Научная статья на тему 'Вопросу формирования ресурсного обеспечения регионального ТРК'

Вопросу формирования ресурсного обеспечения регионального ТРК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросу формирования ресурсного обеспечения регионального ТРК»

тельности человека, проведение полноценного отдыха граждан.

Реальному осуществлению медико-оздоровительной и лечебно-профилактической стратегии развития СКК, как полагает автор, может способствовать не только количественная обеспеченность местами для лечащихся и отдыхающих в здравницах санаторно-курортного комплекса в рамках анализируемого тер-риториально-районированного домена, но и широкий и качественный ассортиментный комплекс услуг, предлагаемый широкому кругу их потребителей в лечебно-оздоровительных учреждениях СКК. При этом сложившийся широкий ассортимент предлагаемых услуг гражданам в учреждениях СКК может быть увеличен за счет универсализма сети учреждений СКК. Это связано с тем, что туристские организационно-правовые структуры могут быть не только базами туризма, но и кемпингами. Дома отдыха могут быть расширены по видам оказания услуг отдыхающим не столько за счет их универсальности по отношению к отдыхающим и оздоравливающимся, сколько за счет их профилизации по возрастным группам граждан и ведомственной подчиненности. Так, например, учреждения СКК для отдыхающих могут иметь профиль пансионатов (домов), баз отдыха, предназначенных и для широкого круга отдыхающих, и для граждан конкретного ведомства, предприятия, финансирующих, укрепляющих и расширяющих их материально-техническую базу.

Кроме того, в соответствии со сформированными нами функциональными, а также обобщающей стратегиями управления СКК, ориентированными в стратегическом периоде как на экономическое, финансовое, материально-техническое его обеспечение, так и

на оказание медико-оздоровительных, лечебно-профилактических, развлекательных и туристско-экскурсионных услуг значительному числу потребителей (не менее 500 тыс. чел. в год), существующий уровень неравномерности распределения учреждений СКК необходимо скорректировать с целью насыщения южной (морской) части СКК рекреационными учреждениями санаторно-курортного типа со специализированными услугами медико-диагностического, лечебно-профилактического, оздоравливающего характера.

Считаем, что в настоящее время развитие СКК должно определяться и текущими, и перспективными стратегическими целями, обеспечивающими не только потребность рынка в оказании СКУ комплексного характера, но и определяющими объемы обслуживания потребителей разнородных медико-оздоровительных, лечебно-профилактических, туристско-экскур-сионных и иных услуг для отдыхающих и оздоравли-вающихся граждан на долгосрочную перспективу при наиболее рациональном использовании природно-климатических ресурсов и привлечении таких групп потребителей санаторно-курортных и иных услуг, которые в существенной мере способствуют экономическому росту территориально-районированного образования, его СКК.

Литература

1. Ветитнев A.M. Маркетинг санаторно-курортных услуг. М., 2001.

2. Скобкин С.С. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе. М., 2001.

3. Яковенко Г.В., Винокуров Б.А., Ветитнев А.М. Экономика туристических и санаторно-курортных предприятий. Сочи, 2006.

20 сентября 2006 г.

Институт экономики, права и гуманитарных специальностей, г. Краснодар

© 2006 г. Е.С. Богомолова, Н.Г. Шаповалова

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

РЕГИОНАЛЬНОГО ТРК

В настоящее время российский туристский рынок ориентируется на расширение комплексности предоставляемых услуг на основе становления высокоэффективного и конкурентоспособного регионального тури-стско-рекреационного комплекса (ТРК). Каждый из регионов РФ в определенной степени располагает собственным ТРК, который взаимодействует с местным территориальным финансово-хозяйственным комплексом. Развитие ТРК происходит с учетом ресурсных возможностей региональной туристской отрасли, ее специализации и мотивации поведенческого характера потребителей туристско-рекреационных услуг.

С экономической точки зрения под ТРК следует понимать объединение туристско-рекреационных предприятий, взаимодействующих и управляемых на организационно-правовой базе с целью оказания услуг в сфере туризма и рекреации в соответствии с формируемым потребительским спросом на рынке данных услуг. ТРК содействует значительному повышению уровня организации производства его пред-

приятий на основе специализации, кооперирования и других организационных форм. Объединение турист-ско-рекреационных предприятий в региональный ТРК позволяет повысить многообразие туристского продукта, создает благоприятные возможности для предпринимательской деятельности, например, для небольших туристских баз, гостиниц, ресторанов и т.д.

