Научная статья на тему 'Вопросы формирования антикоррупционного мировоззрения в обществе'

Вопросы формирования антикоррупционного мировоззрения в обществе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3183
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / CORRUPTION / OUTLOOK / FORMATION / SOCIETY DEVELOPMENT / SOCIAL ENVIRONMENT / REGIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абрамов Руслан Агарунович

Цель: показать, что формирование антикоррупционного мировоззрения является важной и насущной задачей современного общества и доказать, что профилактика коррупционных проявлений полезней борьбы с ней. Методы: методологическую основу исследования составляет всеобщий анализ и синтез вопросов антикоррупционного характера, позволяющий реально или мысленно разделить объекты на составные части, и выяснить, из каких частей он состоит, каковы его свойства и признаки, и синтезировать их объединение в единое органическое целое, а не в механический агрегат. Также применялся метод опроса и статистического анкетирования, включающий беседу, интервью, массовый сбор материала с помощью анкеты и систематизацию методов в единый отчет. Результаты: в работе исследуется институт коррупции как общественное деяние, позволяющее дестабилизировать социально-экономическую ситуацию в стране. В то же время показывается необходимость комплексной борьбы с данным явлением, включающим уровневые формы воздействия, относящиеся к институциональному характеру формирования комплексной системы устойчивого развития страны. Исследуется восприятие коррупции молодежью. На основе проведенного исследования доказано, что при введении профильных и специализированных курсов по существующей аникоррупционной политике государства в систему высшего и дополнительного образования формируется новое, правильное мировоззрение по восприятию коррупции, что в итоге должно привести к снижению уровня коррупции по стране. Данное положение также доказывает мнение, что профилактика эффективней борьбы. Также доказано, что для эффективности противодействия коррупции и выяснения динамики коррупционных проявлений целесообразно периодически проводить в обществе мониторинг, семинары, круглые столы, конференции и другие практические, прикладные мероприятия с привлечением практикующих специалистов. Научная новизна: в статье разработаны положения о формализации коррупционного процесса как части общественного дискурса. Показано, что общее восприятие коррупции средовым явлением формируется под влиянием факторов институциональной среды. Рекомендуется определение общей коррупционной емкости страны с учетом социального капитала. Практическая значимость: даны рекомендации по формированию антикоррупционного мировоззрения в социуме. Показывается значение акцентирования мер борьбы на уровне регионального взаимодействия. Следствие борьбы прирост экономических показателей, расширение сферы применения социального капитала в целом. Внедрение результатов мониторинга и других исследований будут способствовать созданию системы мониторинга коррупционной ситуации в обществе и в образовании, снижению уровня коррупции в вузах, а также улучшению имиджа системы высшего образования, которая не боится признавать проблемы и решать их. Внедрение в учебный процесс новых профильных курсов будет формировать новое мировоззрение и способствовать повышению уровня знаний о противодействии коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF FORMATION OF ANTI-CORRUPTION OUTLOOK IN THE SOCIETY

Objective: to show that the formation of anti-corruption outlook is an important and vital aspect of modern society and to prove that it is more useful to prevent corruption manifestations than to combat them. Methods: the methodological basis of the research is the universal analysis and synthesis of anticorruption issues, allowing to actually or virtually divide the objects into constituent parts, and to find out which parts they consists of, what its properties and characteristics are, and to synthesize their consolidation into a single organic whole, not into a mechanical unit. Also a method of survey and statistical polls was used, including conversation, interviews, massive data collection through questionnaires and their systematization into a single report. Results: the paper studies the corruption institution as a social act, allowing to destabilize the socio-economic situation in the country as a whole. At the same time it proves the necessity to combat this phenomenon, including level impacts related to the institutional nature of the formation of a comprehensive system of the country’s sustainable development. The corruption perception by young people is explored. Basing on the conducted research, it is demonstrated that the introduction of profile and specialized courses on the existing anti-corruption state policy in the system of higher and additional education forms a new, correct outlook on the perception of corruption, which eventually should lead to the reduction of corruption level in the country. This also proves the point that prevention is more effective than struggle with corruption. Also it is proved that for the effectiveness of combating corruption and clarifying the corruption dynamics it is advisable to periodically conduct monitoring, seminars, round tables, conferences and other practical, applied measures with the participation of practitioners. Scientific novelty: the paper contains provisions on the formalization of corruption process as a part of the public discourse. It is shown that the general perception of corruption as a environmental phenomenon is formed under the influence of institutional factors. It is recommended to define the overall corruption capacity of the country with regard to social capital. Practical value: recommendations on the formation of anti-corruption outlook in the society are given. The importance on focusing measures on the regional cooperation level is proved. The consequence of the struggle is the growth of economic indicators, the extension of the scope of social capital in general. Implementation of monitoring results and other studies will contribute to the creation of a monitoring system of the corruption situation in the society in general and in education in particular, and to the reduction of the corruption level at universities, as well as improving the image of the higher education system, which can recognize the problems and solve them. Introduction of new specialized courses in educational process will form a new outlook and increase the level of knowledge in the issues of combating corruption.

