Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА КАК НЕОБХОДИМОГО УСЛОВИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ'

ВОПРОСЫ ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА КАК НЕОБХОДИМОГО УСЛОВИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
Инновационная экономика / интеграция / наука / образование / бизнес / учебно-научно-производственный комплекс / синергетический эффект / Innovative economy / integration / science / education / business / educational / research and production complex / synergistic effect

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тешабоева Зилола Тошпулатовна, Кобулова Мохинабону Авазбековна

В статье рассмотрены вопросы интеграции между наукой, образованием и производством для по-вышения инновационного потенциала экономики и достижения устойчивого экономического роста и повышения её конкурентоспособности, а также предложены организационные, экономические механиз-мы и модели интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF INTEGRATION OF SCIENCE, EDUCATION AND BUSINESS AS A NECESSARY CONDITION FOR INNOVATIVE ECONOMY

The article deals with the issues of integration between science, education and production to increase the innovative potential of the economy and achieve sustainable economic growth and increase its competitive-ness, as well as organizational, economic mechanisms and integration models are proposed.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА КАК НЕОБХОДИМОГО УСЛОВИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ»

36

ECONOMIC SCIENCES / «ШУШШШМ-ШГМак» #2«), 2©H

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektinoe-planirovanie-kadrov-na-promyshlennyh-predpriyatiyah-zalog-uspeha (дата обращения: 21.10.2022).

7. Тешабоева Зилола Тошпулатовна, Умурза-кова Замира Солижановна Повышение конкурентоспособности национальной экономики как приоритетное направление развития страны // Евразийский научный журнал. 2017. №4. URL: https ://cyberleninka. ru/article/n/povyshenie -konkurentosposobnosti-natsionalnoy-ekonomiki-kak-prioritetnoe-napravlenie-razvitiya-strany (дата обращения: 09.02.2022).

8. Тешабоева, З.Т. Совершенствование механизма мотивации инновационной деятельности / З.Т. Тешабоева // Актуальные проблемы современной науки .— 2014 .— №2 .— С. 23-24 .— URL: https://rucont.ru/efd/488412 (дата обращения: 27.03.2022)

9. Умурзакова З.С. (2022) The Importance of the Employee Motivation Process in the Development of the Economy International Journal of Discoveries and Innovations in Applied Sciences 2022ny march, 79-82 pages извлечено от http://openaccessjour-nals.eu/index.php/ijdias/article/view/1149

УДК: 338.2

Тешабоева Зилола Тошпулатовна,

старший преподаватель, Андижанский машиностроительный институт Кобулова Мохинабону Авазбековна

докторант,

Национальный университет Узбекистана РР1: 10.24412/2520-6990-2023-2161-36-38 ВОПРОСЫ ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА КАК НЕОБХОДИМОГО УСЛОВИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Teshaboeva Zilola Toshpulatovna,

Senior Lecturer, Andijan Machine-Building Institute Kobulova Mokhinabonu Avazbekovna

doctoral student, National University of Uzbekistan

ISSUES OF INTEGRATION OF SCIENCE, EDUCATION AND BUSINESS AS A NECESSARY CONDITION FOR INNOVATIVE ECONOMY

Аннотация.

В статье рассмотрены вопросы интеграции между наукой, образованием и производством для повышения инновационного потенциала экономики и достижения устойчивого экономического роста и повышения её конкурентоспособности, а также предложены организационные, экономические механизмы и модели интеграции.

Abstract.

The article deals with the issues of integration between science, education and production to increase the innovative potential of the economy and achieve sustainable economic growth and increase its competitiveness, as well as organizational, economic mechanisms and integration models are proposed.

Ключевые слова: Инновационная экономика, интеграция, наука, образование, бизнес, учебно-научно-производственный комплекс, синергетический эффект

Keywords: Innovative economy, integration, science, education, business, educational, research and production complex, synergistic effect

В условиях глобализации и нестабильности мировой экономики конкурентоспособность национальной экономики требует коренной реконструкции механизма её управления, модернизации и перевода её на инновационный тип развития, что легло в основу стратегической программы развития страны.

Задачи обеспечения инновационного развития экономики и формирования общества, основанного на знаниях, требуют изучения взаимодействия между различными институтами в сферах науки, образования и производства.

Наука влияет на производство и технологии не только посредством генерации идей, но и по другим каналам - через экономику, организацию и т.д. В формировании культуры наукоемкого производства, основанного на знаниях, важное место принадлежит образованию, поскольку при современном производстве высокой сложности становится очевидным, что чем квалифицированнее работник, чем выше его общая культура и качество его труда.

