Научная статья на тему 'Вопросы инновационного развития аграрного сектора Казахстана'

Вопросы инновационного развития аграрного сектора Казахстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INNOVATION / THE NATIONAL ECONOMY / THE AGRICULTURAL SECTOR / OPEN INNOVATION / KNOW-HOW / INNOVATIVE ENVIRONMENT / INNOVATION CLUSTER / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курмашева Светлана Олеговна, Тлепова Гуляим Бердигалиевна, Тагайбекова Нургуль Пернебековна

В современном мире инновационная деятельность рассматривается как важнейший фактор обеспечения конкурентоспособности и экономического роста. Научно-технические инновации определяют уровень конкурентоспособности национальных товаров и всей экономики в целом в условиях глобализации мировой экономики. В индустриально развитых странах непрерывно прогрессирующий рост национальных экономик на основе научно-технологических инноваций обеспечивается государственной инновационной политикой, основанной на механизмах поддержки и стимулирования инновационной деятельности. Инновационная политика, направленная на внедрение высоких «прорывных» технологий, новых форм организации труда и управления, передовых изобретений и достижений научно-технического прогресса, становится решающим условием динамичного социально-экономического развития. В статье рассматриваются актуальные проблемы аграрного сектора Казахстана, где основным решением является необходимость формирования инновационной среды в аграрной сфере, симбиоза образования, науки, финансов и агробизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nowadays an innovative activity is seen as an important factor for competitiveness and economic growth. Scientific and technological innovations determine the level of competitiveness of national products and the whole economy in a globalizing world economy. In industrialized countries, continuously progressive growth of national economies on the basis of scientific and technological innovations provided by the state innovation policy based on the mechanisms to support and stimulate innovation. Innovative policies to the introduction of high "breakthrough" technologies, new forms of work organization and management, advanced inventions and achievements of scientific and technological progress, it is a decisive condition for rapid socio-economic development. In the article the actual problems of the agricultural sector in Kazakhstan, where the main solution is the need to build innovative environment in the agricultural sector, the symbiosis of education, science, finance and agribusiness.

Текст научной работы на тему «Вопросы инновационного развития аграрного сектора Казахстана»

модели открытых инноваций, возможно лишь при эффективном сотрудничестве органов власти и университетов. Все больше фундаментальных открытий делается в университетах. Чтобы осуществлять перенос этих открытий в инновационные продукты, добиваясь их обязательного лицензирования (в целях охраны интеллектуальной собственности) и коммерциализации при помощи подходящих бизнес-моделей, промышленности необходимо более тесно взаимодействовать с университетами. Чтобы знаний по-прежнему было много и чтобы компании эффективно использовали не только собственные, но и внешние знания, институтам власти необходимо способствовать обмену интеллектуальной собственностью. Один из вариантов решений, позволяющий это сделать, - процессы в виде патентной защиты - прозрачные, понятные и предсказуемые. Патентные вознаграждения, как и границы защиты интеллектуальной собственности, должны быть прописаны очень четко.

Еще одна роль органов власти - выносить решение по поводу конкурирующих друг с другом заявок на обладание интеллектуальной собственностью. Власть должна эффективно решать споры, возникающих по поводу подобных нарушений, снижать уровни вреда, неизбежно возникающие при таких нарушениях, и использовать соответствующие приемы восстановления прав. Задача здесь должна быть сформулирована так: устранить из судебного рассмотрения все элементы случайности и предвзятости, чтобы компании, занимающиеся инновациями, могли надежно осуществлять сделки, связанные со своими идеями. Противоречивость и сложность, которые сопровождают нынешние процессы, фактически выступают своего рода налогом на инновационные процессы, из-за которого небольшие и начинающие компании оказываются в гораздо более тяжелых условиях, чем остальные участники. Из-за этого «налога» уменьшается число экспериментов с новыми комбинациями знаний, выполняемых в нашем обществе.

Еще один, еще более сложный вопрос заключается в том, стоит ли органам власти распределять права на интеллектуальную собственность, полученную по результатам исследований, которые финансирует сама власть, и если да, то как это делать. В США, например, закон Бея-Доула (Bayh-Dole Act) 1980 г. позволил университетам, которые проводят исследования на деньги органов власти, подавать заявку на патенты. Эти патенты принадлежат университету,

и поэтому он (университет) может выдавать на них лицензии [1]. Есть факты, свидетельствующие о том, что университеты могут получать значительную прибыль от этих экспериментов, особенно в секторе наук, непосредственно связанных с жизнью человека.

