Научная статья на тему 'Вопросы гуманистического воспитания в трудах педагогов Средней Азии'

Вопросы гуманистического воспитания в трудах педагогов Средней Азии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
717
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / ИНТЕЛЛЕКТ / HUMANISM / SPIRITUAL EDUCATION / SELF-DEVELOPMENT / INTELLECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курбонова Гузал

В статье рассматривается генезис гуманистической традиции в педагогике, который уходит своими корнями в глубокую древность. Данная проблема прослеживалась еще учеными Средней Азии такими как Ибн-Сина, Фараби, Аль-Фергани, Эльбек, Авлони.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n given article is considered genesis of humanistic traditions of pedagogy, the roots of which are from ancient times. The traditions of humanism were considered else by Central Asian scientists such as Ibn-Sino, Faraby, Al-Fergany, Elbek, Avlony.

Текст научной работы на тему «Вопросы гуманистического воспитания в трудах педагогов Средней Азии»

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

ВОПРОСЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ТРУДАХ ПЕДАГОГОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ

Г.М.Курбонова

В статье рассматривается генезис гуманистической традиции в педагогике, который уходит своими корнями в глубокую древность. Данная проблема прослеживалась еще учеными Средней Азии такими как Ибн-Сина, Фараби, Аль-Фергани, Эльбек, Авлони.

Ключевые слова: гуманизм, духовное воспитание, саморазвитие, интеллект

In given article is considered genesis of humanistic traditions of pedagogy, the roots of which are from ancient times. The traditions of humanism were considered else by Central Asian scientists such as Ibn-Sino, Faraby, Al-Fergany, Elbek, Avlony.

Key words: humanism, spiritual education, self-development, intellect

В условиях модернизации образования, когда изменяются не только подходы, но и цели образования и образ выпускника, обращение к истории нравственного воспитания вполне уместно, т.к. именно эта система стремилась к формированию личности самостоятельной, творческой, готовой к самореализации.

Будущее любого народа, любой социально- политической общности зависит от того, каково положение детей в системе социальных связей.

История педагогики и школы может рассматриваться как череда более или менее успешных попыток решить те или иные проблемы детства. Каждая историческая эпоха видела разные детские проблемы; порой проблемы были похожи, но находились различ-

ные способы их решения. Можно выделить одну проблему, существовавшую во все времена, - проблему гуманного отношения к детям.

На протяжении всей истории развития педагогической мысли решалась и проблема целей воспитания, речь шла о выборе приоритетов: ориентация на социально значимые задачи или воспитание индивида, личности. На раннем этапе развития человечества предпочтение отдавалось интересам коллектива; в дальнейшем педагогическая наука пришла к выводу о необходимости воспитания индивида.

Анализ свидетельствует, что именно в Средней Азии зародились и получили развитие традиции, связанные с осознанием и практическим воплощением идеи свободы и независимости от-

дельного человека, с признанием за ним права на индивидуальность. Это стало предпосылкой становления взгляда на человека как на главную педагогическую ценность.

Неразрывно связанное с гуманистической традицией педагогической мысли духовное воспитание возникло не в стороне от “столбовой дороги” развития теории и практики образования, а было неразрывно связано с многовековыми традициями и проблемами гуманистической педагогики, являлось реакцией на наиболее острые противоречия кризисной для человечества эпохи конца XIX- начала XX века.

Генезис гуманистической традиции педагогики уходит своими корнями в глубокую древность. Данная проблема прослеживалась еще учеными Средней Азии. В учениях мыслителей Средней Азии, таких как Беруни, Ибн-Сина, Омар Хайям, Фараби, Аль-Фер-гани, Навои, Улугбек, Мукуми, Фур-кат, Махтумкул, - утверждается, что наука, научные знания способствуют развитию лучших нравственных качеств ученых, которые, в конечном итоге, ведут к духовному совершенству, к развитию таких компонентов этой сферы, как интеллект, разум, сознание, самостоятельное мышление, нравственность, воля и т.д.

Главными механизмами становления человеческой индивидуальности с древнейших времен считались внешнее влияние и внутреннее саморазвитие, которые противостояли друг другу, как в теории, так и на практике.

