ВОПРОСЫ ДОСУДЕБНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
Азиз Хакбердиев Раъно Абдуллаева
Преподаватель кафедры «Трудовое Магистрант направления «Трудовое
право» Ташкентского государственного право» Ташкентского государственного
юридического университета юридического университета
[email protected] rano [email protected]
АННОТАЦИЯ
В данной статье были рассмотрены способы досудебного регулирования трудовых споров, были выдвинуты предложения по совершенствованию системы досудебного урегулирования данных видов споров, приведен сравнительный анализ зарубежной системы судебного и досудебного разрешения трудовых споров.
Ключевые слова: Трудовое право, работник, работодатель, трудовой спор, досудебное урегулирование, примирительное соглашение, медиация, медиативное соглашение
ISSUES OF PRE-TRIAL SETTLEMENT OF INDIVIDUAL LABOR DISPUTES
IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Aziz Khakberdiev Rano Abdullayeva
Teacher of the Department of "Labor Law" Master's student of the direction "Labor of the Tashkent state university of law Law" of the Tashkent State Law
[email protected] University
ABSTRACT
This article discusses the methods of pre-trial regulation of labor disputes, put forward proposals for improving the system of pre-trial settlement of these types of disputes, and provides a comparative analysis of the foreign system of judicial and pretrial settlement of labor disputes.
Keywords: Labor law, employee, employer, labor dispute, pre-trial settlement, conciliation agreement, mediation, mediation agreement
ВВЕДЕНИЕ
Каждый субъект трудовых правоотношений может столкнуться в своей жизни с таким понятием, как трудовой спор, его разрешение, урегулирование трудового спора в досудебном порядке. Исходя из национального менталитета, можно сказать, что не всякий работник, чьи права и законные интересы были нарушены, обращается в суд, так как, считает, что не стоит судится с работодателем (имеется в виду, что после судебных разбирательств работнику придётся снова трудиться под руководством этого же работодателя и т.д.). Работодатель так же не всегда обращается в суд. Увольнение недисциплинированного работника уже считается для него избавлением и ему не нужны лишние хлопоты.
МЕТОДОЛОГИЯ
Дальнейшее развитие института досудебного урегулирования трудовых споров могло бы решить многие вопросы в сфере трудовых правоотношений. Главным образом, помогло бы восстановить нарушенные права и законные интересы обеих сторон трудоправовых отношений.
Из материалов обзора судебной практики Высшего суда Республики Узбекистан выясняется, что трудовые споры составляют немалую часть от всех рассмотренных дел. При этом, учитывая, что до Высшего суда Республики Узбекистан, спор рассмматривается в 1-ой инстанции, потом в апелляционном порядке, только после этого обращаются в Высший суд, можно предствавить, сколько времени уходит на разрешение некоторых трудовых споров.
Досудебное урегулирование поможет в кратчайшие сроки урегулировать разногласие между работником и работодателем.
Трудовой кодекс Республики Узбекистан делит трудовые споры на индивидуальные и коллективные.
Так, ст.259 Трудового кодекса определено, что индивидуальные «Трудовые споры - это разногласия между работодателем и работником по применению законодательных и иных нормативных актов о труде, условий труда, предусмотренных трудовым договором».
Тогда как, «Коллективные трудовые споры (конфликты) — это разногласия между работодателем (объединением работодателей) и коллективами работников (их представительными органами) по поводу установления новых и изменения существующих условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений».
Подведомственность трудовых споров считается альтернативной, так как субъект, чьи права и законные интересы были нарушены сам выбирает орган для рассмотрения данного спора.
Данное положение установлено ст. 260 ТК РУз, а именно:
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются:
комиссиями по трудовым спорам, за исключением споров, указанных статьей 269 настоящего Кодекса;
районными (городскими) судами.
Однако, ст. 269 ТК РУз, предусматривает виды трудовых споров, рассматривающих непосредственно в суде.
