11ЛМ\О11 П ЕДАГОГЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ВОПРОСЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ТРУДАХ НЕКОТОРЫХ ИЗВЕСТНЫХ ПЕДАГОГОВ И МЫСЛИТЕЛЕЙ ПРОШЛОГО
Абдуллаева Розия Хакимовна
Таджикский государственный педагогический университет им.С. Айни
«Красота есть тайна мира, что в искусстве вновь живет, Изгони ее из жизни - с ней любовь навек умрет. Вздрогнет все от отвращенья, ночь людей повергнет в страх, И с последним из поэтов все погаснет в небесах».
Карл Вейерштрасс (математик, 1815-1897 гг.)
История развития педагогической мысли свидетельствует о том, что проблемы эстетического воспитания молодежи были актуальными всегда. Они волновали умы просветителей прошлого, а также не потеряли своей значимости и на современном этапе развития общества.
Само понятие «воспитание» определяется как управляемый педагогами - профессионалами процесс последовательного и неуклонного восхождения ребенка к достижениям культуры в целях максимального развития всех потенциальных способностей личности ребенка и во имя счастья жизни подрастающего человека, организуемого как взаимодействие с миром на уровне современной культуры. Яркую и образную характеристику воспитанию в древней Греции дал Гомер в поэмах «Илиада» и «Одиссея»: воспитанники находились под присмотром наставников, которые прививали им навыки красноречия, письма, владения музыкальными инструментами, военным искусством.
Об обучаемости и необходимости освоения нравственности говорил древнегреческий философ Гераклит: «Всем людям дано познавать самих себя и быть целомудренными». По Гераклиту, человек должен хорошо представлять свои собственные качества, способности, в соответствии с которыми он управляет своими поступками и поведением.
Особый интерес представляют идеи о воспитании Демокрита. Философ придавал большое значение формированию у молодежи трех основных навыков: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». И для этого необходимы постоянные упражнения: «Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы..., воспитание перестраивает человека».
Интерес представляют поучительные фразы, которые встречаются в древних письменах.
Эстетическое воспитание - одно из важнейших средств формирования духовного мира, нравственного облика, мировоззрения человека. Его цель - формирование правильного эстетического отношения ко всем сторонам общественной и личной жизни, и, прежде всего, к труду, к морали, к быту.
Роль эстетического воспитания в развитии личности, ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты в жизни и деятельности человека. Об этом, в частности, говорится в одной притче Плутарха. Три раба везут тачку с камнями. Каждому из них философ задает один и тот же вопрос: «Зачем ты везешь эти тяжелые камни?» Первый отвечает: «Приказали везти эту проклятую тачку». Второй говорит: «Везу тачку, чтобы заработать на хлеб». Третий же сказал: «Строю прекрасный храм». Видеть в труде созидательное начало красоты - значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир.
Исключительно велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека. Оно, прежде всего, выполняет большую познавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений. В.Г. Белинский отмечал, что в познании окружающего мира имеются два пути: путь научного познания и познание средствами искусства. Он указывал, что ученый говорит фактами, силлогизмами, понятиями, а писатель, художник - образами, картинами, но говорят они об одном и том же. Экономист, вооружаясь статистическими данными, доказывает, что положение того
или иного класса ухудшилось или улучшилось вследствие таких-то и таких-то причин. Поэт же показывает эти изменения с помощью образного, художественного изображения действительности, воздействуя на фантазию и воображение читателей. В этой связи Белинский подчеркивал, что искусство способствует развитию сознания и убеждений человека не меньше, чем наука.
Большую роль играет искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности. Еще Аристотель писал, что музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону души, и поскольку она обладает таким свойством, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи. Отмечая эту сторону воздействия искусства на личность, А.М. Горький называл эстетику этикой будущего.
Понимание прекрасного как природного начала, которое существует независимо от человека, отражается его познанием. К примеру, В.А.Сухомлинский строит систему эстетического воспитания так, чтобы, она находилась в центре внимания школы и семьи. Свой идеал эстетического воспитания талантливый педагог усматривал в том, чтобы каждый ребенок, увидев прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал его частицей своей жизни. Он говорил: «В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту... Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе...»