Текст научной работы на тему «Вопросы формирования антикоррупционного мировоззрения в обществе»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ

УДК 328.185:343.9

Р. А. АБРАМОВ, доктор экономических наук, доцент

Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва, Россия

ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ

Цель: показать, что формирование антикоррупционного мировоззрения является важной и насущной задачей современного общества и доказать, что профилактика коррупционных проявлений полезней борьбы с ней.

Методы: методологическую основу исследования составляет всеобщий анализ и синтез вопросов антикоррупционного характера, позволяющий реально или мысленно разделить объекты на составные части, и выяснить, из каких частей он состоит, каковы его свойства и признаки, и синтезировать их объединение в единое органическое целое, а не в механический агрегат. Также применялся метод опроса и статистического анкетирования, включающий беседу, интервью, массовый сбор материала с помощью анкеты и систематизацию методов в единый отчет.

Результаты: в работе исследуется институт коррупции как общественное деяние, позволяющее дестабилизировать социально-экономическую ситуацию в стране. В то же время показывается необходимость комплексной борьбы с данным явлением, включающим уровневые формы воздействия, относящиеся к институциональному характеру формирования комплексной системы устойчивого развития страны. Исследуется восприятие коррупции молодежью. На основе проведенного исследования доказано, что при введении профильных и специализированных курсов по существующей аникоррупционной политике государства в систему высшего и дополнительного образования формируется новое, правильное мировоззрение по восприятию коррупции, что в итоге должно привести к снижению уровня коррупции по стране. Данное положение также доказывает мнение, что профилактика эффективней борьбы. Также доказано, что для эффективности противодействия коррупции и выяснения динамики коррупционных проявлений целесообразно периодически проводить в обществе мониторинг, семинары, круглые столы, конференции и другие практические, прикладные мероприятия с привлечением практикующих специалистов.

Научная новизна: в статье разработаны положения о формализации коррупционного процесса как части общественного дискурса. Показано, что общее восприятие коррупции средовым явлением формируется под влиянием факторов институциональной среды. Рекомендуется определение общей коррупционной емкости страны с учетом социального капитала.

Практическая значимость: даны рекомендации по формированию антикоррупционного мировоззрения в социуме. Показывается значение акцентирования мер борьбы на уровне регионального взаимодействия. Следствие борьбы - прирост экономических показателей, расширение сферы применения социального капитала в целом. Внедрение результатов мониторинга и других исследований будут способствовать созданию системы мониторинга коррупционной ситуации в обществе и в образовании, снижению уровня коррупции в вузах, а также улучшению имиджа системы высшего образования, которая не боится признавать проблемы и решать их. Внедрение в учебный процесс новых профильных курсов будет формировать новое мировоззрение и способствовать повышению уровня знаний о противодействии коррупции.

Ключевые слова: коррупция; мировоззрение; формирование; развитие общества; социальная среда; региональное развитие.

Введение

В легальном определении федерального закона коррупцией признаются: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммер-

ческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг

имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией считается также совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица. Закон «О противодействии коррупции» действует с 10 января 2010 г., а с 23 апреля 2010 г начали действовать «Национальная стратегия противодействия коррупции»1 и «Национальный план противодействия коррупции»2 в новой редакции.

Целесообразно уточнить, что использование в работе государственных и региональных органов власти и общественных институтов элементов коррупции является не только противодействием реализации обозначаемых государственных программ и отдельных нормативно-правовых актов. Коррупция подвергает сомнению само функционирование общественных институтов, задачу построения гражданского общества в стране и затрудняет интеграцию Российской Федерации в международные структуры.

Анализируя проекты социально-экономического развития регионов в период до 2020 г., можно отметить тот факт, что основными механизмами развития субъектов Российской Федерации обозначается увеличение доли экономически активного населения и формирования качественно новой среды, которая учитывает не только экономические факторы существования человека как сре-дового объекта, но также и размер исчисляемого социального капитала, который данный субъект может использовать для решения задач государственного развития. Отсюда можно сделать вывод, что в Российской Федерации развитие происходит не только по количественным экономическим параметрам, но и по качественному содержанию

1 О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 гг.: Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 (ред. от 13 марта 2012 г.) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 16. Ст. 1875.

2 О Национальном плане противодействия корруп-

ции на 2012-2013 гг. и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции: Указ Президента РФ №2 297 от 13 марта 2012 г. (ред. от 19 марта 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 12. Ст. 1391

государственной политики обеспечения качества жизни и среды обитания человека.

