Научная статья на тему 'Вопросы формирования экологического сознания в рамках региональной экологической политики (на примере Курской области)'

Вопросы формирования экологического сознания в рамках региональной экологической политики (на примере Курской области) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
123
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ECOLOGY / ENVIRONMENTAL POLICY / ENVIRONMENTAL AWARENESS / REGIONAL POLICY / ENVIRONMENTAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Разумовская Арина Александровна

В настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием экологического сознания граждан. Автор полагает, что экологические проблемы могут быть решены основательно посредством вариативного экологического просвещения граждан в рамках экологической политики регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF FORMATION OF ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS WITHIN THE REGIONAL ECOLOGICAL POLICY (ON THE EXAMPLE OF KURSK REGION)

This article discusses issues related to the formation of environmental consciousness of citizens. The author believes that environmental problems can be solved thoroughly by means of variable environmental education of citizens within the environmental policy of the regions.

Текст научной работы на тему «Вопросы формирования экологического сознания в рамках региональной экологической политики (на примере Курской области)»

УДК 349.6

Разумовская Арина Александровна Курский государственный университет

Курск, Россия arina_razumovskaya@mail.ru Razumovskaya Arina Kursk state University Kursk, Russia

ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ (НА

ПРИМЕРЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ) Аннотация: в настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием экологического сознания граждан. Автор полагает, что экологические проблемы могут быть решены основательно посредством вариативного экологического просвещения граждан в рамках экологической политики регионов.

Ключевые слова: экология, экологическая политика, экологическое сознание,региональная политика, экологическое просвещение.

QUESTIONS OF FORMATION OF ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS WITHIN THE REGIONAL ECOLOGICAL POLICY (ON THE EXAMPLE

OF KURSK REGION) Annotation: this article discusses issues related to the formation of environmental consciousness of citizens. The author believes that environmental problems can be solved thoroughly by means of variable environmental education of citizens within the environmental policy of the regions.

Key words: ecology, environmental policy, environmental awareness, regional policy, environmental education.

На сегодняшний день вопросы, связанные с путями разрешения экологических проблем, являются наиболее острыми. Масштабные загрязнения, отсутствие озеленения городов в условиях урбанизации, трудности с реализацией отходов, сокращение лесонасаждений - это лишь малая часть негативных последствий, возникающих вследствие иррациональной жизнедеятельности общества.

Актуальность выбранной темы обусловлена рядом причин. Во -первых, решение проблем экологии имеют первостепенную важность. Так, качество окружающей среды напрямую влияет на состояние здоровья общества и будущих его поколений. Во-вторых, занимаясь планированием стратегии разрешения экологических проблем, мы должны начинать с фундаментальных основ - сознания, человеческого мировоззрения и мировосприятия. Работа над этими первостепенными категориями является наиболее значимой, но и наиболее трудоемкой, однако именно экологическое сознание, формирующееся в рамках экологического просвещения, является основой для будущего рационального потребления и созидания. В-третьих, вопрос экологического просвещения, нацеленный на создание экологического мировоззрения, мы полагаем, должен разрешаться локально, с учетом районирования, особенностей природной среды отдельных областей, ее собственных достоинств и недостатков. И, наконец, в-четвертых, решение глобальных проблем, в частности экологического характера, кроется в совокупности множества локальных устранений экологической неграмотности, поэтому данный вопрос должен быть разрешен в рамках экологической политики регионов.

