Эксплуатация и надежность авиационной техники
Библиографические ссылки
1. Чичков Б. А. Рабочие лопатки авиационных ГТД. М. : Моск. гос. техн. ун-т гражданской авиации. 2006. 73 с.
2. Способ диагностики помпажа компрессора : пат. 2382909 Рос. Федерация : МПК F04D27/ 02 / Чиг-рин В. С., Чурбаков И. В. ; патентообладатель «НПО «Сатурн». 2008119292/06, заявл. 15.05.2008; опубл. 27.02.2010.
3. Кудашов Д. Д., Токарев В. П. Система диагностирования предпомпажного состояния газотурбинного двигателя // Вестник УГАТУ : науч. журнал Уфим. гос. авиац.-техн. ун-та. 2014. Уфа : УГАТУ, 2014. Т. 18, № 1 (62). С. 73-78.
4. Токарев В. П., Кудашов Д. Д. Повышение надежности диагностирования предпомпажного состояния ГТД // Электроэнергетические системы и сети. Энергосбережение : межвузовский науч. сб. / Уфимск. гос. авиац.-техн. ун-т. Уфа : УГАТУ, 2013. 318 с.
5. Симулятор работы мажоритарного диагностирования предпомпажного состояния и помпажа «СРМДПСП-1»: свид. прогр. ЭВМ 2014615364 Рос. Федерация ; Кудашов Д. Д., Токарев В. П., Муфазза-лов Д. Ф.
References
1. Chickov B. Rabochie lopatki aviacionnyh GTD [Work blades of GTE]. Moscow State Technical
University of Civilian Aviation. Moscow 2006. 74 s. [online]. http://airspot.ru/book/file/942/rabochije_lopatki_ avi-acionnyh_gtd.pdf (06.12.2013).
2. Compressor stall diagnostic method: pat. 2382909 Russian Federation: IPC F04D27/ 02 / V. S. Chigrin, I. V. Churbakov; patentee OJSC "scientific association "Saturn" 2008119292/06, applic. 15.05.2008; publ. 27.02.2010).
3. Kudashov D. D., Tokarev V. P. Sistema diagnostirovanija p predpompazhnogo sostojanija gazoturbinnogo dvigatelja [Diagnostic system of before-compressor stall condition of GTE], Vestnik UGATU. Ufa : UGATU, Vol. 18, № 1 (62). S. 73-78. 2014.
4. Tokarev V. P., Kudashov D. D. Povyshenie nadezhnosti diagnostirovanija predpompazhnogo sostojanija GTD [The increase of diagnostic reliability of before-compressor stall condition of GTE] // Electro-energetic systems and nets. Energy-saving. / Ufimsk. gos. aviac. tehn. un-t. Ufa : UGATU, 2013. 318 s.
5. Kudashov D. D., Tokarev V. P., Mufazzalov D. F. Simuljator raboty mazhoritarnogo diagnostirovanija predpompazhnogo sostojanija i pompazha «SRMDPSP-1» [Simulatorofdiagnostic of before-compressor stall condition of GTE with majority methods]: certificate of authorship 2014615364 Russian Federation.
© Кудашов Д. Д., Токарев В. П., 2015
УДК 629.015; 629.022
ВОПРОСЫ ДИНАМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ АДАПТИВНОЙ ПАНЕЛИ
КРЫЛА ЭКРАНОПЛАНА
А. А. Кудряшов, Н. В. Никушкин
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Представлены актуальность темы исследования, цель работы, задачи исследования, объект и предмет исследования, научный аппарат исследовательской работы и методы исследования.
Ключевые слова: адаптивная панель крыла, динамическая устойчивость.
THE QESTIONS OF THE DYNAMIC STABILITY OF ADAPTIVE PANEL OF FLARECRAFT WING
A. A. Kudijashov, N. V. Nikushkin
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation. E-mail: [email protected]
The relevance of research, objectives of the research, a subject of the research, scientific research apparatus and methods are submitted.
Keywords: the adaptive wing panel, the dynamic stability.
Экраноплан - транспортное средство, летающее на высотах, равных 0,05-0,2 хорды крыла вблизи опорной поверхности.
Основной проблемой экранопланостроения, начиная с момента практической реализации конструкций
экранопланов, является обеспечение продольной устойчивости [1].
Актуальность темы исследования обеспечена необходимостью разработки летательного аппарата нового поколения.
