Научная статья на тему 'Вопросы экономического анализа и выявления резервов развития электроэнергетики в современной России'

Вопросы экономического анализа и выявления резервов развития электроэнергетики в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / АНАЛИЗ / POWER / GOVERNMENT REGULATION / MANAGEMENT / DEVELOPMENT / ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Запрягаева Н. Л.

В статье раскрыты вопросы экономического анализа и выявления резервов развития электроэнергетики в современной России. Даны рекомендации по созданию системы правил и процедур регулирования процесса развития электроэнергетики. Определены условия государственного регулирования отрасли с учетом мирового опыта развития электроэнергетики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF ECONOMIC ANALYSIS AND DETECTION OF ELECTRIC POWER INDUSTRY DEVELOPMENT RESERVES IN MODERN RUSSIA

The article deals with issues of economic analysis and identification of reserve electric power industry development in modern Russia. The recommendations on the establishment of a system of rules and procedures for managing development of the electric power industry are opened. The conditions for state regulation of industry, taking into account the world experience of development of electric power industry are identified.

Текст научной работы на тему «Вопросы экономического анализа и выявления резервов развития электроэнергетики в современной России»

во-вторых, секторов ээлектроэнергетики, привлекательных с позиции спроса, предложения и прогнозов развития; в-третьих, природных ресурсов, развитого производственного и научно-технического потенциала, широких слоев образованного населения, доступа к внешним источникам информации; в-четвертых, региональной стратегии развития электроэнергетики.

Побудительные мотивы, т.е. преимущества для предприятий электроэнергетики от участия в экономическом кластере, заключаются в улучшении кадрового потенциала, появляются инфраструктура для исследований и разработок, возможности для успешного выхода на международные рынки электроэнергии, снижаются издержки. Интерес органов управления электроэнергетикой от создания экономических кластеров в отрасли обозначен увеличением количества налогоплательщиков и налогооблагаемой базы, создается удобный инструмент для взаимодействия с предприятиями электроэнергетики, партнерами этих предприятий и основания для диверсификации развития отрасли.

Цель экономического кластера в электроэнергетике - это удачное использование отраслевых и региональных особенностей для создания и повышения привлекательности отрасли. Задачи экономического кластера будут соответствовать целям предприятий-уча-стников электроэнергетики.

Состав участников экономического кластера в электроэнергетике - это сети производителей, поставщиков, потребителей, промышленная инфраструктура, НИИ, которые взаимосвязаны в процессе создания и экспорта электроэнергии с большой долей добавленной стоимости и доверяют друг другу. Содержание этапов уточняется с формированием каждой новой модели экономического кластера для современного состояния электроэнергетики России.

Стратегическими приоритетами и результатами выделения экономических кластеров на основе проведения стратегического анализа состояния электроэнергетики является рост многих факторов: производительности труда, рентабельности предприятий отрасли, занятости населения, а также открытие новых производств, освоение передовых зарубежных технологий, поддержка разработки инновационных проектов, модернизация оборудования, внедрение международных стандартов, расширение рынков сбыта электроэнергии. С точки зрения повышения эффективности государственного регулирования электроэнергетики экономические кластеры, составленные из предприятий отрасли, представляют сегодня наибольший интерес.

Важно отметить следующие причины необходимости проведения стратегического анализа и выделения экономических кластеров как ключевого метода государственного регулирования раз-

вития электроэнергетики:

• противоречие между краткосрочным характером ценовых сигналов, формирующихся на спотовом рынке, и долгосрочным характером капиталовложений в отрасли. Для ввода в эксплуатацию новых электростанций и последующего возврата затраченных на их строительство средств требуются долгие годы. В то же время спотовые цены отражают лишь текущую ситуацию на рынке и не дают достаточно надежной информации о том, когда нужно начать развитие мощностей, чтобы окупить вложения и избежать дефицита.

• в случае, когда цены спотового рынка ограничены, чтобы оградить потребителей от резкого роста и неустойчивости цен, ценовые сигналы для партнеров предприятий отрасли оказываются искаженными, а потребители не реагируют на возникновение дефицита снижением электропотребления.

• поставщики электроэнергии в условиях рыночного «пресса» склонны вводить генерирующие мощности, которые имеют короткие сроки строительства и низкие первоначальные затраты. В то же время они недостаточно учитывают такие цели, как долгосрочная экономическая эффективность принимаемых решений, минимизация экологических последствий и диверсификация топливоснабжения электростанций [2].