Исходя из тематики данной работы, представляется верным, обратиться к дефиниции экологического мировоззрения. Так, например, Н.Г. Васильев дает следующее определение: «экологическое мировоззрение - это совокупность научных и обыденных знаний об отношении общества с природой, этические, эстетические, ценностные установки данного субъекта, то есть специфически субъективированные особенности экологического сознания, отражающие

конкретно-социальную среду и конкретно-природные условия жизни субъекта духовно-практического освоения природы. В понятии экологического мировоззрения отражается процесс личностного преломления содержания форм общественного сознания, в первую очередь, экологического сознания [6, с. 23]». З.Х. Галькиева под экологическим сознанием понимает «высшее свойство личности, представленное системой обобщенных знаний об окружающем мире, месте в нем человека, о возможных взаимосвязях в системе «человек - окружающий мир», трансформирующихся во внутренний план действий в виде взглядов, убеждений, идей, проявляющихся в суждениях и активной деятельности субъекта по сохранению окружающей среды и собственного здоровья [7]». Несмотря на различное трактование мировоззрения и сознания, мы можем выделить первооснову определения. Так, экологическое мировоззрение и сознание представляют собой совокупность знаний, установок, убеждений о взаимодействии общества и природы, природы и отдельного человека.

Говоря о формировании экологического мировоззрения, мы отмечаем, что это возможно реализовать через экологическое просвещение. Одной из основных задач экологической политики, в том числе региональной, является формирование экологической культуры. Это необходимо в целях снижения негативного воздействия на природную среду, обеспечение экологической безопасности. Данного рода проблемы могут быть эффективно решены только людьми с развитым экологическим правосознанием [8, с. 1283-1286]. В свою очередь, под экологическим просвещением мы должны понимать «распространение экологических знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе [12]». Цель экологического образования и просвещения видится в формировании активной жизненной позиции граждан и экологической культуры в обществе.

Отсутствие экологического мировосприятия и экологоцентрических установок, уважения к природным благам остаются одними из острейших вопросов, на решение которых потребуется немало времени при последовательной реализации экологической политики в формате экологического просвещения регионов и государства в целом.

Говоря об экологическом просвещении как форме реализации экологической политики, мы хотим обратиться к законодательной стороне вопроса. В ст. 74 Федерального закона «Об охране окружающей среды» упоминается об экологическом просвещении как о способе формирования экологической культуры. Просвещение, прежде всего, осуществляется «органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами[1]». Также следует обратиться к нормативным актам на уровне региона, а именно к Закону Курской области от 01.03.2004 № 3 -ЗКО «Об охране окружающей среды на территории Курской области». Ст. 7 к полномочиям Администрации относит «право организации и развития системы экологического образования и формирование экологической культуры на территории Курской области [2]». Одним из полномочий органов исполнительной власти Курской области является «участие в организации и развитии системы экологического образования и формирование экологической культуры на территории Курской области». Закон «Об экологической безопасности», а именно ст. 11, закрепляет обязательность экологического образования в учебных заведениях всех уровней, при этом просвещение должно содержать в себе экологическое воспитание, направленное на формирование экологической культуры. Органы местного самоуправления, общественные объединения, а также СМИ осуществляют распространение

эколого-правовых знаний с учетом природных ситуаций в области [3]. Таким образом, проведя анализ нормативной базы, мы видим, что экологическое просвещение является одним из направлений деятельности органов власти на региональном уровне в Курской области. Обратимся к некоторым фактам по данному вопросу. В 1995 году Постановлением главы Администрации города Курска от 13.09.1995 года № 777 были утверждены Положения о присуждении наград и дипломов победителям конкурсов [4]: «Забота делового и промышленного мира города об окружающей среде», и «Лучшая усадьба, придворовая территория, улица, дачный участок» [14]. Награды присуждаются гражданам города Курска за заслуги в области охраны окружающей среды, соблюдения экологических норм и правил, правил благоустройства и санитарии двора, улицы, усадьбы. Более трехсот человек за весь период стали дипломантами конкурсов. Особенно отмечается труд учреждений, организаций, жителей города за значительный вклад в дело экологического воспитания, образования школьников, за создание эстетически привлекательной и благоустроенной территории. Так, мы видим, что органы власти, используя поощрительные меры, стимулируют граждан выбирать активную позицию в вопросах благоустройства и уважительного отношения к окружающей среде. Считаем, подобные мероприятия являются позитивным проявлением региональной политики в области экологии, так, соревновательный элемент развивает стремление граждан вкладывать свои силы в оздоровление природной среды, что несомненно прививает экологическую культуру.