Также следует отметить, что данный взгляд отличается составом проводимых реформ. Ведущим остается комплексное понимание задач развития, выражающееся в ходе проведения институциональных преобразований. Учитывая, что подобные решения проводятся также и в политической сфере, можно сделать вывод, что объявление коррупции (мер по борьбе с ней) приоритетным направлением развития страны, относит задачи исследуемого явления к пониманию институциональных форм противодействия коррупциогенных явлений. Для этого необходимо провести не только анализ по правовым мерам противодействия коррупции, но и по средовым формам пресечения данного явления.

Коррупцию как сложное социально-правовое явление принято рассматривать с позиций социологической, политологической, криминологической и правовой наук. Но некоторые авторы многообразие подходов к исследованию и пониманию коррупции объясняют отсутствием удовлетворяющего всех однозначного определения понятия «коррупция» [1].

Но по-другому и быть не может. Слишком сложный социально и юридически емкий феномен - коррупция, чтобы ее научные определения и трактовки могли быть «... однозначными и удовлетворяющими всех» [2]. Другое дело - выразить явление коррупции в научной дефиниции, а тем более сформулировать легальное понятие «коррупция» в законодательном акте, специально посвященном коррупции и системному противодействию ей, каким и является Федеральный закон № 273 «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г.3

Легальное понятие «коррупция» в редакции Федерального закона «О противодействии кор -рупции», по мнению многих исследователей, не является идеальным, но тем не менее его следует считать несомненным достоинством ФЗ «О противодействии коррупции» и существенным

3 О противодействии коррупции: Федеральный закон № 273-ФЭ от 25 декабря 2008 г. (ред. от 28 декабря 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.

вкладом в теорию антикоррупционного права и антикоррупционной деятельности.

Зачастую неудовлетворительное состояние многих общественных явлений происходит не от того, что по данным вопросам отсутствует законодательство, эффективно регулирующее и регламентирующее эти вопросы. Порой, даже наоборот, законы есть, и есть не плохие. Проблема в неисполнении этих законов. То есть отсутствует правовая культура, правовое сознание, а воспитать его призвана семейно-образовательная среда. И именно здесь необходимо включение в процесс воспитания образовательной среды.

Результаты исследования

Основной сферой деятельности и развития человека является общественная сфера. Исходя из этого, можно совершенно точно сказать, что профилактика и борьба с коррупцией должны проводиться комплексно. Правовая форма борьбы с коррупциогенными явлениями лишь охватывает последствия совершенного деяния, не указывая на объекты преодоления формирования принятия коррупции как допустимого общественного института. Правовая борьба, естественно, необходима, но она порой только трансформирует качество взяток, не сокращая их количество. Именно средово-комплексный подход и определяет формирование противодействия коррупции на уровне общественных институтов. Поэтому, на наш взгляд, профилактика эффективней борьбы. Иными словами, не стоит лечить заболевание, а лучше не заразиться и не болеть.

В п. 1 ст. 6 Федерального закона «О противодействии коррупции» сказано: «Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер: формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению».

Как это можно трактовать? Какими формами можно реализовывать данную нетерпимость для формирования антикоррупционного воспитания. Существуют два основных направления: образование, пропаганда и мероприятия по закреплению антикоррупционных установок:

- Антикорруционное образование достигается путем формирования нетерпимости к коррупционному поведению в рамках обучающих программ школьного, высшего, послевузовского

и дополнительного образования. В школах относительно недавно пытались ввести курс сексуального воспитания, что также крайне важно, но мало задумывались о формировании антикоррупционного мировозрения. Например, в Литве введено антикоррупционное воспитание в школе, а Министерством просвещения и науки Литвы даже издано Методическое пособие для общеобразовательных и высших учебных заведений.

- Антикоррупционная пропаганда должна вестись через СМИ, Интернет, социальные сети, увеличение доли социальной рекламы, различные органы государственно власти и местного самоуправления должны регулярно проводить мероприятия антикоррупционной направленности (слушания, совещания, семинары, конференции др.).

Но начальным институтом профилактики борьбы с коррупцией остается образовательная среда, в которой происходит формирование личности, закладывается система социальных отношений и комплексное мировоззрение, позволяющее отождествлять себя самого с определенным социумом [3].

Сдерживающим фактором формирования антикоррупционного мировоззрения является отсутствие в обществе всякой государственной воспитательной идеологии. В постсоветское время, к сожалению, в стране отсутствует всякая идеология. Идеологическая машина советского периода, не взирая на отрицательные моменты, приносила и свои позитивы. В настоящее время абсолютная пустота приводит к переоценке ценностей у молодежи, у которой царствует идеология гламура, глянца и «дольче-габаны». Мы еще не до конца осмыслили себя. Сегодня у молодежи нет общности нравов, верований, страны. Есть некая потерянность во времени и в пространстве. Молодежь самостоятельно формирует свое мировоззрение по многим вопросам.

