Научная статья на тему 'Вопросительные предложения как текстообразующее средство (на примере публицистического текста-рассуждения)'

Вопросительные предложения как текстообразующее средство (на примере публицистического текста-рассуждения) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1207
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ / ТЕКСТ-РАССУЖДЕНИЕ / ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ / СТИЛИСТИЧЕСКИЕ РАЗНОВИДНОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫХ ТИПОВ РЕЧИ / ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ РАССУЖДЕНИЕ / ВОПРОС / ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ / ТЕКСТООБРАЗУЮЩИЕ ФУНКЦИИ ВОПРОСИТЕЛЬНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ВОПРОСА / КОГНИТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ВОПРОСА / FUNCTIONAL-SEMANTIC TYPES OF SPEECH / TEXT-DISCUSSION / PUBLICISTIC STYLE / STYLISTIC TYPES OF FUNCTIONAL-SEMANTIC TYPES OF SPEECH / PUBLIC TEXT-DISCUSSION / QUESTION / INTERROGATIVE SENTENCE / TEXT-FORMING FUNCTIONS OF THE INTERROGATIVE SENTENCE / QUESTION COMMUNICATION FUNCTION / COGNITIVE FUNCTION OF THE QUESTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Калинина Алевтина Анатольевна

В статье рассматривается проблема функционирования вопросительных предложений в роли текстообразующего средства в текстах-рассуждениях публицистического стиля как одной из стилистических разновидностей функционально-смысловых типов речи, входящая в круг проблем, касающихся использования языковых средств в текстах различных стилей и типов речи. Использование вопросительных предложений в качестве средства текстообразования трактуется как реализация текстообразующих потенций, вытекающих из самой природы вопросительного предложения и специфики его функционирования: текстообразующая функция вопросительных предложений базируется на закономерностях функционирования вопроса в процессе коммуникации и в процессе мыслительной деятельности, т. е. на коммуникативной и когнитивной функциях вопроса. Типологические особенности публицистического рассуждения определяются как благоприятствующие широкому и продуктивному использованию вопросов в качестве текстообразующего средства именно в данном типе текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERROGATIVE SENTENCES AS A TEXT-FORMING MEANS (ON THE EXAMPLE OF PUBLIC TEXT-DISCUSSION)

The article deals with the problem of the functioning of interrogative sentences in the role of text-forming means in the text-discussion of a publicistic style as one of the stylistic types of functional-semantic types of speech, which is among the problems concerning the use of language means in texts of various styles and types of speech. The use of interrogative sentences as a means of text formation is interpreted as the realization of text-forming potencies arising from the very nature of the interrogative sentence and the specifics of its functioning: the text-forming function of interrogative sentences is based on the laws of question functioning in the process of communication and in the process of thinking, on the communicative and cognitive functions of the question. Typological features of publicistic style are defined as favoring the wide and productive use of questions as a text-forming tool in this type of text .

Текст научной работы на тему «Вопросительные предложения как текстообразующее средство (на примере публицистического текста-рассуждения)»

УДК 81-114.2

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ КАК ТЕКСТООБРАЗУЮЩЕЕ СРЕДСТВО (НА ПРИМЕРЕ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА-РАССУЖДЕНИЯ)

© Калинина Алевтина Анатольевна доктор филологических наук, доцент, Марийский государственный университет Россия, 424000, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, 1 E-mail: [email protected]

В статье рассматривается проблема функционирования вопросительных предложений в роли текстообразующего средства в текстах-рассуждениях публицистического стиля как одной из стилистических разновидностей функционально-смысловых типов речи, входящая в круг проблем, касающихся использования языковых средств в текстах различных стилей и типов речи. Использование вопросительных предложений в качестве средства текстообразования трактуется как реализация текстообразующих потенций, вытекающих из самой природы вопросительного предложения и специфики его функционирования: текстообразующая функция вопросительных предложений базируется на закономерностях функционирования вопроса в процессе коммуникации и в процессе мыслительной деятельности, т. е. на коммуникативной и когнитивной функциях вопроса. Типологические особенности публицистического рассуждения определяются как благоприятствующие широкому и продуктивному использованию вопросов в качестве текстообразующего средства именно в данном типе текста. Ключевые слова: функционально-смысловые типы речи; текст-рассуждение; публицистический стиль; стилистические разновидности функционально-смысловых типов речи; публицистическое рассуждение; вопрос; вопросительное предложение; тексто-образующие функции вопросительного предложения; коммуникативная функция вопроса; когнитивная функция вопроса.

