Научная статья на тему 'Вопрос защиты государства по интересам национальной безопасности как причина нивелирования процесса ВТО'

Вопрос защиты государства по интересам национальной безопасности как причина нивелирования процесса ВТО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
191
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
национальная безопасность / ВТО / Россия / механизм разрешения споров ВТО / ГАТТ / Европейский Союз.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аюшеева Елена Викторовна

в статье рассматривается вопрос понимания национальной безопасности стран-участниц ВТО в механизме разрешения споров. Для примера анализируется кейс DS475 ЕС-РФ меры, влияющие на импорт живых свиней, свинины и других продуктов из свинины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопрос защиты государства по интересам национальной безопасности как причина нивелирования процесса ВТО»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО; ЕВРОПЕЙСКОЕ

ПРАВО

ВОПРОС ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВА ПО ИНТЕРЕСАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ПРИЧИНА НИВЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ВТО Аюшеева Е.В.

Аюшеева Елена Викторовна - докторант, юридический факультет, Пекинский педагогический университет, г. Пекин, Китайская Народная Республика

Аннотация: в статье рассматривается вопрос понимания национальной безопасности стран-участниц ВТО в механизме разрешения споров. Для примера анализируется кейс DS475 ЕС-РФ - меры, влияющие на импорт живых свиней, свинины и других продуктов из свинины.

Ключевые слова: национальная безопасность, ВТО, Россия, механизм разрешения споров ВТО, ГАТТ, Европейский Союз.

Всемирная торговая организация (ВТО) — это международная организация, созданная с целью получения благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе стабильности и предсказуемости торговых отношений со странами ВТО, их прозрачной политики, устранению дискриминации путем равного доступа к механизму ВТО по разрешению торговых споров и защите национальных интересов [5]. Вступление России в 2012 году в ВТО значительно укрепило ее положение на международной торговой арене. С момента вступления в организацию Россия приняла участие в процедурах формального разрешения споров во всех возможных формах: в качестве истца, ответчика и третьей стороны. За последние 7 лет проведена титаническая работа по гармонизации национального законодательства, совершенствованию правовой системы и правоприменительной практики, изменению налогового режима и таможенных отношений [1, с. 340-344].

Актуальность данного вопроса весьма высока, так как с момента вступления до сей поры обнаруживаются немалое количество проблем при полном отсутствии источников, где можно было бы получить на них практический ответ. Так, одним из основных тем для обсуждения и понимания процессов ВТО является вопрос защиты государства по интересам национальной безопасности. А именно, понимание толкования и имплементации нормы ст. 22 Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), которое нивелирует механизм разрешения споров в ВТО.

Одним из примеров, связанных с протекционизмом и защитой интересов Российской Федерации в ВТО, является кейс DS475 - меры, влияющие на импорт живых свиней, свинины и других продуктов из свинины. Истцом по данному делу является Европейский Союз (ЕС) [5].

Суть дела заключается в запрете импорта свинины из Европейского Союза в Россию. Он был введен после обнаружения вспышки африканской чумы свиней в странах Балтии. 24 января 2014 года власти Литвы объявили, что вирус был обнаружен в теле кабана. На следующий день в Белоруссии введен временный запрет на ввоз свинины и мяса кабана. 27 января 2014 года Россельхознадзор ввел аналогичный фитосанитарный запрет. В самом начале власти Российской Федерации говорили лишь о временном ограничении поставок - минимум на 2 месяца. Однако позже, в апреле, импорт свинины также был запрещен из «зараженных» Польши и Литвы. Основной причиной данного ограничения стали подозрения инстанций в использовании перерабатывающими предприятиями опасного сырья из зараженных

регионов ЕС. Впоследствии вспышки чумы произошли в Эстонии и Латвии, что подтолкнуло Россию наложить запрет на импорт готовой продукции и из этих регионов. А полный запрет на импорт свиного мяса из всех стран Евросоюза был введен 7 августа 2014 года.