В последние годы увеличилась численность абитуриентов, желающих обучаться по направлению «Государственное и муниципальное управление». И это при том, что правительство постоянно выходит с инициативой сокращения федеральных чиновников до 20 %, что зарплата чиновников не самая высокая. Российский экономический университет проводил исследования восприятия абитуриентами внешнего мира. Небольшая доля опрошенных отметила статусно сть будущей ра-

боты, также незначительное количество респондентов ответило, что «желают служить Родине», а большинство в качестве ответов выбрали «будущее финансовое благополучие». Данный ответ позволяет судить о том, что молодежь изначально не отрицает для себя вовлечение в коррупционные схемы в будущем. Что это? Ментальность? Такую ментальность надо искоренять профилактикой коррупционных проявлений, а также формированием мировоззрения честного человека через образовательную среду. Очевидно, что профилактика чаще всего эффективней, да и экономически целесообразней всех видов борьбы.

Профилактику коррупциогенных явлений в образовательном процессе следует дифференцировать от профилактики коррупции в самой системе образования. Значительным фактором, который затрудняет профилактику изучаемого явления, остается высокая коррумпированность среды образования всех уровней [4]. В ходе анализа была поставлена проблема выявления желаемого уровня противодействия коррупции среди учащихся и студентов вузов. Как показали данные проведенного опроса, весьма значительным противодействием восприятия коррупции как негативного явления остается отсутствие институциональных форм подобного противодействия. В ходе исследования мы выявили 2 вектора необходимых действий (рис. 1).

Профилактика средового коррупционного базиса. Сюда мы относим непонимание самой структуры коррупции, ее основ и форм противодействия, что порой приводит к повышению числа граждан, задействованных в данном явлении. Целесообразным можно считать (после проведенного анализа образовательных программ 730 учебных заведений высшего и среднего образования) введение в программу обучения курсов по антикоррупционным явлениям (рис. 2). Причем сделать это возможно без значительного изменения программ обучения. Внедрение курсов также позволит избежать принятия решения на уровне государственных органов власти [5]. Так, это сделали в Российском экономическом университете. У нас давно введен курс «Антикоррупционная политика РФ», и хотя этот курс пока еще слушают по выбору и не на всех факультетах, результаты ощутимы.

Проведенные нами исследования показывают, не все первокурсники знакомы с понятием «взят-

12%

51%

□ Допускаю

'о Поддерживаю я Не приемлю

□ Порицаю умеренно

Рис. 1. Преемственность коррупции как стандартного социального действия (в опросе приняли участие более 500 человек из 78 учебных заведений Российской Федерации (21 средняя школа и 57 вузов)*

* Источник: составлено автором.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10

91

89

Школа

Вуз

□ Содержатся ^ Не содержатся

Рис. 2. Наличие антикоррупционных курсов в содержании учебных программ школ и вузов (не учитывались программы, содержащие исследуемые курсы, относимые к профессиональной компетенциям обучающихся)*

* Источник: Орлов А.В., Грибков М.А. Противодействие коррупции. М.: Палеотип Риалтэкс, 2013. 137 с

0

ка», отождествляют его только с «конвертом с деньгами». Не все старшекурсники и магистры до введения подобного курса знали, какие основные элементы включает в себя противодействие коррупции. Но самые разочаровывающие ответы были на вопрос «Кто координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с коррупцией?», студенты думали, что это либо министр внутренних дел, либо президент РФ. Проводившееся в течение нескольких лет исследование «Мониторинг коррупционной ситуации и явлений в РЭУ им. Г. В. Плеханова» [6] включало широкий круг задаваемых вопросов и использовало свою методику по организации и проведению мониторинга коррупции. Оценивались уровни правосознания респондентов, понимания процессов противодействия коррупции, восприятия коррупционной ситуации, информированности об антикоррупционных инициативах, тенденции и зоны распространения коррупции и были выработаны рекомендации по активизации противодействия коррупции.

Для эффективности противодействия коррупции и выяснения динамики коррупционных проявлений, а также для повышения антикоррупционной грамотности целесообразно периодически проводить в обществе мониторинг коррупционных ситуаций, а также семинары, круглые столы, конференции и другие практические, прикладные мероприятия с привлечением практикующих специалистов, с массовым освещением в СМИ, в Интернете, в социальных сетях и т. п. Кроме того, для тех же целей необходима подготовка и распространение методических, просветительских, познавательных, информационных материалов среди молодежи, в том числе среди учащихся под общей концепцией «Зачетка без взяток». По мнению большинства респондентов, противодействие коррупции в системе высшего образования должно осуществляется как административными, так и экономическими методами. Наиболее эффективными мероприятиями профилактики коррупции в системе образования, предполагается, должно стать повышение заработной платы преподавателей и усиление контроля со стороны администрации [6].