Предполагается, что интеграция образования, науки и производства приведет к повышению инновационного потенциала экономики. Процессы ин-

«ШШЭШШМ-ШГМаи #2«!)), 2023 / ЕСОМОЫГС 8С1Е1ЧСЕ8

37

теграции развиваются в определенных организационных формах (технопарки, исследовательские университеты, НПО, консалтинговые фирмы и т.д.), которые способны решать исследовательские, образовательные и производственные задачи, а также удовлетворять потребности работодателей в высококвалифицированных специалистах.

Предпосылки развития интегративных комплексов в образовании, науке и бизнесе складываются из политических, нормативно-правовых, экономических и социально-культурных условий. Политические условия реализуются на государственном уровне.

Государство, признавая науку, образование и бизнес важнейшими ресурсами обновления экономики, стремится способствовать развитию научно -интеллектуального и образовательного секторов. Это позволяет поддерживать приоритетные направления научно-технического прогресса, формировать в мировом сообществе имидж страны, заботящейся об интеллектуальном потенциале.

Особенность развития экономики Узбекистана состоит в том, что успешную модернизацию можно осуществить только снизу. Вместе с тем, необходима определённая государственная структурная политика, которая по форме и содержанию должна поддерживать частную инициативу.

В настоящий момент для создания конкурентоспособного сектора инновационной экономики, производства продуктов с высокой добавленной стоимостью, создаваемой знаниями и умением, вряд ли будет достаточна частная инициатива. В достаточно развитой экономике рыночные силы способны решить эту задачу, но в экономике переходной активная государственная политика является необходимостью. Однако необходимо сразу исключить возможность административного вмешательства, т.е. навязывания бизнесу рекомендаций относительно вложения своих денег в те или иные проекты. Здесь будут целесообразны государственные расходы в виде как прямых инвестиций, так и кредитов и гарантий.

Согласно разработанной «Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2022 - 2026 годы», модернизация и повышение эффективности национальной экономики, переход к инновационному развитию страны был определен как основная цель государственной политики. Ее приоритетными направлениями были объявлены:

1) ускоренное развитие национальной экономики и обеспечение высоких темпов роста;

2) проведение справедливой социальной политики, развитие человеческого капитала;

3) обеспечение духовного развития и поднятие данной сферы на новый уровень;

4) подъём науки и образования как отраслей генерирования и распространения знаний, создания потенциала инновационной экономики и экспорта научных и образовательных услуг.

5) снижение налогов и государственных расходов с целью высвобождения больших ресурсов для экономики и частных инвестиций;

6) увеличение расходов на развитие (прямые государственные инвестиции, расходы на осуществление реформ, социальные инвестиции, расходы на науку и образование);

7) развитие цифровой экономики в качестве основного «драйвера» с обеспечением увеличения ее объема как минимум в 2,5 раза

Мировой опыт показывает, что поступательное социально-экономическое развитие государства и обеспечение его конкурентоспособности на внешнем рынке (преодоление технологического отставания) обеспечивается, прежде всего, наличием развитой среды "генерации знаний", основанной на значительном секторе фундаментальных исследований в сочетании с эффективной системой образования, развитой национальной инновационной системой, целостной государственной политикой и нормативным правовым обеспечением в сфере инновационной деятельности.

Инвестиции в интеллектуальный капитал в передовых странах являются наиболее эффективным способом размещения ресурсов. Из этого следует, что развитие и структура сектора исследований и разработок должны отвечать растущему спросу со стороны ряда сегментов предпринимательского сектора на передовые технологии.

Социально- экономические условия интеграции науки, образования и бизнеса связаны с объединением ресурсов для получения народнохозяйственного и коммерческого эффектов. Необходимо создать комфортную среду для развития инноваций в различных отраслях науки и образования. Необходимо предусмотреть налоговые и экономические льготы для предприятий, занимающихся освоением в производстве новой техники и технологий, обеспечить создание особых экономических зон и т.д.

Основными направлениями государственной политики в области регулирования научно-про из-водственной интеграции и инновационного роста должны быть следующие:

1) развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок, являющихся определяющими в условиях глобальных вызовов;

2) совершенствование государственного регулирования и управления в области науки и технологий для сокращения бюрократических барьеров и повышения действенности научных исследований;

3) формирование продуктивной национальной инновационной системы, включающей нормативно-правовую, материально-техническую, финансовую, интеллектуальную и информационную составляющие;

4) повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности, обеспечение необходимого механизма трансферта технологий ;

5) сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса, «омоложение» учёного состава;

6) интеграция науки, образования и бизнеса и получение на основе этого высокого синергетиче-ского эффекта;

ECONOMIC SCIENCES / «ШУШШШМ-ШГМак» #2(161), 2©21

38

7) развитие международного научно-технического сотрудничества, участие в программах и грантах.

