Научная статья на тему 'Вопросы формирования информационной образовательной среды вуза'

Вопросы формирования информационной образовательной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗО-ВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / САМООБРАЗОВАНИЕ / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каменева Н.А.

В статье рассмотрены вопросы формирования информационной образовательной среды вуза в контексте развития самообразовательной деятельности студентов. Сформулировано авторское понимание инфор-мационной образовательной среды и выделены ее основные компоненты и функции. Отмечено, что информационнообразовательная среда вуза становится одним из приоритетных условий успешной модернизации со-временного образования и повышения качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы формирования информационной образовательной среды вуза»

УДК 004.031.42

ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА Н.А. Каменева

ISSUES OF FORMATION OF THE INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT AT THE UNIVERSITIES

N.A. Kameneva

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы формирования информационной образовательной среды вуза в контексте развития самообразовательной деятельности студентов. Сформулировано авторское понимание информационной образовательной среды и выделены ее основные компоненты и функции. Отмечено, что информационно-образовательная среда вуза становится одним из приоритетных условий успешной модернизации современного образования и повышения качества образования.

Ключевые слова: образовательные технологии, информатизация образования, информационное общество, самообразование, самообразовательная деятельность.

Abstract. The article discusses the formation of the information-educational environment at the universities in the context of self-educational activity of the students. The author's understanding of the information educational environment is formulated and its key components and function are highlighted. It is noted that the information-educational environment of high school becomes one of the priorities for the successful modernization of modern education and improving the quality of education.

Keywords: educational technologies, information of education, information society, self-education, self-education activities.

В рамках реализации новых образовательных стандартов все более актуальной становится проблема развития самообразовательной деятельности студентов, которая должна решаться комплексно и охватывать учебную и внеучебную работу студентов, этапы планирования и реализации образовательных программ. Такая комплексная организация образовательного процесса возможна лишь в рамках специально организованной информационной образовательной среды, нацеленной на творческое самоопределение каждого студента, максимально возможное соотнесение его личностных предпосылок

<jb

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

и потребностей к конкретной выбранной профессиональной деятельности и глубины понимания и осмысления их содержания.

Образовательная среда определяется как совокупность условий, окружающих личность и способствующих созданию необходимых условий для ее развития в деятельности. Данное положение является концептуально важным, поскольку отражает суть происходящих в среде потенциальных изменений личности, а также определяет одно из главных условий развития личности - деятельность [3, с. 153].

Определяя категорию «среда» в качестве приоритета, рассмотрим ее некоторые характеристики, а также определим необходимые условия ее создания и развития. Формирование образовательной среды направлено на обеспечение оптимальных условий, реализующих развивающий потенциал. Учитывая, что образовательная среда в рамках педагогического процесса в той или иной мере является отражением социальной среды общества, становится объективным тот факт, что ее компонентный состав напрямую будет зависеть от решаемых задач в интересах удовлетворения насущных потребностей общества в профессионалах самых различных областей [1].

Под такой потребностью общества понимается необходимость в подготовке высококвалифицированных специалистах, способных к саморазвитию и самообучению на протяжении всей жизни (lifelong learning), мотивированных к самообразовательной деятельности в условиях информатизации общества [3].

Построение модели подготовки будущего специалиста позволяет выявить структуру личностных качеств, особенностей развития, интеллекта, черт характера, объема знаний, навыков, умений и компетенций, необходимых для осуществления самостоятельной профессиональной деятельности. Совокупность важнейших составляющих качества личности конкурентоспособного специалиста представлены в табл 1.

В целях создания условий для равного уровня доступа к современным информационным технологиям и устойчивого роста рынка информационных и телекоммуникационыых технологий Правительством Российской Федерации принята и успешно реализо-вывается Государственная программа «Информационное общество» 2011-2020 годы» [2].

<4Ь

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

Таблица 1

Основные характеристики личности конкурентоспособного специалиста - выпускника вуза

Основные составляющие Предполагаемые качества личности

Организационно-деятельно стная составляющая Осознание индивидуальных способностей и возможностей как фактора успешного овладения и осуществления профессиональной деятельности, умение поставить цель и определить средства для ее достижения, результативность, владение навыками самоорганизации, самоанализа, самооценки, рациональное профессиональное самоопределение личности

Креативность Инициативность, изобретательность, неординарность, развитие творческого потенциала

Когнитивная составляющая Интеллект, эрудированность, способность к логическому, критическому мышлению и самообразованию, умение ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи, способность преобразовывать знания в конкретный результат деятельности

Действенно- практическая составляющая Умение использовать профессиональные знания и компетенции для решения конкретных задач