Идеал самопознания и самосовершенствования был центральным звеном педагогических учений великого Ибн-Сины (Авиценна). Ибн-Сина - энциклопедист, экспериментатор, теоретик

медицины и практикующий врач-целитель, поэт, музыкант, автор сочинений, охватывающих почти все отрасли знаний своей эпохи. Выявлено, что Ибн-Сина оставил огромный неоценимый след “в 12 отраслях науки” (2,18), в том числе и в области педагогики, которые и сегодня, через 1000 лет, не потеряли свою актуальность. У Ибн-Сина наблюдается творческий подход к вопросам обучения и воспитания детей. Он проявляет широкое и глубокое понимание природы ребенка и подходит к нему не только как медик, но и как выдающийся педагог. Ибн-Сино рассматривал образование как инструмент развития способного к творчеству, думающего, чувствующего и действующего человека. Великий Авиценна искал способ сделать человека счастливым с точки зрения и его индивидуального, и его социального бытия, он отстаивал идеи самоценности индивида и права личности на свободное развитие[3, 45]. Среди педагогических воззрений великого мыслителя, не потерявших своей актуальности и в наши дни, вызывает интерес инновационная для того времени педагогическая идея Ибн-Сины о коллективном обучении в школе. В своей книге “Тадбири манзел”, в разделе “Обучение и воспитание детей в школе” Ибн-Сина, в первую очередь, останавливается на вопросе об охвате всех детей школой. Его мысли о пользе коллективного обучения заключаются в следующем:

1) если ученики будут учиться вместе, то у них не будет скуки, у них развивается желание соревноваться между собой. Это создает стремление не отставать друг от друга;

2) в беседах между собой ученики передают друг другу интересные рас-

сказы, которые они почерпнули из книг и слышали от старших;

3) когда дети учатся вместе, то они начинают дружить и уважать друг друга, они помогают друг другу в усвоении учебных материалов. Кроме того, они воспринимают друг у друга хорошие привычки [4,47].

Приведенный выше дидактический принцип коллективного, совместного обучения Ибн-Сины актуален и в наши дни. Эффективность данного метода российский ученый М.В. Моисеева видит в следующем: “При обучении в сотрудничестве главной влияющей силой на учебный процесс становится коллектив, группа студентов, которые работают вместе над решением какой-либо проблемы. Главные черты этого процесса: участие, социализация, дискуссия, сотрудничество для саморазви-тия”[6,15]. Этой же точки зрения придерживаются П.Е. Полат, И.П.Савельев, В.С.Какушин. Как видим, идея коллективного и совместного обучения, привлекшая пристальное внимание многих современных педагогов, предложена Ибн-Синой 1000 лет тому назад.

Великий философ, математик Фараби принадлежал к разряду передовых личностей, которые создали научные школы. В своей научной системе он стремился к педагогическому натурализму, в самом обширном и благородном смысле этого слова, и человеческое, гуманное образование ставил прежде специального; в то же время он высоко ценил индивидуальность ребенка, для развития которой лучшей средой считал семью. Каждый человек должен развиваться внутренне, помочь ему в этом обязано воспитание: таковы его идеи воспитания.

Существенным отличием Фараби от большинства его предшественников было то, что свои педагогические идеи он выводил из практики и старался проверять их действенность в работе воспитательно-образовательных учреждений, открытых им самим. Одной из педагогических идей Фараби была идея о привитии детям интереса к музыке. Великий ученый считал, что музыка имеет большие возможности в нравственно-этическом и физическом совершенствовании человека, она способна вызывать положительные эмоции и душевное очищение - катарсис. Фараби придавал особое значение музыке в развитии эмоциональной отзывчивости у детей. Он также рассматривал музыку как психотерапевтическое средство, способное оказывать сильное эмоциональное воздействие на психологию человека [2,105]. Идея Фараби о положительном влиянии музыки в процессе воспитания не потеряла своей актуальности и в наши дни. Подтверждением сказанному является тот факт, что в настоящий момент в педагогических вузах введена новая дисциплина “Педагогическая коррекция”, в программе, которой выделена тема: “Му-зыкотерапия как метод педагогической коррекции”. Основная цель данной темы - показать будущим учителям, что музыка способствует творческому, нравственно-эстетическому и физическому совершенствованию детей [7, 86].