В свою очередь туристско-рекреационные предприятия представляют собой хозяйствующие субъекты, специализирующиеся на предоставлении услуг массового отдыха, досуга, оздоровления, расположенные на территориях туристского и рекреационного назначения с целью удовлетворения соответствующих потребностей туристов и рекреантов.

Рассматривая ТРК как систему, необходимо выделить управляющую подсистему, которая является регулирующим звеном всех подсистем (производственно-технической, ресурсной, управляющей, инфраструктурной, институциональной) (рис.1). Все подсистемы ТРК не только взаимосвязаны, но и составляют

единое целое, способствующее эффективному управлению туристско-рекреационными предприятиями.

Современный ТРК предполагает формирование туристского продукта путем объединения и координирования ресурсов туристских и рекреационных предприятий на региональном и межрегиональном уровнях. Такой подход способствует развитию более сбалансированного туристско-рекреационного ком-

плекса, имеющего своей целью предоставление качественных рекреационных и туристских услуг. Для выполнения этой цели необходимо управление ресурсным обеспечением предприятий ТРК, включающего формирование, использование и контроль за потреблением необходимых финансовых, трудовых, рекреационных, информационных и других ресурсов.

Туристско-рекреационный комплекс

Управляющая подсистема: - объекты органов управления

к

-4----- Производственно-техническая подсистема: - производственные технические объекты 1 г Ресурсная подсистема: - рекреационные; - финансовые; - трудовые; - информационные и другие ресурсы 1 г Инфраструктурная подсистема: - коммуникационные объекты — —- Институциональная подсистема: - объекты органов государственного регулирования

1 1 1 1

L Г

Управляемая подсистема

Рис. 1. Состав туристско-рекреационного комплекса

Ресурсы в существенной мере определяют способность предприятий ТРК производить турпродукты и услуги для удовлетворения спроса. Они создают возможность расширения туристско-рекреационного производства, определяемую активами, запасами, внутренними резервами ТРК, а также природными и социальными условиями, в которых он действует.

Безусловно, важным условием формирования ресурсного обеспечения ТРК является обеспеченность и востребованность рекреационных ресурсов, а также доступность региона, что в первую очередь определяется его географическим положением. Можно также утверждать, что практически все субъекты РФ обладают рекреационными ресурсами, которые могут быть использованы для рекреации и восстановления здоровья человека. Значит, практически все субъекты могут располагать условиями для организации рекреационной деятельности.

Природные ресурсы обладают рекреационным и туристским потенциалом, но степень использования его различна и зависит от рекреационного спроса и специализации региона. Только при условии сосредоточения в одном регионе или на одной локальной территории рекреационных ресурсов эту местность можно отнести к разряду рекреационных или рассматривать ее как единый комплексный рекреационный ресурс. Чем разнообразнее ресурсы, тем выше рекреационный потенциал региона и возможности его экономического развития и использования.

Так, например, ТРК Республики Адыгея включает в себя климатические, горно-климатические и бальнеологические ресурсы, что позволяет ТРК функционировать круглогодично. Комплексная оценка природных рекреационных ресурсов республики показывает, что они благоприятны для развития лечебно-оздоровительного отдыха, спортивного, экологического туризма. Территория республики обеспечена минеральными водами и лечебными грязями, запас

которых составляет около 60 тыс. м и при обогащении их сероводородной водой приобретают все качества, свойственные лучшим лечебным грязям Кубани.

Республика Адыгея отличается богатством и разнообразием рекреационных ресурсов, позволяющих развивать все природоориентированные формы туризма и экскурсионную деятельность. Основными объектами туризма традиционно выступают Лаго-Накское нагорье с Фишт-Оштенским горным массивом (21 тыс. га); район природного парка Большой Тхач (7 тыс. га); бассейны малых рек Аминовка, Пол-ковицкая балка, Руфабго ( 12 тыс. га); горный массив Физиабго ( 3 тыс. га). Большая часть горной Адыгеи (высокогорное плато Лаго-Наки и Фишт-Оштенский горный массив) входит в состав Кавказского биосферного заповедника, являясь составной частью объектов всемирного природного наследия «Западный Кавказ» под эгидой ЮНЕСКО.

