерительные материалы [2].. ЭОР можно успешно использовать во всех видах аудиторной и домашней работы. С их помощью развивается самостоятельная, творческая, и исследовательская деятельность учащихся. С ЭОР можно проводить все этапы занятий - ознакомление, повторение, закрепление и контроль знаний.

ЭОР можно разделить для работы как непосредственно на занятиях, так и для самостоятельной работы учащихся. Существует следующая классификация ЭОР: текстовые (гипертекстовые), текстографические и мультимедийные (интерактивные). [2].

К ЭОР текстового типа можно отнести все образовательные сайты и оффлайн-электронные учебники, которые представляют собой перенос бумажного носителя в электронный вид. Они характеризуются развитой системой поиска на основе меток - содержания, глоссария и гиперссылок. Важное преимущество ЭОР текстографического вида - это иллюстративность. [2]. Здесь можно найти все - и графики, и рисунки, и мультяшные персонажи. Согласитесь, по сравнению с «голым текстом», это преимущество. Один взгляд на сплошной текст приводит в уныние учащихся не только школы, но и вуза. Мультимедийные ЭОР содержат в себе мультимедиа-контент (видео, анимация, аудио-контент), а также могут взаимодействовать с пользователем, задействовав режим интерактивности.

Спектр мультимедийных ЭОР достаточно широк - от мультимедийных энциклопедий до развивающих игр [2]. Исследования показывают, что большая часть способностей нашего мозга направлена на захват и обработку визуальной информации, и то, что визуальные эффекты обладают огромной силой, когда дело доходит до того, чтобы убедить нас. Такие мощные возможности для обучения нельзя игнорировать. Не этим ли привлекательны КИ - своими дизайнерскими находками, красочностью и интерактивностью. Что же мешает нам все это привнести в учебный процесс.

В чем сложность применения ЭОР в учебном процессе? Многие преподаватели уже достаточно умело пользуются программой составления презентаций MS Office 2007 (pptx). Однако, более усложненные варианты требуют другие программы. Уже разработаны ЭОР так называемого первого и второго поколений. К первому поколению можно отнести различные ЦОР - цифровые образовательные ресурсы, ярким примером которых может являться платформа от 1С. Создание же ЭОР второго поколения требует знания XML, Java и Flash-программирования, что недоступно большинству преподавателей [2].

Обобщая сказанное, можно констатировать, что ЭОР должны активнее внедряться в учебный процесс. Многие преподаватели должны больше интересоваться ЭОР. Существует множество ресурсов в Интернете, которые можно использовать в учебном процессе. Следующий шаг в мастерстве преподавания - осваивать новые компьютерные программы, чтобы использовать имеющийся достаточно большой ресурс ЭОР в Интернете.

Использованные источники:

1. Акрамова Л.Ю. Расулова Н.Ф. и др. О преимуществах электронных ресурсов в обучении. Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы высшего медицинского образования». Нукус, 2016. 30-31 стр.

2. Казанцев А. Создание ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в Linux. https://www.ibm.com/developerworks/ru/library/l-edu_Linux_1.

3. Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова. - Оренбург - ГОУ ОГУ, 2006. http://mari.ito.edu.ru http://www.ed.gov.ru http://eor.edu.ru/.

4. Персианов В.В., Логвинова Е.И. Информационные системы: Образовательный сайт. Регистрация ОФАП-6256, 2006. - Тула: Сервер ТГПУ (http://www.tspu.tula.ru).

5. Смирнова О.И. Урок в перевернутом классе. sertifikat.docxhttp://nsportal.ru/smirnova-olga-igorevna-gou-sosh-633.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.