Научная статья на тему 'Вопросы христианизации чувашей Среднего Поволжья в трудах Н. В. Никольского'

Вопросы христианизации чувашей Среднего Поволжья в трудах Н. В. Никольского Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
164
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ХРИСТИАНСТВО / ЭТНОГРАФИЯ / ПРАВОСЛАВИЕ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / СРЕДНЕЕ ПОВОЛЖЬЕ / ДУХОВНОСТЬ / RELIGION / CHRISTIANITY / ETHNOGRAPHY / ORTHODOXY / EDUCATION / MIDDLE VOLGA / SPIRITUALITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Григорьева Марина Николаевна

Исследованы вопросы христианизации чувашей Среднего Поволжья на основе научных трудов этнографа Н.В. Никольского. Проведен историографический анализ его трудов по миссионерской деятельности, обозначена роль этнографа в деле духовного просвещения чувашского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS CHRISTIANIZATION CHUVASHIA MIDDLE VOLGA IN PROCEEDINGS OF N.V. NIKOL’SKII

The problems of the Middle Volga Christianization Chuvash based scientific papers ethnographer N.V. Nikolsky. The historiographic analysis of his works on missionary activity, indicated the role of the ethnographer in the spiritual education of the Chuvash region.

Текст научной работы на тему «Вопросы христианизации чувашей Среднего Поволжья в трудах Н. В. Никольского»

GRAUDYNYA, Jeanne — Director of the «School of the Russian Language», the Teacher. Baltic International Academy. Latvia. Riga. E-mail: marina.gunare@inbox.lv

УДК 266.3

вопросы ХРИСТИАНИЗАЦИИ ЧУВАШЕЙ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В ТРУДАХ Н.В. НИКОЛЬСКОГО

М.Н. Григорьева

Исследованы вопросы христианизации чувашей Среднего Поволжья на основе научных трудов этнографа Н.В. Никольского. Проведен историографический анализ его трудов по миссионерской деятельности, обозначена роль этнографа в деле духовного просвещения чувашского края.

Ключевые слова: религия; христианство; этнография; православие; просвещение; Среднее Поволжье; духовность.

M.N. Grigoryeva. QUESTIONS CHRISTIANIZATION CHUVASHIA MIDDLE VOLGA IN PROCEEDINGS OF N.V. NIKOL'SKII

The problems of the Middle Volga Christianization Chuvash based scientific papers ethnographer N.V. Nikolsky. The historiographic analysis of his works on missionary activity, indicated the role of the ethnographer in the spiritual education of the Chuvash region.

Keywords: religion; Christianity; ethnography; Orthodoxy; Education; Middle Volga; spirituality.

Николай Васильевич Никольский (18681961) прожил очень богатую событиями и долгую жизнь. Если мы знаем этого выдающегося чувашского деятеля науки и культуры государственного масштаба по его трудам, то тем более интересны короткие воспоминания, сегодня уже пожилых людей, которые видели его при жизни. Они вспоминают его как человека невысокого роста, с бородкой «клинышком», без очков, одетого очень опрятно, что называется «без претензий», не в шляпе, а в фуражке. Жил он в г. Казани и приезжал в Чувашию погостить в родную деревню, где проживала его сестра. Чувашские редакционные издательства не посещал, а в Казанский «Хёрлё ялав» заходить любил, хотя бы для того, чтобы поиграть в свои любимые шахматы.

Н.В. Никольский известен не только как первый редактор газеты «Хыпар», но и как этнограф, историк. Одной из тем его исследований стала проблематика христианизации чуваш Среднего Поволжья. Этой теме посвящены где-то прямо, а где-то косвенно его работы «Христианство среди чуваш Среднего Поволжья ХГУ-ХУШ вв.», «Краткий курс этнографии чуваш», «Народная медицина у чуваш» [2, 3, 4].

До начала христианизации чуваши проживали на территории Среднего Поволжья, где соседями были народы, исповедовавшие и язычество, и христианство, и ислам. Чуваши находись в центре политических и социокультурных интеграционных процессов, между

разными, подчас противоположными христианской и мусульманской культурами. Если соседние народы, такие как русские и татары, уже прошли этап языческих религиозных представлений и перешли к монотеистическим представлениям, то чуваши все еще находились в состоянии политеистических представлений. Но сама история поставила их перед выбором и заставила в очень короткие сроки, а, следовательно, в очень жестких условиях сделать этот исторический выбор.