Ограниченность всех ресурсов, в том числе и финансовых, обусловливает необходимость исследования финансовых потребностей предприятий ТРК. Оценка источников финансирования туристско-рекреационных предприятий показала отсутствие долгосрочных и краткосрочных займов. Нехватка источников финансирования деятельности предприятий ТРК республики приводит к снижению объема предоставляемых услуг. В данном случае необходимо оптимальное сочетание привлечения финансовых ресурсов за счет собственного дохода (начисленной амортизации, нераспределенной прибыли) и за счет внешних источников (кредита, эмиссии ценных бумаг).

Основная проблема кредитования предприятий ТРК республики заключается в ограниченности не только иностранных, но и отечественных займов. Высокие процентные ставки по кредитам банков, увеличивающие себестоимость турпродукта и недостаток денежных средств для погашения полученных кредитов (заемных средств) привели к снижению в 2000-2003 гг.

доли банковских кредитов в источниках формирования средств предприятий ТРК на 24 млн р. (рис. 2).

Следовательно, управление финансовыми ресурсами ТРК региона требует дополнительных источни-Тыс. р.

50000

ков их формирования и повышения роли государственного регулирования процессов финансирования в рамках совершенствования хозяйственного механизма развития регионального ТРК.

10000

1999 2000 2001 2002

— Собственные средства —•—Заемные средства

2003 Годы

*Составлено по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики Республики Адыгея. Рис.2. Динамика источников финансирования финансово-хозяйственной деятельности предприятий ТРК Республики Адыгея

В процессе действия финансового механизма государственный интерес реализуется путем инвестирования региональных программ развития. Так, для реализации федеральной целевой программы «Юг России» в 2003-2006 гг. из федерального бюджета должны выделяться инвестиции на развитие рекреационной инфраструктуры ТРК Республики Адыгея в объеме 372 млн р., в том числе на развитие инфраструктуры горнолыжного комплекса на плато Лаго-Наки в размере 279 млн р. и на развитие спортивного туризма в Майкопском районе республики - 93 млн р.

На реализацию мероприятий данной программы из федерального и республиканского бюджетов было выделено и освоено инвестиций в 2003-2004 гг. в объеме 140,3 млн р. При этом освоение поступивших средств из федерального бюджета составило 95,3 %. В настоящее время продолжается работа по созданию горнолыжного комплекса на Лагонакском нагорье на основе строительства коммуникаций инфраструктуры данного туристского объекта (высоковольтных линий электропередач, автомобильных дорог, мостовых переходов и т.п ).

Решение многих проблем современных предприятий ТРК зависит от обеспеченности его производства и управления квалифицированными и креативными специалистами. Если вопрос профессиональной квалификации для предприятий ТРК может быть решен путем подбора кадров со специальным туристским образованием или стажем, то вопросы активности, ответственности, творческого подхода персонала к делу решаются путем управления внутри фирмы. В формировании профессионально-квалификационной структуры трудовых ресурсов предприятий ТРК прослеживается следующая тенденция: в тех дестинациях, где размещены наиболее крупные ТРП, имеет место высокий уровень квалифицированного труда персонала.

Трудовые ресурсы представляют собой фактор производства туристского продукта, они занимают промежуточное положение между экономическими категориями «население» и «совокупная рабочая сила». В количественном отношении в состав трудовых ресурсов входит все трудоспособное население, занятое независимо от возраста в сфере туристской отрасли.

Анализ степени обеспеченности республики трудовыми ресурсами выявил сложную ситуацию в области естественной и механической динамики населения. Отрицательный естественный прирост населения трудоспособного возраста уменьшился с - 5,3 %о до -4,9 %о. Причиной депопуляции в Республике Адыгея, как и в России, является естественная убыль населения. Оценка демографической ситуации в Республике Адыгея показывает, что миграция выступает в качестве одного из существенных источников прироста трудовых ресурсов. Необходимо регулировать миграционные потоки и перераспределять ресурсы труда, придавать развитию трудовых ресурсов республики более выраженную функциональную направленность в туристско-рекреационную сферу.

