Научная статья на тему 'Вопросы экологии в школьном курсе химии'

Вопросы экологии в школьном курсе химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы экологии в школьном курсе химии»

РОЛЬ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ ШКОЛЬНОГО КАБИНЕТА ХИМИИ В АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА © Г.Ф. Давыдова, И.П. Бърдакова

При конструировании учебного процесса каждый учитель опирается на программы, методические пособия, учебники. Продумать содержание и способ действия, предусмотреть и спроектировать последовательность учебной работы он должен для каждой конкретной ситуации, согласно задачам воспитания и обучения.

Отбирая учебный материал, учитель формирует содержание, исходя из того, будет ли материал урока интересен, доступен и убедителен. А эту задачу невозможно решить без использования в учебном процессе средств наглядности, химического эксперимента, технических средств обучения и т. д. Учащиеся должны научиться проводить опыты, обращаться с приборами, инструментами, реактивами, различными моделями, механизмами, что возможно только при наличии хорошо оснащенной учебной лаборатории. Поэтому успех работы преподавателя и учащихся во многом определяется уровнем материально-технической оснащенности химического кабинета, так как это способствует оптимизации условий учебного процесса.

Школьный кабинет - это специальное помещение с рационально размещенным комплексом учебного оборудования, мебелью и приспособлениями, обеспечивающими эффективное преподавание предмета.

В развитии материальной базы химического кабинета средней школы № 8 г. Рассказово большую помощь оказал, созданный учителем химии, конструкторский кружок. Школьники приобрели при изготовлении моделей, макетов дидактических пособий, при-

боров ряд полезных навыков и более глубокое понимание предмета. Нами был составлен план работы кружка, выявлены ученики, проявляющие искренний интерес к химии и составившие актив кружка.

Учащиеся были ознакомлены с состоянием оборудования кабинета химии, с планом перспективного его развития и с надеждами, которые на них возлагает учитель, поэтому важным стимулом для активной работы юных химиков явилась реальная задача - совершенствование оборудования химического кабинета школы.

После проведения занятий по изучению техники безопасности, лабораторно-химической посуды, по изготовлению и сборке простейших приборов была поставлена цель изготовления макетов химических производств. За основу была выбрана магнитография, с помощью которой школьники выполнили макеты доменного производство, электролизера для выплавки алюминия, конвертера с продувкой кислорода, производства аммиака и автоклава для гидрирования жиров.

Проведенная работа показала, что химический кружок, объединяющий учащихся на добровольной основе, не только способствует закреплению, расширению и углублению знаний по химии, но и развивает умение самостоятельно работать с литературой, наблюдательность, проявлять настойчивость и инициативу в работе, а также развивает чувство взаимопомощи.

Наряду с этим, конструкторский кружок оказал большую помощь учителю в развитии материальной базы школьного кабинета химии.

ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ химии

© Г.Ф. Давыдова, И.А. Агеева

Одной из примет нашего времени становится осознание необходимости перемен в сложившихся стереотипах отношений человека и природы. Экологическое просвещение на уроках химии предполагает решение сложной задачи, а именно формирование экологического сознания, путь к которому лежит не только через усвоение конкретных экологических знаний. Обращение к экологии должно пробуждать у учащихся вопросы нравственного порядка. Экологические проблемы затрагивают жизнь каждого отдельного человека, су-

ществование человечества в целом и, наконец, всей биосферы земли.

Экологические основы знаний человека должны формироваться со школьной скамьи. С этой целью при станции юннатов Советского района на базе средней школы № 33 был организован химико-экологический кружок. Целью обучения в кружке явилось формирование личности с широким мировоззренческим кругозором, с высоким уровнем общей и экологической культуры, т. е. привить обучаемым понятие охраны окру-

жающей среды и изменения в соответствии с этим их поведения. Началом работы явилась разработка программы кружка, которая предусматривала различные виды учебно-воспитательной деятельности: лекционные и лабораторные занятия, экскурсии, различные виды творческих работ (написание рефератов, статей, сочинений на экологическую тему).

