Научная статья на тему 'Вопросы ботанического образования в педагогическом вузе'

Вопросы ботанического образования в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗУЧЕНИЕ И МОНИТОРИНГ РАСТИТЕЛЬНОГО ПОКРОВА / УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Устинова Алина Алексеевна, Митрошенкова Анна Евгеньевна, Ильина Валентина Николаевна

В статье рассматриваются основные тенденции последних лет в обучении ботанике и смежным дисциплинам в педагогических вузах. Отмечено изменение в учебных планах при переходе к бакалавриату. В 2011 и 2012 годах в вузе были открыты два направления подготовки бакалавров. Малое количество часов на ботанические дисциплины в государственных образовательных стандартах нового поколения осложняет повышение уровня профессиональной подготовки студентов. Благодаря дисциплине «Ботаническое краеведение» расширилась возможность ознакомления студентов с региональными особенностями флоры и растительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Устинова Алина Алексеевна, Митрошенкова Анна Евгеньевна, Ильина Валентина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы ботанического образования в педагогическом вузе»

_БОТАНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ПРОШЛОЕ..._

УДК 581:582+378

Устинова Алина Алексеевна

Кандидат биологических наук, профессор кафедры ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования Поволжской государственной педагогической академии, [email protected], Самара

Митрошенкова Анна Евгеньевна

Кандидат биологических наук, доцент кафедры ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования Поволжской государственной педагогической академии, [email protected], Самара

Ильина Валентина Николаевна

Кандидат биологических наук, доцент кафедры ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования Поволжской государственной педагогической академии, [email protected], Самара

ВОПРОСЫ БОТАНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИя В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматриваются основные тенденции последних лет в обучении ботанике и смежным дисциплинам в педагогических вузах. Отмечено изменение в учебных планах при переходе к бакалавриату. В 2011 и 2012 годах в вузе были открыты два направления подготовки бакалавров. Малое количество часов на ботанические дисциплины в государственных образовательных стандартах нового поколения осложняет повышение уровня профессиональной подготовки студентов. Благодаря дисциплине «Ботаническое краеведение» расширилась возможность ознакомления студентов с региональными особенностями флоры и растительности.

Ключевые слова: изучение и мониторинг растительного покрова; участие студентов.

Ustinova Alina Alekseevna

Candidate of Biological Sciences, Professor of the Department of botany, general biology, ecology, biological and ecological education at the Povolzhskaya State Academy of Social Sciences and Humanities, [email protected], Samara

Mitroshenkova Anna Evgenievna

Candidate of Biological Sciences, Associate professor of the Department of Botany, general biology, ecology, biological and ecological education at the Povolzhskaya State Academy of Social Sciences and Humanities, [email protected], Samara

Ilina Valentina Nikolaevna

Candidate of Biological Sciences, Associate professor of the Department of Botany, general biology, ecology, biological and ecological education at the Povolzhskaya State Academy of Social Sciences and Humanities, [email protected], Samara

QUESTIONS OF BOTANICAL EDUCATION IN PEDAGOGICAL HIGHER

EDUCATION INSTITUTION

Abstract. In article the main tendencies of the last years in training in botany and related subjects in pedagogical higher education institutions are considered. Change in curricula is noted upon transition to a bachelor degree. In 2011 and 2012 in higher education institution two directions of preparation of bachelors were open. The small number of hours on botanical disciplines in the state educational standards of new generation complicates increase of a professional standard of students. Thanks to discipline "Botanical study of local lore" access of students to regional features of flora and vegetation is extended.

Keywords: studying and monitoring of a vegetable cover; participation of students.

Биологическое образование представляет собой существенную часть общекультурного процесса и абсолютно необходимо в подготовке и воспитании студентов естественного профиля (биологов, экологов, географов и др.). Ботанические знания в их фундаментальном и прикладном значении -основа подготовки современного компетентного учителя-естественника новой формации. Такой учитель должен осуществлять образование в интересах устойчивого развития. В связи с этим, проблемы и важность высшего профессионального и среднего ботанического образования обсуждались на прошедшей в Новосибирском госпеду-ниверситете на 1-ой научно-практической конференции «Ботаническое образование в России: прошлое, настоящее, будущее» (май 2013 г.) и будут обсуждаться на XII съезде Русского Ботанического общества (Тольятти, сентябрь 2013 г.).