Низкая численность работающих на предприятиях ТРК республики обусловлена отсутствием развитой рекреационной инфраструктуры и достаточно низким уровнем оплаты труда. Квалификационный состав и образовательный уровень не соответствует современным требованиям организации туристско-рекреацион-ного производства: из общей численности только 13 % имеют высшее, среднее или дополнительное туристское образование.

Разумное использование ресурсов (рекреационных, финансовых, трудовых) предполагает информационный обмен (на базе информационных ресурсов) между предприятиями ТРК. Отличие между информационными и перечисленными ресурсами заключается в изобилии знаний и сведений (информации). Включение информации в состав ресурсов не снимает неопределенности термина «информационный ресурс», поскольку нет однозначного подхода к тому, какую информацию считать ресурсом. Анализ определений, существующих в различных источниках, показывает, что в состав информационных ресурсов включается вся (любая) информация и ее подмножества, для выделения которых авторы используют различные, подчас несовместимые критерии, например: классы информации, виды документов, виды носителей, организационные структуры и др.

Так, Ю. Н. Константинов считает, что с экономической точки зрения информационные ресурсы «пред-

ставляют собой сведения и знания, получаемые и накапливаемые в процессе развития науки и техники, которые могут быть использованы в управлении как фактор увеличения объемов производства и повышения его эффективности» [1].

А.П. Веревченко относит к «информационным ресурсам всю накопленную информацию, зафиксированную на материальных и иных носителях» [2]. В Законе РФ «Об информации, информатизации и защите информации» под информационными ресурсами понимаются «отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)» [3].

В общем случае информационные ресурсы формируются в результате деятельности предприятий ТРК, в процессе чего осуществляются сбор, обработка, распространение, хранение, поиск и выдача информации по запросам или регламенту.

Если информационные ресурсы используются на предприятиях ТРК как обеспечивающие и вспомогательные средства, то уже общим результатом выступают материальные блага и услуги, но при этом их использование позволяет резко сократить потребление перечисленных ресурсов, что способствует экономии средств предприятий ТРК.

Использование рекреационных, финансовых, трудовых и других ресурсов в значительной степени зависит от состояния информации. Анализ общей структуры информационных ресурсов показывает, что в настоящее время информационное обеспечение предприятий ТРК происходит через информационную систему, позволяющую координировать требуемые ресурсы и определять оптимальные управленческие решения в сфере ресурсного обеспечения.

Следовательно, информационная система ресурсного обеспечения ТРК представляет собой совокупность баз и банков данных, информационно-статистических систем и сетей, осуществляющих информационное взаимодействие предприятий ТРК на основе коммуникационных связей, способствует решению проблем прогнозирования потребности в кад-

рах, а также эффективного использования трудовых ресурсов с учетом специфики туристской - рекреационной деятельности. Применение информационной системы ресурсного обеспечения позволяет турист-ско-рекреационным предприятиям получать экономическую, правовую, статистическую и иную информацию, необходимую для их эффективного развития.

Каждый из указанных видов ресурсов, рассмотренных ранее, представляет собой совокупность возможностей достижения целей ТРК. Это означает, что, имея в своем распоряжении те или иные средства производства (производственные помещения, оборудование, инвентарь и т. п.), кадры и прочие ресурсы, организация ресурсного обеспечения способна в той или иной степени удовлетворять изменяющиеся цели и задачи предприятий ТРК, а также потребности потенциальных потребителей.

Таким образом, формирование ресурсного обеспечения представляет собой одну из важнейших функций, реализация которой влияет на уровень развития хозяйствующих субъектов, эффективность их функционирования и предусматривает взаимодействие всех элементов регионального воспроизводства. Исследование его закономерностей необходимо для рационального, эффективного распределения ресурсов при координировании всех подсистем ТРК.

В связи с этим в основу организации ресурсного обеспечения должно быть положено соблюдение целого рядов принципов, среди которых наиболее важными являются: взаимосвязь наличия возможных ресурсов с выбираемой стратегией развития, максимизация ресурсоотдачи, взаимозаменяемость ресурсов, экономичность использования ресурсов, формирование административного воздействия, информационная обеспеченность.

Механизм формирования ресурсного обеспечения деятельности ТРК, с одной стороны, определяется теми финансовыми, трудовыми, рекреационными, информационными и другими ресурсами, которыми он располагает сегодня, а с другой - возможностями повышения ресурсного потенциала и привлечения финансирования в соответствии с целями и задачами развития ТРК (рис.3).