В 1552 г. пало Казанское ханство, и право господствующей религии перешло к христианству. Это было воспринято как благо и вместе с другими инородцами многие чуваши прошли обряд крещения. Для дальнейшего распространения и утверждения христианства в Казанском крае в 1555 г. была учреждена епархия. Казанский архипастырь должен был следить за нравственным состоянием православных, с любовьюотноситьсякинородцам,располагаяих к принятию христианства. Первым святителем Казанским был св. Гурий и его помощники св. Герман и св. Варсонофий. Они очень деятельно занялись проповедничеством. Вместе с тем таким монастырям епархии, как Свияжский Успенский (возник в 1552 г.), Казанский Зилан-тов (1552), Спасо-Преображенский (1556), Иоанно-Предтеченский (1567), Чебоксарский Троицкий (1567) был придан миссионерский характер.

Если начало миссионерской деятельности было довольно активным, то в дальнейшем

102

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2012. №4(10)

христианская проповедь шла с меньшим успехом. Основным препятствием этого стал языковой барьер. Чуваши не в состоянии были понять и усвоить учение, которое проповедовалось и объяснялось на непонятном для них языке. Они не понимали христианской символики, так, например, для них непонятно было назначение икон: считая их идолами «русского бога», доносившими ему о поступках новокрещеных, противоречащих христианской этике, они выкалывали изображениям глаза или ставили их ликом к стене. В VII в. московское правительство издает ряд указов, облегчающих положение крещенных чуваш и существенно ограничивающих права язычников. Некрещеный местный помещик не мог владеть крещеными крестьянами, а в случае его смерти имущество передавалось в казну или православному родственнику. Нельзя забывать и того, что именно в это время происходят смута, раскол и, наконец, восстание под предводительством С. Разина, что, в целом, также стало препятствием в развитии миссионерского дела. Чтобы ускорить процесс христианизации, Петр I в 1720-1722 гг. издает несколько указов, направленных на упорядочение межконфессиональных отношений, в том числе по отношению к иноверцам, но, не добившись видимых результатов, указом от 22 сентября 1740 г. и рядом других решений определяет методы насильственного крещения народностей Поволжья. В Свияжске была создана Новокрещенская контора с большим штатом проповедников, чиновников и командой солдат. За 24 года деятельности конторы почти все чуваши были крещены, в чувашских селенияхначаливозводитьхрамы.Ксожалению, активность этих людей не создала крепкую основу для дальнейшего укрепления позиций христианства среди инородцев. Причин много, и основные из них были следующие: языческое миропонимание чувашей еще не изжило себя, языковой барьер, насильственные формы, не прекращающаяся активность мусульманской миссии. Н.В. Никольский отмечает, что относительно проповедников ислама губернаторам и воеводам в 1728 г. было предписано разыскивать виновных и казнить. При Екатерине II Новокрещенская контора была упразднена, а затем в 1773 г. появляется указ о свободе вероисповеданий. Правительство учреждает мусульманские центры в г.Уфа и на Крыму, что привело к оживлению исламской миссионерской деятельности. В этом же году начинается крестьянская война под предводительством Е. Пугачева, которая не обошла и чувашскую землю. Христианизация чувашей

практически приостановилась, и началось движение в сторону язычества и мусульманства.

Большое внимание Н.В. Никольский уделяет процессу христианизации чувашей [1]. В своих трудах он подчеркивает большой вклад в процесс христианизации народов Среднего Поволжья Николая Ивановича Ильминского - основателя новой системы инородческого просвещения, которая была устремлена к сердцу и душе язычника. Н.И. Ильминский был душою Братства св. Гурия, созданного 1867 г. для укрепления позиций христианства среди инородцев [5]. Религиозно-нравственное развитие детей инородцев начинает осуществляться через использование их родных языков. Первоначально была создана крещено-татарская школа, а затем по ее примеру в 1868 г. создаются чувашская школа в г. Симбирске и в 1878 г. - женское училище при ней. Для качественного усиления переводческой работы христианской литературы на инородческие языки Н.И. Ильминский написал практические заметки, в которых знакомит переводчиков с боле эффективными методами перевода. Особое значение в переводах Н.И. Ильминский придает согласию с православным учением и близостью к подлиннику, правильности и народности языка, такому изложению материала, которое бы возбуждало у читателя благоговейные и назидательные чувства. Применение системы Н.И. Ильминского дало, в целом, необходимые результаты - улучшается религиозно-нравственный уровень населения, увеличивается количество прихожан в сельских храмах. В 1875 г. при Братстве св. Гурия была основана Переводческая комиссия Православного Миссионерского Общества, в которую входили Н. И. Ильминский, Г.С. Саблуков, В. В. Миротворцев. После смерти Г. С. Саблукова в 1883 г. в Комиссию был принят И.Я. Яковлев. С появлением в историко-культурном поле чуваша Ивана Яковлевича Яковлева меняется весь вектор развития народа и культуры.