Эльбек-великий учёный узбекского языкознания и литературоведения, великий просветитель 20-30 годов прошлого столетия. Именно в это время Эльбек разработал свой гуманистический проект. Он считал ребенка существом, обладающим самостоятельной ценностью, требующим к себе уваже-

ния, и полагал, что руководить обучением следует, опираясь на естественные склонности ребенка. А дети и сами, отмечал Эльбек, не любят праздности, они стремятся к свободной и разнообразной деятельности.

Реализация гуманистических идей прослеживается в труде Эльбека -«Книга для чтения». Эти идеи заключаются в следующем:

1. Следовать следующим правилам воспитания: а) единство воспитания; б) жизненность воспитания; в) учет возрастных особенностей ребёнка при воспитании; г) уважение личности ребенка.

2. Использовать методы нравственного воспитания: а) рассказ; б) беседа; в) приучение; г) пример; д) наказание.

3. Использовать сотрудничество семьи, школы и общественности при воспитании ребёнка.

4. Учитывать роль матери и семьи в воспитании ребёнка. Равное отношение к женщинам в обществе.

5. Описывать хорошие и плохие нравственные качества, показывать их значение.

6. Ценить человечность и патриотизм как главные нравственные качест-ва.[8,78]

Со времени Эльбека семья и народная школа в ее общем, возвышенном смысле сделались главнейшим предметом педагогической теории и педагогического искусства.

Предоставить человеку возможность свободного проявления его духовной сущности стремились, разрабатывая свои педагогический концепции, и такие узбекские просветители как Авлони, Кари-Ниези.

Авлони - великий педагог и просветитель начала 20 века считал, что развивать или образовывать человека без собственного его в том участия, без его деятельности и усилия, - невозможно; в каждом человеке врожденной является только восприимчивость к впечатлению, к развитию и образованию. “Самодеятельность каждого”, - считал Авлони, - “есть плод собственных трудов человека, Воспитание заканчивается, когда человек чувствует в себе желание и силу продолжать всю остальную жизнь свое самообразование. Каждый человек, прежде всего, сам виновник того, какие результаты дала его жизнь; но в детстве он еще не осознает этого, а за него осознает воспитатель. Ребенок не имеет и не может иметь никакого предвзятого плана для своего образования, но может только проявлять наклонности, обнаруживать способности, угадывать которые есть дело взрослого, воспитателя”. [1,144]

Изучив путь гуманистического подхода к обучению и воспитанию на различных этапах развития педагогической мысли Средней Азии, можно отметить, что в условиях перехода в постиндустриальное общество естественно и неизбежно на первый план выдвигаются задачи индивидуального развития каждого ученика.

Естественно, что никакая реально существующая система воспитания не может обойтись без тех или иных форм давления на личность. Однако современная педагогика может и должна минимизировать подобное насилие над ребенком и создать условия для сочетания индивидуальных интересов с общественными потребностями.

Литература:

1. Авлоний А. Туркий гулистон ехуд ахлок. - Тошкент: Укитувчи, 1992. - 162 б.

2. Аль-Фараби Абу Наср. Трактат о разуме/ Инв..№2385/ХУШ.Лл. с.406.

3. Рахимов. С.Р. Педагогические идеи бу Али ибн Сино. - Ташкент: Фан,1979. 84 с.

4. Ибн-Сина ва тадбири манзел. -Тегеран. 1939 (перев., с арабского на персид.

яз. и комментарии. Муххамеда Нажми Зан-вани).

6. Моисеева М.В. Нетрадиционные методы обучения.// Вестник высшей школы. - 2000. №3. с.15-26.

7. Дубравина И.В. Психолого-педаго-гическаякоррекция.- М.: “Академия”,2008-160 с.

8. УзаковХ. Поэт поющий марш победы.// Звезда Востока. - 1978 г. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.