Рис. 3. Механизм формирования ресурсного обеспечения ТРК

Главная задача и проблема теории и практики ресурсного обеспечения состоят в апробации способов максимизации его потребительского эффекта, полезности с учетом ограниченности ресурсов, которые могут быть использованы для получения желаемого результата.

Таким образом, рассмотрение экономических вопросов формирования ресурсного обеспечения призвано способствовать комплексному развитию предприятий ТРК. Функционирование ресурсного обеспечения предусматривает взаимодействие всех элементов регионального воспроизводства. При этом меха-

низм ресурсного обеспечения должен быть ориентирован на выявление резервов использования ресурсов с учетом качественных факторов роста региональной экономики.

Литература

1. Константинов Ю.Н. Парадоксы рынка: информационный дефицит // Информационные ресурсы России. 1997. № 1. С. 36.

2. Веревченко А.П. Информационные ресурсы: определения, основные понятия // ЯАр^'шжшатги.

3. Закон РФ «Об информации, информатизации и защиты информации». М., 1995.

3 июля 2006 г

Майкопский государственный технологический университет

© 2006 г. С.М. Бухонова, Е.Д. Чикина

МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

В настоящий момент проблема устойчивого развития приобретает первостепенное значение, становится стержнем всей экономической политики, задает контуры всех стратегических решений. Обеспечение устойчивого развития входит в состав важнейших функций как отдельного предприятия, так и государства в целом.

В «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» под таковым подразумевается «стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы». Оно может осуществляться на уровне государства, если критерием будет выступать не максимальное извлечение прибыли, не рыночная эффективность, а экологическая устойчивость экономической системы [1, с.37]. Это подтверждается работой С.П. Бараненко, в которой говорится, что «обязанностью государственной власти, с точки зрения обеспечения устойчивого развития общества, должно быть определение пределов развития экономики и обеспечение ее функционирования в рамках этих пределов» [2, с.15].

Другой экономический подход к устойчивому развитию определил Л. Абалкин «... обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха.» [3, с.78]. В соответствии с данным определением, выделяются три важнейших элемента экономической безопасности: экономическая независимость, стабильность и устойчивость национальной экономики, способность к саморазвитию и прогрессу. Одновременно они являются основными условиями ее сохранения. И можно сказать наоборот, что экономическая безопасность предполагает только устойчивое развитие, поэтому его можно рассматривать в неразрывной связи с экономической безопасностью страны, региона или предприятия.

В настоящее время существует множество определений устойчивого развития, и их количество продолжает расти. Это отражает как сложность самого понятия, включающего социальные, экономические и

экологические аспекты развития человечества, так и несовпадение взглядов представителей разных научных направлений. Устойчивое развитие как экономическая категория довольно масштабное понятие и поэтому многие авторы определяют его как сбалансированное функционирование трех составляющих: природы, общества и экономики. Экологический подход предполагает направить усилия общества на сохранение природных ресурсов, вводя ограничения на различные виды деятельности с точки зрения отдаленных результатов воздействия на окружающую среду. Социальный подход ориентирован на борьбу с неравенством возможностей. Экономический подход определяет устойчивое развитие как соблюдение баланса между хозяйственной деятельностью человека и окружающей природной средой. Поэтому современные ученые-экономисты различают понятия устойчивого развития в соответствии с объектом рассмотрения, т. е. развитие биосферы, государства, региона, города, отрасли, предприятия и т.д. Такое разграничение понятий позволяет решать проблемы в соответствии с определенным экономическим и территориальным уровнями, что в свою очередь не вызывает путаницы.

В отечественной экономической литературе в отношении устойчивого развития предприятия нет общего подхода к определению, общей методологии, методов и способов оценки. Научные исследования и публикации по проблематике устойчивого развития носят в большинстве своем мировоззренческий характер.

На содержательном уровне под устойчивостью предприятия нами понимается его способность под воздействием различных факторов продолжать функционировать с достаточной эффективностью. В противном случае предприятие оказывается неустойчивым и не способным к развитию.

Из определения следует, что для развития предприятия необходимо сохранение внутренней стабильности и сохранение (повышение) эффективности функционирования при воздействии различных факторов (внешних и внутренних). Только наличие этих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.