Нужно отметить, что одним из слабых звеньев в вопросе разработки механизма интеграции науки, производства и бизнеса является отсутствие единого информационного пространства, которое обеспечивало бы доступность и прозрачность необходимой информации для государственных, коммерческих, ведомственных и региональных секторов экономики.

При рыночных отношениях актуальным становится поиск принципиально новых моделей интеграции, значимым экономическим условием которых является диверсификация источников финансирования научно-исследовательской работы, образовательных технологий (гранты, договоры с хозяйствующими субъектами, реализация научных разработок, научное консультирование, экспертиза, информационные услуги, проектные, организационные услуги, реализация патентов, лицензий и т.д.)

Как показывает опыт развитых стран, одной из наиболее распространенных форм интеграции является создание учебно-научно-производственных комплексов. Благодаря этой форме достигается си-нергетический эффект использования возможностей работающего промышленного оборудования в учебном процессе, целевых НИОКР и обмена знаниями между учеными, преподавателями и производственниками. Другой формой интеграции, при которой инициатива в большей степени принадлежит бизнесу, выступает формирование образовательных программ подготовки специалистов "в соответствии с пожеланиями заказчика".

Необходимы разработка и осуществление специальной государственной политики в области поддержки научно-технической деятельности, инновационного предпринимательства. Государство должно стимулировать приток капитала в инновационную сферу за счет использования таких форм и методов господдержки, как долевое финансирование, государственные гарантии, страхование проектов, охрана интеллектуальной собственности, создание венчурных фондов, систем информационной поддержки.

Таким образом, для успешной модернизации экономики Узбекистана и повышения её инновационного потенциала необходима эффективная интеграция науки, образования и бизнеса, как необходимого «драйвера» развития.

Литература:

1. Стратегия инновационного развития Республики Узбекистан на 2022 — 2026 годы, 6 июля 2022 г., № ПП-165

2. Райимбердиева О. Р., Матрасулов Б.Э.. Инновация как фактор экономического роста // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 572-573. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25288/ (дата обращения: 16.05.2022).

3. Maradana R.P., Pradhan R.P., Dash S., (...), Jayakumar, M., Chatterjee D., Does innovation promote economic growth? Evidence from European countries /2017. Journal of Innovation and Entrepreneurship 6(1) Open AccessK

4. Тешабоева, З. (2022). Основные пути улучшения позиций республики Узбекистан в глобальном инновационном индексе. Экономика и образование, 23(4), 10-16. извлечено от https://cedr.tsue.uz/index.php/journal/article/view/559

5. Тешабоева Зилола Тошпулатовна, Умурза-кова Замира Солижановна, Повышение конкурентоспособности национальной экономики как приоритетное направление развития страны // Евразийский научный журнал. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-konkurento spo sobno sti-natsionalnoy-ekono miki-kak-prioritetnoe-napravlenie-razvitiya-strany (дата обращения: 09.02.2022).

6. Тешабоева, З., & Кобулова, М. (2021). Необходимость цифровизации и информатизации национальной экономики для повышения её эффективности. Экономика и образование, (6), 235-239. извлечено от http://cedr.tsue.uz/index.php/journal/article/view/312

7. Тешабоева, З. Т. Совершенствование механизма государственной поддержки инновационного развития / З. Т. Тешабоева // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2014. - № 2(92). - С. 39-40. - EDN RYEIND.

8. Умурзакова Z. (2020). Совершенствование механизмов оценки воздействия внешних факторов. Экономика И Образование, 1(6), 158-160. извлечено от https://inlibrary.uz/index.php/economy_education/arti cle/view/7097

9. Саидова Мавлуда Жумабоевна, Олимова Наргизахон Одилбек Кизи Вопросы повышения фокусировки на факторе человека в управлении промышленным производством // Colloquium-journal. 2021. №34 (121). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-povysheniya-fokusirovki-na-faktore-cheloveka-v-upravlenii-promyshlennym-proizvodstvom (дата обращения: 21.10.2022).

10. Эралиев, А. А. Государство в качестве главного реформатора малого бизнеса и частного предпринимательства / А. А. Эралиев, М. Ж. Саи-дова // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2014. - № 2(92). - С. 28-29. - EDN RYEILP

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.