Подытоживая вышесказанное, хотелось бы отметить, что возможно, в свое время, когда знания не были широко распространены в масштабах общества, и компаниям приходилось осуществлять большую часть работ, связанных с открытиями, самим, чтобы сделать что-нибудь полезное для других, проведение секретных и закрытых исследований было нормальным явлением в бизнесе. Однако сегодня вовсе не обязательно и даже нецелесообразно запирать важные знания и идеи в своих шахтах, где они будут использоваться, только если в них возникнет необходимость у собственного бизнеса компании. Мир возможностей ожидает, что компания сможет умело использовать идеи из окружающей среды и за счет этого продвигать свой собственный бизнес, а также сможет воспользоваться собственными идеями, не ограничиваясь границами своих нынешних видов бизнеса. Если такое общество инвестирует в знания, умения, людей и институты и поддерживает обмен этими знаниями, оно сможет обеспечить хорошее будущее для всех граждан.

Список литературы:

1. А. А. Трифилова. Обзор международных событий в мире инноваций/Инновации, № 2, 2009.

2. Дозорцев В. А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей/ Исследовательский центр частного права. — М.: Статут, 2011. — 416 с. — ISBN 5-8354-0168-X

3. Электронный ресурс Zakon.kz Режим доступа

http ://www. zakon.kz/static/grazManskiy kodex. html

4. H. Chesbrough. Open business models. How to Thrive in the New Innovation Landscape, Harvard Business school Press, 2010.

5. H. Chesbrough, W. Vanhaverbeke, J. West. Open Innovation. Researching a New Paradigm, Oxford University Press, 2006.

6. Gassmann, Oliver (2008) "Opening up the innovation process: towards an agenda," R&D Management, 36, 3 (June): 223-226. DOI: 10.1111/j.1467-9310.2006.00437.x

ВОПРОСЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА

КАЗАХСТАНА

Курмашева Светлана Олеговна1, Тлепова Гуляим Бердигалиевна2, Тагайбекова Нургуль Пернебековна3

1 Магистр экономических наук, старший преподаватель кафедры экономика, Атырауский государственный университет имени Х.Досмухамедова, Атырау, Казахстан 2Магистр экономических наук, старший преподаватель кафедры экономика, Атырау

3 Доктор PhD, преподаватель кафедры экономика, Атырау

Аннотация. В современном мире инновационная деятельность рассматривается как важнейший фактор обеспечения конкурентоспособности и экономического роста. Научно-технические инновации определяют уровень конкурентоспособности национальных товаров и всей экономики в целом в условиях глобализации мировой экономики. В индустриально развитых странах непрерывно прогрессирующий рост национальных экономик на

основе научно-технологических инноваций обеспечивается государственной инновационной политикой, основанной на механизмах поддержки и стимулирования инновационной деятельности. Инновационная политика, направленная на внедрение высоких «прорывных» технологий, новых форм организации труда и управления, передовых изобретений и достижений научно-технического прогресса, становится решающим условием динамичного социально-экономического развития. В статье рассматриваются актуальные проблемы аграрного сектора Казахстана, где основным решением является необходимость формирования инновационной среды в аграрной сфере, симбиоза образования, науки, финансов и агробизнеса.

ABSTRACT Nowadays an innovative activity is seen as an important factor for competitiveness and economic growth. Scientific and technological innovations determine the level of competitiveness of national products and the whole economy in a globalizing world economy. In industrialized countries, continuously progressive growth of national economies on the basis of scientific and technological innovations provided by the state innovation policy based on the mechanisms to support and stimulate innovation. Innovative policies to the introduction of high "breakthrough" technologies, new forms of work organization and management, advanced inventions and achievements of scientific and technological progress, it is a decisive condition for rapid socio-economic development. In the article the actual problems of the agricultural sector in Kazakhstan, where the main solution is the need to build innovative environment in the agricultural sector, the symbiosis of education, science, finance and agribusiness.

