УДК 342
ББК Х401
ВОПРОСЫ ДОСТУПНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Ю. В. Шумова
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
В современном мире возможность доступа к различного рода информационным ресурсам в значительной степени определяет качество жизни. Доступность электронных информационных ресурсов для различных категорий граждан не одинакова. Наиболее ущемленной в конституционных правах на сбор и использование информации является категория пользователей с нарушением зрения. В статье проанализирован ряд нормативно-правовых актов РФ, регулирующих указанную проблему. Дается общая оценка состояния информационной среды в контексте ее доступности для пользователей с нарушением зрения. Рассмотрены два подхода к решению данной проблемы сложившиеся в мировой практике. Делаются выводы и предложения о применимости указанных подходов на практике в условиях современного состояния российского права и гражданского общества.
Ключевые слова: электронный информационный ресурс, информационная среда, проблема доступности, пользователи с нарушением зрения.
В условиях глобальной информатизации общества качество жизни граждан во многом определяется возможностью доступа к электронным информационным ресурсам. В контексте данной статьи под электронным информационным ресурсом понимаются источники информации, пользование которыми возможно только при помощи компьютера или подключенного к нему периферийного устройства. Наиболее ущемленной в правах на получение, производство и распространение информации, предусмотренных Конституций РФ, является категория пользователей с нарушением зрения, так как доступ к электронным информационным ресурсам осложнен несоответствием возможностей восприятия и информационной средой, ориентированной на визуальные формы представления информации.
С ратификацией конвенции «О защите прав инвалидов» в 2012 году Россия взяла на себя обязательства принять надлежащие меры по обеспечению инвалидам доступа к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы. Эти меры заключаются в выявлении и устранении препятствий и барьеров в использовании информационных, коммуникационных и других служб.
В настоящее время в мировой практике сформировались два основных подхода к
обеспечению доступности информационных ресурсов для лиц с нарушением зрения: первый предполагает правовое обеспечение доступности к электронным информационным ресурсам с целю не нарушения принципа недискриминации, второй подход основан на разработке стандартов в области доступности электронных информационных ресурсов, опирающихся на заинтересованное участие отдельных элементов гражданского общества: общественных организаций, представляющих интересы инвалидов, специалистов, инициативно участвующих в создании доступной информационной среды.
Одним из основных шагов процесса адаптации электронной информационной среды под специфические требования инвалидов является вступление в законную силу ГОСТ Р 52872-2007 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» от 1 января 2009 г. До принятия этого документа разработчики и контент-менеджеры российских сайтов не имели русскоязычных руководств по улучшению доступности веб-ресурсов, при том, что мировая история обеспечения доступности сегодня насчитывает более пятнадцати лет [2, 3].
Приказ от 16 ноября 2009 г. № 470 утвердил следующий перечень требований: информация должна размещаться в виде текста с возможностью поиска и копирования фраг-
Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2015. Т. 15, № 2. С. 115-118
ментов текста; у пользователей должна быть возможность навигации, поиска и использования текстовой информации при выключенных графических элементах в веб-обозревателе; пользователи должны иметь возможность масштабировать шрифт и элементы официальных сайтов; заголовки и подписи на страницах должны описывать содержание текущей страницы.
Несмотря на наметившиеся положительные тенденции развития доступности информационной среды в России, являющиеся следствием принятия выше рассмотренных документов, данные документы имеют существенные недостатки. Указанные в приказе требования относятся лишь к обеспечению пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти. Одним из решений проблемы доступности информационных электронных ресурсов, предлагаемых ГОСТом, является создание альтернативной версии ресурса, ориентированного на пользователя с нарушением зрения, при этом мало-посещаемые страницы могут быть оставлены без соответствия требованиям доступности, если только они не представляют специфического интереса для инвалидов по зрению, что является прямым ущемлением права на пользование информационными ресурсами. Более того, практика создания альтернативных версий показала, что данные сайты актуализируются гораздо реже основных, что также является нарушением права на доступ к информации. Наиболее приоритетным направлением обеспечения доступности информационного ресурса является создание одного универсального ресурса.