В год экологии власти города Курска провели активную экологическую политику, в частности, в области экологического просвещения. В Постановлении от 13 декабря 2016 года № 357-пг «О проведении года экологии и особо охраняемых природных территорий в 2017 году в Курской области» отдельной категорией было выделено просвещение и образование. За год прошло около 25 мероприятий, а именно: лекции, создание социальных роликов, международные конференции, выставки, конкурсы, акции, проекты, диктанты (Международная научная конференция, посвященная 135-летию со

дня рождения профессора В.В. Алехина, Книжная выставка «Жемчужины России» ко Дню заповедников и национальных парков России, Эколого -образовательный проект «Роль человека в изучении и сохранении экологического каркаса поселений»[5] и т.д.). Такие мероприятия являются основой для формирования экологического мировоззрения. По нашему мнению, именно такая активная деятельность власти сможет явиться решением проблемы экологии, что в будущем поможет предотвратить кризис. Однако такая активность региона должна быть систематической, а не периодичной, как в случае с годом экологии. Но нельзя не учитывать и экономическую составляющую данного вопроса: большое количество материальных и интеллектуальных ресурсов, требуемых для реализации экологической политики в рамках просвещения, предполагает таких же немалых финансовых затрат. Все же нельзя не отметить, что эти затраты окупаемы: формирование фундамента решения проблемы (экологическое мировоззрение) в перспективе позволит выделять меньшее количество денежных ресурсов на устранение последствий в виде загрязнения города. Иными словами, люди с более высокой экологической культурой и чувством осознанного потребления не смогут нанести урон экологической среде города. Кроме того, граждане субъекта, вовлеченные, например, в уборку территорий, облагораживание тех мест, где проживают или преимущественно находятся, не захотят разрушать плоды своих трудов.

Для того чтобы сформировать верное направление экологического просвещения в рамках региональной политики в Курской области, мы полагаем, необходимо обратиться к положительному опыту иных субъектов, например, Сергиева Посада. Так, одной из форм проявления экологического сознания является патрулирование территории добровольцами «зеленых» дружин. В целях экологического воспитания создаются экологические экскурсионно-познавательные маршруты для ознакомления учащихся с естественным природным комплексом города [10]. Несмотря на практическую сложность сохранения естественных природных комплексов, органами

местного самоуправления организуются особо охраняемые природные территории на месте существующего природного комплекса, что, несомненно, служит достойным примером проявлением экоцентрического типа сознания и мышления.

Считаем, что большим шагом к положительным результатам в создании экологического мировоззрения станет демократизация экологического права в рамках региона. Это направление может проявляться в организации субботников, сезонных уборок, озеленении районов, участие в конкурсах по облагораживанию территорий, где участниками могут выступать жители отдельных улиц, домов или районов. Конечно, нельзя не учитывать, что создание такого «конкурсного механизма» предполагает выделение материальных средств из бюджета на предоставление призового фонда, иных форм поощрения и стимулирования, а также на спонсирование закупок озеленительных насаждений.

Еще одной организационной формой для активизации экосознания может стать ведение экологических рубрик с анализом причин возникновения проблем окружающей среды, а также реально выполнимыми предложениями по их разрешению. Подобная работа проводится местной газетой Сергиево-Посадского муниципального района «Вперед». Данное газетное издание повлияло на положительные сдвиги в экологическом сознании граждан, что проявилось в стремительном развитии дачных и садовоогородных кооперативов с целью защиты колонии бобров от истребления [10]. Представляется, что рецепция подобной формы деятельности может быть реализована и в рамках Курской области, а именно во взаимодействии исполнительных органов и СМИ (например, взаимодействие Комитета экологической безопасности и природопользования города Курска с местными издательствами).

