Научная статья на тему 'Вопрос соотношения дистанционного образовательного и аудиторного компонентов при планировании программы последипломного образования врачей по аудиотерапии'

Вопрос соотношения дистанционного образовательного и аудиторного компонентов при планировании программы последипломного образования врачей по аудиотерапии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВРАЧЕЙ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / АУДИОТЕРАПИЯ / CONTINUOUS MEDICAL EDUCATION / POST-GRADUATE MEDICAL EDUCATION / VIRTUAL EDUCATION / ACTIVE EDUCATIONAL METHODS / AUDIOTHERAPY
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вацкель Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопрос соотношения дистанционного образовательного и аудиторного компонентов при планировании программы последипломного образования врачей по аудиотерапии»

ровый образ жизни.

Keywords: health creative outlook, alkaline lifestyle, heal^ abilities, skills daily savings health, healthy lifestyle.

УДК 37.018.46

Е.А. Вацкель

ВОПРОС СООТНОШЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И АУДИТОРНОГО КОМПОНЕНТОВ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ПРОГРАММЫ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ ПО АУДИОТЕРАПИИ1

Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, Санкт-Петербург, vatskel@mail.ru

Введение. Совершенствование медицинского образования - залог эффективности системы здравоохранения. Поскольку в медицинской сфере происходит постоянное увеличение объема информации и новых технологий, для профессиональной деятельности врача необходимо постоянное освоение новых компетенций, которое обеспечивается благодаря системе последипломного образования. Однако, возникает вопрос совмещения профессиональной деятельности и обучения: последипломное образование отрывает специалиста от непосредственной лечебно-реабилитационной деятельности, более того, оно может быть связано с командировками, существенными временными и финансовыми затратами. В связи с этим, возникает вопрос оптимизации учебного процесса в рамках последипломного медицинского образования. Одним из способов оптимизации программ последипломного образования и повышения квалификации является использование дистанционных образовательных технологий. Эффективность использования дистанционных образовательных технологий описана рядом практиков организации последипломного медицинского образования (Агранович Н.В., Ходжаян А.Б 2012; А. Белозерова, Б.В. Кристальный с соавт. 2007; Горшунова Н.К 2009; Дмитриева, О.В. с соавт. 2012; И.Н. Денисов, М.В. Холопов 2007; И.Н. Куприянова, С.А. Чемизов 2010; Д.В. Пивень с соавт. 2009; Г.Н. Шляхова с соавт.2011 и др. ).

Основными особенностями подобной модели организации последипломного

1 E.A. Vatskel. The matter of distance educational component and classwork component proportion while planingaudiotherapy post-graduate program.

образования являются гибкость, параллельность, асинхронность, модульность, массовость, экономическая эффективность [1], возможности саморегулиции учебной деятельности по времени и объему [2]. Также важно отметить изменение роли преподавателя (который выступает в роли наставника [1] и роли обучающегося [3] (выступающего активным мотивированным участником учебного процесса, а не пассивным рецепиентом информации). Таким образом, использование дистанционных образовательных технологий соответствует требованиям педагогики. Дистанционные образовательные технологии могут быть использованы при всех формах получения образования [4] и использоваться в разной степени в заочной, очно-заочной и очной моделях организации учебного процесса [5]. Все это делает дистанционное образование перспективной формой реализации программ последипломного образования врачей.

Важным также является вопрос организации практической части программ последипломной подготовки. В ряде программ не требуется очное участие обучающегося, достаточно иллюстраций, симуляционных тренажеров и т.д. Однако, поскольку, обучение в рамках последипломного медицинского образования касается системы «человек-человек», в ряде случаев просто необходимо, чтобы обучающиеся получали непосредственные компетенции, касающиеся работы с пациентом. В настоящее время, в последипломном медицинском образовании получили распространение и используются активные формы и методы (интерактивные семинары, тренинги, деловые игры, ролевые игры, круглые столы и т.д.) Данные методы позволяют актуализировать полученные знания и являются для практикующих специалистов более эффективными, чем традиционные академические занятия. Преимуществом использования активных методов в очных занятиях является включенность обучающегося и активная позиция, что также соответствует требованиям к образованию взрослых.