Эффективным средством обеспечения доступа инвалидов по зрению к электронным информационным ресурсам служат компьютерные тифлотехнологии, которые с помощью аппаратных и программных средств делают доступными для незрячих и слабовидящих использование компьютерной техники общего назначения. Однако данные технологии теряют свою эффективность при обращении к определенному виду контента, например, для того чтобы зарегистрироваться на большинстве сервисов пользователю необходимо пройти тест CAPTCHA (Completely Automated Public Turing test to tell Computers and Humans Apart - полностью автоматизированный публичный тест Тьюринга для различения компьютеров и людей, применяется администрацией элек-
тронного ресурса, например, для исключения авторегистраций), в подавляющем большинстве случаев на ресурсах российского Интернета данный тест ориентирован на визуальное представление информации (обычно представлен в виде визуально зашумленной и искаженной картинки, с которой нужно считать символы и ввести их в определенное поле). Таким образом, для того чтобы пройти тест, пользователи с нарушением зрения вынуждены обращаться к посторонней помощи, учитывая, что тест САРТСНА необходимо проходить не только при регистрации, но и в некоторых других ситуациях, многие электронные ресурсы становятся недоступными для лиц с нарушением зрения, несмотря на использование передовых компьютерных тиф-лотехнологий. В мировой практике пользователю предлагается выбор, какой тест пройти: САРТСНА картинка, аудио САРТСНА, САРТСНА задача. Возникает вопрос: почему данный опыт не внедряется в рамках российских интернет-ресурсов? С технической точки зрения сложность внедрения аудио САРТСНА или САРТСНА задачи ничем не отличается от САРТСНА картинки. Исследование «Обеспечение доступности интернет-ресурсов Рунета для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)», проведенное в июне 2013 года Культурным центром «Без границ» при поддержке Фонда содействия развитию Интернета «Фонд поддержки Интернет» при Координационном центре национального домена сети Интернет, показало, что большинство администраций электронных ресурсов в российском Интернете считают лиц с ограниченными возможностями «коммерчески не интересной группой» [1, с. 36]. Такая позиция носит не только дискриминационный характер, но и является экономически не оправданной, особенно в условиях жесткой конкуренции между интернет-порталами. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, за 2014 год процентное соотношение инвалидов ко всему населению -9,3 %, каждое лицо с ограниченными возможностями здоровья можно отнести к потенциальному пользователю.
Таким образом, создание доступной электронной информационной среды для лиц с нарушением зрения возможно только при комплексном подходе к данной проблеме. Рассмотренные в статье подходы компенсируют недостатки друг друга. К несомненному
Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law. 2015, vol. 15, no. 2, pp. 115-118
Шумова Ю. В.
Вопросы доступности электронных информационных ресурсов для лиц с нарушением зрения
достоинству подхода, основанного на правовом обеспечении доступности, относится обеспеченность исполнения рассмотренных норм мерами государственного принуждения, существенный же недостаток заключается в том, что принятые нормативно-правовые акты не всегда основываются на интересах целевой аудитории, компетентные органы, принимая нормативно-правовой акт, в первую очередь заботятся о формальной стороне дела, например, о не противоречии нормам конвенции ООН «О защите прав инвалидов». Данный недостаток рассматриваемого подхода компенсируется вторым подходом к обеспечению доступности, опирающимся на заинтересованное участие отдельных элементов гражданского общества: общественных организаций, представляющих интересы инвалидов, специалистов, инициативно участвующих в создании доступной информационной среды, в этом случае проблема видится как бы изнутри, что способствует более эффективному и качественному ее решению. Однако второй подход имеет существенный недостаток, показанный на примере с СЛРТСИЛ, каким бы совершенным не было программное и аппаратное обеспечение: существуют проблемы, с которыми пользователю с нарушением зрения справиться без посторонней помощи не возможно, что существенно ограничивает его в конституционных правах. Компенсировать
рассматриваемый недостаток может только первый подход с закреплением на законодательном уровне обязанности администрации электронных ресурсов предлагать пользователю альтернативные способы прохождения теста CAPTCHA.