Ключевые слова: инновации, национальная экономика, аграрный сектор, открытые инновации, ноу-хау, инновационная среда, инновационный кластер, агропромышленный комплекс.

Keywords: innovation, the national economy, the agricultural sector, open innovation, know-how, innovative environment, innovation cluster, agro-industrial complex.

Современная государственная политика повышения конкурентоспособности национальной экономики в последние годы была активно ориентирована на подъем и развитие аграрного сектора. В целях подъема экономики села за последние десять лет были приняты государственные и отраслевые программы по развитию и поддержке АПК и села, подкрепленные солидными финансовыми ресурсами. Приведем некоторые данные:

> валовая продукция АПК Республики Казахстан демонстрирует тенденцию к росту с уровня 1121млрд. тенге в 2007 г до 2256,6 млрд. тенге в 2011 г продукции сельского хозяйства и с 464,1млрд. тенге в 2007 г до 747,4 млрд. тенге в 2011;

> среднегодовые темпы роста продукции сельского хозяйства за последние 5 лет составили 19%, продукции переработки 12,6 %;

> из средств республиканского бюджета на развитие АПК в течение 2007-2011 гг. было направлено 1 571,9 млн. тенге, из которых на долю субсидий (без учета субсидирования использования воды) пришлось 25,9% или 407 млн. тенге;

> также за последние 6 лет (2006-2011гг.) через финансовые организации, входящие в состав АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро» (далее - АО «НУХ «КазАгро») было выдано кредитов или приобретено оборудования в лизинг на сумму в 515,5 млрд. тенге.

Правительство РК одобрило проект закона «О республиканском бюджете на 2013-2015 годы». Согласно документу, на социальную модернизацию в трехлетний период будет выделено 6,7 млрд тенге из них на развитие АПК - 629,2 млрд. тенге [1].

В целях модернизации аграрного сектора, в 2007 году было создано АО «КазАгроИнновация» со 100% участием государства в уставном капитале на базе 25 научно-исследовательских организаций Министерства сельского хозяйства РК. Основной целью данного института является развитие казахстанского аграрного производства, научного обеспечения и экспортного потенциала АПК до международного уровня.

Доведение научных идей до выхода на рынок в виде научного продукта является ключевой идеей данной

модели и здесь роль АО «КазАгроИнновация» и его дочерних НИИ и опытных хозяйств значительна. Главные же приоритеты аграрной науки основываются на особенностях сельского хозяйства Казахстана, его конкурентных преимуществах и отраслевой специализации. Основные приоритеты аграрной науки, определяющие иннова-ционность вектора его развития:

- Биотопливо и сопутствующая продукция для ее изготовления;

- Экологически чистая продукция;

- Современные технологии производства, переработки и хранения сельхозпродукции;

- Охрана окружающей среды и воспроизводство природных ресурсов [2].

Общемировые тенденции, связанные с ростом населения, доходов и потребления, увеличением производства биотоплива, указывают на неуклонное возрастание спроса на сельскохозяйственные продукты. Кризисные процессы последних лет лишь только подтвердили эту экономическую закономерность. В этих условиях Казахстан, в силу своего географического и геополитического расположения, обречен быть в числе активных мировых поставщиков продовольственной продукции.

Одним из новых направлений организации производства в аграрном секторе экономики Казахстана является формирование инновационных кластеров. «Кластер, или промышленная группа,- как отмечает М. Портер, -это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [3]. По этому определению кластер близок к понятию «агропромышленный комплекс». Как нам известно, АПК -это функциональная многоотраслевая система, обусловленная тесной взаимосвязью и взаимодействием сельского хозяйства и сопряженных с ним отраслей экономики по производству средств производства для сельского хозяйства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции. Единственная разница двух понятий заключается в том, что в основе функционирования

АПК территориальный признак не является определяющим.

Как известно, для формирования инновационной среды в аграрной сфере, необходим симбиоз образования, науки, финансов и агробизнеса. Этому как нельзя лучше, способствует инновационный агрокластер -группа взаимосвязанных агроформирований, университетов, научных центров, отечественных и зарубежных инвесторов и связанных с ними структур, занимающихся трансфертом технологий и инновационным производством в аграрной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга.