Следует отметить, что российские ограничения распространялись только на сырую свинину, а не на готовую свинину. Данное обстоятельство обусловлено тем, что согласно ветеринарным сертификатам на готовой продукции указывается страна-производитель, в свою очередь на сырую свинину указывают ЕС в целом. Также в Европейском Союзе полностью отсутствовал механизм контроля за транспортировкой зараженного мяса и животных в пределах его границ.

Так, Правительством Российской Федерации было опубликовано постановление «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». Изначально документ являлся ответом на санкции, введенные в отношении России после ситуации на юго-востоке Украины. Но, 25 октября 2017 года в продовольственное эмбарго были включены живые свиньи (кроме чистокровных племенных животных) и различные мясные субпродукты [2].

Основываясь на действиях Российской Федерации, Европейский Союз, несущий экономические потери, подал 8 апреля 2014 года жалобу в ВТО. Европейский Союз просил провести консультации с Российской Федерацией относительно некоторых мер, принятых ими и затрагивающих импорт живых свиней и их генетического материала, свинины, продуктов из свинины и некоторых других товаров из Европейского Союза, предположительно из-за опасений, связанных со случаями африканской чумы свиней. Европейский Союз утверждает, что введенные меры противоречат: статьям 2.2, 2.3, 3.1, 3.2, 3.3, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 5.5, 5.6, 5.7, 6.1, 6.2, 6.3, 7, 8 Приложения B и Приложения C Соглашения ВТО по применению санитарных и фитосанитарных мер (СФС); статье 1:1, Раздел Ш:4 и статье XI:! ГАТТ 1994 года [4] соглашений ВТО. По мнению Европейского Союза, распространение фитосанитарного запрета на свинину на все Содружество противоречило ряду правил организации.

Тяжба России и Евросоюза длилась 3 года. Основным результатом разрешения спора стала отмена запрета Российской Федерацией 6 декабря 2017 года на импорт свиней и свиноводческой продукции из Европейского Союза, сохранив ограничения только на регионы, где были зарегистрированы вспышки. Однако импорт свинины в Россию из ЕС так и не возобновился.

Причиной продолжения спора послужило продовольственное эмбарго, введенное в августе 2014 года. В ответ 3 января 2018 года ЕС подал запрос о созыве коллегии арбитров ВТО.

В средствах массовой информации часто звучали дискуссии о требованиях Европейского Союза от России, о возмещении ущерба за запрет на импорт свинины в размере 1,39 млрд евро. 8 января 2015 года Еврокомиссия пояснила, что требование было не о материальной компенсации, а о максимальном размере будущих торговых ограничений, которые должны были быть введены для России.

Согласно соглашению ВТО, а также в рамках механизма разрешения споров в ВТО, страна, признанная потерпевшей, имеет возможность вводить контрмеры (например, торговые пошлины и т.д.). Это происходит, если стороны не достигли соглашения о последовательности после вынесения решения арбитражной группой ВТО.

Минэкономразвития РФ в ответном заявлении отметило, что запрос ЕС безоснователен, так как Россия полностью выполнила все пункты решения арбитражной группы [2].

Итогом стало блокирование со стороны России запроса ЕС созвать панель ВТО по контролю за соблюдением требований по спору о свинине. Данное решение стало возможно после проведения консультаций с Европейским Союзом в соответствии со статьей 21.5 Соглашений в отношении некоторых мер, принятых Россией для

62

выполнения рекомендаций и постановлений ВТО по данному спору. Таким образом, спор был приостановлен.

На данном примере видно, что использование ст. 21 ГАТТ дает право на совершение действий, которые страны-участницы ВТО считают необходимым для защиты интересов своей безопасности в международных отношениях. Впоследствии процесс Россией был технически проигран, однако существенных изменений и для ЕС не произошли.