Список литературы

1. Никольский Н.В. Конспект по истории христианского просвещения чуваш. Казань: Центр. тип., 1909.

2. Никольский Н.В. Краткий курс этнографии чуваш. Вып. 1. (Материальная культура.) Чебоксары, 1929.

3. Никольский Н.В. Народная медицина у чуваш. Чебоксары, 1929.

4. Никольский Н.В. Христианство среди чуваш Среднего Поволжья в ХУЬХУШ вв. Исторический очерк. Казань, 1912.

5. Таймасов Л.А. Начало миссионерской

деятельности Н.И. Ильминского // Научный по- инновационного развития социально-экономи-тенциал кооперативного образования ка фактор ческих систем. Чебоксары, 2012. С. 348-353.

ГРИГОРЬЕВА Марина Николаевна - старший преподаватель. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия Чебоксары. E-mail: e.mihailova@rucoop.ru

GRIGORYEVA, Marina Nikolaevna - Senior Lecturer of Department of Philosophy, History and Pedagogy. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: e.mihailova@rucoop.ru

УДК 678-419:621.798.188:737.3

исследование эксплуатационных свойств полимерных упаковочнык материалов для пищевык продуктов

Л.с. Корецкая, и.Ю. Ухарцева

Исследованы эксплуатационные свойства полимерных упаковочных материалов для пищевых продуктов, установлено влияние различных факторов внешней среды на упаковываемый продукт.

Ключевые слова: пищевые продукты; упаковочные материалы; методы исследования; факторы среды; физико-химические свойства; полимеры; упаковка.

L.S. Koretskaya, I.Y. Ukhartseva. INVESTIGATION OF EXPLOITATION PROPERTIES OF POLYMER PACKAGING MATERIALS FOR FOODSTUFFS

Investigated the performance properties of polymer packaging materials for food products, the influence of different environmental factors on the product packaging.

Keywords: food; packaging materials; methods of research; environmental factors; physical and chemical properties; polymers; packaging.

С развитием техники и совершенствованием технологии получения упаковочных материалов расширяются функции упаковки. Упаковка должна не только сохранять органолептические свойства пищевой продукции и способствовать улучшению товарного вида, но и быть экологически безопасной. Одной из проблем широкого использования полимерных упаковочных материалов является их долговечность, стабильность свойств в различных условиях эксплуатации.

В связи с этим становится актуальным исследование поведения упаковочных материалов в зависимости от влияния на них различных факторов внешней среды. Функциональные свойства (долговечность, сохранность продукта) упаковочных пленок в значительной степени зависят и от их физико-механических и физико-химических свойств (диффузионных - паро- и газопроницаемости), а также от их поведения в различных средах, включая и пищевой продукт.

Для исследования атмосферостойкости и долговечности пленок в естественных и искусственных условиях в качестве основных объек-

тов были выбраны пленки из полиэтилена низкого давления.

Кинетика разрушения пленок, происходящая в естественных условиях, сравнивалась с характером изменений свойств и структуры, происходящими в искусственных условиях. В процессе естественного атмосферного старения полиэтиленовых материалов было отмечено, что после 6 месяцев экспозиции появляется сеть трещин. Наблюдается изменение их физико-механических, диэлектрических и химических свойств (рис. 1).

Для выявления наиболее агрессивного фактора атмосферных воздействий целесообразно было разделить воздействия каждого фактора: тепловых полей, солнечного излучения по спектральным диапазонам.

Исходной предпосылкой при создании ускоренных методик испытаний пленок на атмосферостойкость, при которых максимально интенсифицируются разрушающие факторы, по-видимому, следует считать неизменность кинетики разрушения материала в искусственных и естественных условиях. С целью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.