• альтернативой развитию генерирующих источников является регулирование нагрузки (добровольное снижение или перераспределение во времени потребителем нагрузки взамен на снижение оплаты потребленной электроэнергии). Однако большая часть электрической нагрузки в современных условиях недостаточно адекватно реагирует на изменение цен спотового рынка в силу недостаточной информативности этих цен для потребителей, негибкости существующей системы цен, ограниченности средств измерения.

• в условиях конкуренции поставщики электроэнергии, борющиеся за потребителей, могут снижать свои затраты за счет экономии на собственных резервах, используя резервы других предприятий электроэнергии. Такая возможность имеется, поскольку в условиях дефицита электроэнергии предприятиям отрасли, имеющим достаточные резервы, предписывается «делить» их с энерго-предприятями, не имеющими достаточных резервов.

Литература:

1. Раппопорт А.И., Реструктуризация российской электроэнергетики; методология, практика, инвестирование. - М., 2005. С.74

2. Hobbs В., Inon L, Stoft S.E. Installed Capacity Requirements and Price Cap: Oil on the Water and Fuel on the Fire // The Electricity Journal, 2001, July, p. 23-24.

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ВЫЯВЛЕНИЯ РЕЗЕРВОВ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Запрягаева Н.Л., к.э.н.

В статье раскрыты вопросы экономического анализа и выявления резервов развития электроэнергетики в современной России. Даны рекомендации по созданию системы правил и процедур регулирования процесса развития электроэнергетики. Определены условия государственного регулирования отрасли с учетом мирового опыта развития электроэнергетики.

Ключевые слова: электроэнергетика, государственное регулирование, управление, развитие, анализ.

QUESTIONS OF ECONOMIC ANALYSIS AND DETECTION OF ELECTRIC POWER INDUSTRY DEVELOPMENT RESERVES IN MODERN RUSSIA

Zapryagaeva N., Cand.Econ.Sci.

The article deals with issues of economic analysis and identification of reserve electric power industry development in modern Russia. The recommendations on the establishment of a system of rules and procedures for managing development of the electric power industry are opened. The conditions for state regulation of industry, taking into account the world experience of development of electric power industry are identified.

Keywords: power, government regulation, management, development, analysis.

Проведение экономического анализа важно для создания условий наращивания генерирующих мощностей при условии либерализации регулирования деятельности в отрасли и возникновения проблем нарастающей инновационной апатии владельцев частных предприятий электроэнергетики, оперирующих только понятиями получения прибыли и достижения необходимой ликвидности.

Можно выделить следующие условия, обуславливающие необходимость проведения экономического анализа при реализации мероприятий государственного регулирования электроэнергетики.

Одним из таких условий является необходимость поддержания «стратегического резерва» генерирующих мощностей. Этот резерв аналогичен стратегическому резерву нефти, который имеют многие

страны. «Стратегический резерв» генерирующих мощностей поддерживается неким нерыночным агентом (например, государством). Данное условие проведения экономического анализа рассматривается как нерыночное, так как цена и объем резерва определяются вне рынка самим нерыночным агентом. Во многих странах существует стратегический государственный резерв зерна, что позволяет избежать его дефицита и регулировать цены на хлеб.

Имеются предложения по реализации данного условия проведения экономического анализа и в электроэнергетике. Одним из таких примеров является опыт Бразилии, связанный с созданием государственной компании по сооружению генерирующих мощностей на государственные средства (19,9 ГВт мощностей до конца 2003 г., работающих главным образом на газе, закупаемом в Боливии).

Другим примером в рассматриваемом плане является Республика Корея. В этой стране проводятся реструктуризация и дерегулирование развития электроэнергетики. При этом атомная энергетика (23% общей установленной мощности электростанций по стране) и гидроэнергетика (4%) принадлежат государству, тепловые электростанции приватизируются. Предполагается, что государство должно быть гарантом поддержания такого уровня резервных генерирующих мощностей, который обеспечивал бы требуемую надежность электроснабжения потребителей. Этот уровень резервной генерации (своего рода экономический кластер) должен обеспечиваться за счет атомной энергетики.

Второе условие проведения экономического анализа при реализации мероприятий государственного регулирования электроэнергетики состоит в том, что владелец мощностей получает специальную плату (дополнительно к доходу от продажи электроэнергии) за наличие у него мощностей независимо от того, загружены эти мощности или нет. Такая плата может быть фиксированной, как, например, принято в Испании, Колумбии и Аргентине. Представляет трудность определение уровня платы за мощность, поскольку заранее неясно, приведет ли принятый ее уровень к требуемому уровню генерирующих мощностей или нет. В Англии и Уэльсе, когда существовала пудовая организация электроэнергетического рынка, была принята переменная плата за мощность, изменяющаяся в зависимость от соотношения между спросом и предложением мощности на рынке. Основной недостаток переменной платы за мощность состоял в том, что она очень чувствительна к зависимости между спросом и предложением. Небольшой избыток мощности снижает ее до нуля, в то время как небольшой недостаток мощности быстро увеличивает ее и, соответственно, прибыль производителя. Кроме того, указанная плата за мощность дает участникам рынка дополнительные возможности для манипулирования ценами.