Естественно, центральным звеном в данном формировании должно являться хозяйствующее агрообразо-вание, своего рода предприятие-лидер данной отрасли. Надо сказать, что в Казахстане уже функционируют крупные предприятия, доминирующие в агропромышленной отрасли и определяющие характер и направление реализации процессов преобразования данной сферы. Соответственно, наравне с горно-металлургическим, нефтегазовым, строительным, транспортным комплексами, агропромышленный сектор также обладает достаточным инновационным потенциалом для формирования кластеров подобного типа. При этом, очевидно, есть смысл способствовать развитию различных подотрасле-вых кластеров - хлопкового, плодоовощного, перерабатывающей и пищевой промышленности, мясомолочного и других. Подобные образования, являясь синергией сил промышленного, инновационного, технологического, денежно-кредитного и регионального характера могут иметь потенциал во много раз превышающий простую сумму потенциалов отдельных составляющих. И этот результат является следствием партнерских отношений, сочетания кооперации и конкуренции.

Процесс создания и развития агрокластеров инновационного типа может способствовать появлению собственных брендов на мировых рынках. Речь идет о стимулировании развития производств экспортного ориентира, в частности продуктов, не имеющих аналогов на мировом рынке и являющихся уникальными, экологически чистыми продуктами (конина, яблоки сорта «Апорт», национальные молочные продукты).

Также актуальным в данной связи является региональный аспект реализации инновационной политики. Создание инновационных агрокластеров в регионах, включающих различные ассоциации, частные агроком-пании, финансовые структуры, научные и технологические парки, университеты и НИИ- послужит, своего рода, поддержкой субъектов агробизнеса, работающих в сфере инноваций. В результате возникнут новые фирмы, представляющие собой объединения инновационного типа в регионах. В данной связи целесообразно четко определить полномочия местных исполнительных органов, регулирующих индустриально-инновационную деятельность и законодательно закрепить создание и функционирование инновационных кластеров на уровне регионов.

Между тем, в процессе развития инновационных агро-кластеров существуют сложности. Как известно, вся инновационная деятельность в стране регулируется законами Республики Казахстан «О государственной поддержке инновационной деятельности» и «О науке», однако, на деле пока нет единой концепции развития инно-

вационных кластеров. Отсутствует единая государственная программа с четким определением этапов, сроков, перечня регионов, указанием субъектов и уточнением их ответственности. Отсутствуют и региональные комплексные программы развития инновационных кластеров.

Можно выделить следующие основные проблемы формирования казахстанской инновационной системы в аграрном секторе:

- отсутствие единого центра, координатора между государственными органами и институтами, научно-исследовательскими организациями и хозяйствующими субъектами агросектора экономики;

- низкая инновационная активность самих агро-формирований, обусловленная недостатком собственных средств, высокой стоимостью инновационных внедрений, высокими экономическими, экологическими рисками, длительными сроками окупаемости, низкой информативностью инновационной среды, наличием ассимит-ричной информации о новых технологиях и возможных рынках сбыта инновационного продукта и т.д;

- неразвитость инфраструктуры аграрного сектора национальной экономики;

-фрагментарность инфраструктуры присуща всей воспроизводственной системе национальной экономики, поэтому ее элементы не обеспечивают механизма поддержки инновационных процессов на протяжении всего процесса генерации, коммерциализации и внедрения инноваций;

- нехватка квалифицированных кадров, молодых специалистов технического и производственного профиля, отсутствие некоторых специальностей в вузах, слабые связи вузов и компаний в вопросах подготовки специалистов, низкий уровень восприимчивости к инновационным продуктам и услугам среди населения и т.д.;

- слабая и негибкая система существующих стандартов и технического регулирования, отсутствие системы сертификации по международным стандартам ит.д.

- высокие процентные ставки по кредитам и лизингу, короткие сроки кредитования (имеющие место в основном из-за сложностей, связанных с защитой прав кредиторов, неполной информацией о деятельности хозяйствующего субъекта, его финансовой состоятельности и т.д.). Долгая и сложная процедура рассмотрения инновационных проектов;

- отсутствие связей между научно-исследовательскими институтами, исследовательскими центрами и производителями, несоответствие между научными разработками и спросом на них, недостаток финансовых средств для финансирования НИОКР.