Проведенное исследование свидетельствует о необходимости изучения уровня коррупции в административно-хозяйственной и научно-исследовательской деятельности изучаемой системы,

что возможно сделать общими усилиями с применением рекомендаций по организации и проведению профилактических мероприятий. Можно с уверенностью говорить о фундаментальности и достоверности проводимых исследований, и о том, что после проведения внедренных курсов по антикоррупционной политике в стране количество правильных ответов в опросах резко возросло, что позволяет надеяться на формирование у данных групп правильного мировоззрения по отношению к восприятию коррупции в стране.

Основными задачами антикоррупционного воспитания, на наш взгляд, являются ознакомление обучающихся с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями; привитие им нетерпимости к проявлениям коррупции и демонстрация возможности борьбы с коррупцией (рис. 2) [7].

И самое важное, что в меньшей степени есть во всех подобных курсах, - отсутствие практической составляющей, действенного метода антикоррупционного воспитания. Должны присутствовать мероприятия закрепляющего характера: в свободное от учебы время проводить патриотические мероприятия, конференции, экскурсии, различные формы внеучебной практики. Вовлечение молодежи в антикоррупционные проекты в процессе внеучебной практики укрепляет ее антикоррупционные установки.

Конечно, есть еще один момент: даже после введения подобных дисциплин в учебные планы, необходимо быть крайне аккуратными при подготовке материалов, пособий, курсов лекции и т. д. К качеству подобных материалов надо подходить осторожно и взвешенно: желая помочь, как бы не навредить. Но это уже вопрос к экспертным оценкам подготовленных материалов.

На уровне школьного учреждения целесообразно применение игровых форм обучения, которые позволяют, напрямую не упоминая явление коррупции, тем не менее создать среду убеждений противодействия относительно данного явления [8]. В условиях же обучения в учреждениях высшего образования внедрение подобных курсов может происходить в рамках вариативной части ФГОС-3.

Относительно профилактики коррупции в среде профессионалов, работающих в сфере образования, следует обратить снимание на возможность увеличения заработной платы согласно

указаниям Президента Российской Федерации. Учитывая, что проект «Дорожная карта» предусматривает доведение средней зарплаты профессорско-преподавательского и педагогического состава по регионам до 200 % от средней к 2019 г [9], то можно говорить о намечающейся тенденции профилактики коррупции в образовательной сфере.

Однако существует противоречие: учащиеся получают лишь теоретические знания, но не имеют практического подтверждения знаний. И это снижает эффект. Так, при определении темы коррупции необходимо показывать не только причины данного явления и следствие общественного регресса, но также и негативные последствия для фигурантов дел, связанных с коррупцией. Значительное число учебных курсов направлены лишь на рядовую профилактику процесса и не затрагивают непосредственно социальную проблематику. Длительность рассмотрения проблемы в таком курсе, исключая историческое развитие коррупции, составляет не более 5 лет. Также не дается уточненное определение последствий коррупционной деятельности, социального значения. Необходимо реализовывать - имплементировать понятие губительности последствий коррупции для той сферы, где работает конкретный человек, и развить у него убеждение о возможности предотвращения явления коррупции, тормозящего развитие городского или сельского образования. Это позволяет в значительной мере определить векторы развития и формирования направлений государственной и муниципальной политики, так как именно среда образования определяет настроения и значительное количество взглядов относительно исследуемого явления. Также стоит отметить, что поощрение гражданских инициатив студентов и преподавателей позволяет через проектную деятельность развивать эффективность противодействия коррупции.

Рекомендуется проведение тренингов по противодействию коррупции, ролевых игр, участие в которых может быть санкционировано рядом учебных заведений. Подобное мероприятие может быть реализовано в форме дополнительного соглашения между органом государственной службы и учебным заведением и проведено при очередном повышении квалификации либо во время конференции по вопросам антикорруп-

ционной деятельности. Тренинг позволит не только закрепить сведения, полученные во время занятия, но и в полной мере апробировать их в игровой ситуации. Если программы повышения квалификации проводятся как занятия и тренинги на юридических факультетах (вузов), то участники могут выступать в различных ролях. Учитывая, что значительное число участников подобных мероприятий являются юристами, подобные процессы можно проводить в режиме импровизации (дескинг-режим). Усваиваемость информации при этом составит порядка 98 %. Освещение данных событий в прессе позволит не только повысить престиж вуза и учреждения государственной службы, но также и определить возможность появления заинтересованности и информативности противодействия коррупции среди населения.

Ущерб, наносимый коррупцией, значительно расширяется из-за восприятия этого явления населением и из-за участия в этом явлении. Так, значительная часть граждан решают различные вопросы только при помощи коррупции, так как у них отсутствует понимание того, как можно противодействовать данному явлению, но есть стремление не соблюдать определенные нормы. Причиной этого является и государственное устройство, бюрократизм. Необходимо отметить, что при комплексном подходе к решению проблемы число неправомерных деяний может быть снижено.