Встречаются мнения, что специальная плата за мощность не нужна [1]. В пользу такого мнения, отвергающего необходимость проведения экономического анализа в электроэнергетике, выдвигаются следующие основные аргументы:

• плата за мощность препятствует появлению на рынке новых производителей и современного оборудования, так как поддерживает существующих производителей независимо от того, эффективны они или нет;

• плата за мощность создает условия для манипулирования на рынке со стороны производителей;

• ожидавшееся положительное влияние платы за мощность на решения в области генерации на практике не имело убедительного подтверждения.

Возможно, под влиянием данных аргументов, в 2001 г. в Англии и Уэльсе была введена новая система организации рынка электроэнергии NETA (New Electricity Trading Arrangements). В рамках этой системы плата за мощность не предусматривается. В результате, по имеющимся свидетельствам, в настоящее время в Англии и Уэльсе наблюдается резкое снижение вводов генерирующих мощностей, так как фактически исчезли экономические кластеры предприятий, генерирующих мощности, а также предприятий, выступающих посредником между производителем и потребителем электроэнергии.

Следующее условие проведения экономического анализа в электроэнергетике регламентирует поддержание предприятиями отрасли определенного уровня резервов. Цена этих резервов полностью определяется рынком. Органом, уполномоченным контролировать поддержание необходимых резервов, может быть, например, системный оператор или сетевая компания [2]. Производитель может либо сам обеспечить требуемые резервы, либо купить их у других, в результате чего формируются экономические кластеры, обеспечивающие поддержание необходимого уровня энергетической безопасности в стране. Та-

ким образом, развивается специальный рынок мощностей. Поскольку выполнение условия поддержания необходимого уровня резервов является обязательным, то производители должны его выполнять, чего бы им это ни стоило (в буквальном смысле). В результате любые затраты производителя на подержание необходимых резервов должны оплачиваться потребителями. Таким образом, финансовый риск в электроэнергетике для повышения эффективности государственного регулирования отрасли перекладывается на потребителей. При реализации данного условия проведения экономического анализа в электроэнергетике ключевым вопросом является определение приемлемого уровня резервов.

Четвертое условие проведения экономического анализа в электроэнергетике требует, чтобы необходимый объем и цена мощности определяются рынком. Для реализации данного условия проведения экономического анализа предлагается так называемая система «подписки» на мощность. Суть этой системы состоит в следующем. Во «внепиковый» период потребитель потребляет столько энергии, сколько ему необходимо. В период системного максимума нагрузки, когда загружаются все имеющиеся у производителей генерирующие мощности, потребитель решает, какую мощность он будет потреблять. Он «подписывается» на эту мощность. Внедрение системы «подписки» приводит к тому, что в рамках электроэнергетического рынка происходит выделение экономических кластеров, в которые входят предприятия с рынка электроэнергии и предприятия с рынка мощностей. Эти экономические кластеры обеспечивают процесс торгов по ценам производства, формирующимся на основе переменных издержек. Также посредством этих экономических кластеров происходит торговля мощностями по ценам, образующимся на основе стоимости этих мощностей. Реализация данного условия проведения экономического анализа приводит к тому, что потребитель полностью получает все выгоды от использования мощностей, а также несет все затраты в эти мощности. Таким образом, здесь также предполагается, что риски перекладываются с производителей на потребителей.

Следует отметать, что перекладывание рисков с производителей на потребителей, заложенное в процессе формирования экономических кластеров в электроэнергетике, было свойственно и для предприятий отрасли в условиях регулирования. Более того, это рассматривалось как одна из причин неэффективности регулируемых предприятий электроэнергии, поскольку они не несли риски, перекладывая все затраты на потребителей. Ожидалось, что дерегулированные предприятия электроэнергетики, воспринимая риски и выделяясь в отдельные экономические кластеры, будут принимать более эффективные решения. Однако, как видно из сказанного, в условиях либерализации электроэнергетики также прослеживается тенденция перекладывания рисков с предприятий электроэнергетики входящих в экономические кластеры, на потребителей.