Роль вопросительных предложений как текстообразующего средства общепризнанна. «Употребляясь в письменной (монологической) речи, вопросительные предложения являются одним из основных синтаксических средств тексто-образования, реализуя свои функции как в пределах ССЦ, так и в объемном завершенном тексте» [5, с. 178]. Эти функции по-разному и на разной основе реализуются в текстах, относящихся к различным функционально-смысловым типам речи, а также зависят от стиля, в котором они созданы.

Предметом исследования является публицистический текст типа рассуждения — собственно публицистический и научно-публицистический, в т. ч. научно-популярный, где также очень сильно публицистическое начало. Жанр — аналитическая статья как аналитическая разновидность информационного подстиля. Выбор объекта не является случайным, поскольку тексты публицистического стиля создаются чаще всего как тексты-рассуждения.

Проблема использования вопросительных предложений в качестве текстооб-разующего средства достаточно объемна, поэтому мы ограничимся рассмотрением лишь одного из возможных ее аспектов. Мы попытаемся осмыслить использование вопросительных предложений в качестве средства текстообразования

А. А. Калинина. Вопросительные предложения как текстообразующее средство (на примере публицистического текста-рассуждения)

как реализацию текстообразующих потенций, вытекающих из самой природы вопросительного предложения и специфики его функционирования.

Текстообразующий потенциал вопросительных предложений исследовался, главным образом, на материале художественных текстов. Между тем наиболее ярко текстообразующая функция вопросительных предложений проявляется в текстах публицистического стиля. Широкое применение вопросительных предложений для нужд текстообразования характерно и для текстов типа рассуждения. Именно в этом типе текста вопросительные предложения реализуют свои текстообразующие потенции в максимальной степени.

Использование вопросов в процессе рассуждения как средства, организующего процесс размышления, представляется вполне естественным и органичным. Вопросы — неотъемлемая часть процесса рассуждения. Сам процесс размышления может быть представлен как поиск ответов на возникающие в его ходе вопросы. В этом проявляется организующая роль вопросительного предложения как средства экспликации этого процесса в текстах-рассуждениях.

В своей статье мы придерживаемся взгляда на рассуждение как на функционально-смысловой тип речи (О. А. Нечаева). В трудах О. А. Нечаевой [2, 3], С. А. Арефьевой [1] и др. описываются смысловые и стилистические разновидности рассуждения, рассматриваются их композиционные и языковые особенности.

Разновидности рассуждения зависят от стилистической принадлежности текста-рассуждения. «Стилистические разновидности рассуждения — научное, публицистическое, художественное» [1, с. 9].

Текстообразующая функция вопросительных предложений базируется на закономерностях функционирования вопроса в процессе коммуникации и в процессе мыслительной деятельности.

В устной диалогической речи вопрос является элементом бинарного сверхфразового единства — единства вопросительной и ответной реплик (вопросно-ответное единство). Это единство двух изначально зависимых друг от друга высказываний. В письменном монологическом тексте примером такого локального вопросно-ответного единства может служить вопрос, сопровождаемый ответом самого автора. Ср.: Почему же сожгли не его, а протопопа Аввакума, почему казнили боярыню Феодосию Морозову и прочих страдальцев? Ответ прост: Никона поддерживал царь Алексей Михайлович... (Валерий Большаков. Староверы всея Руси // Загадки истории. № 45. 2018. С. 32).

В качестве вопросно-ответного единства глобального характера можно рассматривать такое построение статьи, когда ее текст представляет собой как бы развернутый ответ на вопрос, вынесенный в заголовок. Модель «вопрос — ответ» может лежать и в основе композиции отдельных частей текста. Проиллюстрируем высказанные положения следующим примером:

Кто убил Лермонтова?

Все мы с детства знаем, что поэт Лермонтов был убит на дуэли с Мартыновым. На самом деле все не так просто.

Обстоятельства дуэли вызывают большие вопросы. <... >

Но кто был заказчиком убийства поэта? Николай I? Вряд ли. Он, конечно, был разгневан на Лермонтова из-за стихотворения «Смерть поэта», за что и

сослал его на Кавказ. Но армейский поручик, пусть и поэт, слишком ничтожная величина для императора.