Необходимо отметить, что в ч.3 ст.269 ТК РУз установлена недопустимость отказа в рассмотрении заявления работника на том основании, что спор не был рассмотрен в комиссии по трудовым спорам. Иными словами, судьи не могут отказать в рассмотрении спора по основанию не рассмотрения спора в комиссии по трудовым спорам.
Наряду с судебным разбирательством трудовых споров, нельзя оставить без внимания досудебное разбирательство для разрешения данных видов споров. Так как досудебное урегулирование споров позволяет сократить время, средства и силы (нервы) каждой из спорящих сторон. Ведь судебный порядок дороже и продолжительнее. Тогда как досудебный порядок - более быстрый и не затратный способ защиты прав и интересов сторон трудового спора.
Рассмотрение трудового спора в Комиссии по рассмотрению трудовых споров - это один из видов досудебного разбирательства.
Учитывая, что спор рассматривается на предприятии, где возник спор, что специалисты знакомы с условиями труда на данном предприятии и знают специфику работы можно предположить, что данный вид досудебного разбирательства считается эффективным.
Следующим видом досудебного разбирательства является примирительный процесс после подачи иска в суд.
Данное положение предусмотрено главой 17 Гражданско-процессуального кодекса РУз.
В данной главе устанавливается порядок заключения примирительного или медиативного соглашения между сторонами.
Суд принимает меры для примирения сторон.
Суд содействует в урегулировании спора на любой стадии судебного разбирательства.
В отличие от примирительного соглашения, которое может быть заключено на любой стадии рассмотрения спора, медиативное соглашение заключается до удаления суда в совещательную комнату для принятия судебного акта.
Закон РУз «О медиации» от 3 июля 2018 года, предусматривает, что медиативное соглашение заключается в письменной форме.
Данное соглашение имеет обязательную силу для заключивших его сторон.
Также настоящим законом устанавливается, что медиативное соглашение исполняется сторонами добровольно в порядке и в сроки, предусмотренные в нем.
При неисполнении медиативного соглашения стороны вправе обратиться в суд за защитой своих прав.
Последствия неисполнения медиативного соглашения могут быть установлены сторонами в этом же соглашении.
Третейские суды, коммерческий арбитраж не рассматривают споры, возникающие из трудовых правоотношений.
ОБСУЖДЕНИЕ
В настоящее время с 1 августа 2020 года в нашей республике в порядке эксперимента при Государственном таможенном комитете, Государственном комитете по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Внебюджетном пенсионном фонде при Министерстве финансов Республики Узбекистан, а также хокимиятах Наманганской, Бухарской и Ташкентской областей созданы Апелляционные советы по рассмотрению споров, возникающих между физическими и юридическими лицами и государственным органом, путем досудебного рассмотрения и принятия заключений.
Следует принять во внимание, что, согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан №4754 от 17 июня 2020 года вышеуказанные Апелляционные советы создаются в государственных органах.
Но, к сожалению, никакой информации о работе данного совета на сегодняшний день не имеется.
Анализ зарубежной практики по досудебному урегулированию трудовых споров показывает, что в ряде стран существуют трудовые суды, которые специализируются именно на рассмотрении споров, возникающих из трудовых правоотношений. При этом, судьями являются не только юристы, но и представители других профессий.
Специализированные трудовые суды существуют в Германии, Финляндии, Великобритании, Франции, Австрии, Бельгии, Дании, Люксембурге, Испании, Португалии, Швейцарии (в отдельных кантонах), Швеции, Норвегии, Канаде (в провинции Квебек), Новой Зеландии, Израиле. В Соединенных Штатах Америки,
Японии, Канаде (на федеральном уровне и в англоязычных провинциях) действуют специализированные административные органы, выполняющие судебные функции.
При этом, даже имея специализированные трудовые суды, законодательство ряда стран предусматривает наличие комиссии по досудебному разбирательству именно в этих судах, например по законодательству Франции.
Мы согласны с мнением Х.Кучкарова, который, «Учитывая, что специализация судов-это сложный процесс, с точки зрения времени и средств, а также, что рассмотрение споров в суде зависит не только от порядка судебного рассмотрения дел, но иот знаний и квалификации судьи, считаем целесообразным специализировать корпусы судей, сформировать в системе судов по гражданским делам отдельные корпуса, специализированные на рассмотрении трудовых споров.»1.