Возникает логичный вопрос, что нужно понимать под исключением «по национальной безопасности». Расплывчатость нормы ст.21 ГАТТ теоретически позволяет странам-участницам ВТО обосновывать любые торговые споры, возникающие в ВТО.

Мы считаем, что отсутствие четкого понимания «соображений безопасности стран-участниц» для ВТО, а особенно для механизма разрешения споров в ВТО, на данный момент стал одним из основных проблем. Решение данного вопроса, на наш взгляд, возможно в ближайшее время. Так, с введением на международной арене политики протекционизма США в отношении своих партнеров послужило большому резонансу в международной торговле. Текущий спор Китая и США в ВТО, а точнее решение панели ВТО по данному кейсу станет значительным прецедентом в истории этой организации, в том числе, даст своеобразное толкование норм ст.21 ГАТТ. Такое резонансное дело только начинает свой путь и практически все взоры стран-участниц ВТО направлены на ход данного кейса.

Таким образом, концепция Всемирной торговой организации, как и её деятельность, изначально была аполитичной. Неудивительно, что все страны активно боролись и борются за право стать её членами. Однако сейчас это все чаще переходит в протекционизм и модно стало наблюдать за политизацией решений ВТО. Отсутствие четкого понимания процессов современного мира все больше дает пищу для осознания реформирования ВТО или о создании другой альтернативной международной организации.

Список литературы

1. Джексон Д.Х. Правовые проблемы международных экономических отношений: дела, материалы и тексты по вопросам национального и международного регулирования транснациональных экономических отношений. [Jackson J.H. Legal problems of international economic relations: cases, materials and text on the national and international regulation of transnational economic relations / by John H. Jackson, William J. Davey, Alan O. Sykes, Jr.] - 3-е изд. (Серия Американских журналов), 2015. С. 340-344.

2. История спора России и ЕС вокруг поставок свинины. Досье. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tass.ru/info/4862066/ (дата обращения: 05.03.2019).

3. Источник: запрос России к ЕС о консультациях в ВТО по спору о свинине принят. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wto.ru/2018/02/07/источник-запрос-россии-к-ес-о-консульт/ (дата обращения: 03.03.2019).

4. Кросби Д. Участие России в процедуре разрешения споров ВТО для сохранения и расширения доступа на мировые рынки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://m.ictsd.org/bridges-news/мостьI/news/участие-россии-в-процедуре-разрешения-споров-вто-для-сохранения-и-расширения/ (дата обращения: 14.02.2019).

5. Механизм разрешения споров в ВТО. Архив дел. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/dispu_by_country_e.htm/ (дата обращения: 04.03.2019).

6. Официальный сайт Всемирной Торговой Организации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.wto.org/ (дата обращения: 09.02.2019).

63

7. Путин: РФ продолжит поддерживать своих фермеров без нарушений правил ВТО. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wto.ru/2018/03/13/nyrnH^-продолжит-поддерживать-свои/ (дата обращения: 01.03.2019).

8. Россия заблокировала запрос ЕС созвать панель по спору о свинине. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wto.ru/news/rossiya-zablokirovala-zapros-es-sozvat-panel-vto-po-sporu-o-svinine/ (дата обращения: 16.02.2019).

9. Свиные санкции: чем грозит России новый спор с ЕС в ВТО. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/09/01/2018/5a53a69b9a7947d746880ab9/ (дата обращения: 03.03.2019).

10. Уйти красиво: чем грозит России выход из ВТО. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ruposters.ru/news/14-07-2017/chem-rossii-grozit-vyhod/ (дата обращения: 01.03.2019).

11. Центр экспертизы ВТО. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wto.ru/ (дата обращения: 16.02.2019).

12. Ayusheeva E. V. Russia is the WTO member for 5 years: dispute settlement mechanism // Научные исследования: ключевые проблемы III тысячилетия / Сб. ст. по мат. XXIV Международной научно-практической конференции (Россия, Москва, 1-2 апреля, 2018). Москва: Изд. «Проблемы науки», 2018. С. 71-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.