Информационно-коммуникативная составляющая Владение информационными и компьютерными технологиями и методами работы с информационными ресурсами в интересах профессиональной деятельности

Психофизиологическая составляющая Психологическая устойчивость, целеустремленность, развитие способности к активной адаптации в рамках новых профессий

Общегуманистическая составляющая Воспитание активной гражданской позиции, патриотизм, преданность общечеловеческим интересам и ценностями общества

Увеличение темпов обмена информацией и стремление к интеграции данных в единое информационное пространство явилось катализатором в процессах дальнейшего исследования возможностей информационной и образовательной среды вуза в предоставлении различных источников информации, а также организации информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса и подготовке граждан информационного общества. При этом важным

<4Ь

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

становится факт взаимодействие и взаимовлияние среды и личности. То есть личность, взаимодействуя со средой, изменяет ее, что запускает другие процессы влияния среды на личность [4, с. 113-120].

Организация данного взаимодействия должна производиться не спонтанно, а под руководством преподавателя, в дальнейшем -самостоятельно самим студентом.

Бесспорно, что в рамках всего процесса обучения, основной функцией среды вуза становится образовательная. Помимо данной функции, необходимо также рассматривать личностно-развивающую, организационно-направляющую, мотивирующую, адаптирующую, контролирующую и корректирующую функции. Сформулированные функции не противоречат принципам личностно-ориентированного подхода.

При таком подходе информационно-образовательная среда вуза становится одним из приоритетных условий успешной модернизации современного образования и повышения качества образования.

Учитывая требования, поставленные цели и задачи, необходимо определить компонентный состав такой информационно-образовательной среды, который должен соответствовать учебной, внеучебной, научной, исследовательской деятельности, контролю, оценке и интерпретации полученных результатов.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса предусматривает разработку учебно-методических комплектов дисциплин, освоение технологий обучения и внедрение инновационных и информационных педагогических технологий.

К обеспечивающим компонентам обучающей среды относят: информационное, техническое, математическое, программное, организационное и управленческое обеспечение. Каждый из обеспечивающих компонентов позволяет охватить определенную сферу деятельности студентов.

Информационное обеспечение предоставляет обучающимся доступ к необходимым источникам информации, способствует формированию умений и навыков работы с различными источниками информации, определяет методики обучения студентов.

Техническое обеспечение представляет собой комплекс технических средств (средств информационных технологий), предназначенных для функционирования инновационной образовательной и самообразовательной среды. Данное обеспечение нацелено на информатизацию учебной деятельности, интеграцию информационных

<4Ь

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

и педагогических технологий под единым замыслом развития самообразовательной деятельности.

Под математическим и программным обеспечением понимается совокупность алгоритмов, программных комплексов, типовых и прикладных программных решений.

Организационное обеспечение представляет собой совокупность регламентирующих документов, устанавливающих порядок обращения студентов и преподавателей с информационными технологиями [5].

Культурное обеспечение дает возможность формирования, культурологического пространства для творческого и духовного развития личности и успешной реализации личностных качеств студентов в образовательном процессе.

Управленческое обеспечение представляет совокупность интегрированных в образовательный процесс вуза информационных ресурсов, программных продуктов и педагогических методик, позволяющих реализовать принцип непрерывного сопровождения и воздействия на каждого студента, который можно охарактеризовать как:

- целенаправленное, управляемое и планомерное воздействие;

- наличие причинно-следственных связей между преподавателем как управляющей системой и студентом как объектом управления;

- динамичность и адаптивность, то есть способность изменения управляемого воздействия в зависимости от индивидуальных способностей и потребностей студента;

- надежность - способность выполнять заданные функции управления при различных условиях обстановки;

- непрерывность как возможность выполнения заданных функций на всех этапах организации и реализации образовательного процесса вуза, включая учебную и внеучебную работу;

- устойчивость, то есть инвариантность к непредвиденным внешним и внутренним сбоям в работе.

Другими важными компонентами образовательной среды становятся средства мониторинга - измерения полученных результатов, позволяющие постоянно корректировать деятельность преподавателей и студентов в интересах решения поставленных задач.

В рамках информационно-образовательной среды рассматривают отношения между преподавателями и студентами, дидактические цели и задачи обучения, непосредственное содержание

<4Ь

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

и процесс обучения, программно-аппаратные средства, организационные формы обучения. В табл. 2 отражены образовательные технологии и формы организации обучения в вузе.