Перечисленные сложности и проблемы можно считать системными, поэтому их целесообразнее решать комплексно через активное государственное вмешательство.

Существует потребность в доработке законодательных актов, регламентирующих инновационную деятельность. В частности, необходимо:

- определить налоговые льготы в вариативном режиме;

- проработать экономико-правовые вопросы ресурсного обеспечения инновационных проектов, в частности финансового;

- определить формы и направления административной, методической, консультативной и аналитической поддержки инновационных кластеров;

- уточнить формы реализации инновационных кластеров в регионах;

- определить права и ответственность субъектов-участниц инновационного кластера;

- ввести пункты, отражающие повышение ответственности государственных органов за исполнение соответствующих пунктов закона, а также за финансовую отчетность при реализации конкретного проекта.

Надо заметить, что в стране существуют определенные предпосылки для эффективного функционирования аграрных образований инновационного типа. Так, в растениеводстве сохранился генофонд растений, производственная база для проведения испытаний новых сортов. Их использование позволит вывести сельскохозяйственные культуры, устойчивые к стрессовым факторам и болезням. Имеется возможность организовать производство по глубокой переработке зерна на продукты с ВДС (клейковина, глюкозно-фруктовые сиропы, органические кислоты и др.). В сфере животноводства развиваются биотехнология и генная инженерия.

Существующий потенциал можно использовать для решения природоохранных задач и проблем создания экологических производств. Ведь в Стратегии «Казах-стан-2050» перед агропромышленным комплексом была поставлена четкая задача - «стать глобальным игроком в области экологически чистого производства. Мы должны создать национальные конкурентоспособные бренды с акцентом на экологичность» [4]. Для решения подобных задач, выходом может стать создание таких предпринимательских структур, которые будут заниматься экологическими проблеми. При этом главную роль должны играть те предприниматели, деятельность которых имеет своим целевым назначением выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг природоохранного назначения [5].

На наш взгляд, необходимо выделить экологическое предпринимательство в отдельный объект правового регулирования. Принятый закон должен способствовать обеспечению гарантированного объема спроса на продукцию, работы и услуги экологического предпринимательства. Особенностью данной отрасли (а этот вид предпринимательства знаменует собой формирование самостоятельной индустрии) является целевое природоохранное использование результатов ее деятельности. Формы собственности данного вида предпринимательства могут быть различными, но на начальных этапах, предпочтительней будет их функционирование в рамках государственно-предпринимательского сектора, с последующей передачей в частные руки.

Хозяйствующие структуры экологического предпринимательства можно активно привлекать как при создании кластеров в агропромышленном секторе, так и формировать данный вид предпринимательства как самостоятельную хозяйствующую единицу, оказывающую услуги и работы на договорной основе. Естественно, функционирование субъектов экологического предпринимательства приведет к повышению инновационной активности не только аграрного сектора, но всей национальной системы хозяйствования.

Таким образом, несмотря на проблемы функционирования такой сложной системы как АПК, он обладает достаточным потенциалом для реализации инновационной концепции развития национальной экономики. Однако, для реального перехода экономики на инновационный тип развития, трансформации потенциала в действительность, необходимо сформировать эффективную национальную систему инновационного развития, включающую комплекс институтов правового, финансового, социального характера. Попытаемся определить некоторые направления и меры по совершенствованию и эффективной реализации государственной инновационной политики в аграрном секторе :

1. На государственном уровне проводить мероприятия по реализации начальных этапов индустриализации АПК.

2. Разработать государственную программу модернизации и инновационного развития АПК с четким определением этапов, сроков, перечня регионов, указанием субъектов и уточнением их ответственности.

3. Конкретизировать правовой режим функционирования инновационных кластеров посредством разработки региональной комплексной программы их развития.

4. Создать системно-интегрированные и сетевые модели непрерывных инноваций, способствующие развитию агрокластеров на основе интеграции фирм и организаций, а также высших учебных заведений и НИИ.

5. Провести реформу в статистике измерения инновационного сектора в целях обеспечения достоверной информацией, отражающей реальную картину

6. Отработать вопросы технического регулирования, обновить устаревшие стандарты и систему сертификации по международным стандартам и т.д.