Региональная экологическая политика современного времени должна строиться на идеях гражданственности, демократизации, вовлеченности общества в разрешении злободневных экологических проблем. Именно такие

идейные начала позволят людям быть заинтересованными: трудясь на благо природного восстановления, оздоровления, мы вкладываем эти силы в эстетически приятное окружающее нас пространство, в наше здоровье и благоустройство нынешнего и будущего поколений. Плоды собственных трудов всегда высоко ценятся, поэтому такая вовлеченность граждан будет не только показывать видимые результаты с материальной точки зрения, но и параллельно привьет чувство ответственного отношения к экологическому пространству, разовьет экологическое сознание и культуру. Немаловажной задачей региональной политики является создание информационного центра в сфере экотуризма на территории региона[13], который бы проводил разъяснительные лекции, конференции, направленные на обсуждение текущего состояния природной среды во взаимосвязи с уникальными характеристиками определенных районов, ознакомление населения с фундаментальными положениями экологического права. Таким образом, такие просветительские мероприятия будут направлены не только на экологическое, но и на правовое, а также эколого-правовое просвещение.

Итак, подводя итог, необходимо заключить, что в рамках Курской области у органов власти имеются ряд функций в сфере экологического просвещения. Активная экологическая политика была проведена в год экологии, на данном этапе ее масштабы не так велики. Но нельзя не отметить, что имеют место такие формы экополитики, как вовлечение граждан в сезонные уборки, субботники, проведение ежегодных конкурсов (например, «Лучшая усадьба, придворовая территория, улица, дачный участок»), олимпиад и игр среди школьников, а также конференций. Однако считаем, что активность экологического просвещения должна быть увеличена: мероприятия должны быть систематическими, потому как именно системность приводит к положительным результатам и сдвигам в такой трудоемкой работе как формирование экосознания. В этой связи хотелось бы обратиться к одной из правовых концепций, согласно которой системная организация самого общества обусловливает столь же системную организацию государственного

управления[9]. Так, деятельность органов и должностных лиц должна осуществляться согласованно и четко в выбранном направлении, в данном случае - экологической политике. При этом субъекты власти должны быть в ответе не только перед контролирующими органами, но и обществом в целом. Считаем, что данная концепция должна явиться фундаментом в вопросах формирования экологического сознания и экологической политики региона в целом.

Вышеуказанные мероприятия должны стать упорядоченной системой. Так, мы предлагаем проводить ежемесячные открытые уроки в школах. Более эффективным будет формат диалога, где ученики смогут не только слушать полезную информацию по экологии, экологическому праву и экологизации окружающей среды, но и сами задавать волнующие их вопросы. Кроме того, интересным представляется форма взаимодействия между студентами и учениками школ. Так, старшее поколение сможет доступно и интересно изложить информацию школьникам о состоянии экологии в рамках нашего региона, отразив информацию наглядно посредством презентаций или видеороликов. В рамках такого взаимодействия и школьники, и студенты будут вовлечены в работу, тем самым повышая свой уровень экограмотности. Такие диалоги должны быть направлены на прививание у подрастающего поколения ответственности за окружающую среду и за свой негативный вклад в ее состояние на примере таких элементарных, как оставление мусора в непригодном для этого месте и т.д.

Полагаем, что значительно повысят уровень экологического сознания региональные олимпиады по экологии, которые могут проводиться ежегодно с целью выявления и поощрения наиболее выдающихся учеников. Стоит учитывать, что такой способ будет достаточно эффективным, так как, во-первых, в изучении экологии будут вовлечены ученики всех школ региона, во -вторых, сама форма олимпиады как соревнование будет повышать уровень мотивации. Нельзя не отметить такую форму работы, как субботники. На сегодняшний день уборки территорий проводятся без особых инициатив.