Тогда кто? Кому было выгодно погубить человека, претендующего на роль первого поэта в стране, где поэт всегда больше, чем поэт? Врагам России? Но каким именно? Ответ на этот вопрос мы вряд ли когда-нибудь получим (Виктор Медников. Кто убил Лермонтова? // Тайны ХХ века. Русская история. № 11 (13). 2018. С. 16-17).

Данная модель организации текста и его структурных частей реализуется в том случае, когда вопрос находится в инициальной позиции по отношению к следующему за ним тексту. Это вопросы-заглавия и вопросы в начале статьи/раздела/абзаца. По употреблению, как правило, это одиночные вопросы.

Направленность на получение ответа — функция вопроса в процессе коммуникации. Однако вопрос — это не только один из видов цели общения, но и носитель определенного рода мыслительного содержания, одна из форм мысли. В вопросительных предложениях фиксируется сам ход размышлений, процесс мыслительной деятельности. Мысль-вопрос, в отличие от мысли-сообщения, — это мысль, лишенная категоричности и полной смысловой завершенности. Это свойство вопроса позволяет использовать его в монологической речи в качестве вопроса-размышления (рефлексивный вопрос), высказывания предположения или сомнения и также с успехом используется в текстообразовании. Употребление вопросительных предложений в качестве средства экспликации процесса размышления позволяет воспроизвести все изгибы и повороты в течении мысли: мысль-вопрос может дробиться на несколько сопутствующих, ответ на вопрос порождает встречный вопрос, который, в свою очередь, становится отправным пунктом для следующего за ним вопроса и т. д.

В данном случае использования вопросительных конструкций в качестве средства текстообразования наблюдаются отступления от структуры «вопрос — ответ» как соотношения реплики-вопроса и реплики-ответа. Вопрос, используемый для экспликации процесса рассуждения, — это не обязательно вопрос, сопровождаемый ответом. Это может быть вопрос, оставшийся без ответа, принципиально безответный вопрос, а также «ответный» вопрос — вопрос, занимающий позицию ответного высказывания. Это может быть цепь логически связанных между собой вопросов, подлежащих обсуждению, либо серия вопросов как возможных ответов на главный вопрос, ср.: Почему Солженицын не стал фигурой, которая бы всех объединила? Оказался пленником созданного образа, не позволившего ощутить того, чего ждала от него страна? — как считает литературовед Игорь Виноградов. Сбылось давнее предсказание священника: «Вы возвращаетесь на поругание?» Или страна не захотела услышать своего пророка, предлагающего обустроить Россию таким образом, чтобы люди стали целью, а не средством политики (Лариса Малюкова. Чувство дома под развалинами // Новая газета. № 137. 10.12.2018. С. 15).

Вопрос в данном случае позволяет выразить собственные мысли и побудить к размышлению читателя. Это не вопрос о неизвестном, а вопрос о том, что непонятно и требует осмысления. Автор не ставит задачу «закрыть» вопрос (тему), поставить в рассматриваемом вопросе точку, не всегда дает и не стремится дать однозначные ответы, готовые решения, предлагая лишь возможные варианты

А. А. Калинина. Вопросительные предложения как текстообразующее средство (на примере публицистического текста-рассуждения)

ответов. В итоге обсуждаемый вопрос «может остаться открытым», нерешенным, ср.:

Спустя четыре месяца после статьи Валерия Зорькина заданная российскому обществу загадка жива и не разгадана. И спикер Госдумы лишь продлил интригу.

К чему бы это? (Лаврентий Павлов. Загадка Валерия Зорькина // Мир новостей. № 6 (1310). 30 января 2019 г. С. 2);

Чем дальше от него (Высоцкого. — А.К.) — тем ближе к этой новой жизни, которую он приближал и которой бы не выдержал.

Выдержим ли мы? (Дмитрий Быков. Владимир Высоцкий — кумир страны, которая его уничтожила // Собеседник+. Спецвыпуск № 1. Февраль 2019. С. 14) (см. также концовку статьи «Кто убил Лермонтова?»)