К примеру, в Антологии таджикской педагогической мысли отмечается, что «Человеческое сердце обладает силой изучения всех наук и познания (любых) искусств, предназначенной к тому, чтобы при её помощи оно освоило эти искусства, прочитало и распознавало всё, что написано в книгах наподобие геометрии, арифметики, медицины, астрономии и правоведения (Антология, с.326)
Вопросы эстетического развития человека аль-Фараби рассматривал, связывая музыкальное искусство и науку о воспитании. Он полагал, что в формировании личности очень важно развивать способности, интеллект, моральные качества, поощрять стремление к творчеству. «Человек стремится всем своим существом к счастью, к прекрасному и достигает счастья только тогда, когда ему присуще прекрасное и он способен к сохранению этого прекрасного».
Таджикский народ чтит имя великого восточного философа и педагога Насруддина Туси, который считал, что, воспитание является важным фактором распространения культуры и знакомит человека не только с их собственной культурой, но и с культурой другого общества, помогает оценивать культурные ценности этого и другого общества, и настойчиво защищать собственную культуру.
В определении степени воспитания огромную роль играет педагогическая наука, способная ставить ее в качестве мотива с целью развития достоинств, высказывания мыслей, объяснения и взаимопонимания, красноречивости и создавать метафоры идей: для возвышения человека.
Современный же этап развития общества характеризуется формированием граждан ХХ века, где стоит острая необходимость нравственно-эстетического образования. Общеизвестно, что общечеловеческие ценности формируются через взаимодействие семьи, школы и общества. Нынешнее поколение выросло в эпоху рыночной экономики, где коренным образом поменялись отношения между людьми, что отразилось на ценностных ориентациях молодежи. В обществе получило распространение отношение людей друг к другу, основанное на принципе: «ты - мне, я -тебе». Соответственно, у молодых людей стали все больше проявляться качества прагматического толка. Имеет место индивидуализм, граничащий с жесткостью, а то и с жестокостью. В отношениях с родителями наблюдаются случаи потребительской психологии, стремления собственного благополучия, карьерного роста любой ценой, возможно, легким путем, не требующим большого труда.
Изучение проблемы формирования эстетической воспитанности учащейся молодежи (школьников, студентов) показывает, что необходимо направить учебный процесс на использование форм, методов и средств обучения с содержанием высоких эстетических ценностей, наглядного представления достижений мировой культуры.
Любой учебный предмет: математика или литература, история или география, каждый из них несет смысловую нагрузку, определяющую эстетический потенциал урока. Эстетика гармонизирует и способствует развитию духовной сферы человека, творческого отношения к деятельности, формированию нравственных поступков. Научить молодого человека воспринимать красоту природы с бережным к нему отношением, формировать ответственность за красоту окружающей
среды, способствовать овладению культурой общения и этикой поведения - задачи эстетического воспитания учащейся молодежи.
Следует также отметить, что все еще остаются в тени исследовательские проблемы формирования у молодых людей грамотного восприятия музыкального искусства, классического наследия прошлого. В особенности это касается песенного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Зачастую молодежь исполняет песни, не имея достаточных знаний языка для понимания содержания текста. Проблема взаимоотношений чувственных и рассудочных знаний является чрезвычайно важной в нравственно-эстетическом воспитании молодежи.
На наш взгляд, требуют глубоких исследований принципы разработки учебников, учебно-методических пособий, где задачей будет являться формирование широких познаний в сочетании с эстетическим отношением к учебно-познавательной деятельности.
В решении проблемы эстетического воспитания учащейся молодежи важное значение имеет самообразование и самовоспитание. Профессиональная деятельность педагогов определяется направленностью обучающегося на самообразование в аспекте духовного развития, самосовершенствования, самоактуализации сил и способностей.
Здесь уместно подчеркнуть, что проблемы эстетического воспитания требуют комплексного подхода к изучению, учета всех факторов, имеющих воздействие на учащуюся молодежь, создания эффективных условий для формирования высокой эстетической культуры.
В Средней Азии проблемой эстетического воспитания была проникнута вся классическая литература, представителями которой являются великие поэты, мыслители и учёные - Рудаки, Фирдоуси, Носир Хисрав, Абуали ибн Сино, Омар Хайям, Абунаср Фароби, Насриддин Туси, Хафиз, Руми, Джами, Ахмади Дониш и многие др.