Поэтому должна быть сформирована система правил и процедур регламентации (регулирования) процесса развития генерирующих мощностей при проведении экономического анализа в отрасли. В общем виде такая регулирующая система выглядит следующим образом.

Сетевая компания (СК) наделяется полномочиями контроля над обеспеченностью предприятий отрасли, обслуживающих потребителей, необходимыми ресурсами (мощностями) для покрытия перспективных нагрузок на своей территории или своей группы потребителей. Для осуществления такого контроля СК выполняет прогноз электрической нагрузки на обслуживаемой ею территории. Далее сетевая компания должна оценить, в состоянии ли предприятия отрасли, обслуживающие потребителей на ее территории, покрыть прогнозируемый спрос с учетом необходимых резервов (уровни резервов предлагается обсудить). Для этого СК рассматривает совместно перспективные планы развития этих предприятий отрасли и оценивает уровни перспективных генерирующих мощностей с учетом резервов, необходимых для покрытия прогнозируемых нагрузок в зоне его ответственности, то есть обозначает перспективно эффективные для формирования экономические кластеры в электроэнергетике. Такое рассмотрение позволяет также скоординировать вводы генерирующих и сетевых объектов. Однако такой подход не обеспечивает минимизацию суммарных затрат, которая достигается при оптимизации планов развития электростанций и сетей единым государственным органом.

Временной горизонт прогнозирования электрической нагрузки и соответственно планирования развития генерирующих мощностей должен быть достаточно удаленным, чтобы планировать вводы не только малозатратных ГТУ- и ПГУ-электростанций, но и развитие угольных ТЭС, гидростанций и перспективных программ снижения нагрузки

в рамках выделенных экономических кластеров. Конкретные уровни горизонта планирования предлагается обсудить. Таким образом, как видно из вышесказанного, предлагается в основном сохранить такой важный инструмент проведения экономического анализа в электроэнергетике, как составление перспективных энергобалансов.

Каждый поставщик (компания, обслуживающая потребителей) должен внести свой вклад в покрытие регионального спроса на электроэнергию. Долю участия поставщика в общерегиональных поставках при его включении в экономический кластер совместно с предприятием, генерирующим мощности, (покрытии нагрузки) предлагается определять двумя способами: а) пропорционально прогнозируемому потреблению, покрываемому данным поставщиком; б) пропорционально текущему потреблению, покрываемому данным поставщиком. Различие данных способов состоит в том, что в разных частях зоны, обслуживаемой экономическим кластером, нагрузка может расти разными темпами, вследствие чего доли поставщиков в перспективном покрытии могут меняться. Выбор одного из указанных методов намечается сделать после обсуждения. Такой подход неоптимален, так как могут появиться новые поставщики с более низкими затратами на создание резерва мощностей, в результате чего появится необходимость улучшения структуры экономического кластера для повышения эффективности реализуемых мер государственного регулирования отрасли.

Когда доля каждого поставщика в перспективных поставках определена, она доводится сетевой компанией до сведения поставщиков. В рамках сформированного экономического кластера также большое внимание требуется в отношении того, чтобы поставщики разъяснили, каким образом каждый поставщик намеревается покрывать приходящуюся на него перспективную нагрузку. Иными словами, каждый поставщик должен составить перспективный план покрытия своей доли региональной нагрузки. В качестве ресурсов/альтернатив покрытия рассматриваются: а) собственные генерирующие мощности; б) гарантированные поставки от производителей электроэнергии; в) местная распределенная генерация; г) регулирование нагрузки. В качестве дополнительной к указанным альтернативам рассматривается сооружение и/или усиление линий электропередач, необходимое либо для выдачи мощности от новых источников, либо для выхода на новые электроэнергетические рынки и покупки там электроэнергии с последующим ее транспортом к месту потребления. Подчеркивается, что способы покрытия нагрузки в рамках сформированного экономического кластера должны быть реальными. Например, если в плане указан какой-либо источник электроэнергии, то также должна быть предусмотрена схема выдачи его мощности в центр электрических нагрузок, включая необходимое развитие электрических сетей, что предполагает соответствующие включение в экономический кластер специализированного предприятия электроэнергетики. Если заключается контракт на поставку электроэнергии от производителя, то обязательно должен быть указан источник (и), от которого (которых) осуществляются поставки. Состав мероприятий по снижению нагрузки в период дефицитов в рамках проводимого экономического анализа для повышения эффективности функционирования экономического кластера также должен быть детально проработан.

В представленной выше системе регламентации (регулирования) при проведении экономического анализа для роста уровня резервных мощностей можно выявить следующие недостаточно ясные аспекты.