Ботаники Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (бывшего Самарского педагогического университета, далее - ПГСГА) активно участвуют в исследовании растительного покрова Среднего Поволжья. Изучается флора и растительность речных долин, истоков малых рек, естественных и искусственных водоемов, овражно-балочных систем, карстовых структур, долинно-водосборных геосистем, а также состояние ценопопуляций реликтовых, эндемичных и редких для Самарской области растений. Большое внимание сотрудники кафедры уделяют динамике растительности под влиянием природных и антропогенных факторов [4].

Благодаря регулярной организации геоботанических экспедиций ко всем вышеперечисленным исследованиям удается привлекать студентов разных курсов. Имея основательную подготовку по ботанике, студенты специалитета, особенно члены ботанического кружка, активно включались в познание местной природы, участвуя вместе с преподавателем в научном поиске. Сбор полевых материалов в природе обеспечивал экспериментальную основу курсовых и дипломных работ, выполняемых на кафедре.

Приобщение к научной деятельности с младших курсов давало возможность обстоятельной подготовки будущих аспирантов и последующей успешной защиты диссерта-

ций. Именно такие участники экспедиций теперь составляют основной потенциал ботанической части кафедры ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования ПГСГА. Многие выпускники посвятили себя преподаванию биологии в школе, стали известными в области организаторами эффективной научной работы учащихся по изучению и охране местной флоры и растительности. Совместно с другими специалистами ботаники ПГСГА были инициаторами выделения памятников природы Самарской области [1; 6]. Выявление новых растительных объектов, нуждающихся в охране, продолжается и в настоящее время, а с середины 1990-х гг. активно проводится мониторинг флоры и растительности охраняемых территорий [5]. Нами написано более 160 очерков о редких и охраняемых видах растений в Красную книгу Самарской области [3].

Ботанические дисциплины на естественно-географическом факультете (далее - ЕГФ) ПГСГА являются неотъемлемой частью учебного процесса в системе профессиональной подготовки учителей и включены как федеральный компонент в раздел «Дисциплины предметной подготовки». «Ботанику с основами фитоценологии» студенты специалитета изучали два года: 1 курс изучал раздел «Анатомия и морфология растений», 2 курс - раздел «Систематика растений». После каждого курса учебным планом была предусмотрена полевая практика по ботанике, которая в целом, составляла четыре недели (с 2006 г. - три недели). В программы полевых практик были включены вопросы изучения флоры и растительности различных местообитаний на территории Самарской области, знакомство с памятниками природы, навыки мониторинга.

В 2011 году с введением стандартов третьего поколения в работу высших учебных заведений [7] на факультете было открыто направление подготовки бакалавров 050100.62 Педагогическое образование профили «Биология и География», «Биология и Химия» (очная форма обучения - 5 лет, заочная - 6 лет). Дисциплина «Ботаника» в учебных планах этого направления входит в вариативную часть профессионального цикла дисциплин и изучается только один год на 1 курсе, а полевая практика по ботанике сокращена до 1 недели. Такое сокращение

длительности полевых практик наносит большой ущерб знаниям студентов, так как навык исследований в природе обеспечивает добротную основу для будущей творческой работы с учащимися. Среди дисциплин и курсов по выбору кафедрой введен предмет «Ботаническое краеведение». Благодаря этой дисциплине несколько расширилась возможность ознакомления студентов с региональными особенностями распространения флоры и растительности. Но и «Ботаническое краеведение» тоже изучается только на 1 курсе, что является существенным недостатком высшего профессионального ботанического образования в целом.

В 2012 году на ЕГФ было открыто ещё одно направление подготовки бакалавров 022000.62 Экология и природопользование профиль «Экология» (очная форма обучения - 4 года). Квалификация по итогам обучения - «Бакалавр экологии и природопользования». В учебном плане этого направления «Ботаника» входит в вариативную часть математического и естественнонаучного цикла дисциплин и изучается всего один семестр на 1 курсе, а полевая практика сокращена до 5 дней. Такое малое количество часов на ботанические дисциплины в государственных образовательных стандартах нового поколения серьёзно осложняет реализацию усилий профессорско-преподавательского состава кафедры по повышению уровня профессиональной подготовки студентов. А ведь ботаника является общетеоретической, базисной, фундаментальной дисциплиной, необходимой для заложения основ биологических знаний, для понимания и усвоения таких дисциплин, как микробиология, экология растений, биогеография, физиология растений и др.

Одной из форм, компенсирующих малое число часов, отведенное новым стандартом на ботаническое образование, является самостоятельная работа студентов. Она может включать разнообразные теоретические и практические задания: подготовка рефератов с последующим критическим обсуждением, изготовление разного рода моделей, разработка презентаций, камеральная обработка материалов полевых практик и специальных исследований, участие в совместных публикациях с научным руководителем и т.п. Успешность данного вида работы в большой

степени зависит от дисциплинированности, ответственности и интереса со стороны студентов.