Таджикский народ всегда отличался своим трудолюбием, которое ассоциируется с эстетическим воспитанием. Ведя бытовое хозяйство, они были гончарами и плотниками, ткачами и портными, сапожниками и ремесленниками. Труд был не только средством подготовки подрастающего поколения к жизни, но и условием его умственного, нравственного и физического развития; приобретение трудового опыта было главным в обучении и воспитании. Сочетание трудового и эстетического воспитания проявлялось и в том, что таджики искусно и тонко изготавливали глиняную и деревянную посуду, отделывали окна и двери своих домов узорными рисунками, красиво разукрашивали потолки и стены красивым национальным орнаментом. Всё это положило начало становлению и развитию народных промыслов. Народ искал радость в труде. В подневольной работе радости, конечно, было мало, но эстетика, вносимая в трудовой процесс, облегчала участь дехканина, делала его жизнь полнокровней.
Трудовая жизнь требовала от дехканина крепкого здоровья, вот почему таджикский народ всегда особое внимание уделял физическому развитию молодежи. В воспитании смелых и физически крепких людей помощь оказывали как массовые игры, которые имели целью вырастить здоровое, закаленное, смелое поколение (юноши боролись (гуштингири - национальная борьба), поднимали тяжести, участвовали в скачках (бузкаши). Система физического воспитания посредством эстетики во многом повторяла общеизвестные принципы: удовлетворение стремления ребенка к движению, включение его в коллективные игры, а затем в различные состязания, воспитание в нем посредством физической культуры нравственных установок.
Народная педагогика посредством эстетики учила детей достойно переносить все тяготы жизни, настойчиво идти к намеченной цели, чувствовать радость бытия после преодоления его горьких моментов. Предметом особой заботы общества всегда было нравственно-эстетическое воспитание молодежи. Обычаи и традиции регулировали поведение таджикского народа в быту, в процессе труда, в семейных и личных отношениях.
Таджикский народ всегда отличался своим гостеприимством, радушием и добротой. В народе всегда говорили, что гость это посланник Бога. Детям с раннего возраста внушалось, что счастья достоин только тот, кто добудет его всем людям. Во всех произведения персидско-таджикских мыслителей Фирдоуси, Саади, Хофиза, Туси и многих др. говорится о воспитании чувств патриотизма, любви к своей Родине, народу, дому, семье. В их произведениях любовь к родине отождествлялась с любовью к родному очагу, дому, семье. Примечательно, что в народных дастанах, сказаниях и
легендах, преданиях и историко-героических песнях герои всегда тоскуют по родине, своему дому и родным. Используемые созданные идеалы, воспитатели, семья, окружение формировали у подрастающего таджикского поколения лучшие черты национального характера - смелость, мужество, любовь к родной земле и своему народу.
Во все исторические эпохи, этикет таджикского народа предполагал воспитание в детях вежливости, тактичности, скромности, уважения к старшим по возрасту, родителям, женщинам, при этом тон обращения к ним должен был быть вежливо-сдержанным. В общественных местах молодые люди не имели права заговаривать первыми, должны были осуществлять самоконтроль, при встрече со старшим не могли пересечь ему дорогу или обогнать его, в присутствии посторонних дети не вступали в разговор с отцом, отвечали на вопросы коротко, не садились за стол вперёд родителей и т.д.
Сегодня, как никогда, педагогам и родителям следует обратить особое внимание вопросам приобщения детей к народному искусству, добрым национальным традициям и обычаям, которые являются не только важными факторами эстетического воспитания, но и служат помощниками в художественном воспитании детей. Воспитание любви к национальному фольклору, национальной музыке, родной песне, родному слову и краю, которые также важны в развитии у детей чувства национальной гордости и патриотизма.
В заключении также хочется особо отметить, что эстетическое воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях, учитывать особенности и традиции национальных и региональных культур, приобщать человека к различным пластам культуры (материальной, духовной, нравственной, политической, бытовой, физической и др.). Важным аспектом и определённой трудностью реализации данного принципа является нахождение баланса ценностей различных культур, для чего нам необходимо изучить и использовать в педагогической практике труды известных мыслителей и педагогов прошлого.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антология педагогической мысли таджикского народа. Изд.: «Матбуот», - Душанбе, 2009. - 447 с.
2. Национальная концепция воспитания в Республике Таджикистан.//Воспитание - дело творческое (инструктивно-методические материалы по воспитанию). -Душанбе, 2008.
3. Сухомлинский В. А. О воспитании.- М., 1979.
4. Толстых В.И., Эренгросс Б.А., Макаров К.А. - Эстетическое воспитание. М., «Высшая школа», 1984.
5. Печко Л.П.-Эстетическая культура и воспитание человека. М., 1991.
6. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов высш. уч. заведений. - М., 2003.
ВОПРОСЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ТРУДАХ НЕКОТОРЫХ ИЗВЕСТНЫХ ПЕДАГОГОВ И МЫСЛИТЕЛЕЙ ПРОШЛОГО
Автор статьи особое внимание обращает изучению трудов известных мыслителей и педагогов прошлого, начиная с древних времён, посвященных эстетическому воспитание подрастающего поколения. Автор считает, что изучение и использование в процессе эстетического воспитания педагогических воззрений известных мыслителей и педагогов прошлого не утратили своей значимости и их применение необходимо сегодня. В статье анализируются труды известных мыслителей и педагогов прошлого.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, народные традиции и обычаи, формирование эстетической культуры, духовно-эстетические ценности.
AESTHETIC EDUCATION ISSURES IN THE WORKS OF SOME WELL-KNOWN TEACHERS AND NATIONALISTS IN THE PAST
The author of the article pays special attention to the study of the works of famous nationalists and teachers in the past, from ancient times. The study and use in the process of aesthetic education of pedagogical views of well-known nationalists and educators in the past have not lost their significance and their usage till nowadays. The article analyzes the works of such nationalists and teachers of the past.
Keywords: aesthetic education, folk traditions and customs, formation of aesthetic culture, spiritual and aesthetic values.
Сведения об авторе:
Абдуллаева Розия Хакимовна, канд.пед.наук, доцент, проректор по международным отношениям ТГПУ имСАйни, тел. 224-12-30. E-mail: roziahon@mail.ru About the author:
Abdullaeva Roziya Khakimovna, Associate Professor, Vice-Rector for International Relations of Tajik State Pedagogical Universiy named after Sadriddin Ayni, tel. 224-12-30. E-mail: roziahon@mail ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ В КОНТЕКСТЕ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Абдуллаева Мехриниссо
Худжандский государственный университет им. академика Б. Гафурова
Профессия, то есть комплекс трудовых обязанностей, определяет вид деятельности, которую избирает человек. Внутри каждой профессии существуют специальности, которые характеризуются более узким характером трудовой деятельности. Например, профессия -педагог, а специальность - учитель иностранного языка.
Содержанием профессии педагога является воспитание, образование и обучение. Специфика работы учителя определяется целями, задачами и особенностью предмета, который он преподаёт.
Профессиональная деятельность учителя по иностранному языку непосредственно связана с педагогической реальностью. Иначе говоря, главным объектом профессиональной деятельности будущего учителя признано считать целостный педагогический процесс. Это означает, что современный учитель обязан реально действовать в формате «человек - человек» или, иначе говоря, «учитель - ученик». Важно осознание учителем роли профессионального направляющего в условиях педагогического процесса в вузовской образовательной системе.
Требования к учителю иностранного языка определяется профессиограммой учителя иностранного языка. Профессиограмма содержит в себе квалификационную характеристику, отражающую основные требования к учителю с учётом структуры педагогической деятельности и специфики учебного предмета.
Профессиональная деятельность учителя иностранного языка в его обучающей функции состоит из трёх основных частей: владение иностранным языком, способность к решению методических задач, способность организовать учебный процесс.
Профессиональное кредо и профессиональная позиция учителя иностранного языка должна отражаться в методике его работы по обучению, требующей наличия отработанных профессиональных качеств, соответствующих целям его основной деятельности, педагогического подхода к ученикам, вытекающего из современных теоретических и методологических основ подготовки специалиста в области преподавания иностранного языка. По сути, проблема представляет собой процесс превращения ученика из объекта воздействия на активного субъекта иноязычной коммуникативной деятельности.
Такая постановка вопроса ставит на повестку дня плановый переход от теоретических постулатов обучения к непосредственным практическим действиям, наблюдается определенная технология профессиональной деятельности учителя и совершенствование основ его профессионального самосознания. Важное место здесь будет занимать система формирующейся профессиональной компетентности учителя иностранного языка с ориентацией на индивидуально-личностное самоопределение и состояние профессиональной подготовленности педагога на предмет учета ценностей, связанных с лингвистическими и профессиональными качествами.
Общеизвестно, что «каждый человек, овладевающей профессией, сталкивается с тремя ее аспектами: личностным, содержательным и процессуальным (технологическим)» [3, с.46]. Все перечисленные аспекты подтверждают, что профессиональная подготовка учителя иностранного языка в вузовском образовании представляет собой как общее, характерное для подготовки будущего педагога, так и частное, отражающее характерные его