Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
VOLUNTEERING / CIVIC RESPONSIBILITY / SOCIAL ACTIVITY / VALUE THE IDEALS OF THE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Светлана Ивановна Куликова

В статье рассматриваются вопросы формирования гражданской ответственности школьников в про- цессе волонтерской деятельности. Автор рассматривает структурные компоненты гражданской ответ- ственности школьников: ценностные идеалы и ориентации личности, социальная активность, гражданская ответственность. Обозначены направления работы педагогов при организации волонтерской деятельно- сти школьников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Светлана Ивановна Куликова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUES OF FORMATION OF CIVIL RESPONSIBILITY OF THE SCHOOLCHILDREN’S IN THE PROCESS OFVOLUNTEERING

The article deals with development of civic responsibility of the schoolchildren’s in the process of volunteering. The author examines the structural components of civil liability of pupils: value ideals and orientations of the personality, social activities, civic responsibility. The directions of work of teachers in organizing volunteer activities for schoolchildren’s.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Относительно элементов совокупности расположенных в столбцах матрицы комплекс связан на уровнях q = 2, q = 1, q = 0 и не связан на уровнях q = 4 и q =3. Однако на уровне q = 4 появляются связные ком-поненты,что справедливо свидетельствует о том, что сочетание таких анали-тических средств как анализ, синтез и сравнение - сопоставление и различе-ние способствует освоению способа действий в познании объектов предмет-ной области.

Кроме того, элементы совокупности характеризующие аналитические средства (анализ, синтез исходных данных, сравнение - сопоставление и различение) обладают особым ресурсом в вопросах функционирования целостных проявлений мыслительной деятельности.

Проведенный метод q-анализа позволил выделить и оценить в системе средств мыслительной деятельности системную характеристику - структурную связность, сформировать комплексы, показав целостность и единство аналитических средств освоения способа действий в познании объектов предметной области.

Подобная формализация не отражает в полной мере нелинейность про-цесса познания, однако позволяет показать динамический процесс постепен-ного формирования целостности структуры совокупности средств мысли-тельной деятельности на разных уровнях системной связности.

Литература:

1. Горелова, Г. В. Структурный анализ когнитивных моделей слож-ных систем / Г. В. Горелова, Е. Н. Захарова // Когнитивный анализ и управ-ление развитием ситуаций: Тр. 6 - й Междун. конф. (CASC'2006). М.: ИПУ РАН, 2006.

2. Горелова Г. В., Захарова Е. Н. Когнитивный анализ и моделиро-вание социально экономических систем. Учебное пособие. Майкоп: Изд - во АГУ, 2010. -199 с.

3. Касти Дж. Большие системы. Связность, сложность и катастрофы. Пер. с англ. - М.: Мир,1982. - 216 с.

4. Кулинич А. А. Когнитивный анализ и управление развитием си-туаций (CASC'2007) / Труды VII Международной конференции / Под ред. З. К. Авдеевой, С. В. Ковриги. - М.: Институт проблем управления РАН, 2007.

5. Разумов В. И. Информационные основы синтеза систем. Ч.3. Ин-формационные основы имитации: монография / В. И. Разумов, В. П. Сизи-ков. - Омск: Изд - во Ом. гос. ун - та, 2011. - 628 с.

6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.

ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ _ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Светлана Ивановна Куликова

соискатель ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»,

руководитель структурного подразделения МАУДО

города Набережные Челны «Городской дворец творчества детей и молодежи №1», педагог дополнительного образования THE ISSUES OF FORMATION OF CIVIL RESPONSIBILITY OF THE SCHOOLCHILDREN'S IN THE PROCESS OF VOLUNTEERING

Svetlana Ivanovna Kulikova, applicant FGOUVPO «Kazan (Volga region) Federal University», the head of structural division of MAUDO of the city of Naberezhnye Chelny «The City Palace of creativity of children and youth №1», the teacher of additional education

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы формирования гражданской ответственности школьников в процессе волонтерской деятельности. Автор рассматривает структурные компоненты гражданской ответственности школьников: ценностные идеалы и ориентации личности, социальная активность, гражданская ответственность. Обозначены направления работы педагогов при организации волонтерской деятельности школьников.