Цель данной работы - проанализировать возможности соотнесения дистанционного и аудиторного компонентов в программе последипломного обучения врачей по аудиотерапии с учетом современного опыта построения программ последипломного медицинского образования

Методы. Анализ содержания программы подготовки врачей по аудиотерапии с целью распределения времени обучения на дистанционную и очную фазы, педагогическое проектирование.

Результаты. В ПСПБГМУ им. акад. И.П. Павлова разрабатывается программа подготовки врачей отделения гемодиализа, работающих с пациентами с ХБП V

стадии по применению аудиотерапии (способу психологической коррекции пациентов с помощью прослушивания музыки и звуков природы). При разработке программы подготовки врачей по применению аудиотерпии, необходимо учитывать ряд факторов. Прежде всего, подготовка по аудиотерапии требует изучения теоретического материала и осуществления контроля знаний после прохождения каждого модуля. Необходимо изучение психологических особенностей пациентов с ХБП V стадии, возможностей аудиотерапии (музыкальной терапии и прослушивания звуков природы), психофизиологических основ воздействия звуков и музыки, восприятие музыки и воздействие музыки на ЦНС, психологических механизмов воздействия музыки на личность человека, видов и методов музыкальной терапии. Данная часть подготовки по аудиотерапии была вынесена в модуль с использованием дистанционных образовательных технологий, что позволит врачам работать в удобном для них графике без отрыва от непосредственной лечебной работы. В процессе проектирования была принята во внимание специфика деятельности по психологической коррекции, где важен контакт с пациентом, даже учитывая факт опосредованности психокоррекционного воздействия через аудиоматериалы (специально разработанные для данной группы пациентов плейлисты, включающие музыкальные произведения и звуки природы, позволяющие снижать уровень тревоги и депрессии). В связи с этим, в программе подготовки врачей по аудиотерапии был выделен очный компонент, в который было заложено: обучение технологии аудиотерапии, методам работы с пациентами и методам оценки эффективности проводимой работы, изучение специфики работы с пациентами и т.д.

Таким образом, благодаря введению дистанционных образовательных технологий у обучающихся появляется возможность изучения во внеаудиторное время лекционного материала, презентаций, ситуационных задач, тестовых заданий для контроля качества усвоения материала. Такая стратегия совмещения дистанционного и аудиторного обучения дает возможность производить начальный контроль знаний, промежуточный модульный контроль по каждой изученной теме (обучающийся не может перейти к новой теме, пока полностью не закончит модуль), итоговый контроль в дистанционном режиме. Аудиторный этап обучения включает все формы занятий «человек-человек», в том числе, защиту курсового проекта. В очную часть выносятся семинарские и практические занятия с использованием методов и форм активного обучения. Заключение. Таким образом, при разработке программы обучения врачей по

применению аудиотерапии, эффективным было сочетание дистанционных образовательных технологий и очных занятий с использованием методов и форм активного обучения. Составленная таким образом программа наиболее эффективна с точки зрения соответствия цели обучения, временным затратам и соответствует принципам андрагогики.

Литература:

1. Макарова В.И., Макаров А.И., Меньшикова Л.И. Возможности дистанционного обучения в профессиональном медицинском образовании // Международный журнал фундаментальных и прикладных исследований. 2011. № 10. C. 107-108

2. Артюхов И.П., Ковалева Г.В., Россиев Д.А., Пац Ю.С. Новые парадигмы высшего медицинского образования: Дистанционные технологии обучения // Сибирское медицинское обозрение. 2005. Т. 37, № 14. C. 54-55.

3. Куприянова И.Н., Чемезов С.А. Дистанционное обучение, как средство развития высшего последипломного медицинского образования // Медицина и образование в Сибири. 2010. № 2. C. 5.

4. О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий: федер. Закон Рос. Федерации от 28 февраля 2012 № 11 ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собрания Рос. Федерации 14 фев. 2012.: Одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 22 фев. 2012 //http://base.garant.ru/70143486/ (дата обращения 05.09.2013).

5. Алферова М.А., Голубчикова М.Г. Сопровождение преподавателей в процессе использования современных образовательных технологий // Сибирский Медицинский Журнал. 2011. Т. 105, № 6. С. 289-292.

Ключевые слова: непрерывное медицинское образование, последипломное образование врачей, дистанционное образование, активные методы обучения, аудиотерапия.

Key words: continuous medical education, post-graduate medical education, virtual education, active educational methods, audiotherapy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.