Позиция такого рода вопросов в структуре текста не является строго закрепленной. Это может быть не только начальная позиция по отношению к тексту статьи/раздела/абзаца, но также интерпозиция и постпозиция. Способ употребления — как одиночный вопрос, так и блок, серия, каскад вопросов. Смысловые типы используемых с этой целью вопросов — вопросы-размышления, вопросы-предположения, вопросы-сомнения, риторические вопросы.

Таким образом, вопросно-ответное построение — основной композиционный принцип текста-рассуждения в публицистическом стиле, в который так или иначе укладываются различные формы изложения материала, что обусловлено типологическими особенностями этого типа текста.

Согласно характеристике публицистического стиля, данной Г. Я. Солгаником, публицистическая речь — «это речь однослойная, в которой преобладает один голос — автора. И публицистическая речь — речь непосредственно авторская, обращенная прямо к читателю» [4, с. 143]. Однако, в отличие от художественной литературы, публицистическое рассуждение — это не внутренние рассуждения автора или персонажа. Это именно публичное рассуждение, в которое оказывается вовлеченным и читатель.

Публицистический текст-рассуждение — это монологический письменный текст, но при этом текст, насыщенный вопросами, авторский монолог, диалоги-зированный за счет автодиалога и виртуального диалога с читателем. На наш взгляд, вопросно-ответная форма изложения в публицистическом тексте-рассуждении — это не только стилистический прием расчленения мысли путем искусственного придания ей вопросно-ответной формы, не только стилистический прием диалогизации монолога, но и естественный способ функционирования вопроса как компонента вопросно-ответного единства и особой формы мысли. Каждый вопрос влечет появление ответной части либо нового вопроса.

Общее предназначение вопросительного предложения в тексте-рассуждении состоит в репрезентации самого процесса размышления — как процесса, направляемого вопросами и осуществляемого при помощи вопросов. В этом проявляется роль вопросов как средства обеспечения общей логической связности текста, последовательности изложения, в т. ч. вопросов, диффузно распространенных по всему пространству текста. Вопросно-ответное построение текста, а также цепочки логически взаимосвязанных вопросов различных типов обеспечивают

связность его элементов как звеньев единой цепи процесса рассуждения, отражают логическую последовательность его этапов.

Текстообразующая функция вопросительных предложений в текстах-рассуждениях публицистического стиля — своеобразное преломление коммуникативной и когнитивной функции вопросов в условиях диалогизированной монологической речи.

Литература

1. Арефьева С. А. Сочинение-рассуждение : учебно-методическое пособие. Йошкар-Ола : ЛИК ПРЕСС, 2003. 64 с.

2. Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1974. 264 с.

3. Нечаева О. А. Типы речи и работа над ними в школе : учебное пособие для студентов. Красноярск : Изд-во КГПИ, 1989. 166 с.

4. Солганик Г. Я. Опыт комплексной характеристики публицистической речи // Текст. Структура и семантика: доклады Х Юбилейной международной конференции / отв. ред. Е. И. Диброва. Т. 1. М. : Светотон ЛТД, 2005. С. 143-154.

5. Сыров И. А. Способы реализации категории связности в художественном тексте: моногр. М. : МПГУ, 2005. 277 с.

INTERROGATIVE SENTENCES AS A TEXT-FORMING MEANS (ON THE EXAMPLE OF PUBLIC TEXT-DISCUSSION)

Alevtina A. Kalinina

Doctor of Philology, Associate Professor

of Russian Language, Literature and Journalism Department

Mari State University

1, Lenin Sq., Yoshkar-Ola, 424000, Russian Federation E-mail: [email protected]

The article deals with the problem of the functioning of interrogative sentences in the role of text-forming means in the text-discussion of a publicistic style as one of the stylistic types of functional-semantic types of speech, which is among the problems concerning the use of language means in texts of various styles and types of speech. The use of interrogative sentences as a means of text formation is interpreted as the realization of text-forming potencies arising from the very nature of the interrogative sentence and the specifics of its functioning: the text-forming function of interrogative sentences is based on the laws of question functioning in the process of communication and in the process of thinking, on the communicative and cognitive functions of the question. Typological features of publicistic style are defined as favoring the wide and productive use of questions as a text-forming tool in this type of text.

Keywords: functional-semantic types of speech; text-discussion; publicistic style; stylistic types of functional-semantic types of speech; public text-discussion; question; interrogative sentence; text-forming functions of the interrogative sentence; question communication function; cognitive function of the question.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.