Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

ВОПРОСЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
91
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ЭЛЕКТРОННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ КАРТА / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Чилилов А.М.

В предлагаемом материале представлен анализ изменений требований к единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения в связи с принятием нового постановления Правительства РФ, регламентирующего эту сферу. Проведен анализ причин и последствия наиболее значимых изменений в регулировании информатизации здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF HEALTHCARE INFORMATIZATION

The proposed material presents an analysis of changes in the requirements for a unified state information system in the field of healthcare in connection with the adoption of a new decree of the Government of the Russian Federation regulating this area. The analysis of the causes and consequences of the most significant changes in the regulation of health informatization is carried out.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

От редакции:

Информационные технологии - неотъемлемая составляющая современного здравоохранения. Все большая часть изменений в законодательстве, затрагивающем различные сферы здравоохранения, или вызвана процессами информатизации, или посвящена этим вопросам. Поэтому мы не могли обойти своим вниманием появление документа, призванного заменить собой Постановление Правительства РФ № 555, посвященного единой государственной информационной системе здравоохранении.

Шеф-редактор Н.Г. Куракова

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.21045/1811-0185-2022-2-95-98 УДК: 614.2

ВОПРОСЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ А.М. Чилилов

НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского Минздрава России, г. Москва, Россия. https://orcid.org/0000-0001-9638-7833 АННОТАЦИЯ

В предлагаемом материале представлен анализ изменений требований к единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения в связи с принятием нового постановления Правительства РФ, регламентирующего эту сферу. Проведен анализ причин и последствия наиболее значимых изменений в регулировании информатизации здравоохранения. Ключевые слова: информатизация здравоохранения, информационные системы, электронные документы, электронная медицинская карта, искусственный интеллект.

Для цитирования: Чилилов А.М. Вопросы информатизации здравоохранения // Менеджер здравоохранения. 2022; 2:95-98. DOI: 10.21045/1811-0185-2022-2-95-98.

Введение

С 1 марта 2022 г. вступает в силу Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2022 г. № 140 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения» [1] (далее - Постановление № 140), которое приходит на смену аналогичному постановлению № 555 [2].

Особое внимание к содержанию Постановления № 140 обусловлено не только содержащимися в нем новациями, но и тем, что использование медицинскими организациями ЕГИСЗ ныне является лицензионным требованием.

С чем связана замена Постановления Правительства № 555, регламентировавшая ЕГИСЗ, на новое постановление?

Постоянные и достаточно частые изменения, вносимые в нормативные правовые акты,

© Чилилов А.М, 2022 г.

С

«КС

посвященные информатизации здравоохранения, объективно обусловлены быстрыми темпами циф-ровизации различных сторон общества [3].

В частности, развитие информационных технологий позволяет реализовать новые функции, которые не предполагались ранее.

Принятие нового документа обусловлено и необходимостью учета положений постановления Правительства Российской Федерации от 11 июня 2021 г. № 901 «Об утверждении Правил функционирования государственной информационной системы обязательного медицинского страхования и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (ГИС ОМС) [4].

Конечно, можно было внести очередные изменения в имеющееся постановление. Однако за неполные 4 года существования Постановления № 555, в него 11 раз вносились изменения. Потребность в новых изменениях была очевидной,

№2 Manager

2022 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

а их масштабы не вполне укладывались в структуру и логику Постановления № 555.

Как изменились задачи ЕГИСЗ?

В целом, сфера регулирования и задачи, стоящие перед ЕГИСЗ сохранились почти в неизменном виде. Однако две дополнительно введенных задачи ЕГИСЗ заслуживают специального рассмотрения.

Прежде всего, речь идет о пункте е) обработка и хранение медицинской документации и (или) сведений о состоянии здоровья гражданина, предоставленных с согласия гражданина (его законного представителя) или размещенных гражданином (его законным представителем) в том числе посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

В Постановлении № 555 предполагалась обработка и хранение сведений о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования лишь в обезличенном виде (эта задача сохранилась и в Постановлении № 140).