Полагаем, что данная форма может принести свои плоды по формированию экосознания, при этом привнося реальную и видимую помощь в облагораживание региона. Повысить уровень заинтересованности населения в данном случае могут поощрительные меры или конкурсная основа мероприятия. Так, считаем, что уместным будет награждение граждан за систематическую уборку дворовых территорий и личный вклад в ее облагораживание. Комплекс подобного рода мероприятий, проводимых систематически, станет начальным этапом в формировании экологического сознания в рамках региональной экологической политики.

Для решения экологических проблем как фундаментальных и наиболее важных регион мы должны рассматривать как пространственную целостность, где сосуществуют во взаимосвязи экономическая, социальная и духовная сферы. Органы власти как субъекты в механизме экологического просвещения должны уметь грамотно выстроить деятельность в области экологической политики региона, учитывая три вышеназванных сферы. Так, выделяемые финансовые средства должны быть использованы таким образом, чтобы реализация перечисленных форм просвещения с целью формирования экосознания была продуктивной, приносящей свои видимые плоды, при этом не идя в ущерб бюджетной составляющей. В этой связи представляется верным вовлечение граждан в работы по облагораживанию природной среды, проведение просветительных мероприятий, проведение конкурсов с использованием поощрительных мер. Такие систематические действия создадут благоприятную среду для формирования экологического мировоззрения. Только перелом в сознании людей сможет окончательно решить проблему возможного экологического кризиса.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об охране окружающей среды» // СПС КонсультантПлюс.

2. Закон Курской области от 01.03.2004 № З-ЗКО (ред. от 11.09.2015) «Об охране окружающей среды на территории Курской области» (принят Курской областной Думой 19.02.2004) // СПС КонсультантПлюс.

3. Закон Курской области от 05.07.1997 № 16-ЗКО «Об экологической безопасности» (принят Курской областной Думой 25.06.1997) // СПС КонсультантПлюс.

4. Постановление от 13 сентября 1995 года № 777 «Об утверждении положений «О присуждении наград и дипломов «Забота делового и промышленного мира города об окружающей среде» и «Лучшая усадьба, придворовая и придомовая территория, улица, дачный участок»» // СПС КонсультантПлюс.

5. Постановление от 13 декабря 2016 года № 357-пг «О проведении года экологии и особо охраняемых природных территорий в 2017 году в Курской области» // СПС КонсультантПлюс.

6. Васильев Н.Г. Экологическое сознание: генезис и сущность: авто -реф. дис. ... канд. филос. наук. - Иркутск, 1985. 23 с.

7. Галькиева З.Х. Формирование экологического мировоззрения студента в воспитательной среде вуза ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный аграрный университет», г. Оренбург.

8. Габидуллин И. Ф. Экологическое правосознание и образование как одна из основ гражданского общества / // Вестник Башкрирского университета. 2013. Т. 18. № 4. 1283-1286 с.

9. Правовой статус государственного служащего в России в XVIII -первой половине XIX вв. : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Метушевская Татьяна Иосифовна; Москва, 2007. 16 с.

10. А.С. Анисимов, И.В. Безродная «Экологическая политика как фактор формирования экологического сознания» // Сервис в России и за рубежом. 2012. №5 // URL: https://cyberlenmka.m/artide/n/ekologicheskaya-poHtika-kak-faktor-formirovaniya-ekologicheskogo-soznamya

11. «Разъяснения законодательства в сфере охраны окружающей среды»//ЦКЬ: http://pavlograd.omskportal.ru/ru/municipal/localAuthList

12. Решение Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 11.12.2007 №101-МЗ «О Концепции социально-экономического развития Сергиево-Посадского муниципального района Московской области на период до 2020 года» // URL: http://www.sergiev-reg.ru/docs/resolution/reshenie-sergievo-posadskogo-munitsipalnogo-raiona-ot-11122007-101-mz

13. «Экологическое просвещение» // URL: http://www.kurskadmin.ru/content/ekologicheskoe-prosveshchenie.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.