В современных условиях значительно возросла роль информационных технологий. Если раньше прогресс связывали с производством, индустриализацией, то сейчас генеральным направлением развития цивилизации стало создание постиндустриального информационного общества. Качественная организация образовательного процесса и подготовка современного высококвалифицированного специалиста невозможна без информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) [2]. Поэтому на кафедре ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования ПГСГА большое внимание уделяется внедрению ИКТ в образовательный процесс. Для поддержки лекционного курса, лабораторно-практиче-ских занятий преподаватели ботанических дисциплин используют электронные мультимедийные ресурсы и создают электронный банк учебно-методических материалов. В настоящее время на кафедре создана достаточно солидная база для электронного сопровождения ботанических дисциплин.

Количество приобретенного программного обеспечения (электронные учебники, пособия, энциклопедии на CD и т.п.) в данное время составляет около 30 единиц. Только за прошедший учебный год было разработано 4 электронных пособия по различным ботаническим дисциплинам, 59 лекций представлено в электронном формате с презентациями. Формирование банка электронных материалов происходит также за счёт электронных версий лабораторных и практических работ. К 72 темам лабораторно-практических занятий по ботанике с основами фитоценологии, экологии растений и другим ботаническим дисциплинам подготовлены раздаточные и другие учебно-методические материалы.

На кафедре планомерно происходит обновление базы данных, которая включает в себя электронные варианты основных учебников, учебных пособий и методических рекомендаций, в том числе, разработанных и нашими преподавателями. В их число входят компьютерные варианты таких учебных пособий, как «Экология водных растений» (В. В. Соловьёва, В. И. Матвеев, С. В. Сак-сонов, 2005), «Сосудистые растения

Самарской области» и «Флора Самарской области» (под ред. А. А. Устиновой и Н. С. Ильиной, 2007) и т.д. Часть работ, например, «Морфология листа» [8], создавались непосредственно в виде электронных брошюр и рассчитаны на использование мультимедийного оборудования. Кафедра ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования постепенно переходит к созданию виртуальных альбомов для лабораторных занятий и виртуального гербария. Данный прием создает возможность ухода от таких трудоёмких, весьма непопулярных у студентов форм регистрации (рисунки в альбоме) к современным технологиям.

Кроме базовых ИКТ преподаватели кафедры используют информационные технологии, имеющие специфическую направленность. Например, GPS - навигаторы активно применяются на полевых практиках по ботанике с основами фитоценологии, а также во время экспедиционных исследований.

По нашему мнению, нет необходимости еще раз подчеркивать значимость качественного образования у выпускников вузов, однако ботаническое образование наряду с другими биологическими дисциплинами требует серьезного углубления. Биология является сложнейшим предметом естественнонаучного цикла, так как требует запоминания большого фактического материала и высокого уровня его теоретического обобщения.

Библиографический список

1. «Зелёная книга» Поволжья: Охраняемые природные территории Самарской области. - Самара: Кн. изд-во, 1995. - 352 с.

2. Концепция создания и развития информационно-образовательной среды ГОУ ВПО СГПУ на 2006-2011 гг. - Самара: Изд-во «Научно-технический центр», 2006. - 39 с.

3. Красная книга Самарской области. - Т. 1. Редкие виды растений, лишайников и грибов. -Тольятти: ИЭВБ РАН, 2007. - 372 с.

4. Природа Куйбышевской области. - Куйбышев: Куйб. кн. изд-во, 1986. - 463 с.

5. Устинова А. А., Ильина Н. С., Соловьева В. В., Митрошенкова А. Е. Мониторинг флоры и растительности природно-территориальных комплексов Самарской области: проблемы и перспективы // Охрана растительности и животного мира Поволжья и сопредельных территорий: Мат-лы Всерос. науч. конф. - Пенза, 2003. - С. 245-247.

6. Устинова А. А., Матвеев В. И., Ильина Н. С., Соловьева В. В., Митрошенкова А. Е., Родионова Г. Н., Шишова Т. К., Ильина В. Н. Охраняемые природные территории Самарской области: выделение, мониторинг, растительный покров // Известия Самарского научного центра РАН. - 2011.Т. 13. - №1 (6). - С. 1523-1528.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. - № 46. -25 с.

8. Шишова Т. К., Ильина Н. С., Устинова А. А., Матвеев В. И. Морфология растений. - Ч. 1. - 2-е изд. - Самара: ПГСГА, 2011. - 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.