Таблица 2

Образовательные технологии и формы организации обучения в условиях информационно-обучающей среды

Методы и формы организации учебной деятельности Виды учебной деятельности

1. Развивающие проблемно ориентированные технологии - направленные на формирование и развитие проблемного мышления, мыслительной активности, способности видеть и формулировать проблемы, выбирать способы и средства для их решения Используются виды проблемного обучения: учебные дискуссии (мозговой штурм), коллективная деятельность в группах при выполнении лабораторных работ, решение задач повышенной сложности Задания: практические, творческие, повышенного уровня сложности; мозговой штурм, деловые игры (имитационные, операционные, ролевые)

2. Информационно-коммуникативные развивающие технологии, электронное обучение - направленные на формирование системы знаний, запоминание и свободное оперирование ими [6, с. 60-65] Лекционно-семинарский метод, самостоятельное изучение литературы, применение новых информационно-коммуникативных технологий для самостоятельного пополнения знаний, включая использование технических и электронных средств информации Вебинары, видеолекции, практические занятия, домашние задания, интерактивные лабораторные работа, творческие задания, задания повышенного уровня сложности

3. Деятельностью, практико-ориентированные технологии - направлены на формирование системы профессиональных практических умений при проведении экспериментальных исследований, обеспечивающих возможность качественно выполнять профессиональную деятельность Обеспечивают переход от дисциплинарной к междисциплинарной организации содержания обучения. Также способствуют переходу от преобладания адаптивной к креативной форме активности обучающихся Вебнинары, практические занятия, творческие задания, задания повышенного уровня сложности, круглые столы, интернет-конференции

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

4. Личностно-ориентирован-ные технологии - обеспечивающие в ходе учебного процесса учет различных способностей обучаемых, создание необходимых условий для развития их индивидуальных способностей, развитие активности личности в учебном процессе Личностно-ориентированные технологии обучения реализуются в результате индивидуального общения преподавателя и студента при защите рефератов, проектных работ, при выполнении домашних индивидуальных заданий, решении задач повышенной сложности Практические занятия, домашние задания различного уровня сложности, лабораторные работы, выполнение проектов, творческие задания, задания повышенного уровня сложности

5. Опережающая самостоятельная работа Предусматривает изучение студентами нового материала до его изучения в ходе аудиторных занятий. Практическое занятие, домашнее задание, лабораторная работа, творческое задание, задания повышенного уровня сложности.

6. Рейтинговые системы обучения и контроля знаний Введение балльно-рейтинговой системы оценки знаний и компетенций студентов Творческие задания, повышающие мотивацию студентов, составление рейтингов

Поскольку одной из задач, возлагаемых на образовательную среду вуза, является обеспечение интеграции педагогических и информационных технологий, необходимо выделить основные принципы внедрения информационных технологий в образовательный процесс вуза:

1. Педагогические технологии представлены с позиции системного метода проектирования, а также реализации принципов коррекции деятельности и последующего повторения.

2. Информационные технологии должны охватывать все сферы деятельности вуза, а не только быть направлены на внедрение компьютерных средств в образовательный процесс.

3. Внедрение информационных технологий ориентировано не только на содержание учебного предмета, но, прежде всего, на развитие личности обучающегося.

<jb

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Необходимо также отметить, что интеграция педагогических и информационных технологий происходит на основе изменения и уточнения дидактических принципов, которые предъявляют определенные требования к организации учебного процесса: научность, систематичность и последовательность, наглядность, сознательность и активность, доступность и посильность, учет возрастных особенностей, прочность получаемых знаний, умений. Информационные технологии при этом не только предоставляют средства доступа к информации, но и инструментарий для исследовательской деятельности. Отдельно стоит отметить, что такие технологии достаточно эффективны при решении задач удаленного или дистанционного обучения, а так же при организации взаимодействия преподавателя и студента.

Библиографический список

1. Атанасян С.Л. Формирование информационной образовательной среды педагогического вуза: автореф. ... дис. д-ра пед. наук. М., 2009.

2. Государственная программа «Информационное общество» (2011-2020 гг.): Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 № 313 (ред. от 21 октября 2016) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)"» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162184/ (дата обращения: 29 августа 2016).

3. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. Учебник для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов. Томск, 2012.

4. УринцовА.И., КаменеваН.А., ДикВ.В., МакаренковаЕ.В. Information society as an environment for creating new knowledge // Научный вестник Национального горного университета г. Днепропетровска. 2014. № 4 (142).

5. Ширяева Н.Н. Организационно-методическое обеспечение обучения иностранному языку студентов магистратуры: дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2012.

6. Khromov S.S., Kameneva N.A. Modern approach to digital literacy development in education // Открытое образование. 2016. Т. 20. № 1.

Н.А. Каменева

кандидат экономических наук доцент кафедры иностранных языков Московского финансово-юридический университета МФЮА E-mail: n-kameneva@yandex.ru; 29181420@s.mfua.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.