Хранение в ЕГИСЗ сведений о состоянии здоровья граждан не только в обезличенном виде -прорывной этап в развитии ЕГИСЗ, открывающий широкие перспективы для доступа к медицинской документации пациента (с его согласия) врачей любых медицинских организаций, в которых проходит лечение пациент, к автоматизированным способам обработки информации, в том числе с использованием искусственного интеллекта и т.д.

Неслучайно другая новая задача ЕГИСЗ прямо упоминает искусственный интеллект и обозначена как «формирование аналитической информации, не содержащей персональные данные или содержащей обезличенные персональные данные, в статистических и иных исследовательских целях, в том числе в целях создания и применения технологических решений на основе искусственного интеллекта».

Использование информации в целях статистики, аналитики и научных исследований, указанные в этой задаче - крайне важный момент. Возможность принимать управленческие решения, проводить научные исследования на основе обработки огромных массивов данных (big data) будет способствовать резкому повышению их эффективности.

При этом следует отметить, что новые задачи связаны скорее не с новым пониманием перспектив

ЕГИСЗ, а с новыми технологическими и организационными возможностями сегодняшнего периода.

Как в ЕГИСЗ отразились изменения «функционала» электронной медицинской карты?

Как отмечает один из экспертов А. Гусев, существенно расширены возможности сервиса федеральной интегрированной электронной медицинской карты (ФИЭМК), в т. ч. хранение наборов данных для создания алгоритмов машинного обучения и систем поддержки принятия врачебных решений (СППВР), разметка таких наборов, поддержка работы систем на основе искусственного интеллекта (ИИ), в т. ч. возможность их верификации и доступа медицинских организаций к ИИ-продуктам1.

Однако, на наш взгляд, главным изменением можно признать то, что федеральная интегрированная электронная медицинская карта обеспечивает получение, проверку, обработку и хранение медицинской документации и (или) сведений о состоянии здоровья гражданина, предоставленных с согласия гражданина, или размещенных гражданином, в том числе посредством единого портала государственных и муниципальных услуг, а также предоставление с согласия пациента доступа к ним медицинским работникам.

Ранее в данной медицинской карте предусматривалось хранение лишь обезличенных данных.

Все ли должно быть срочно автоматизировано в медицинских организациях в связи с принятием нового постановления, касающегося ЕГИСЗ?

Безусловно, нет. Уровень технического оснащения, квалификация кадров и т.д. пока не позволяют требовать полной автоматизации всех процессов. Например, «подсистема автоматизированного сбора информации о показателях системы здравоохранения из различных источников и представления отчетности», как и ранее, обеспечивает возможность ручного ввода данных в отчетные формы.

Кроме того, в рамках этой же подсистемы автоматизированное ведение статистического наблюдения в сфере здравоохранения предусмотрено лишь по отдельным формам статистического учета и отчетности.

1 https://webiomed.ai/blog/novoe-polozhenie-o-egisz/

Менеджер

здравоохранения /

Manager №2

ZdrevoochreneniB 2022

В целом, это коррелирует с положением приказа Минздрава России № 947н, посвященного электронной медицинской документации [5], которое устанавливает, что положения приказа распространяются на медицинские организации лишь в случае принятия ими решения о ведении медицинской документации в форме электронных медицинских документов.

Тем не менее, следует отметить, что в связи с быстрым развитием цифровизации всех сфер общества, ситуация может достаточно быстро поменяться.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что здесь может быть применен подход, использующийся сейчас в отношении многих направлений информатизации: не введение безусловной обязательности, а включение определенных требований в условие получения лицензии, вхождения в систему ОМС и т.д.

Как на ЕГИСЗ отразилось распространение коронавирусной инфекции СОУЮ-ЛЭ?

В перечне специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан, в соответствии с Постановлением № 140, появился информационный ресурс учета информации

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Появление данного ресурса вполне закономерно, имея в виду, что в настоящее время осуществляется масштабный обмен информацией, касающейся коронавирусной инфекции, между целым рядом министерств и ведомств. Так, в информационном ресурсе учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) [6], используемого, в том числе, для осуществления специальных социальных выплат медицинским работникам, оказывающим помощь пациентам с COVID-19 [7], участниками информационного обмена являются 9 сторон, включая все три государственных внебюджетных фонда [8].