При изучении атмосферы Земли и её охраны после лекционной части с изложением теоретического материала следовала практическая часть: наблюдения за выделением кислорода в процессе фотосинтеза у водных растений; доказательство, что в выдыхаемом воздухе содержание углекислого газа больше по сравнению с вдыхаемым.

По теме «Гидросфера и её охрана» нами была проведена экскурсия с выходом на природные объекты с целью отбора проб воды и их последующего анализа. Во всех пробах среда оказалась щелочной, а питьевая вода из южного района города характеризуется высоким содержанием солей железа и повышенной жесткостью.

Школьники проводили также анализ почвы. Цель занятия - совершенствовать практические навыки при работе с химическими реактивами, изучить почвы по составу и структуре, уметь проводить их анализ.

Цикл занятий экологического кружка был завершен деловой игрой «Интеллектуальная ярмарка».

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДА НА НОВУЮ ШКОЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ПО ХИМИИ © A.B. Малин, O.A. Жидкова

Внедрение программы О.С. Габриеляна происходит во многих областях России, к которым относится и Тамбовская область.

На сегодняшний день в Тамбове 34 школы. Из них 20 перешли на систему Габриеляна. Также все, кто занимался по Гузею, переходят на Габриеляна. 1-ая и 19-ая школы работают по Минченкову. Мучкапский, Моршанский и Бондарский районы Тамбовской области также стали работать по Габриеляну. В нашей области 27 учителей высшей категории. Большинство из них в 8-9-х классах работают по Ахметову, а в 10 и 11 классах - по Габриеляну. В связи с переходом на систему обучения по Габриеляну, особенных трудностей у учителей не возникает.

Однако замена школьных программ и учебных пособий по химии на программу и учебные пособия Габриеляна не может проходить однозначно хорошо. В этом переходе имеется два тормозящих фактора.

Во-первых, материальное состояние школ и учащихся, т.е. школы и учащиеся должны купить «не совсем дешевые» учебники. Во-вторых, адаптация программы Габриеляна под ранее изучаемые программы и пособия.

Если первая проблема решается относительно просто за счет закупки учебных пособий из фонда школы или класса, то для решения второй проблемы необходим грамотно-методический подход к переходу от ранее изучавшихся программ и учебных пособий к программе и учебникам Габриеляна.

Автор сам лично, будучи на практике в 4-ой школе, столкнулась с этой проблемой. Прежде чем приступить к изучению химии в 9-м классе по учебнику Габриеляна (до этого они изучали химию по Рудзитису), мне пришлось в условиях дефицита времени изучать тему

8 класса по Габриеляну: «Теория электролитической диссоциации», т. к. она по Рудзитису изучается только в 9-м классе. Также по Габриеляну «Скорость химической реакции и химическое равновесие» изучается в 8-м классе, а у Рудзитиса в 9-м классе.

Переход от Ахметова к Габриеляну в 9 классе осуществить легко. Весь материал, содержащийся в учебнике Габриеляна 8 класса, есть в учебнике 8 класса Ахметова.

В Гузее химическое равновесие и теория электролитической диссоциации не изучается. Этот материал рассматривается в 9 классе. При переходе на программу Габриеляна в 10 классе, т. е. те, кто работал по Рудзитису, должны совершить знакомство с органическими веществами (от углеводородов до биополимеров), т. к. в 9 классе по программе Рудзитиса с органической химией вообще не знакомятся. Переходить в 11 классе на программу Габриеляна с других программ достаточно легко. Исключение составляет программа Ахметова. Она резко расходится с другими программами, т. к. Ахметов огромное внимание уделяет неорганической химии и химическим процессам, в ущерб изучению органической химии.

Таким образом, наиболее сложным является переход с программы Ахметова на программу Габриеляна в 11 классе, т. к. программа 10 класса Ахметова не предусматривает изучение органической химии.

С 1999 года в некоторых школах г. Тамбова и области рекомендовался переход на изучение химии в 8-9 классах по программе и учебным пособиям Мин-ченковой, который более упрощен, содержит недостаточное количество практических работ и заданий. Поэтому данный переход наиболее удобен как в 9 классе, так и в 10 классе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.