ABSTRACT

The article deals with development of civic responsibility of the schoolchildren's in the process of volunteering. The author examines the structural components of civil liability of pupils: value ideals and orientations of the personality, social activities, civic responsibility. The directions of work of teachers in organizing volunteer activities for schoolchildren's.

Ключевые слова: волонтерская деятельность, гражданская ответственность, социальная активность, ценностные идеалы личности.

Keywords: volunteering, civic responsibility, social activity, value the ideals of the personality.

При условии быстрой смены идеалов общества, динамики развития современности, на первый план в образовательной теории и практике выдвигается проблема воспитания гражданской ответственности школьников. Современное государство требует от

школьного образования формирования человека современно образованного, осознано включенного в жизнь общества, способного принимать решения, брать на себя ответственность. Необходимость воспитания граждански-ответственных молодых людей подтверж-

дается в документах: «Конвенция ООН о правах ребенка», Закон Российской Федерации «Об образовании», «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года», «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей», инструктивные письма Министерства образования и науки Российской Федерации. Основы гражданского воспитания в России были заложены еще В.Г. Белинским, А.И.Герценом, Д.И.Писаревым, А.Н. Радищевым, Н.А. Добролюбовым и Н.Г.Чернышевским. Воспитательную значимость волонтерской деятельность признают многие исследователи. Педагогическая эффективность волонтерской деятельности доказана такими учеными, как И.Ф. Яруллин, Г.П. Бодренкова, Л.В. Болотова, Н.С. Морова и др. Современные исследователи волонтерского движения отмечают особую значимость гражданских и общественных инициатив детей и молодежи, связывая с ними перспективы развития гражданского общества. В основе любого волонтерского движения лежит принцип оказания помощи другому человеку. Этот принцип понятен людям, чьи поступки основаны на чувстве справедливости, кто понимает, что жизнь общества можно изменить к лучшему, только объединив усилия каждого его члена. Согласимся с мнением Л.Е. Никитиной, Н.И. Никитиной, С.В. Тетер-ским, И.И. Фришман, М.В. Шакуровой в том, что волонтерскую деятельность можно рассматривать с позиции формирования ценностных ориентаций школьников, основанных на получении социального опыта и решению поставленных задач, согласно возрастным особенностям детей. Здесь очень важна не просто деятельность ради детской занятости, а наиболее важен ценностный аспект волонтерской деятельности, который способствует развитию новых качеств личности, порождающих новые деятельностью смыслы и актуальные ценности. Волонтерская деятельность характеризуется целенаправленной активностью человека, а также его специфическим отношением к действительности. Волонтерская деятельность школьников характеризуется как особая форма отношения к миру, проявляющаяся готовностью и возможностью потратить личное время и ресурсы ради общественных целей, что способствует формированию ценностных ориентаций личности и накоплению социального опыта.

Формирование гражданской ответственности школьников в процессе волонтерской деятельности, как способности личности человека самостоятельно осуществлять и регулировать свою деятельность, основываясь на чувстве человеколюбия и справедливости как общечеловеческих ценностей, а также в соответствии с принятыми в обществе нормами гражданского поведения, является одной из первостепенных задач образовательной практики. Возникает вопрос о том, каковы педагогические условия, способствующие формированию гражданской ответственности школьников? На наш взгляд необходимо реализовывать программы, которые имеют деятель-ностный подход в воспитании, который предполагает вовлечение воспитанников в практическую деятельность. Одной из наиболее эффективных моделей формирования гражданской ответственности школьников является деятельность детской общественной организации, работающей на базе учреждения дополнитель-