Заключение

В рамках ограниченного размера рубрики мы коснулись лишь ряда наиболее значимых изменений в регулировании ЕГИСЗ, которые будут определять развитие информатизации здравоохранения в ближайшие годы.

В целом же можно отметить, что новый документ может придать новый импульс развитию информатизации отрасли, в том числе, путем снятия ряда ограничений.

1. Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2022 г. № 140 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 года № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения».

3. Чилилов А.М. Дистанционные формы труда в здравоохранении на основе цифровых технологий / А.М. Чилилов. - М.: Экономика, 2021. - 168 с.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2021 г. № 901 «Об утверждении Правил функционирования государственной информационной системы обязательного медицинского страхования и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

5. Приказ Минздрава России от 7 сентября 2020 года № 947н «Об утверждении Порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 373 «Об утверждении Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (СОУЮ-19)».

7. Кадыров Ф.Н., Ендовицкая Ю.В. Вопросы осуществления выплат стимулирующего характера за выявление онкологических заболеваний // Менеджер здравоохранения, 2020. -№ 8. - С. 75-78.

8. Кадыров Ф.Н, Чилилов А.М. Система информационного обмена в целях осуществления специальных социальных выплат медицинским работникам, связанным с лечением коронавирусной инфекции СОУЮ-19 // Врач и информационные технологии, 2020. - № 5. -С. 86-85.

№ 2 Мападег

2022 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

ORIGINAL PAPER

ISSUES OF HEALTHCARE INFORMATIZATION A.M. Chililov

Senior Researcher of the A.V. Vishnevsky National Medical Research Center of Surgery, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0001-9638-7833 ANNOTATION

The proposed material presents an analysis of changes in the requirements for a unified state information system in the field of healthcare in connection with the adoption of a new decree of the Government of the Russian Federation regulating this area. The analysis of the causes and consequences of the most significant changes in the regulation of health informatization is carried out. Keywords: informatization of healthcare, information systems, electronic documents, electronic medical record, artificial intelligence. For citation: Chililov A.M. Issues of healthcare informatization // Manager Zdravoohranenia. 2022; 2:95-98. DOI: 10.21045/18110185-2022-2-95-98.

REFERENCES

9

зЯо

1. Decree of the Government of the Russian Federation No. 140 dated February 9, 2022 "On the Unified State information system in the field of healthcare".

2. Decree of the Government of the Russian Federation No. 555 of May 5, 2018 "On the Unified State Information System in the field of healthcare".

3. Chililov A.M. Remote forms of labor in healthcare based on digital technologies / A.M. Chililov. - M.: Economics, 2021. - 168 p.

4. Decree of the Government of the Russian Federation No. 901 dated June 11, 2021 "On Approval of the Rules for the Functioning of the State Information System of Compulsory Medical Insurance and Amendments to Certain Acts of the Government of the Russian Federation".

5. The order Ministry of health of Russia dated September 7, 2020. - No. 947h "On approval of the Procedure of organization of the system of document management in the field of health in terms of medical records in electronic form".

6. Decree of the Government of the Russian Federation of March 31, 2020 No. 373 "About the approval of the Provisional rules of accounting information in order to prevent the spread of the new coronavirus infection (COVID-19)".

7. Kadyrov F.N., Endovitskaya Yu.V. Issues of implementation of incentive payments for the detection of oncological diseases // Manager zdravoochranenia, 2020. - No. 8. - C. 75-78.

8. Kadyrov F.N., Chillow A.M. information exchange System in the implementation of social payments to medical personnel associated with the treatment of coronavirus infection COVID-19 // Doctor and information technology 2020. - No. 5. - P. 86-85.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Чилилов Абдула Магомедович - научный сотрудник НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского Минздрава России, г. Москва, Россия.

Abdula M. Chililov - Senior Researcher of the A. V. Vishnevsky National Medical Research Center of Surgery, Moscow, Russia.

E-mail: chililov@mail.ru

https://orcid.org/0000-0001-9638-7833

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 2

ZdrevoochreneniB 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.