Как указывается в исследовании Центра социологических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (далее - РАНХиГС), существует статистически значимая разница между типами коррупционного участия населения: одни распространены больше, другие встречаются реже; в одних сделках люди чаще участвуют самостоятельно, про другие лишь слышат от друзей и знакомых.

Чаще всего с коррупционными моментами граждане сталкиваются в больницах, школах, ГАИ, ЖКХ и органах государственной власти, отвечающих за выдачу справок и документов. Около 7 % респондентов - в системе высшего образования. Все это случаи «бытовой коррупции», участие в которой обусловлено желанием людей быстрее и эффективнее решить возникающие у

них проблемы [10]. В такой форме коррупции участвует треть населения страны.

Еще одним типом коррупционных сделок являются случаи неформальных отношений в бизнесе («откаты» при проведении закупок, случаи нелегальных продаж собственности и т. д.) [11]. В отличие от вымогательства и бытовой коррупции, участие в этих типах сделок является выгодным для обеих сторон и обусловлено не давлением чиновников (как в случае с вымогательством) или несовершенством институциональной среды (как в случае с бытовой коррупцией), а взаимным согласием двух контрагентов вступить в неформальные отношения. Динамика участия в корруп-циогенных схемах представлена на рис. 3 [12].

Противодействие в данном случае возможно при условии обеспечения государством равных возможностей для участия в общественных проектах и построения конкурентной среды. Проведенное нами исследование по вопросам

□ Неформальные платежи в медицине Неформальные платежи в школах, д/с

□ Получение документов

□ Военкомат

□ Вымогательство чиновников Ш Государственные закупки

□ Взятка прокурору

□ Взятка сотруднику ГИБДД

□ Коррупция в вузах

□ ЖКХ И Суд

□ Таможня

□ Продажа госсобственности

Рис. 3. Динамика распределения коррупциогенных явлений (по данным Центра социологических исследований РАНХиГС)*

* Источник: Степанцов П. Спрос на коррупцию сильнее спроса на борьбу с ней. URL: http://www.vedomosti.ru/ opinion/news/11651591/povsemestnost_vzyatok

противодействия коррупции в среде предпринимателей позволило показать, что граждане готовы противодействовать как самой коррупции путем волеизъявления, так и достигать данных результатов экономическими методами путем участия компаний в общественном секторе и превалировании в секторе потребления и производства свободных от коррупциогенных явлений предприятий (рис. 4).

Значение социального расширения противодействия коррупциогенным явлениям соотносится с возможностью расширения понимания самой структуры социальной сферы, которая включает не только традиционное понимание формы и содержания у значительного большинства в отношениях государства и населения, но и также возможности определения действий самого населения [13].

Выводы

Подытоживая вышесказанное, можно утверждать, что влияние коррупции на индикаторы развития социально-экономической сферы может быть как прямым, так и непрямым: во-первых, коррупция существенно завышает цену на общественные блага; во-вторых, снижает объем и качество общественных благ; в-третьих, «ослабляет» инвестиции в человеческий капитал; в-четвертых, приводит к сокращению доходов государства. Учитывая то, что цена на общественные блага из-за коррупции может быть существенно завышена, граждане сокращают спрос на блага, что сокращает налоговую базу и уменьшает способность государства предоставлять качественные общественные услуги [14].

Учитывая, что большинство указанных форм противодействия коррупции основываются на формировании общественного мнения, возникает потребность в рассмотрении составляющих данной сферы. Анализ территориального распределения населения в стране показал, что в регионах России проживает 91 % населения, и лишь 9 % проживают в столице. Учитывая, что противодействие коррупции может быть только на уровне взаимодействия отдельного человека, можно сделать вывод о том, что ведущая роль в формировании институциональных форм противодействия коррупционным явлениям должна происходить в так называемых «локусах», т. е. на региональном

80 70 60 50 40 30 20 10

72

56

56

51

54

Присоединиться к антикоррупционной организации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Платить больше, чтобы покупать у свободных от коррупции компаний

Принимать участие в мирных протестах

Привлечь СМИ

Подписать петицию

Рис. 4. Степень готовности участия граждан в антикоррупционных схемах*

* Источник: составлено автором.

и муниципальном уровнях. Разработка программ противодействия коррупции должна начинаться, прежде всего, с фокусирования первичной деятельности на региональном уровне. Решение по профилактике коррупции в столице должно являться заключительным этапом. Формализация уровневого воздействия, противодействия прежде всего на уровне образования, формирование инновационного мышления позволят не только снизить уровень коррупции, но и предотвратить ее появление у новых экономически активных членов общества. Учитывая, что общество Российской Федерации еще не отвечает требованиям гражданского общества, то стоит отметить, что уровневый подход может способствовать решению данной политической задачи.