7. Проводить целенаправленную государственную политику в социально-экономической и образовательной сфере.

8. Усилить межрегиональную координацию, посредством разработки опережающего и предупреждающего механизма отбора целесообразных проектов.

9. Четко определить режимы правовых, политических, финансовых полномочий региональных органов управления.

10. Разработать механизм стимулирования инновационной активности региона, посредством вовлечения местных инициатив в республиканские программы развития.

11. Проводить работу по выявлению недостатков, слабых мест в реализации аграрной инновационной политики на основе разработки регламентов и режимов взаимодействия элементов региональной инновационной системы.

12. Необходимо выделить экологическое предпринимательство в отдельный объект правового регулирования.

13. Проработать организационно-экономические и правовые вопросы организации и развитию государственно-частного предпринимательства.

Список литературы:

1. Агентство РК по статистике. Казахстан. Казахстан сегодня. Под редакцией Смаилова А.- Астана, 2012. - 42с.

2. Государственная агропродовольственная программа Республики Казахстан на 2003-2005 годы. -Астана, 2002. - 304 с.

3. Портер, Майкл, Э. Конкуренция. : Перев. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. - 608 с.

4. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 14 декабря 2012 г., Казахстанская Правда, 15.12.2012г.

5. Печчеи А. «Пределы роста». - Курье ЮНЕСКО, 1973. - 98с.

ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Тихонов Владимир Алексеевич

аспирант Государственного университета управления, г. Москва

Новиков Сергей Вячеславович

к.э.н., доцент Московского авиационного института, г. Москва

АННОТАЦИЯ

В статье описаны предпосылки создания облика национальной инновационной системы, сформированной на основе сбалансированного применения государственных и рыночных механизмов регулирования экономики с учетом, в том числе, особенностей и уровня социально-экономического развития конкретных территорий. При этом цель создания НИС определена как обеспечение устойчивого развития экономики на основе использования интеллектуального потенциала, генерации, распространения и реализации новых знаний. ABSTRACT

The article describes the background of the appearance of the national innovation system based on the balanced application of state and market mechanisms of economic regulation based, including the characteristics and level of socio-economic development of specific territories. Goal was to create a NIS is defined as a sustainable development economy based on the use of the intellectual potential, the generation, dissemination and implementation of new knowledge.

Ключевые слова: научно-технический проект, экономическая система, государственное финансирование.

Keywords: scientific and technical project, economic system, government funding.

Формы стимулирования инновационной деятельности определяются характером задействованных в нем субъектов, определяющим, по сути, распределение обязанностей по созданию и использованию системы стимулов между участниками инновационного процесса - субъектами, осуществляющими инновационную деятельность (инноваторами), и субъектами, непосредственно осуществляющими стимулирование инновационной деятельности. По признаку участия государства в процессе стимулирования инновационной деятельности можно выделить следующие формы его реализации: государственную, негосударственную и смешанную (с частичным участием государства). Состав субъектов, осуществляющих стимулирование инновационной деятельности, по формам его реализации представлен в табл. 1.

Таблица

Система государственного управления выполняет в основном стимулирующую и регулирующую функции в условиях перехода и становления инновационной экономики: стимулирование спроса и предложения на инновации инновационную продукцию, регулирование инновационных процессов различной отраслевой направленности, т.е. создание всего комплекса предпосылок, необходимых для активизации инноваций в деятельности инновационно-технологической сферы национальной экономики. Государственное управление является важной доминантой модернизации и научно-технологического обновления экономики. Особенно велика роль государственного регулирования, стимулирования и финансирования в сфере реализации научно-технических проектов.

1. Формы стимулирования инновационной деятельности,

Формы стимулирования инновационной деятельности Субъекты, осуществляющие стимулирование инновационной деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государственная - Органы государственной (законодательной и исполнительной) власти Российской Федерации; органы государственной (законодательной и исполнительной) власти субъектов Российской Федерации, законодательные и исполнительные органы местного самоуправления; - государственные фонды поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, являющиеся государственными бюджетными учреждениями; - некоммерческие организации со 100%-м государственным участием; - прочие субъекты инновационной инфраструктуры с полным государственным участием.

Негосударственная - Негосударственные фонды поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, создаваемые юридическими и (или) физическими лицами;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.