ного образования. На базе Городского дворца творчества детей и молодежи №1 города Набережные Челны с 1991 года работает Всероссийская детская общественная организация «Детский орден милосердия» (ДОМ), которое в сферу своей деятельности включает различные формы содружества и сотворчества детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых школьников. Создается единое творческое пространство для детей с ОВЗ и их здоровых сверстников, когда ребята, помогая друг другу, решают общие задачи. Волонтерская деятельность школьников включает в себя работу с представителями старшего поколения: ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, блокадниками, детьми войны, в последние годы в область интересов волонтеров добавились солдаты локальных войн, их семьи. Благодаря тесному контакту этих столь разных социальных групп людей с членами волонтерских отрядов появилась возможность прямой передачи нравственных и культурных ценностей от старшего поколения младшим. Есть большая разница в познавательной деятельности школьников через учебную литературу и посредством общения их с реальными участниками исторических событий. В процессе общения с людьми старшего поколения каталог нравственных ценностей школьников пополняется реальными делами и поступками, которые оцениваются и одобряются как благие, добрые и необходимые. В него входят качества гуманности, которые составляют основу нравственности личности, определяют ее позицию, моральные принципы и нормы поведения.

Волонтерская инициатива распространяется и на другие стороны человеческой деятельности: подготовка и осуществление социальных проектов, экологическая деятельность, стимулирование общественной активности населения, благоустройство, сохранение культурной и исторической памяти поколений. Это способствует расширению границ социального опыта, уверенности в себе, инициативности, способности самостоятельно принимать решения, готовности идти вперед, преодолевая трудности. Волонтерская деятельность позволяет школьникам овладеть необходимыми с точки зрения общества ценностями: социального, духовного, эмоционального плана, обрести знания, убеждения, умения, освоить нормы поведения и нравственности, выстроить отношения, освоить образцы поведения. Согласимся с мнением И.Ф. Яруллина [3] в том, что нравственное содержание гражданских чувств является базой, объединяющей интересы различных социальных слоев общества. Пройдя процесс становления в детском возрасте, идеалы способствуют сохранению внутренних ценностей. Формирование идеалов идет наиболее успешно при занятии определенным социально-значимым делом в процессе волонтерской деятельности. Одной из задач волонтерского движения является развитие детской и юношеской социальной инициативы, например, по оказанию помощи больным детям и их семьям, в процессе организации работы со школьниками создаются условия поддержки и личного участия добровольно и бескорыстно заботиться о них. В процессе деятельности детей происходит формирование сознательной ориентировки в окружающей действительности, что становится связующим звеном между сознанием и поведением, что в свою очередь обеспечивает «иерар-

хию» жизненных ценностей и качеств личности. На сегодняшний день наблюдается расширение и развитие детских и молодежных добровольческих движений. В городе Набережные Челны в каждой школе города работают отряды волонтеров, в которых заняты более 12000 добровольцев. Под патронажем этих ребят находятся более 100 детей с ОВЗ. Волонтерская работа развивает важные человеческие качества личности, согласимся с утверждениями Карасева А.Н. [1] и Моровой Н.С.[2], расширяет сферу социальной адаптации и социальной активности ребенка.

Школьный возраст является периодом овладения социальных ролей: гражданских, трудовых, социальных. В процессе принятия на себя социальной роли волонтера положительным образом сказывается на становлении личности школьников. В процессе работы волонтеры благополучно усваивают новые правовые и гражданские обязательства, приобретает опыт деятельности в соответствии с нормами морали и закона, осознает ответственность за свои поступки, приобретает жизненный опыт, тем самым расширяя свою компетентность в различных сферах социальной жизни. Волонтеры принимают на себя и проблемы современного общества, вовлекаясь в деятельность, они помогают людям выйти из сложившихся трудностей, активизирую собственные ресурсы на борьбу с ними.