Список литературы

1. Лахман А. Г. Коррупция и противодействие коррупции: проблемы правопонимания // Власть и управление на Востоке России. 2013. № 1 (62). С. 129-134.

2. Мудрак А. В. Правовые меры по борьбе с коррупцией в системе государственной службы в РФ // Ученые

труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2013. № 1 (28). С. 108-110.

3. Коптелов А. О. Современное образование и коррупция как две составляющие российской экономики // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. 2013. № 1. С. 190-195.

4. Балезина И. В., Никонов М. В. Коррупция в студенческой среде // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 5 (21). С. 174-180.

5. Зиннатуллин Н. З. Детерминанты коррупции в сфере высшего профессионального образования // Юридическая наука. 2013. № 1. С. 55-59.

6. Орлов А. В., Грибков М. А. Мониторинг коррупционной ситуации и явлений в РЭУ им. Г. В. Плеханова. Отчет о научно-исследовательской работе. М.: Изд-во РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2013. 96 с.

7. Орлов А. В., Грибков М. А. Противодействие коррупции. М.: Палеотип Риалтэкс, 2013. 137 с.

8. Левин М. И., Галицкий Е. Б. Коррупция в российской системе образования: правда и вымысел // Экономика образования. 2013. № 1. С. 122-123.

9. Жадан В. Н. Политика государства в целях борьбы с коррупцией в сфере образования // Педагогика и современность. 2013. № 6. С. 120-128.

10. К вопросу об основных проблемах преодоления теневой экономики и коррупции в России // М. Е. Тарасов, О. М. Тарасова-Сивцева, В. В. Андреев, А. Н. Бысина // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 47. С. 15-19.

0

11. Кокин А. С., Ясенев О. В., Ясенев В. Н. О путях снижения влияния теневой экономики // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013. № 5-1. С. 288-292.

12. Степанцов П. Спрос на коррупцию сильнее спроса на борьбу с ней. URL: http://www.vedomosti.ru/opinion/ news/11651591/povsemestnost_vzyatok

13. Длугопольский А. В. Коррупция и социально-экономические реформы // Теоретическая экономика. 2013. № 2 (14). С. 55-61.

14. Дахов И. Г. Борьба с коррупцией как инструмент развития экономики муниципальных образований // Вестник АКСОР. 2013. № 4 (28). С. 152-157.

В редакцию материал поступил 05.03.14

© Абрамов Р. А., 2014

Информация об авторе

Абрамов Руслан Агарунович, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова Адрес: 117997, г Москва, Стремянный пер., 36, тел.: (495) 237-83-32 E-mail: oef08@mail.ru

Г л

Как цитировать статью: Абрамов Р. А. Вопросы формирования антикоррупционного мировоззрения в обществе // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 2 (30). С. 178-187.

V_._)

R. A. ABRAMOV,

Doctor of Economics, Associate Professor

Russian Economics University named after G.V Plekhanov, Moscow, Russia

ISSUES OF FORMATION OF ANTI-CORRUPTION OUTLOOK IN THE SOCIETY

Objective: to show that the formation of anti-corruption outlook is an important and vital aspect of modern society and to prove that it is more useful to prevent corruption manifestations than to combat them.

Methods: the methodological basis of the research is the universal analysis and synthesis of anticorruption issues, allowing to actually or virtually divide the objects into constituent parts, and to find out which parts they consists of, what its properties and characteristics are, and to synthesize their consolidation into a single organic whole, not into a mechanical unit. Also a method of survey and statistical polls was used, including conversation, interviews, massive data collection through questionnaires and their systematization into a single report.

Results: the paper studies the corruption institution as a social act, allowing to destabilize the socio-economic situation in the country as a whole. At the same time it proves the necessity to combat this phenomenon, including level impacts related to the institutional nature of the formation of a comprehensive system of the country's sustainable development. The corruption perception by young people is explored. Basing on the conducted research, it is demonstrated that the introduction of profile and specialized courses on the existing anti-corruption state policy in the system of higher and additional education forms a new, correct outlook on the perception of corruption, which eventually should lead to the reduction of corruption level in the country. This also proves the point that prevention is more effective than struggle with corruption. Also it is proved that for the effectiveness of combating corruption and clarifying the corruption dynamics it is advisable to periodically conduct monitoring, seminars, round tables, conferences and other practical, applied measures with the participation of practitioners.

Scientific novelty: the paper contains provisions on the formalization of corruption process as a part of the public discourse. It is shown that the general perception of corruption as a environmental phenomenon is formed under the influence of institutional factors. It is recommended to define the overall corruption capacity of the country with regard to social capital.