Решетнеескцие чтения. 2015
Продольная устойчивость обеспечивается точно рассчитанной аэродинамической компоновкой, но, несмотря на то это, экраноплан будет устойчив только в определенных режимах движения.
При полете на малом расстоянии от экрана существенно возрастает роль профиля крыла. Это связано в первую очередь с тем, что расстояние до экрана соизмеримо с толщиной или вогнутостью крыла и небольшие изменения в геометрии профиля, которые в неограниченном потоке не приводят к заметным изменениям аэродинамических характеристик крыла, вблизи опорной поверхности могут существенно изменить характер обтекания. При движении над синусоидальным волновым экраном кривые зависимостей гидродинамических характеристик крыла от времени изменяются не по синусоидальному закону, а по закону, близкому к трохоидальному, средние за период волны значения подъемной силы крыла над волновым экраном превышают по величине значения подъемной силы крыла при его движении над плоским экраном, расположенным на уровне средней линии волны экрана [2; 3; 4].
Цель работы: исследование устойчивости крыла экраноплана с адаптивной оболочкой над взволнованной поверхностью, определение собственной частоты и резонанса гибкой панели крыла, коэффициентов демпфирования.
Задачи исследования:
1. Анализ влияния геометрии профиля крыла эк-раноплана на устойчивость вблизи опорной поверхности.
2. Оценка конструкции крыла экраноплана по критериям собственных частот конструкции и определения зон резонансных частот.
3. Динамический расчет панели крыла на действие возмущающей силы и колебания выполняется по схеме балки на двух опорах массой т0.
4. Экспериментальная оценка результатов расчетов.
5. Разработка конструкционных схем крыла экра-ноплана с изменяемой геометрией профиля.
Объектом исследования является адаптивная панель крыла экраноплана.
Предметом исследования в работе является устойчивость крыла экраноплана при движении вблизи опорной поверхности.
Научный аппарат исследовательской работы составили научные труды отечественных авторов
УДК 629.7
Н. И. Белавина, Р. Е. Алексеева, А. В. Небылова, Н. Б. Плисова, К. В. Рождественского, Н. Ф. Краснова, В. Ф. Захарченко и др.
Методы исследований: методы численного моделирования в программах SolidWorks:
1) прочностные, колебательные испытания и испытания на устойчивость проводятся в программе SolidWork Simulation;
2) кинематический и динамический анализы проводятся в программе SolidWork Motion.
Библиографические ссылки
1. Небылов А. В. Измерение параметров полета вблизи морской поверхности. СПб. : ГААП. 1994. 307 с.
2. Максимальные и средние значения гидродинамических характеристик крыла, движущегося над неплоским экраном / В. Г. Белинский, П. И. Зинчук,
B. Н. Незнамов и др. // Гидромеханика. 1974. № 29.
C. 43-45.
3. Гидроаэродинамика крыла вблизи границы раздела сред / М. А. Басин, В. П. Шадрин. Л. : Судостроение, 1980. 304 с.
4. Коваленко Г. Д., Шаймарданов Л. Г., Никуш-кин Н. В. Крыло экраноплана : А. с. № 1189026 от 24.04.1984.
References
1. Nebylov A. V. Izmerenie parametrov poleta vblizi morskoj poverhnosti [Measurment of parameters of flight close to the sea surface]. Publication of St. Petersburg State Academy of Aerospace Instementation, 1994. 307 p.
2. Maksimalnye i srednie znachenija gidro-dinamicheskih harakteristic kryla, dvizhushhegosja nad neploskim ekranom [Maximum and middle values of hydrodynamic characteristics of the wing, moving above the non-flat surface] / V. G. Belinskij, P. I. Zinchuk, V. N. Neznamov et al. // Gidromehanica publ. 1974. № 29. p. 43-45.
3. Gidroaerodinamica kryla vblizi granizy razdela sred [The hydrodynamic of the wing close to the border of the dividion of environments] / M. A. Basin, V. P. Schadrin. Leningrad, Sudostroenie publ, 1980. 304 p.
4. Kovalenko G. D., Schajmardanov L. G., Nikush-kin N. V. Krylo ekranoplana [The wing of flarecraft], as. № 1189026 from 24.04.1984.
© Кудряшов А. А., Никушкин Н. В., 2015
АНАЛИЗ ТЕХНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК САМОЛЕТА ЯК-18Т
С. О. Майнашева
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассмотрены технические особенности самолета ЯК-18Т.
Ключевые слова: самолет ЯК-18Т.