Во-первых, в условиях рынка потребители не прикреплены к конкретным поставщикам и производителям электроэнергии и имеют право их выбора. Иными словами, потребители не являются участниками экономического кластера. Поэтому не ясно, как можно закреплять за каждым поставщиком, определенную долю покрытия нагрузки на территории, обслуживаемой сетевой компанией. В перспективе потребители могут перейти от одного поставщика к другому, либо закупать электроэнергию непосредственно у производителя за пределами зоны обслуживания СК, на территории которой они расположены.

Во-вторых, налагаемые СК штрафные надбавки к цене электроэнергии, покупаемой на спотовом рынке поставщиками, нарушившими требование поддержания определенного уровня мощностей, по всей видимости, будут перекладываться этими поставщиками на потребителей. Кроме того, ограничения на покупку электроэнергии со спотового рынка, накладываемые на этих же поставщиков, также будут накладываться на потребителей, пользующихся услугами данных поставщиков. То есть, за то, что некоторый поставщик не справился со своими обязанностями по поддержанию необходимого уровня ресурсов в рамках экономического кластера, в конечном итоге будут расплачиваться потребители. Однако, с другой стороны, можно предположить,

что потребители, оказавшись вынужденными платить штрафные надбавки и подвергшиеся ограничению нагрузки, сменят поставщика. Так что поставщик, находясь под угрозой лишения своих потребителей, будет вынужден поддерживать необходимый уровень генерирующих ресурсов, являясь участником экономического кластера в электроэнергетике.

В-третьих, не ясно, на какие цели будут направлены штрафы, налагаемые на поставщиков, не выполнивших требования по поддержанию необходимого уровня ресурсов. По всей видимости, их следовало бы направлять на развитие ресурсов, необходимых для покрытия перспективной нагрузки, то есть на дальнейшее усиление процессов формирования и функционирования экономических кластеров в отрасли.

Отсюда, в плане проведения экономического анализа для повышения эффективности реализации мер государственного регулирования электроэнергетики представляют интерес предложения, сформулированные применительно к электроэнергетике Китая [3]. Суть этих предложений состоит в том, что на первом этапе разрабатывается государственная стратегия развития электроэнергетики, исходя из общегосударственных интересов, а на втором этапе предприятия объединяются в экономические кластеры с точки зрения обеспечения поставок электроэнергии и сохранения запасов генерирующих мощностей, после чего разрабатывают свои стратегические планы развития, руководствуясь рыночными критериями и методами, учитывая, однако при этом требования, сформулированные в результате разработки государственной стратегии развития отрасли на первом этапе. К сожалению, эти предложения представлены лишь в виде исходной идеи без какой-либо детализации. Следует отметить, что подобный подход складывается и в России [4].

Сегодня должна быть проведена большая работа по организации экономического анализа отрасли, методическому и правовому обеспечению процесса выделения экономических кластеров в электроэнергетике. Так, в соответствии с пунктом 1 Статьи 21 Закона «Об электроэнергетике», должны быть подготовлены и утверждены Правительством Российской Федерации (или уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти):

• порядок и условия строительства и финансирования объектов электроэнергетики;

• порядок согласования программ субъектов естественных монополий в энергетике;

• основы ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике;

• правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике и исчерпывающий перечень предоставляемой документации;

• порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии;

• правила оптового рынка и основные положения функционирования оптового и розничных рынков;

• правила и порядок деятельности гарантирующих поставщиков;

• правила ведения обязательного раздельного учета по видам деятельности в электроэнергетике;

• примерные договоры поставки электрической энергии потребителям, правила заключения и исполнения публичных договоров на оптовом и розничном рынке, порядок подачи ценовых заявок субъектами оптового рынка и некоторые другие документы.

Литература:

1. Тукенов А.А. Рынок электрической энергии в Казахстане // Энергетика и топливные ресурсы Казахстана. - 2002. - № 8. - С. 18-35.

2. De Vries LJ., Hakvoort R.A. Market Failure in Generation Investment? The Dutch Perspective // Fifth International Conference on Power System Management and Control, London, UK, 17-19 April, 2002, Conference Publication # 488.

3. Ни Zhaoguang. Study on methodology of generation expansion planning for power restructuring // Power’Con 2002, Conf Proc. Kunming, China, Oct. 13-17,2002, p. 388-392.

4. Воропай Н.И., Подковальников СВ., Труфанов В.В. Методические основы обоснования развитая электроэнергетических систем в либерализованных условиях // Изв. РАН. Энергетика. - 2002. - №4. - С. 30-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.