Practical value: recommendations on the formation of anti-corruption outlook in the society are given. The importance on focusing measures on the regional cooperation level is proved. The consequence of the struggle is the growth of economic indicators, the extension of the scope of social capital in general. Implementation of monitoring results and other studies will contribute to the creation of a monitoring system of the corruption situation in the society in general and in education in particular, and to the reduction of the corruption level at universities, as well as improving the image of the higher education system, which can recognize the problems and solve them. Introduction of new specialized courses in educational process will form a new outlook and increase the level of knowledge in the issues of combating corruption.

Keywords: corruption; outlook; formation; society development; social environment; regional development.

References

1. Lakhman, A. G. Korruptsiya i protivodeistvie korruptsii: problemy pravoponimaniya (Corruption and corruption counteraction: issues of law interpretation). Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii, 2013, no. 1 (62), pp. 129-134.

2. Mudrak, A. V. Pravovye mery po bor'be s korruptsiei v sisteme gosudarstvennoi sluzhby v RF (Legal measures for corruption counteraction in the system of state service in the RF). Uchenye trudy Rossiiskoi akademii advokatury i notariata, 2013, no. 1 (28), pp. 108-110.

3. Koptelov, A. O. Sovremennoe obrazovanie i korruptsiya kak dve sostavlyayushchie rossiiskoi ekonomiki (Modern education and corruption as two constituents of the Russian economy). Mnogourovnevoe obshchestvennoe vosproizvodstvo: voprosy teorii i praktiki, 2013, no 1, pp. 190-195.

4. Balezina I. V., Nikonov M.V. Korruptsiya v studencheskoi srede (Corruption in students' environment). Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl', 2013, no. 5 (21), pp. 174-180.

5. Zinnatullin, N. Z. Determinanty korruptsii v sfere vysshego professional'nogo obrazovaniya (Determinants of corruption in the sphere of higher professional education). Yuridicheskaya nauka, 2013, no. 1, pp. 55-59.

6. Orlov, A. V., Gribkov, M. A. Monitoring korruptsionnoi situatsii i yavlenii v REU im. G. V. Plekhanova (Monitoring of corruptive situation and phenomena in REU named after G.V. Plekhanov). Otchet o nauchno-issledovatel'skoi rabote. Moscow: Izd-vo REU im. G. V. Plekhanova, 2013, 96 p.

7. Orlov, A. V., Gribkov, M. A. Protivodeistvie korruptsii (Corruption counteraction). Moscow: Paleotip Rialteks, 2013, 137 p.

8. Levin, M. I., Galitskii, E. B. Korruptsiya v rossiiskoi sisteme obrazovaniya: pravda i vymysel (Corruption in the Russian education system: truth and fiction). Ekonomika obrazovaniya, 2013, no. 1, pp. 122-123.

9. Zhadan, V. N. Politika gosudarstva v tselyakh bor'by s korruptsiei v sfere obrazovaniya (State policy for corruption counteraction in the sphere of education). Pedagogika i sovremennost', 2013, no. 6, pp. 120-128.

10. K voprosu ob osnovnykh problemakh preodoleniya tenevoi ekonomiki i korruptsii v Rossii (On the issue of the main problems of overcoming shadow economy and corruption in Russia). M.E. Tarasov, O.M. Tarasova-Sivtseva, V.V. Andreev, A.N. Bysina. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost', 2013, no. 47, pp. 15-19.

11. Kokin, A. S., Yasenev, O.V., Yasenev, V.N. O putyakh snizheniya vliyaniya tenevoi ekonomik (On the ways of reducing the influence of shadow economy). VestnikNizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo, 2013, no. 5-1, pp. 288-292.

12. Stepantsov, P. Spros na korruptsiyu sil'nee sprosa na bor'bu s nei (Stepantsov P. Demand for corruption is stronger than the demand for its counteraction), available at: http://www.vedomosti.ru/opinion/news/11651591/povsemestnost_vzyatok

13. Dlugopol'skii, A. V. Korruptsiya i sotsial'no-ekonomicheskie reform (Corruption and social-economic reforms). Teoreticheskaya ekonomika, 2013, no. 2 (14), pp. 55-61.

14. Dakhov, I. G. Bor'ba s korruptsiei kak instrument razvitiya ekonomiki munitsipal'nykh obrazovanii (Corruption counteraction as a tool for developing the economy of municipal units). VestnikAKSOR, 2013, no. 4 (28), pp. 152-157.

Received 05.03.14

Information about the author

Abramov Ruslan Agarunovich, Doctor of Economics, Associate Professor, Head of the «State and Municipal Management» Chair, Russian Economics University named after G. V. Plekhanov

Address: 36 Stremyanniy Pereulok, 117997, Moscow, tel.: (495) 237-83-32 E-mail: oef08@mail.ru

How to cite the article: Abramov R.A. Issues of formation of anti-corruption outlook in the society. Aktual'niyeproblemy ekonomiki iprava, 2014, no. 2 (30), pp. 178-187.

© Abramov R. A., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.