Показывает направленность школьников - волонтеров на социум и исследование их жизненных ценностей по методике ценностных ориентаций М. Рокича среди 63 учащихся старшего возраста от 14 до 16 лет, проведенное на базе Городского дворца творчества детей и молодежи города Набережные Челны в 2015 году. Для школьников-волонтеров наиболее важными ценностями являются такие ценности как: помощь и милосердие другим людям (89%), социальная активность для достижения позитивных изменений (82%), направленность на социум (76%), здоровье (72%). Если сравнить ценности волонтеров экспериментальной группы с данными контрольной группы школьников, не занятых волонтерской деятельностью, то в их жизненные планы входят: участие в жизни общества, вера в свои силы и возможности, готовность вносить изменения в свою жизнь и в будущее своего Отечества.

У школьников, не занятых волонтерской работой, более всего преобладают ценности материального характера высокое материальное благосостояние (92%), любовь (86%), счастливая семейная жизнь (82%), интересная работа (72%). Меньший процент показали ценности нравственного характера - терпимость к мнению других (31%), творческая деятельность (30%), красота природы (29%), широта взглядов (31%), общественное признание (30%). Школьники контрольной группы не считали нравственные ценности основополагающими, а, например, такие ценности как толерантность, ставят вообще в конец списка ценностных ориентаций.

Социальная активность школьников является одной из содержательных характеристик гражданской ответственности, как интегративного качества личности. Школьники - волонтеры берут на себя ответственность за создание условий для развития способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, за создание условий для общения и помощи участникам

боевых действий. Волонтерский состав перед началом практической деятельности всегда набирает необходимые знания по социальной работе, педагогике, психологии, в том числе возрастной психологии, психологии семейных отношений, получают специфические знания в области дактиля и жестовой речи. Если учебный процесс подготовки волонтеров идет профессионально и грамотно, то уже в начале подготовки идет процесс формирования идеалов, ценностей, внутренних установок, идет профориентационная работа на профессии социального педагога, медика, психолога. Социальная ответственность определяет выбор дел и поступков, дает понимание сложившейся ситуации и собственных возможностей действия в ней, проявляется как самоконтроль, саморегуляция, самоограничение действий личности. Обозначим направления работы педагогов при организации волонтерской деятельности школьников:

• формирование знаний в области права и культуры, с целью регулирования поведения этическими нормами общения и поведения, а также законодательными актами;

• получение школьниками специфических психолого-педагогических знаний, необходимых в волонтерском труде с целью реализации деятельностного потенциала, таких как психодиагностика и психокоррекция в социальной работе с детьми-инвалидами, основы социальной работы, специфика, формы и содержание волонтерской деятельности;

• проектная деятельность с целью поощрения собственной инициативы, развития лидерских качеств, стимулирования социальной активности, активной гражданской позиции, поддержки желания участвовать в общественной жизни волонтерской организации, школы, государства;

• организация практической деятельности с целью формирования личностных качеств: гражданской ответственности, гражданского долга, формирования ценностных идеалов и ориентаций личности.

Работа педагогов при организации волонтерской деятельности школьников должна быть направлена на вовлечение детей в активную сферу жизни общества, направлена на борьбу с инертностью и нежеланием отвечать за свои поступки. Необходима всесторонняя, многоплановая деятельность всего педагогического коллектива, заключающаяся в постоянном привлечении школьников к общественно полезной социально-значимой работе.

Литература:

1. Карасёв, А.Н. Формирование общественно-политической активности студенческой молодёжи в ходе ВУЗовского учебно-воспитательного процесса: дис. ... канд. пед. наук / А.Н. Карасёв - Куйбышев, 1983. - 156 с.

2. Морова, Н.С. Детский орден милосердия: вопросы теории и практики/ Н.С. Морова. - М.,1997.- 143 с

3. Яруллин, И.Ф. Формирование гражданской ответственности студентов педагогических вузов/ И.Ф. Яруллин. - Казань: Татарское Республиканское издательство «Хэтер», 2011. - 183 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.