Доступные электронные информационные ресурсы способствуют не только интеграции в общество маломобильных групп, но и в некоторой степени повышают конкурентоспособность на рынке труда [4].
Литература
1. Доклад «Обеспечение доступности интернет-ресурсов Рунета для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)». -М.: НП Культурный центр «Без Границ», 2013. - 111 с.
2. «Информационные технологии. Рекомендации по обеспечению доступности веб-контента (WCAG) 1.0». URL: http://www. w3.org/TR/WCAG10/.
3. ISO/IEC 40500:2012 «Информационные технологии. Рекомендации по обеспечению доступности веб-контента (WCAG) 2.0». URL: http://www. w3.org/TR/WCAG20/.
4. Шумова, Ю. В. Дискриминация по признаку инвалидности в трудовых отношениях / Ю. В. Шумова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Право». - 2014. - Том 14. - № 2. - C. 89-92.
Шумова Юлия Владимировна - кандидат философских наук, доцент кафедры конституционного и административного права, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск. E-mail: j_shumova@mail.ru.
Статья поступила в редакцию 10 марта 2015 г
THE AVAILABILITY OF ELECTRONIC INFORMATION RESOURCES
FOR PERSONS WITH IMPAIRED VISION
J. V. Shumova
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
In the modern world the ability to access various information resources largely determines the quality of life. The availability of electronic information resources for different categories of citizens are not the same. The most disadvantaged in the constitutional rights to the collection and use of information is a category of users with severe vision
Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2015. Т. 15, № 2. С. 115-118
impairments. The article analyzes a number of normative legal acts of the Russian Federation governing this issue. Provides a General assessment of the information environment in the context of its accessibility for users with visual impairments. We considered two approaches to solving this problem existing in the world. The conclusion about the applicability of these approaches in practice in the modern state of Russian law and civil society.
Keywords: electronic information resource, the information environment, the problem of access, users with impaired vision.
References
1. Doklad «Obespechenie dostupnosti internet-resursov Runeta dlya lyudey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya (OVZ)» [The availability of Internet resources of Runet for people with disabilities (OPH)]. Moscow, 2013, 111 p.
2. Informatsionnye tekhnologii. Rekomendatsii po obespecheniyu dostupnosti Veb-kontenta (WCAG) 1.0. [Web Content Accessibility Guidelines, W3C Recommendation (WCAG) 1.0] Available: http://www.w3.org/TR/ WCAG10/.
3. ISO/IEC 40500:2012 «Informatsionnye tekhnologii. Rekomendatsii po obespecheniyu dostupnosti Veb-kontenta (WCAG) 2.0» [Web Content Accessibility Guidelines, W3C Recommendation (VCAG) 2.0]. Available: http://www.w3.org/ TR/WCAG20/
4. Shumova J. V. [Discrimination on the basis of disability in employment relations] Vestnik Yuzh-no-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya "Pravo" [Bulletin of the South Ural State University Series Law] 2014, Vol. 14, no. 2 (181), pp. 89-92. (in Russ.)
Julia Vladimirovna Shumova - Candidate of Sciences (Philosophical), Associate Professor of Constitutional and Administrative law Department, South Ural state University, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: j_shumova@mail.ru.
Received 10 March 2015.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Шумова, Ю. В. Вопросы доступности электронных информационных ресурсов для лиц с нарушением зрения / Ю. В. Шумова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». - 2015. - Т. 15, № 2. - С. 115-118.
REFERENCE TO ARTICLE
Shumova J. V. The availability of electronic information resources for persons with impaired vision. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law, 2015, vol. 15, no. 2, pp. 115-118. (in Russ.)
Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law. 2015, vol. 15, no. 2, pp. 115-118