Трудовые суды Австрии состоят из председателя, являющимся профессиональным юристом, и двух председателей, которые могут быть непрофессиональными юристами, один от работодателей, один из представителей работников.
На наш взгляд, рассмотрение трудовых споров специализированными трудовыми судами способствует всестороннему справедливому разрешению спора.
РЕЗУЛЬТАТ
Также предлагается внести нормы по урегулированию трудовых споров на рабочем месте, как это предусмотрено законодательством Австрии, где суды рассматривают трудовой спор только после применения данной стадии.
Новые методы досудебного урегулирования трудовых споров были внедрены в Австрии с 1 января 2004 г. т.е. институт внештатных судей. В данной системе судебная коллегия, состоящая из адвоката и двух председателей-непрофессиональных юристов принимают участие в проведении посреднической процедуры по трудовым делам. Основной обязанностью адвокатов в данном случае примирение сторон, содействие выработке приемлемого решения конфликта путем предложения своего варианта или формулирования такого решения. Такое решение не является судебным актом.
В ряде стран примирительная процедура осуществляеся другим специальным органом. Например, в Японии данная процедура осуществляется
1 КУЧКАРОВ Х.А., МЕХрАТ НИЗОЛАРИНИ СУДГАЧА ВА СУД ТАРТИБИДА КУРИБ ЧЩИШНИ ТАКОМИЛЛАШТИРИШ МАСАЛАЛАРИ // Юрист ахборотномаси - Вестник юриста - Lawyer herald. No1(2021), с.140-150
специальным органом - Комитетом по гражданскому примирению. В состав Комитета входит один судья и два или более членов Комитета. Члены Комитета избираются из числа граждан, обладающих широкими познаниями в разных областях науки, опытом работы и авторитетом в обществе. Комитет заслушивают заявления обоих сторон, рекомендует пойти на взаимные уступки, либо убеждает стороны принять условия компромиссного соглашения. Проект такого соглашения готовит сам Комитет, что с психологической точки зрения имеет для сторон определяющее значение. В случае успешного завершения примирительных процедур, исполнение условий такого мирового соглашения является юридически обязательным для сторон.
Инспекции по труду в Узбекистане могли бы быть таким примирительным органом, рассматривающим трудовые споры в досудебном порядке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как видно из вышесказанного, институт досудебного урегулирования трудовых споров в нашей стране требует дальнейшего развития. Учитывая, что любое физическое лицо становится участником трудовых правоотношений, каждого гражданина так или иначе может коснутся данный вопрос. Дальнейшее развитие досудебного урегулирования трудовых споров может обеспечить быстрое, качественное и взаимовыгодное для обоих сторон разрешение разногласий между работником и работодателем.
REFERENCES
1. КУЧКАРОВ Х.А., МЕХРАТ НИЗОЛАРИНИ СУДГАЧА ВА СУД ТАРТИБИДА КУРИБ ЧЩИШНИ ТАКОМИЛЛАШТИРИШ МАСАЛАЛАРИ // Юрист ахборотномаси - Вестник юриста - Lawyer herald. No1(2021), с. 140-150.
2. Исмоилов Ш.А., ТЕНДЕНЦИИ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ТРУДОВОГО
законодательства//хукукий тадкикотлар ЖУРНАЛИ | ЖУРНАЛ
ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ | JOURNAL OF LAW RESEARCH, 5-2020
3. Исмоилов Ш.А., ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТРУДОВОГО ПРАВА// Юридик фанлар ахборотномаси / Вестник юридических наук / Review of law sciences, 2-2020, с.52-56.
4. A.Khakberdiyev, "Facilitate formal employment through options in contracting in Uzbekistan: to expand contracts to part-time and temporary workers", Master's Thesis, Nagoya, 2020. II
5. URL-адрес: https://lex.uz/docs/35869.
6. URL-адрес: https://lex.uz/docs/145261.
7. URL-адрес: https://lex.uz/docs/2070165#2070388